Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду
статья

Орлова Вера Игоревна

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем современности и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников без ущерба для их здоровья.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщение его к здоровьесбережению и овладению современными здоровьесберегающими технологиями является одной из значимых и приоритетных.

Ведь здоровье – это бесценный дар! Это важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду

 

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более активно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении:

- относительно ребенка - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада. Воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровьюи жизни человека; знаний о здоровье и умений оберегать,поддерживать и сохранять его; валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизнии безопасного поведения; задачи, связанные с оказани- емэлементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

- Относительно взрослых - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей дошкольного учреждения и валеологическому просвещению родителей.

Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации дошкольного учреждения; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов дошкольного учреждения и родителей детей.

Инновационность здоровьесберегающих технологий заключается в развитие предвидения последствий своего поведения по сохранению и укреплению здоровья и в разработке психолого-педогогических условий погружения ребенка  в среду, влияющую на психологическое здоровье.

Главная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, определенные привычки. Одним из средств решения этих задач являются здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Целевые задачи здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении:

- Приобщать к самостоятельным занятиям физическими упражнениями: утренней зарядке, подвижным и спортивным играм в свободное время, физкультминуткам.

- Воспитывать нравственные чувства: сопереживания, сдержанности, отзывчивости, товарищества,

коллективизма.

- Воспитывать эстетические чувства: красоты и правильности движений.

- Формировать знания: об основах физической культуры в различных исторических эпохах, о правилах поведения на занятиях, о соблюдении правил техники безопасности, о личной и общественной гигиене, режиме дня.

- Обучать жизненно необходимым способам двигательной деятельности: вращениям, падениям, лазанию, перемещению в пространстве, преодолению препятствий, взаимодействиям, двигательной ритмике.

- Развивать интеллектуальные способности: любознательность, поиск эффективных решений двигательных задач, осмысление своих действий и их целесообразности.

- Содействовать развитию психических функций: памяти, внимания, переключения внимания, восприятия формы движений, воли.

- Содействовать формированию правильной осанки, рессорных функций стопы.

- Содействовать развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

- Научить рациональному дыханию в покое и при выполнении двигательных действий.

- Развивать ловкость: точность воспроизведения движений и их характеристик, согласованность движений различных частей тела, чувство равновесия, чувство ритма.

- Развивать быстроту: простую и сложную двигательную реакцию, быстроту одиночного движения; развивать гибкость: подвижность позвоночника, подвижность в суставах, эластичность мышц.

Несколько групп здоровьесберегающих технологий:

- технология сохранения и стимулирования здоровья;

- технология обучения здоровому образу жизни;

- коррекционные технологии;

- медико-профилактические технологии;

- технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Следует отметить, что используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

К технологии сохранения и стимулирования здоровья относятся:

  • динамические паузы (используются во время занятий): «Зайка», «Зарядка», «Назови скорее», «Найди свое место», «На лугу растут цветы»;
  • пальчиковая гимнастика (проводится в свободное время): «Теремок», «Замочек», «Волшебный дом»;
  • гимнастика для глаз;
  • дыхательная гимнастика;
  • ходьба по контрастным дорожкам;
  • использование тренажёров;
  • подвижные игры (проводятся как в группе малой и средней подвижности, так и на улице): «Кто быстрей опустит обруч», «Мышеловка», «Совушка-сова», «Хитрая лиса»;
  • релаксация (использование музыкальных композиций перед сном, после сна, во время занятий, зарядки и физкультурных занятий): можно использовать любую спокойную классическую музыку, звуки природы;
  • сказкатеропия.

К технологии обучения здоровому образу жизни относятся:

  • физкультурное занятие;
  • самомассаж, где ребенок на примере взрослого поглаживает себя, растирает, легко пощипывает, похлопывает, катает ребристый карандаш или шишки между ладонями, по стопе;
  • утренняя гимнастика;
  • дополнительная образовательная программа: «Топтыжки»;
  • педагогическое просвещение родителей: создаются папки – передвижки, уголки для родителей, памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закалять ребенка»; организации круглого стола; анкетирование;
  • спортивные праздники, дни здоровья; дни открытых дверей.

К коррекционным технологиям относятся:

  • технология музыкального воздействия: прослушивания произведения Бетховина, Чайковского, Шопена для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя;
  • сопровождение всех оздоровительных мероприятий художественным словом: потешки, прибаутки;
  • воспитание валеологической культуры и культуры здоровья: беседы о строении тела, органов восприятия, пищеварения, их функции и причины возникновения болезни.

К медико-профилактическим технологиям относятся:

  • организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
  • организация профилактических мероприятий;
  • организация контроля и помощи в обеспечении требований согласно СанПиНа.

К технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка относятся:

  • обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;
  • создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • взаимодействие диагностического, консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социального направления.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры основа валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии направленные на развитие культуры здоровья педагогов, развитие потребности к здоровому образу жизни: семинары-тренинги, консультации для педагогов, практикумы, фестивали, открытые мероприятия, взаимопросмотры, опыты работы, создание презентаций, изучение передового педагогического опыта, подготовка специалистами памяток и буклетов.

Родители – главные воспитатели ребенка. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в детском саду, может или поддерживать ежедневно дома, и закрепляться, либо не находить поддержку, тогда информация, полученная ребенком, будет для него тягостной и лишней.

Валеологическое просвещение родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей: консультации с родителями, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены; родительские собрания; оформления папок- передвижек; личный пример педагога; нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы; анкетирование; совместные акции: дни здоровья, спортивные праздники; буклеты, памятки; дни открытых дверей; о бучение родителей методам оздоравливания детей (практикумы, тренинги); выпуск газеты ДОУ и т.д.

Для того чтобы работа в таком направлении, как здоровьесберегающие технологии, принесла реальную пользу для детей, необходимо создавать для них оптимальные условия в детском саду, включать в повседневную жизнь ребенка систему технологий здоровьесбережения, учитывая его индивидуальные особенности.

Педагогам и родителям необходимо соблюдать десять правил здоровьесбережения: Соблюдайте режим дня! Обращайте больше внимания на питание! Больше двигайтесь! Спите в прохладной комнате! Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! Гоните прочь уныние и хандру! Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! Желайте себе и окружающим только добра!

Данные технологии имеют оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге, формирует у ребенка- привычку к здоровому образу жизни. Эта работа осуществляется комплексно: воспитателями, инструктором по физическому воспитанию, музыкальными руководителями, логопедами, педагогом-психологом.

Данные технологии помогают гармонизации психоэмоционального состояния, учат детей понимать свои эмоции,управлять своим поведением, слышать и чувствовать свое тело.

Для проведения успешной работы по здоровьесбережению так же необходимо:

1. Работа с педагогическим коллективом: проведение семинаров-практикумов, выставок, консультаций; проведение и посещение занятий направленных на здоровьесбережение; посещение научно-практических конференций.

2. Создание условий и развивающей среды:

• приобретение массажеров, тренажёров, спортивных снарядов и модулей;

• изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки;

• подбор картотек;

• разработка отдельных оздоровительных комплексов;

• спортивные площадки, и спортивные залы, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка;

• в каждой возрастной группе должны быть оборудованы уголки двигательной активности, которые должны быть оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием.

Укрепление здоровья ребенка - это не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база, которая остается с человеком на всю жизнь.

Результатами внедрения здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении являются:

1. Реформированные навыки здорового образа жизнивоспитанников, педагогов и родителей.

2.  Взаимодействие специалистов в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.

3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберега- ющих технологий в педагогический процесс.

4.  Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в дошкольном учреждении и семье;

6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Следует отметить, что  здоровьесберегающая среда, созданная в условиях детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, уровня развития здравоохранения и образования.

Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем современности и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников без ущерба для их здоровья.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Ведь здоровье – это бесценный дар! Это важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."

Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Жизнь в ХXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей.Здоровье – состояние физическог...

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образоват...

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду

      Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культу...

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Материал из педагогического совета. Здоровье человека - актуальная тема для разговора на все времена, как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здо...