«Знакомство детей дошкольного возраста с народной тряпичной куклой»
проект (подготовительная группа)

Пронина Виктория Сергеевна

Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям. (В. Н. Сорока - Россинский.) Наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том: «Как и какими методами воспитывать нравственность?». А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народным творчеством России. Это позволит им почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. Кукла известна с глубокой древности. Она не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. Поэтому для воспитания чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважения к родной культуре и своей земле я обратилась за помощью к традиционной народной игрушке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kukla.docx74.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

 «Знакомство детей дошкольного возраста с народной тряпичной куклой»


Тема проекта: «Тряпичная кукла, как средство приобщения детей дошкольного возраста  народной культуре»

Автор проекта: Катрич В.С.

Участники: дети, родители, музыкальный руководитель.

Тип проекта: информационно-творческий, групповой, среднесрочный

База проекта: МАДОУ д/с № 7

Срок реализации: ноябрь-декабрь


Характеристика инновационного проекта

Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям. (В. Н. Сорока - Россинский.) Наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том: «Как и какими методами воспитывать нравственность?». А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народным творчеством России. Это позволит им почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. Кукла известна с глубокой древности. Она не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. Поэтому для воспитания чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважения к родной культуре и своей земле я обратилась за помощью к традиционной народной игрушке.

Проблема

Игрушки, в том числе и куклы, современных детей, стилизованы под героев американских мультфильмов, и дети не владеют информацией о традиционной русской кукле. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В семье – изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения.

Актуальность проблемы

Современное   общество   характеризуется   ростом   национального самосознания,  стремлением  понять  и  познать  историю,  культуру  своего народа. Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному  процессу  в  дошкольных  учреждениях  предполагают включение  отдельных  элементов  народной  культуры  в  процесс  развития ребенка. По  утверждению  А.И.  Арнольдова,  Н.П.  Денисюка,  приобщение новых  поколений  к  национальной  культуре  становится  актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Сила  народной  педагогики- в  человечном,  добром,  гуманном  подходе  к личности  воспитуемого  и  требовании  с  его  стороны  взаимообратного человеколюбивого    отношения    к    окружающим.    Именно    цель «облагораживания»  человеческой  души  и  утверждалась  в  народной педагогике.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок,  по  мнению  В.Г.  Безносова,  В.П.  Зеньковского,  Д.С.  Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение  в  культуру  и  социальную  активность. Такие  ученые  как  С.А. Козлова,  Е.И.  Корнеева,  С.Н.  Морозюк,  Э.К.  Суслова  убедительно доказывают,  что  у  детей  старшего  дошкольного  возраста  возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при  условии  отбора  содержания  знаний  и  соответствующей  организации детской  деятельности.  Кроме  того,  как  отмечают  Л.С.  Выготский,  А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие, в старшем дошкольном возрасте идет процесс   целенаправленного   формирования   знаний,   чувств,   оценок, интересов. Дошкольные   учреждения   с   учетом   реализации   собственной образовательной программы обеспечивают приобщение к общекультурным и национально-значимым условиям, формированию общей базовой культуры. В связи с этим появляется необходимость учета личностных особенностей, интересов,  склонностей  дошкольников  и  педагогов  ДОУ,  позволяющих индивидуализировать  воспитательно-образовательный  процесс  в  ДОУ  по данному направлению .Народные  традиции,  будучи  значимыми  элементами  национальной культуры,  помогают  ребенку-дошкольнику  познать  самого  себя,  гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру  собственного  народа.  И  это  не  просто  знание  о  культуре,  а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. С.А.  Козлова  и  Т.А.  Куликов  сформулировали  схему  нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение = нравственное качество. Эта схема  и  будет  положена  в  основу  организации  процесса  патриотического воспитания как части формирования нравственности. Определены  приоритеты  в  работе  с  детьми  старшего  дошкольного возраста, одним из которых является формирование чувства причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, частью  которых  являются  народные  тряпичные  куклы,  в  которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями  времён  года,  погодными  изменениями,  поведением  птиц, насекомых,  растений.  Причем  эти  наблюдения  непосредственно  связаны  с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Вопросы познания и присвоения культуры изучались Э.А. Баллером, Э.В. Ильенковым, А.В. Каменец, Ю.А. Лукиным, Э.Ю.Соловьевым и др. В последние годы возрос интерес к дидактическому аспекту ознакомления детей с родной культурой и национальными традициями.

 Одной из важнейших задач дошкольного образования согласно Федеральному государственному стандарту выступает задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства. Также отмечается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях своего народа и других народов.

В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному  самосознанию,  обращается  внимание  на  возрождение народных традиций, соблюдению исторической преемственности поколений, приобщению  дошкольников  к  национальной  культуре,  формированию духовно-нравственных качеств личности. Механизмом, позволяющим   включить   народную   педагогику   в современный  учебно-воспитательный  процесс  в  ДОУ,  является  народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь  с  социальными  условиями;  она  и  в  настоящее  время  несёт  те  же воспитательные и развивающие функции.

Сегодня  тряпичная  кукла -прежде  всего  элемент  культуры,  который необходимо рассматривать как явление историческое. Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в  себе  определенные  образы,  ориентированные  на  традиционные представления  о  семье,  семейном  укладе,  о  женских  и  мужских  ролях,  о материнстве.   С   точки   зрения   воспитания,   целесообразно   вводить традиционных кукол в жизнь современных детей. Традиционная тряпичная  кукла  обладает  рядом  особенностей.  Её изготовление  не  требует  жесткой  системы  выкроек  и  лекал.  Единый технологический процесс даёт индивидуальный результат. Куклы подобны, ноне  одинаковы.  Они  безлики  (нарисованного  лица  у  них  нет),  но  не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.

Главной  задачей  детского  сада  является  закладывание  основ  духовно-нравственной  личности  с  активной  жизненной  позицией  и  с  творческим потенциалом,  способной  к  самосовершенствованию,  к  гармоничному взаимодействию  с  другими  людьми  ,воспитание  детей  в  национальных традициях. Традиции  организуют  связь  поколений,  на  них  держится  духовно-нравственная  жизнь  народа,  содействует  восстановлению  теряемого  сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому  так  важно  выработать  у  современного  педагога  уважения  к традициям,  позитивное  к  ним  отношение,  желание  поддерживать  их  и сохранять,  восстановить  связь  с  прошлым  донести  до  детей  то,  что  они являются  носителями  русской  культуры,  воспитывать  в  национальных традициях, патриотами

Цели:

-Духовно-нравственное воспитание дошкольников на народных традициях посредством   использования   народных   тряпичных   кукол   и   кукол-проводников  (автор  Тараканова  Л.В.)  как  эффективного  средства  для поддержания  познавательного  интереса эффективного   средства   воспитания   и   познавательного   развития дошкольников.

Задачи:

1.  Приобщение  дошкольников  к  истокам  национальной  культуры, знакомство  с  традициями  и  обычаями  русского  народа  посредством ознакомления  с  историей  создания  традиционных  народных  кукол, материалов  из  которых  они  изготавливались  (тряпичных  и  кукол  с использованием природного материала), их смыслового значения для людей.

2.  Обобщение  и  систематизация  представления  у  детей  о  народной тряпичной  кукле;  развитие  познавательного  интереса  к  рукотворной тряпичной кукле, творческого начала, воображения.

3.  Повышение  речевой  активности,  расширение  объема  словаря,  развитие лексико-грамматического строя речи, развитие диалоговой , связной речи, развитие понимания речи.

4.Формирование  выразительности,  точности  речи;  учить  пониманию переносного  значения слов  в  процессе  ознакомления  с  произведениями малых  фольклорных  форм  на  занятиях  с  использованием  народных рукотворных кукол.

5. Развитие мелкой моторики рук на основе обучения действиям с тканью, природным  материалом,  из  которого  сотворены  куклы  (каштан,  шишки, березовое полено, горох, семечки и т.д.) занятиях по художественному конструированию и аппликации.

6.Развитие детского творчества, эстетического вкуса.

7. Воспитание духовно-нравственных качеств личности на основе познания истории  создания  и  смыслового  значения  рукотворных  кукол,  такие,  как послушание, уважение к старшим, любовь к близким, милосердие, терпение, доброта. Воспитание трудолюбия, аккуратности.

8. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития игровой  деятельности  на  основе  познавательного  интереса  к  тряпичной народной кукле, развитие творческого начала, воображения.

9. Привлечь родителей воспитанников к участию в реализации проекта.

 Ожидаемые результаты:

Ориентируясь на Федеральные   Государственные   Требования в дошкольном  образовании в  процессе  приобщения  детей  к национальной культуре,  частью  которой  являются  рукотворные  тряпичные  куклы, значительно  повышение  уровня  знаний,  умений  и  навыков  по  областям непосредственно  образовательной  деятельности  через  познание  детьми духовных и культурных ценностей народа. Развитие практически всех интегративные качеств личности у детей.

1.«Физически  развитый,  овладевший  основными  культурно –гигиеническими навыками»-в процессе работы с бумагой, тканью, обрыва и скатывания  салфеток  выкладывания  узоров  из  природного  материала, изготовлении народной куклы развивается мелкая моторика руки; участие в народных  подвижных  играх  развивает  быстроту  действий,  выносливость, ловкость.

2.«Любознательный, активный»-заинтересовывает народная игрушка: ее история,   самостоятельное   выполнение,   ребенок   принимает   живое заинтересованное участие в образовательном процессе.

3.«Эмоционально   отзывчивый» -народная     игрушка     вызывает положительные эмоции, тем более выполненная для игры самостоятельно.

4.«Овладевший  средствами  общения  и  способами  взаимодействия со взрослыми и сверстниками»-в процессе работы дети взаимодействуют как с педагогом, так и с товарищами.

5.«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на  основе  первичных  ценностных  представлений,  соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»-при создании рукотворной  игрушки,  аппликации  из  ткани,  поделок  из  природного материала,   используемого, в   изготовлении   кукол   дети   планируют последовательность выполнения работы.

6.«Способный решать  интеллектуальны е и  личностные  задачи, адекватные возрасту»-при  постановке  задачи  себе  ребенок обдумывает какой узор интереснее сделать, какой материал подготовить.

7.«Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире и природе»-знакомятся с русскими обычаями и традициями через познание истории  тряпичной  куклы,  ее  смыслового  значения, материалами, с использованием   которых   она   изготовлена,   осознают   роли   в жизнедеятельности наших предков, играх детей.

8.«Овладевший универсальными   предпосылками учебной деятельности»-при  организованной  образовательной  деятельности ребенок  слушает  взрослого, работает  вначале  по  образцу,  принимает поставленную задачу.

9.«Овладевший необходимыми умениями и навыками»-сформированные умения и навыки помогают ребенку творчески реализовываться. Расширение представлений родителей и педагогов о применении народных тряпичных  кукол  в духовно-нравственном   воспитании   и   образовании   дошкольников. Повышение родительской  активности  в  воспитательно-образовательной работе  ДОУ  по  формированию  нравственно-духовной  сферы  у  детей

Механизмы реализации цели и задач

Разработана система занятий, бесед по знакомству и изготовлению народной куклы.

Содержание проекта

 Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап (октябрь).

Цель: сбор информации и материалов для реализации проекта и создания пространственной предметно-развивающей среды

  • Обдумывание идеи проекта;
  • обогащение предметно-развивающей и игровой среды на основе предметов народного художественного творчества и народной игрушки. Это создание мини-музея «Куклы наших бабушек». Где представлены народные игрушки из различных материалов: деревянные, берестяные, соломенные, тряпичные куклы. Макета «Русская изба», где представлены атрибуты крестьянского быта, а также дидактические пособия по теме. В рамках работы по приобщению детей к русской народной культуре мы изучали быт русского народа, традиционные промыслы, историю народной игрушки, изготавливали простейших куколок и, конечно, играли с ними;
  • Составление планов конспектов занятий;
  • Подготовка материалов, литературы по теме проекта.
  1. Основной этап ( ноябрь)

Цель: реализация проекта, работа с детьми по ознакомлению с тряпичной куклой в разных видах деятельности, взаимодействие с родителями.

Работу по ознакомлению с историей народной куклы, и способами её изготовления организованы в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО:

1. Познавательное развитие, речевое развитие:

  • непосредственно-образовательная деятельность:
  • беседы познавательно-исторического характера на темы: «История куклы», «Народная кукла»;
  • чтение художественной литературы о куклах: А. Толстой «Буратино», русской народной сказки «Василиса Прекрасная»; стихов В. Приходько, Г. Ладонщикова, использование всех видов фольклора;
  • дидактические игры: «Наряди куклу», «Угадай, из чего кукла сделана» (приложение 3).

2. Художественно-эстетическое развитие:

  • организация выставок по темам: «Рукотворная кукла», «Кукла из бабушкиного сундучка;
  • просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписи;
  • подвижные, игры-хороводы, пальчиковые игры, игры с пением;
  • организация мини-музея;
  • мастерская по изготовлению кукол по схемам и рисункам;
  • театрализованная деятельность (обыгрывание сюжетов);
  • буклеты «Народная тряпичная кукла в жизни ребенка»;
  • проведение игры-хоровода «У Маланьи бабушки»;
  • НОД по аппликации «Сестрица Аленушка»
  1. Заключительный этап.

Цель: способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей. 

  • Консультация для родителей «Народная тряпичная кукла – как традиционный элемент воспитания детей».
  • Презентация проекта «Куколка тряпичная – игрушка отличная».

Оценка результатов.

План-график мероприятий реализации проекта

Этапы реализации проекта

Сроки

Мероприятия

Участники проекта

I.

Подготовительный

1-15  ноября

1.Обдумывание идеи проекта. Обогащение предметно-развивающей и игровой среды на основе предметов народного художественного творчества и народной игрушки. Это создание мини-музея «Куклы наших бабушек». Где представлены народные игрушки из различных материалов: деревянные, берестяные, соломенные, тряпичные куклы. Макета «Русская изба», где представлены атрибуты крестьянского быта, а также дидактические пособия по теме.

2.Составление планов конспектов занятий.

3.Подготовка материалов, литературы по теме проекта.

4.Изготовление альбома «Технологическая карта изготовления традиционной русской народной куклы»

5. Картотека дидактических игр, хороводных игр, пальчиковых игр.

Воспитатель

II.

Основной

С 16 ноября -15 декабря

1Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой ( игровые, обережные, обрядовые) Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей её создания и предназначением.

2. Презентация « Куклы , в которые играли наши бабушки»

3.НОД «Знакомство с русским национальным костюмом и тканями».

4.Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами.

4. Беседа по презентации «Народная тряпичная кукла»; выставка мини-музея в группе «Тряпичная кукла».

5.Выставка семейных работ « Игрушка своими руками» (работа с родителями)

Воспитатель

Родители

Дети

6. Буклеты «Народная тряпичная кукла в жизни ребенка»;

7.Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»;

 8. Проведение игры-хоровода «У Маланьи бабушки».

9.Сюжетно-ролевая игра «Мастерская кукол».

10.Просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписи.

11.подвижные, игры-хороводы, пальчиковые игры, игры с пением.

Воспитатель

Дети

12.НОД по аппликации «Сестрица Аленушка».

13. Дидактическая игра «Закончи узор».

14.Изготовление куклы «Колокольчик».

Воспитатель

Дети

III.

Итоговый (заключительный)

1.Консультация для родителей «Народная тряпичная кукла – как традиционный элемент воспитания детей»

2.Презентация проекта «Куколка тряпичная – игрушка отличная».

Оценка результатов. Создание презентации

Воспитатель


Список литературы

1.О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Дет-ство-Пресс, 2004.

2. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «Дет-ство-пресс», 2004.

3.Елена Берстнева, Наталья Догаева «Кукольный сундучок», издательство «ООО Белый город», Москва.

Дайн Г.Д. « Русская народная игрушка». – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. – 192 с., ил.

4.Цыгвинская О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практи-ческие основы изготовления. – СПб.: ООО «Издательство « Детство-пресс», 2013. – 80с.

5.Нестеренко А.В. Традиционные народные куклы в игре современных до-школьников. / Современный детский сад, 2010, – №5, с. 51–56.

6.Кононов А. Духовный смысл игрушки // Духовно-нравственное воспитание. – 2002. – №1. – С. 40–51.

7. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, тех-нология. – М.: Культура и традиции, 2007.


Приложение №1.

Народные и ороводные иры

 «Сиди, Яша»

Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза.

Все идут по кругу и поют:

Сиди, сиди, Яша, под ореховым кустом,

Грызи, грызи, Яша, твердые орешки,

Орехи калёные, ядра золочёные.

Далее говорят, хлопая в ладоши:

Чок-чок, удалец! Вставай, Яша-молодец!

Где твоя невеста и в чём она одета?

Как её зовут и откуда привезут?

Яша в это время крутится на месте, когда песня заканчивается, идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в середину. Необходимо узнать, кто перед ним и назвать имя.

Игра-хоровод «Приехала купаленка…»

Приехала купаленка

(дети ходят по кругу)

На семидесяти тележеньках,

Привезла нам купаленка

(наклоняются в круг и разводят руки в стороны)

Добра и здоровья,

(хлопки руками вправо-влево)

Богатства и почести.

(хлопки руками вправо влево).

«У бабушки Маланьи»

Дети идут хороводом, приговаривая:

«У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке:

Семь сыновей,

Семь дочерей,

Все без бровей,

С вот такими вот носами,

(показывают жестами)

С вот такими бородами.

Все они сидели,

Ничего не ели,

Делали вот так…»

(воспроизводят действия, показанные Ведущим)

«Платочек»

Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.

Галя по садочку ходила,

Свой платочек там уронила.

Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.

Обошла тут Галя садочек,

Ищет голубой свой платочек.

Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).

Не горюй, подруженька Галя!

Мы платочек твой разыскали

Под малиновым под кусточком,

Под зелененьким под листочком.

Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.

«Ярмарка»

Дети стоят в кругу. Это – «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов – красного, оранжевого, зеленого, синего, желтого, фиолетового и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он – «покупатель». Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:

Ваня, Ваня, покружись,

Всем ребятам покажись,

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей!

Стоп!

На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:

– Что угодно для души?

Все товары хороши!

Ведущий «делает заказ»:

– Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)

Теперь ребёнок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.

– На тебе грушу, – говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.

Ход игры может быть разным – смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ (детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.

Жмурки «Ваня» и «Маня».

Выбираются двое водящих (девочка и мальчик) и назначают одного из них «Маней» с тоненьким голоском, а второго – «Ваней», который говорит басом. (Для большего веселья мальчика можно сделать «Маней», а девочку «Ваней».) Водящим завязывают глаза, иногда кружат вокруг себя. Остальные играющие образуют вокруг водящих круг и берутся за руки. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти.

Протянув вперед руки, «Ваня» начинает искать и звать: «Где ты, Маня?». «Я здесь», – отвечает «Маня», но сама, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. «Ваня» может принять за «Маню» кого-нибудь из играющих. В этом случае ему объясняют ошибку. Вместе с тем играющие не дают и «Мане» выйти из круга и натолкнуться на что-нибудь. Когда «Ваня» находит «Маню», их заменяют новой парой водящих.

Стоящие в кругу дети не должны подсказывать водящим, где кто находится. Чтобы поймать «Маню», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая. Если «Ваня» долго не может поймать «Маню», следует предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.

«Жмурки»

Водящий – жмурка – становится в центре. Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Происходит диалог жмурки и играющих:

– Где стоишь?

– На мосту.

– Что продаёшь?

– Квас.

– Ищи три года нас.

Участники расходятся по комнате, жмурка идёт их искать. В ходе игры участники не должны сходить со своих мест. Им разрешается приседать, отклоняться, вставать на коле-ни. Если водящий находит и угадывает ребёнка, он передаёт ему роль жмурки.

«Сиди, Яша»

Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза.

Все идут по кругу и поют:

Сиди, сиди, Яша, под ореховым кустом,

Грызи, грызи, Яша, твердые орешки,

Орехи калёные, ядра золочёные.

Далее говорят, хлопая в ладоши:

Чок-чок, удалец! Вставай, Яша-молодец!

Где твоя невеста и в чём она одета?

Как её зовут и откуда привезут?

Яша в это время крутится на месте, когда песня заканчивается, идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в середину. Необходимо узнать, кто перед ним и назвать имя.


Приложение 2

Беседа «Народная тряпичная кукла»

Цель: формирование у детей интереса к истории народной тряпичной куклы.

Задачи:

  • Знакомить детей с традициями русского народа;
  • Дать представление о разнообразии видов тряпичных кукол;
  • Развивать умение внимательно слушать новый незнакомый материал;
  • Воспитывать интерес к народной игрушке.

Оборудование: компьютер (презентация), мини-музей «Народная тряпичная кукла».

Участники: воспитатель, дети.

Ход:

Вводная часть:

Чтение стихотворения Галины Заславской «Стихотворение про куклу»

Есть иголка у меня, ножницы, наперсток,

Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пестрых.

Я лицо ей разошью нитками цветными

И волшебное сама выдумаю имя.

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое кукла?

Кукла— предмет в виде человека или животного, сделанный из ткани, бумаги, дерева, пластика и других материалов.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о народной тряпичной кукле. Есть ли у вас дома тряпичные куклы?

Беседа по презентации «Народная тряпичная кукла»

1 слайд

«Народная тряпичная кукла».

2 слайд

Воспитатель: Кукла пришла к нам из древности, она являлась магическим предметом. В древние времена кукол приносили в жертву богам, прося у них взамен богатого урожая, хорошей погоды, счастливой любви.

3 слайд

Изображение народных кукол (чучело масленицы, чучело огородное).

Воспитатель: Ребята, какие народные куклы вам знакомы?

Масленица – этой куклой провожают зиму, встречают весну.

Чучело огородное – отпугивает птиц и зверей от огорода.

4 слайд

Воспитатель: Существует народный обычай – дарить детям куклы. В давние времена их делали в семье сами или привозили с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду и творчеству – к одному из главных достоинств самодельной игрушки.

5 слайд

Воспитатель: Материалы для кукол брали разные: мох, бересту, прутья, тряпки, солому, золу и обычное полено. Ткань не резали и не сшивали, а рвали руками, поэтому кукол ещё называют «рванки». Брали ношенную материю, считая, что так сохраняется родовая сила. Крест на груди куклы делали, чтобы отгонять злых духов, отсутствие креста означало – вселение духов.

Воспитатель: Ребята, а вы любите игрушки, сделанные своими руками?

6 слайд

Картинка с куклами.

Воспитатель: В каждом доме кукол было очень много. И дети начинали вертеть (делать) кукол с 3 лет. Считалось, чем больше кукол, тем больше счастья в семье. По отношению детей с куклами судили о будущем семьи. Если дети бережно обращались с куклами, то будет в доме счастье, если небрежно и бросали где попало, то жди беды.

7 слайд

Кукла безлика

Воспитатель: Тряпичная кукла без лица – безлика. Лицо у всех кукол оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения злых сил, а значит, и безвредным для ребёнка. Она должна была принести здоровье и радость. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

8 слайд

Воспитатель: Большую часть кукол изготавливали зимними долгими вечерами, чтобы скоротать время. В такие вечера бабушка, мама, старшие сестры учили малышей делать кукол. Взрослые, относились к этому делу серьезно с душой, и старались передать свои знания детям.

9 слайд

Воспитатель: Выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Куклы передавались по наследству, от бабушек внукам. Так куклы и техника их изготовления  сохранилась до наших дней.

10 слайд

Воспитатель: Куклы были разные. По значению их делили на три группы.

11 слайд

Пример картинок игровых кукол.

Воспитатель: Такие куклы служили развлечением для ребенка.

  • Кукла «Отдарок на подарок» (кукла вежливости);
  • Кукла «Зайчик на пальчик» (одна из первых игровых кукол ребенка);
  • Кукла «Столбушка» (кукла для беседы и игры);
  • Кукла «Утешница» (с помощью этой куклы утешали ребенка, и последние слезы с его лица вытирали юбкой куклы).

12 слайд

Пример картинок обрядовых кукол.

Воспитатель: У каждого народа есть свои обряды. Кукол использовали при проведении сезонных праздников, свадеб, рождении ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.

  • Кукла «Вербница» (обозначает пробуждение природы весной, куст вербы);
  • Кукла «Пасха» (ее делают к празднику «пасха», символ развития и возрождения, можно выставлять вместе с куличами и крашеными яйцами, можно дарить друзьям и родным);
  • Кукла «Неразлучники. Парочка» (это свадебная кукла, ее дарили молодоженам, кукла хранилась всю жизнь, как оберег брака и семьи).

13 слайд

Пример картинок обереговых кукол.

Воспитатель: эти куклы призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей.

  • Кукла «Колокольчик» (кукла добрых вестей; даря колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие вести, поддерживать хорошее настроение, прогонять тоску);
  • Кукла «Пеленашка» (куклу подкладывали к младенцу в колыбель, чтобы сбить с толку злых духов);
  • Кукла «Вепсская» (оберег женщин, помощница).

14 слайд

Пример картинок обереговых кукол.

Воспитатель:

  • Кукла «На здоровье» (кукла-целитель, помогает человеку справиться с болезнью);
  • Кукла «Берегиня» (охраняет и приносит благополучие дому: -Злых людей не пускает, а добрых – встречает);
  • Кукла «Лихоманка» (это злые демоны болезни в облике женщин-систер, представляются злыми девами. Их делали очень яркими. Они висели в избе у печной трубы, оберегая хозяев от болезней. В конце года их сжигали в печи и на новый год делали новых кукол).

15 слайд

Воспитатель: Русская народная поговорка гласит – «Кто в куклы не играет, тот счастия не знает!».


Приложение 4

Мастер ласс для педаоов

Тема: «Тряпичные куклы своими руками»

Цель: расширение представлений педагогов о куклах- оберегах

Задачи:

Образовательная: Расширить знания педагогов по изготовлению куклы - оберега «Кормилки».

Развивающая: Познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы.

Воспитательная: Воспитывать интерес и уважение к культурному

наследию России.

Материалы и оборудование:

Кусок белой ткани 20х20 см для головы-тела; два цветных куска такого же размера для груди-платья; два куска 25х25 см для рук; косынка; синтепон; красные нитки и кусочек ткани на фартук.

Ход мастер – класса:

1 Орг.момент.

В соответствии с ФГОС ДО ведущей деятельностью детей является игра, первое представление о окружающем мире ребенок получает через игрушки.

Что такое кукла? (ответы)

Кукла – игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие. Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека, появилась 1000 лет назад. С давних пор кукол делали из травы, веточек и лоскутиков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе. Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей.

Окунемся в прошлое.

Даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до 100 штук накапливалось.

Есть такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли дети до 7-8 лет, пока они ходили в рубахах.

Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры, с пяти лет дети сами начинали «вертеть» тряпичных кукол.

Куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и материнстве хозяйки.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.

По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить ребенку, так как в нее могла вселиться нечистая сила. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом. Кроме того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание. Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение (страх, радость, грусть, веселье, удивление, восторг, злость)

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали кукол на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

Кукол нельзя было мастерить с помощью иголки или ножниц – это могло «поранить куклу» и повредить, а ведь в такую куклу вкладывалась материнская любовь и забота. Кукла изготавливалась только на основе разрыва ткани и нитей, скручивания и завязывания.

Тряпичные куклы можно разделить по назначению на:

ОБРЯДОВЫЕ (Коза, Куватка, Отдарок-на-подарок, Пеленашка, Пасхальная голубка, Крупеничка, Неразлучники, Невеста)

ОБЕРЕГОВЫЕ (Куватка, Лихоманка, День и ночь, Колокольчик, Кубышка-Травница, Берегиня, Десятиручка, Веснянка, Желанница, Зерновушка, Бессонница, Крестец, Мартинички);

ИГРОВЫЕ (Столбушка, Девка-Баба, Бабочка, Зайчик-на-пальчик).

3 Практическая часть.

Кукла просто загляденье,

Всем гостям на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Демонстрация приема.

Сегодня мы сделаем обереговую куклу ("Кормилку").

Сделать ее может каждый. Главное – приступая к работе, думать о хорошем. Удивительно то, что обереги, сделанные с любовью, с добрыми мыслями, пожеланиями способны брать заботу о «невидимых» событиях на себя. И чем сильнее чувства заключенные в изделия, тем большую силу оно имеет, тем надежнее работает.

Куклу ("Кормилку") матери изготавливали из старых вещей без использования ножниц и иглы. Это правило соблюдали, чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая».

Эту куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы «согреть» ее. После рождения ребенка кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи и сглаза. Когда ребенок подрастал, ее отдавали ему играть.

Кукла Кормилка отличается ярко выраженной социальной и половой принадлежностью – это образ замужней женщины. Этой куколке приделывали объемную тряпичную грудь - чтобы дети были всегда сытыми и здоровыми.

Техника изготовления.

1 Сначала делается голова. Берется квадрат из белой ткани, в его центр выкладывается шарик из набивочного материала (вата, поролон), туго перевязывается катушечной нитью, завязывается на 2-3 узла, обрезается (так закрепляется нить во всей поделке).

2 Изготовление сарафана. Грудь делается из двух квадратов ткани яркой расцветки по технологии головы (пункт 1), только шарики скатываются поменьше. Нитку не обрываем

3 Приматываем груди к шее куколки. Нитку не обрываем.

4 Делаем руки. Складываем квадрат ткани по косой, потом еще один раз и еще один раз.

5 Складываем крестом.

6 Приматываем сзади к шее куклы все той же ниткой. Нитку не обрываем.

7 Той же ниткой приматываем фартук и сзади крепко связываем. На этот раз обрываем нитку. Как видите, вся кукла скреплена почти одной ниткой.

8 Одеваем косынку. Кукла готова.

4 Рефлексия.

У нас получилась красивая кукла. Как вы думаете, почему?

Пусть кукла, сделанная вашими умелыми руками, станет украшением и защитой вашему дому


Приложение 3

Вопросы к беседе с родителями «Как мы играем с детьми»

  1. Как вы выбираете игры и игрушки для своего ребенка (просто так, с определенной целью, ориентируясь на цену, производителя)?
  2. Как часто вы покупаете игрушки своему ребенку?
  3. Покупаете ли вы своему ребенку игрушки народных промыслов (дудочка, глиняная свистулька, матрешка)?
  4. В какие игрушки больше всего любит играть ваш ребенок?
  5. С кем он играет дома?
  6. Убирает ли ваш ребенок игрушки (сам, вместе с вами)?
  7. Играете ли с ребенком в подвижные и народные игры?
  8. Играет ли ваш ребенок в настольные игры? Какие (кубики, пазлы, лего)?

Приложение 4

Игра – хоровод «Бабушка Маланья»

Цель: формирование творческой активности, находчивости, умения сосредоточиться.

Правила: выбирается ведущий, он должен встать в центр круга. Участники говорят слова и все движения повторяют за ведущим.

Участники: воспитатель, дети.

Ход:

Выбирается водящий, дети встают в круг, водящий в центр круга. Дети  движутся по кругу, держась за руки, говорят вместе с водящим такие слова:

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Дети останавливаются и показывают движения:

Все без бровей (закрывают руками брови).

С такими глазами (делают большие глаза),

С такими ушами (растопырить ладони поднести к ушам),

С такими носами (раздуть ноздри),

С такими усами (показать усы растопыренными пальцами),

С такой головой (покачать головой),

С такой бородой (показать руками бороду).

Дети садятся на корточки и одной рукой подпирают подбородок и покачиваются:

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На него(нее) глядели,

Делали вот так (повторяют за водящим любое движение).

Приложение 5

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по аппликации «Украсим наряд» геометрическими фигурами»

Цель:  познакомить детей с историей русского народного костюма.

Задачи:

  • Познакомить детей с особенностями внешнего вида русского народного костюма;
  • Воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре;
  • Совершенствовать технику вырезания из бумаги сложенной вдвое, геометрические фигуры из бумаги сложенной «в гармошку», работы с ножницами.

Материалы:

Наглядный: книга русская народная сказка в обработке А. Н. Толстого «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», иллюстрации одежды, Аленушка (пример аппликации).

Раздаточный: нарисованный на А4 силуэт девушки в сорочке, цветная бумага, ножницы, заготовки из бумаги кокошников и сарафанов, клей, клеенка, салфетка, карандаши.

Ход:

Вводная часть:

Воспитатель: Мы с вами живем в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере. А интересно ли вам, как жили наши предки в давние времена? Во что одевались? Какие праздники отмечали?

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто такие предки?

(это люди, которые жили раньше: бабушки, пробабушки и дедушки).

Какие народные праздники вы знаете?

  • Ярмарка – съезжаются торговые организации для оптовых продажи покупки товаров, сезонная распродажа;
  • Масленица – традиционный праздник, проводы зимы, встреча весны;
  • Рождество – один из главных христианских праздников, в честь рождения Христа;
  • Пасха – самый главный церковный праздник у христиан, он посвящен воскрешению Христа.

Воспитатель: Дети, где можно узнать, как жили наши предки?

(книги, музеи, фильмы).

Сейчас я прочитаю вам сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Пока я буду вам читать, обратите внимание на одежду людей в книге.

Воспитатель: А вот и Аленушка (пример аппликации).

Воспитатель: В Древней Руси в основном шили одежду сами.

Повседневная (рабочая) женская одежда выглядела так: сарафан, платок и лапти (показываю иллюстрации одежды).

Повседневная мужская – так: рубаха, порты, кушак (им подвязывали рубаху), лапти (показываю иллюстрации одежды).

Как вы считаете, почему она называлась повседневная? (одежда, которую носят каждый день, свободная, в которой удобно работать).

Праздничная  одежда – так: сорочка, сарафан, кокошник и сапоги.

Как вы считаете, почему – праздничная? (ее одевали на праздники, одежда была украшена различными вышивками, бисером, драгоценностями и кокошник одевали на праздники).

Воспитатель: Ребята, Аленушка, просит нас помочь ей. Надо украсить сарафаны девушек к празднику. Поможем?

Аппликация «Украсим наряд» геометрическими фигурами»

Пальчиковая гимнастика (делаем 2 раза):

Клеить мы сейчас начнем.

(круговые движения кистями рук в кулаках)

Наши пальчики проснулись, потянулись,

(распрямляем кисти рук, вытягиваем пальчики)

Потянулись и встряхнулись.

(вытягиваем пальчики, встряхиваем руки)

По дорожке побежали, побежали.

(указательный и средний палец бежит по ладошке)

И устали, и устали.

(кладем кисть руки на ладошку и двигаем пальцами)

А теперь хотят опять с нами пальцы поиграть (сгибаем и разгибаем пальцы рук ритмично).

Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, из чего состоит наряд Аленушки (пример аппликации).

(сарафан, сорочка, кокошник)

Воспитатель: надо одеть девушку и украсить ее наряд.

Объясняю и показываю как работать (напоминаю технику работы с ножницами, как правильно приклеивать):

  1. Берем сарафан, намазываем клеем и приклеиваем на девушку, начинаем с лямок сарафана.
  2. Берем кокошник, намазываем клеем и приклеиваем к голове девушки.
  3. Беру листок цветной бумаги, складываю его «гормошкой», со стороны сгиба карандашом рисую геометрические фигуры (треугольник и круг) и вырезаю по контуру.
  4. Выкладываю узор из геометрических фигур на сарафане и кокошнике, приклеиваю все детали.
  5. Рисую лицо девушке и волосы.

Воспитатель: Можете приступать к работе. Помогаю детям, если нужна помощь.

Заключительная часть:

Посмотрите, какие получились красивые наряды!

Что вы сегодня узнали?

Что мы делали?

Молодцы ребята! Все справились хорошо!


Приложение 6

Мастер-класс

на тему «Кукла-берегиня «Колокольчик»»

Цель: приобщение детей к русской культуре.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение работать с тканью и нитками: сворачивание, наматывание ниток для закрепления детали, завязывание узелков для закрепления нити;
  2. Развивать мелкую моторику, инициативу, самостоятельность;
  3. Развитие индивидуальных творческих способностей с помощью изготовления куклы-берегини «Колокольчик».

Участники: дети, воспитатель.

Материалы:

Три разноцветных лоскута ткани круглой формы (диаметром 22 см, 18 см, 16 см), лоскуток ткани треугольной формы (размером 20х6 см), лоскуток голубой ткани (размером 23х15 см), кусок ваты, нитки, образец куклы.

Ход:

Вводная часть:

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами обратимся к нашему мини-музею русской народной куклы. У нас в мини-музее есть куклы-обереги, такие как «Пеленашка» (оберегает малыша от злых духов), «Вепсская» (оберег женщин, помощница), «На здоровье» (целительская кукла, задача: помочь человеку справиться с болезнью) и игровая кукла «Утешница» (с помощью этой куклы успокаивали (утешали) ребенка и последние слезы на лице ребенка вытирали юбочкой этой куклы).

Воспитатель: Тряпичные куклы защищали человека от злых сил, поддерживали хорошее настроение в доме, оберегали его от плохих вестей. Отсюда и название большинства тряпичных куколок – обереги, берегини. И сегодня мы с вами пополним наш музей еще одной тряпичной куколкой-берегиней. А называется она – «Колокольчик».

– Как вы думаете, почему она так называется?

Основная часть:

Пальчиковая гимнастика:

Это чья рубашка –

(сжимать и разжимать пальцы)

Белые горошины?

(показать пальцами «горошины»)

Бабушка старалась,

Шила для Алешеньки.

(делать движения напоминающие шитье иглой)

Это чей сарафан

С белыми ромашками?

(сжимать и разжимать пальцы)

Бабушка старалась,

Шила для Наташеньки.

(делать движения напоминающие шитье иглой)

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно на ее наряд. Он состоит из трех юбочек, которые по форме своей напоминают колокольчики. Отсюда и название нашей куколки.

– Кукла «Колокольчик» - это оберег хорошего настроения. Она следит, чтобы в дом приходили хорошие и радостные новости.

Воспитатель: Нам понадобится: 3 кружочка разного размера из разноцветной ткани на юбки, прямоугольник голубой ткани для головы, кусок ваты, треугольник для косынки, нитки.

Пошаговый процесс изготовления куклы (показываю, делают дети и т. д.):

1. Начнем с изготовления головы для нашей куклы. Для этого возьмем большой круглый лоскуток ткани и положим его на стол перед собой  изнаночной стороной вверх. Возьмем кусочек ваты, скатаем из него шарик. Положим его на середину лоскутка.

2. Обтянем центром лоскутка вату и перевяжем ниткой под ватой. У нас получилась голова куклы и первая юбка.

3. Теперь возьмем средний лоскуток круглой формы и положим на стол  перед собой изнаночной стороной вверх. В него вложим то, что получилось в начале (голова – первая юбка), обтянем центром лоскутка голову и снова перевяжем ниткой. У нас получилась голова куклы и вторая юбка.

4. Возьмем маленький лоскуток круглой формы и положим на стол  перед собой изнаночной стороной вверх. Вложим полученное (голова – две юбки) и снова обтянем центром лоскутка голову и перевяжем ниткой. У нас получились голова и три юбки.

5. Теперь возьмем наш прямоугольный голубой лоскут ткани и положим в его середину голову с юбочками. Обтянем голову куклы и завяжем ниткой под головой.

6. Делаем руки. Для этого выравним свободные концы голубой ткани. Скручиваем один из свободных концов ткани, с краю отступаем место и перевязываем ниткой – получилась рука куклы (тоже самое повторяем с второй стороной).

7. На голову кукле повяжем косынку. Закрепляем косынку на голове.

8. Наша куколка готова.

Заключительная часть:

Какие вы молодцы! Все хорошо справились с работой!

Ребята, какую куклу мы сегодня делали?

Сколько юбок у куклы?

Что одето на голову куклы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по знакомству детей дошкольного возраста с народными промыслами

На занятиях детей знакомят сначала с одним видом ДПИ, а затем с 2-3 видами в сравнении. Важно показать общий образ народных игрушек и их характерное различие, учить детей по одному-двум признакам узна...

Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно об...

Мастер-класс для педагогов " Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста с народной куклой"

Используя в своей работе элементы технологии ТРИЗ, я решила попробовать применить методы и приёмы этой технологии в процессе знакомства детей с народными тряпичными куклами....

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством».

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная ...

ПРОЕКТ "ЗНакомство детей дошкольного возраста с народными промыслами"

Проект реализован в средней группе. Представлен материал по знакомству детей с дымковской игрушкой, русской матрешкой, хохломой....

Знакомство детей дошкольного возраста с народным творчеством

начиная с младшего дошкольного возраста приобщать детей к родной культуре...

"Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством"

Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей жела...