Уголок уединения в детском саду: помогаем малышам жить в гармонии с собой
презентация

Соколенко Тамара Ивановна

В данной презентации вы узнаете:

- что такое уголок уединения;

- каково назначение уголка уединения;

- как правильно его оформить;

- каким должно быть наполнение уголка уединения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_uedineniya_v_detskom_sadu_-_kopiya.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Уголок уединения» в детском саду: помогаем малышам жить в гармонии с собой

Слайд 2

Согласно существующим требованиям к организации развивающей среды в образовательных учреждениях, является необходимым создание в ДОУ комфортных условий не только для активной деятельности воспитанников, совместных игр, занятий под руководством педагога, но и для психологической разгрузки, отдыха детей. При пребывании целый день в шумном коллективе ребенку может потребоваться личное пространство. Для этого размещают в детском саду «Уголок уединения» (или, согласно ФГОС, центр уединения и релаксации )

Слайд 3

Назначение «Уголка уединения» в детском саду Помочь малышам-дошкольникам пережить расставание с родителями, облегчить адаптацию к новым условиям и требованиям детского садика. Для этого в уголке уединения располагают привычные детям мягкие предметы, игрушки, вызывающие позитивные переживания и помогающие детям расслабиться и отвлечься. Научить ребёнка выражать негативные эмоции: гнев, обиду, злость в форме, безопасной для неокрепшей психики. Для этих целей в уголке могут оформить зону с мягкими предметами для битья или обнимания, коробочки или баночки, в которых ребёнок закрывает свои негативные эмоции. Помочь детям научиться управлять своим эмоциональным настроем, обрести уверенность в себе. С этой целью там находится доска или лист бумаги, на которых дошкольники изображают своё настроение, различные предметы, иллюстрирующие эмоции: радость, печаль, гнев, страх. Повысить самооценку застенчивых и робких детей. Научить дошкольников решать конфликты, возникающие при общении со сверстниками, мириться после споров и ссор. Этим целям соответствует островок примирения – специальный коврик или огороженное место, на котором дети должны решать свои разногласия.

Слайд 4

Рекомендации по оформлению Размеры уголка уединения не должны быть слишком большими, так как ощущение покоя и уюта для детей создаётся маленькими убежищами: домиками, палатками, шатрами. Цветовая гамма уголка уединения должна быть неяркой, свет приглушённым, так как цель этого места – успокаивать, умиротворять, расслаблять. На полу должен быть постелен коврик или мягкая подстилка, подушки. Предметы , которые наполняют уголок уединения, должны быть развивающего характера, побуждать детей к творчеству, самосовершенствованию. В уголке уединения для создания ощущения стабильности должна оставаться неизменной определённая часть предметов, нахождение остальных может носить периодический характер, подпитывая в дошкольниках интерес к этому месту. При создании зоны релакса воспитателям следует учитывать возраст своих подопечных. Игрушки должны отвечать требованиям эстетики и гигиены. Обязательно должны соблюдаться требования безопасности: отсутствие острых и бьющихся предметов . Обратите внимание! В уголке уединения можно сделать окошко, которое позволяет периодически наблюдать за ребёнком, чтобы убедиться в его безопасном состоянии и хорошем самочувствии. При этом оно не должно нарушать личного пространства малыша.

Слайд 5

Оформление центра уединения для дошкольников разного возраста При общем оформлении уголка уединения педагог должен ориентироваться на возраст воспитанников. Так , в младшем дошкольном звене будет актуален дизайн «Норка» — небольшое пространство с маленьким входом, которое подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. Там малыш сможет отсидеться или отлежаться в компании плюшевых игрушек, которые можно обнять (ведь в 3–4 года очень важен тактильный контакт) и других предметов. Обязательные атрибуты «норки» — мягкий коврик и подушки.

Слайд 6

Для среднего и старшего возраста подойдёт дизайн «Шатёр». Домик уже будет более высоким и объёмным. Место маленького круглого входа занимают занавески или ширма. Мягких игрушек здесь уже гораздо меньше (а может и вовсе не быть). Оформление такой зоны даёт возможность воспитателю проявить всё своё творчество и фантазию. Шатёр может трансформироваться в сказочную пещеру, дом гномика, солнечную комнатку, подводное царство и т. д.

Слайд 7

Наполнение уголка уединения в детском саду Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы : предметы для выражения негативных эмоций предметы , выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию пособия для развития эмоциональной сферы

Слайд 8

Предметы для выражения негативных эмоций Отрицательные переживания воспитанники ДОУ могут выразить с помощью ряда предметов : Подушки для битья , подушки-поплакушки (чтобы выплакаться). « Стаканчик гнева» (как вариант, это может быть коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его. « Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться. « Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой. Зеркало для хорошего настроения . Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться. Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку.

Слайд 9

Предметы , выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию Сенсорные игрушки. В младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши. В более старшем возрасте сюда можно добавить картины, которые ребята формируют своими руками: с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых). Красивый настольный фонтан, водопад . Плеер с релаксационными композициями : шум моря, звуки леса, дождя. В младшем возрасте его включает воспитатель, старшие дошкольники способны делать это самостоятельно. Музыкальные игрушки (например, шкатулка), игрушки, издающие звуки (для младших дошкольников это могут быть обычные «пищалки»). Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников), фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов. Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе. Массажёры , небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.). Коллекции морских ракушек, магнитов . Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры. Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто).

Слайд 10

Пособия для развития эмоциональной сферы В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний: Дидактические игры : «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно. Маски (например, грустный и весёлый клоун), волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого. « Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций». « Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков. « Подушка-обнимушка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную ). Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней группе детского сада "Помогая другу, открываю мир".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней группе детского сада "Помогая другу, открываю мир".Конспект занятия, на котором дети отправляются ...

"Мальчики и девочки будут все дружить,в нашем детском саду,вместо дружно жить!"

НОД по гендерному воспитанию детей старшего возраста....

«Мальчики и девочки будут все дружить, в детском саду вместе дружно жить!»

Конспект интегрированного занятия для старшей группы на тему:  «Мальчики и девочки будут все дружить, в детском саду  вместе дружно жить!»...

Дидактическая игра для детского сада «Помоги Красной Шапочке найти дорогу» своими руками (ПДД)

Игровой макет «Помоги Красной Шапочке найти дорогу» своими руками....

Как жить в гармонии с собой и уметь найти общий язык с детьми.

Говоря о дошкольных образовательных учреждениях, все чаще звучат призывы к широкому применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. И это, безусловно, важно, однако не стоит забывать, что...

Краткосрочный творческий проект в подготовительной группе детского сада «Помогите птицам!»

Цель: пополнение и обогащение знаний детей по теме: «Зимующие птицы».Задачи:Расширять знания детей о зимующих птицах;Расширить представление о внешнем виде птиц в зимний период;Формир...