Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»
картотека (старшая группа)

Романова Елена Викторовна

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.  

 Дидактические игры способствуют: развитию познавательных и умственных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения, а также развитию речи детей: пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения.

 Представленные  игры и упражнения направлены на решение следующих

задач:

- пополнение и активизация словаря дошкольников;

- формирование грамматического строя речи;

       - развитие связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_igrovye_uprazhneniya_po_razvitiyu_rechi.docx176.18 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Как найти логопеда ребенку до 3-х? | Аутизм: вопросы и ответы | Яндекс Дзен

Составила: воспитатель Романова Е.В.

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.  

 Дидактические игры способствуют: развитию познавательных и умственных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения, а также развитию речи детей: пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения.

 Представленные  игры и упражнения направлены на решение следующих

задач:

- пополнение и активизация словаря дошкольников;

- формирование грамматического строя речи;

       - развитие связной речи.

Игры на развитие общих речевых навыков 

 « Вьюга» 

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ. Оборудование: сюжетная картинка «Вьюга».

 Ход игры. Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у..., по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох вверх - дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.

 «Волшебное зеркало» 

Цель игры: развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений. Оборудование: специального оборудования не требуется

Ход игры. Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит: Ну-ка, зеркальце, смотри! Все нам верно повтори! Встану я перед тобой, Повторяй-ка все за мной! Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее какими- либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.

«Пароход»

 Цель игры: развитие у детей силы и плавности голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко. Оборудование: рисунок парохода.

 Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3– 4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить детей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повторяют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться совсем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко. Эту игру можно провести как подвижную. В этом случае предложите детям двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь от нее, или друг от друга.

  «Кто дольше» Цель игры: развитие у детей длительности и устойчивости звучания голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется.

 Ход игры. Дети сидят на диванчике, делают глубокий вдох. При выдохе протяжно произносят слоги, которые состоят из согласных «м» и «н» и различных гласных: «Маммм, миммм, муммм, моммм» и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.

  «Тихо – громко» 

Цель игры: развитие у детей силы голоса. Оборудование: бубен или барабан.  

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или барабана они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах следует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произносить следующие слова: Мы идем и топаем: «Топ – топ – топ». Мы идем и хлопаем: «Хлоп – хлоп – хлоп».

 Подбор признаков, качества и действия к названию предмета

1.«ЭСТАФЕТА»

Цель: активизация глагольного словаря.

 Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово  и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

 Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет;  кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.

2.«КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ»

Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.

Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.

 Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет.

 Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит:

         - У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

         Дети отвечают:

         - Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.

         - Правильно, - подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше.  Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

3.«ПРО КОГО Я ТАК ГОВОРЮ»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Ход:

Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка! На ней юбка и кофточка. Волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».

4.«СКАЖИ КАКОЙ»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Ход:

Взрослый достает из коробки предметы, называет их: «Это груша». Ребенок называет признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная». — «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». — «Это огурец». — «Он продолговатый, зеленый, хрустящий».

5.«КТО БОЛЬШЕ СЛОВ НАЙДЕТ»

Цель: называть качества, признаки и действия животных и птиц, обращая внимание не только на внешний вид, но и на поведение.

Игровое правило: использование глаголов, существительных, прилагательных для характеристики  персонажа

Победит тот, кто больше слов найдет

Дидактический материал: картинки животных (белка, заяц, лиса, медведь, петух, волк, еж, собака, кошка) (Можно использовать текст с описанием зверька)

Ход:

Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает рассказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

6.«КАРТИНКИ – ЗАГАДКИ»

Цель: учить детей описывать  предметы, узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором предметов, используются имена существительные, глаголы, прилагательные).

Дидактический материал: картинки с предметами («Детское лото»)

Игровые правила: Описывать и угадывать предмет.

Ход:

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Воспитатель держит в руках  коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к воспитателю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.

Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

7.ЧТО БЫВАЕТ…»

Цель: учить детей называть как можно больше предметов, имеющих определенный признак, расширять словарь детей за счет прилагательных; развитие сообразительности и  ловкости.

Для проведения игры нужен мяч.

Игровое правило: Поймать мяч и ответить на вопрос.

Ход:

Для проведения игры нужен мяч. Перебрасывая мяч детям различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч взрослому. Взрослый, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

Воспитатель начинает игру со слов:

                                     Тут, конечно, каждый знает,

                                       Что каким у нас бывает.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, столб,  дом, шкаф...)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)

8. Что бывает тяжелым? (Сумка, чемодан, стол, камень…)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)

13. Что бывает мелким? (Ручей, лужа, тарелка…)

14. Что бывает низким? (Трава, стол, кровать, скамейка…)

Классификация предметов и их обобщение

1.«Фрукты – овощи»

Цель игры: дифференциация сходных понятий.

Ход игры.

В начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие -  овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребёнок  верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как всё картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.

         Игра «Фрукты-ягоды» проводится так же, только перед игрой уточняются данные понятия и выбираются другие картинки-символы: кустик для ягод и дерево для фруктов..

2.«Новоселье»

  Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».

  Ход игры.

 Создаётся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещён свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.

3.«Летает, а не птица»

 Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».

 Ход игры.

Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Если ответ правильный, ведущий дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев.

4.«Найди лишнюю картинку»

Цель: определить тематическую группу слов.

 Подбирается серия рисунков, среди которых три рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый – лишний.

Предложите ребёнку первые четыре рисунка и попросите лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?»  

5.«Назови три предмета»

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов.

  Игровые правила. Назвать три предмета одним общим словом. Кто ошибется, платит фант.

 Ход игры.

 Дети,  говорит воспитатель, мы уже играли  в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я назову одно слово, например, мебель, а тот, кому я брошу мяч, назовёт три слова, которые можно назвать одним словом мебель. Какие предметы можно назвать, одним словом мебель?

  - Стол, стул, кровать.

-«Цветы»- произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василёк».

         В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, Воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».  Более сложным вариантом игры будет такой, когда воспитатель во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые. Такой вариант предлагается в том случае, если дети часто играли в различные игры на классификацию предметов.

6.Угадай»

Цель: совершенствовать умение находить слова, обозначающие какое – либо понятие, активизировать словарь детей именами существительными.

Игровое правило: Хлопнуть в ладоши, при произнесении воспитателем загаданного им слова

Ход:

Взрослый называет детям различные слова, например: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка, диван, кресло, тарелка, ручка, книга, голубь, ложка, стул, ковёр, кружка, фломастер, альбом, журавль, нож, тапочки, дверь, блюдце, гвоздь, цветок, цапля, курица, кастрюля, компот, окно, стакан, молоток, огурец, белка, цыплёнок, сковорода, яблоко, шкаф, бумага, топор, ёлка, помидор, корова, мяч, кубики, телевизор, собака, дом, забор, полотенце, яблоко, кошка, поросёнок, телефон, тигр, трава, ботинок, платье, вишня, змея, бусы, лампочка, слон, мыло, брюки, банан, груша, солнце, паук, ананас …

Дети должны по договорённости, отреагировать на определённые слова. Они внимательно слушают и хлопают в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Во второй серии можно предложить, чтобы дети вставали каждый раз, когда, как условлено, услышат слово, обозначающее, например, растение.

В третьей серии можно объединить первое и второе задания, т.е.  дети хлопают в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встают при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.

Многозначные слова

1.«ШИШКА»

Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка».

Ход:

Что растет на елке?

Шишки да иголки.

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле,

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно шишек.

— Про какие шишки говорится в первом стихотворении и про какие во втором?

— Подбери к слову «шишка» складные слова («малышка», «мышка», «мишка»...). Вспомните стихотворение про мишку. («Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет».)

— Про кого эта загадка? «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». (Белка.)

Белка-шалунья сидела на елке,

Бросила шишку прямо на волка.

Ох, какая она шалунишка!

У волка на лбу сразу выросла... (шишка).

2.«ОДИНАКОВЫЕ СЛОВА»

Цель: учить находить слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

Ход:

- Найди в стихотворениях слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

2. Много есть ключей:

Ключ — родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

(Д. Лукич)

3. Шел я с сумкой за плечом,

Вижу: бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом.

Уронил я в воду ключ.

(В. Лившиц)

3.«ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ИГЛА? КАКАЯ ОНА?»

Цель: продолжать учить называть признаки и действия предмета. Расширять представления детей  о многозначных словах.

Ход:

Воспитатель просит вспомнить, какие иголки дети знают, для чего они нужны. Как только дети называют глагол, воспитатель останавливает их. «А что можно шить? Что можно вышивать? Кто еще из зверей защищается иголками от врагов? Что значит слово «колется». Что еще может вас уколоть.

Детям показывают две картинки: елка и сосна.

—        Чем отличаются иголки сосны и елки (у первой они длинные, у -   другой короткие).

—        Чем похожи все иголки? (Они тонкие, острые, гладкие, колючие).

—        Какие вы знаете иглы (швейные, медицинские, хвойные, еловые, сосновые).

—        Отгадайте загадку:

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят.

—        Кто из вас знает загадки про ежа? про иголку? про елку? «Словно елка весь в иголках. Это кто?».

—        Придумайте рассказ «Приключение иголки».

—        И еще загадка.

Шубка - иголки.

Свернется он — колкий.

Рукой не возьмешь.

4.«У КОГО? У ЧЕГО?»

Цель: учить детей подбирать предметы к многозначным словам.

Ход:

Предлагаются вопросы: «У кого?», «У чего?» это есть.

Например: Ручка — у человека, у двери, у чемодана, у сумки. Язычок — у человека, у ботинка. Глазок — у ребенка, у двери. Горлышко — у ребенка, у бутылки. Ножка — у стула, у ребенка, у гриба.

5.«ПРО ЕЖЕЙ И ПРО ЕЛКИ»

Цель: учить различать предметы, которые называются одним словом, закреплять представление о многозначном слове.

Дети рассматривают картинки с изображением леса. По стволу сосны прыгает белка, под елкой – еж.

Игровое правило: дети называют только те деревья, на которых есть иголки и только тех животных, на которых  иголки, а также предметы, которые называются словом ИГЛА.

За правильный ответ выдается карточка  с картинкой на данную тему. У кого больше карточек, тот и победитель.

Ход игры:

- Назовите деревья и животных, в которых спряталось слово игла (ЕЛЬ, СОСНА, ЛИСТВЕННИЦА, ЕЖ)

- Какие это иглы? (ЕЛОВЫЕ,СОСНОВЫЕ, ЛИСТВЕННЫЕ, ИГОЛКИ У ЕЖА)

  - Назовите другие предметы, которые называются словом ИГЛА.

 -Для чего нужны иглы? Что можно делать иглой?

-Сочините сказку про ежей, про елки и разные иголки.

Воспитатель записывает за детьми сказки, затем предлагает нарисовать по заданному сюжету или рисует сам.

Работа над смысловой стороной слова

1.«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГЛАГОЛОМ»

(можно организовать как игру с мячом)

Цель:

развивать внимание, память; расширять и активизировать глагольный словарь по теме; формировать интерес к заданиям, в которых можно проверить свои знания.

Ход:

Педагог читает предложения по своему выбору, дети заканчивают их подходящим по смыслу глаголом (глаголами). Аналогичные предложения можно составить о каждом домашнем животном.

Собака дом... (сторожит).

На чужих людей собака ... (лает).

Границу собака... (охраняет).

Вместе со спасателями собака людей ... (спасает).

Если собаку разозлить, то она может ... (укусить).

За бандитом вместе с милиционером собака ... (бежит).

Незнакомого человека собака... (обнюхивает, облаивает).

Своих хозяев собака ... (любит, слушается).

Кошка на солнышке ... (дремлет, греется, млеет, лежит).

Кошка мышку... (хватает, ловит, ест).

Кошка молоко из миски ... (пьет, лакает).

Кошка лапкой клубок ниток... (раскатывает, ловит).

Кошка, прогибая спинку,... (тянется).

Кошка с подоконника на пол ... (спрыгивает).

Кошка на форточку по шторам ... (забирается).

Кошка на диван ... (запрыгивает).

Кошка сухой корм ... (ест).

Кошка, готовясь ко сну, клубком ... (сворачивается).

Когда кошка хочет позвать котят, она ... (мяукает).

Когда кошку гладят, она от удовольствия ... (мурлычет).

Когда хозяйка приходит домой, кошка ей об ноги ... (трется).

От собаки кошка быстро ... (убегает).

На собаку кошка ... (шипит).

Когда защищается, кошка ... (царапается).

Кот свою территорию ... (метит).

Пастух стадо коров ... (пасет).

В телегу лошадь ... (впрягают).

Люди для свиней свинарник ... (строят).

За домашними животными люди ... (ухаживают).

С овец шерсть специальной машинкой  (состригают).

2. «ПОДБЕРИ СЛОВО»

 Цель игры:

Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

 Ход игры.  

Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?» Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д. «Штопать – носки, чулки, варежки, шарф».  «Завязывать – шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать – шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, будёновку». «Надеть пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки» и т.д.    

Воспитатель называет заранее намеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.

3. «ПОЧЕМУ ГРИБЫ ТАК НАЗЫВАЮТСЯ?»    

Цель игры:

развивать умение подбирать нужные по смыслу слова,     развивать языковое чутье, логическое мышление

-Какой гриб растет под осиной? (ПОДОСИНОВИК)

- Как вы думаете почему он так назван? (ОН ЧАЩЕ ВСЕГО ВСТРЕЧАЕТСЯ ПОД ОСИНОЙ)

-Под березой – (ПОДБЕРЕЗОВИК) Как вы думаете почему он так называется?

-Гриб с волнистой шляпкой  как называется? (ВОЛНУШКА)

С масляной шляпкой?         (МАСЛЕНОК)

-Гриб рыжего цвета?(РЫЖИК)

-Название гриба очень похоже на название домашнего животного. Какой это гриб? (СВИНУШКА)

-Почему его так называют?(ПОТОМУ, ЧТО ОН В ПЯТНАХ, «ГРЯЗНЫЙ», КАК СВИНУШКА».)

Какой гриб носит название дикого животного?(ЛИСИЧКА)

-Почему его так назвали?

-Говорят эти грибы можно есть сырыми. Какие это грибы ? (СЫРОЕЖКИ)

-Как называются грибы, растущие на пнях? (ОПЯТА)

-Раньше в деревнях их называли пнятами, опнятами.

-Эти грибы можно есть? Как они все называются? (СЪЕДОБНЫЕ.)

-Грибы, которые грибники не любят, поганые грибы как называются? (ПОГАНКИ)

-Эти грибы можно есть? Как они называются? (НЕСЪЕДОБНЫЕ)

-Что можно приготовить из грибов (СУП ИЗ ГРИБОВ-ГРИБНОЙ, НАЧИНКУ ИЗ ГРИБОВ-ГРИБНУЮ, ИКРУ-ГРИБНУЮ)

-Как заготовить грибы на зиму? (ЗАМОРОЗИТЬ, ЗАСУШИТЬ, ЗАКОНСЕРВИРОВАТЬ).

Синонимы и антонимы

1."Скажи похожее"

Цель:

учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры.

1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.

 -  Думать - ....(размышлять), открыть - ..... (отворить), отыскать - ... (найти), зябнуть - ... (мерзнуть), поразить - ... (удивить), шалить - ... (баловаться), забавлять - .... (развлекать), прощать - ...(извинять), звать - ... (приглашать), реветь - ... (плакать), мчаться - ... (нестись), вертеться - ... (крутиться), опасаться - ... (бояться), бросать - .... (кидать).

2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.

 - Этот дом большой, а этот....  (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем .... (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем  ..... (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка ..... (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня ..... (жаркий).

2." Подбери подходящее слово"

Цель:

учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры.

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.

 -  Ручей мелкий, а речка ..... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ..... (крупные).

 -  Кашу варят густую, а суп .... (жидкий). Лес иногда густой, но иногда ... (редкий).

 -  После дождя земля сырая, а в солнечную погоду .... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим  .... (вареный).

В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:

 - Худое ведро, худое платье, худой человек.

- Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.

-  Растет цветок, растет ребенок, растет дом.

- Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.

3.«Все наоборот»

Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Материал. Две обезьянки (игрушки).

Ход игры.

Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица..... (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет),  вычистит... (испачкает), замолчит...  (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.

4.«Найди противоположное слово»

Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

  - Сахар сладкий, а лимон .....(кислый). Луна видна ночью, а солнце ....(днем). Огонь горячий, а лед .....(холодный). Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий). Река широкая, а ручей ....(узкий). Камень тяжелый, а пух ..... (легкий). Редька горькая, а груша ..... (сладкая).

- Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней ...( темно). Если сумка не тяжелая, то она .... (легкая). Если нож не тупой, то он ....( острый).

5.«Закончи фразу»

Цель:  учить подбирать слова противоположные по смыслу (антонимы), учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

Ход:

— Закончи фразу:

1.        Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая).

2.        Пластилин мягкий, а камень... (твердый).

3.        Ручей мелкий, а речка... (глубокая).

4.        Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

5.        Кашу варят густую, а суп... (жидкий).

6.        После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая).

7.        Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).

8.        Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый).

9. Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые).

— Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.

— Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)?

— Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)

6.«Говори наоборот»

Цель:

учить подбирать слова противоположные по смыслу (антонимы) развитие мышления, активизация словарного запаса.

Ход:

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

трудолюбивый - ленивый

тяжелый - легкий

трусливый - храбрый

твердый - мягкий

светлый - темный

длинный - короткий

высокий - низкий

острый - тупой

горячий - холодный

больной - здоровый

широкий – узкий

7. «Все наоборот»

Цель:

развитие вербальных способностей, обогащение словарного запаса.

Игровое правило: называть слова противоположные по смыслу

Упражнение лучше проводить с командами в форме соревнования (какая команда лучше и качественнее выполнит задание).

Ход игры:

«Я буду поочередно каждой команде называть слово, вы должны отвечать словом, имеющим противоположное значение, т.е. называть слово-антоним. Старайтесь отвечать быстро и правильно. Выигрывает та команда, кто назовет больше слов – антонимов.

Пример: ночь – день,

узкий – широкий

грязный - чистый,

встреча – разлука,

мир - война

дёшево – дорого

найти – потерять

прошлое – настоящее

беда – удача, счастье

ад – рай, эдем

великан – карлик

жарко – холодно

движение – неподвижность

здесь - там

слева - справа

скупой – щедрый и т.д.».

8.«Слова-неприятели»

Цель: учить детей подбирать антонимы, активизировать словарь прилагательными, наречиями.

Ход:

- Закончи предложения и назови слова – «неприятели»

Слон большой, а комар ...

Камень тяжелый, а пушинка ...

Золушка добрая, а мачеха ...

Зимой погода холодная, а летом ...

Сахар сладкий, а горчица ...

Дерево высокое, а куст ...

Дедушка старый, а внук ...

Суп горячий, а компот ...

Сажа черная, а снег ...

Лев смелый, а заяц ...

Молоко жидкое, а сметана ...

Река широкая, а ручеек ...

Работать трудно, а отдыхать ...

Днем светло, а ночью ...

Сегодня мне весело, а вчера было ...

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает ...

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом ...

Кричат громко, а шепчут ...

Я больна, но скоро буду ...

Я живу близко от реки, а мой друг ...

Продавец продает, а покупатель ...

Друзья иногда ссорятся, но легко ...

Легко заболеть, но трудно ...

Воспитатель спрашивает, а дети ...

Утром дети приходят в детский сад, а вечером...

Сначала гостей встречают, а потом ...

При встрече здороваются, а при расставании ...

 Вечером ложатся в кровать, а утром ...

Игры на расширение словарного запаса и формирование

грамматического строя речи

 «Съедобное - несъедобное» 

Цель игры: обогащение словарного запаса, развитие слухового внимания, памяти, мышления. Оборудование: мяч.

 Ход игры. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети становятся в круг, в центре которого находится взрослый (ведущий). Он бросает ребенку мяч, называя при этом любое слово. Тот, кому кидается мяч, должен подумать и решить поймать мяч или отбросить его. Думать слишком долго нельзя, отвечать следует быстро. Если ребенок допустил ошибку и поймал мяч, когда был назван несъедобный предмет, он выходит из игры на 1–2 круга.

«Живое – неживое»

 Цель игры: закрепление у детей понятия об одушевленных и неодушевленных предметах, обогащение словарного запаса, развитие памяти, внимания. Оборудование: мяч.

Ход игры. Играть можно с одним ребенком или группой детей. Вариант 1. Взрослый объясняет детям, что одни предметы, которые нас окружают, могут двигаться, дышать и расти. Это одушевленные, или живые, предметы, они отвечают на вопрос «Кто?». Другие предметы — неподвижные, никаких действий они сами не совершают. Это неодушевленные, или неживые, предметы, они отвечают на вопрос «Что?». После этого взрослый называет слова, а дети должны сказать, живыми или 19 неживыми являются эти предметы. Например, ложка, стол, машина – это неживые предметы, а белка, кошка, девочка – живые. Вариант 2. Играющие договариваются, что услышав живые предметы ловят мяч, а неживые – не ловят (можно придумать и другое действие). Затем взрослый называет слова, а дети выполняют соответствующие действия.

  «Что это?» Цель игры: закрепление в речи детей обобщающих понятий, расширение словарного запаса. Оборудование: мяч.

Ход игры. Участники игры встают в круг. Взрослый называет любой предмет и бросает мяч одному из детей. Тот ребенок, который его поймал, должен вернуть его взрослому и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет. Например, яблоко – фрукт, юбка – одежда, стакан – посуда, мотоцикл – транспорт, туфли – обувь и т. д

  «Назови ласковым словом»

 Цель игры: закрепление умения образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, обогащение словарного запаса, развитие ловкости и быстроты реакции. Оборудование: мяч.

 Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, называя любое существительное. Малыш, возвращая мяч, должен назвать это слово в уменьшительно-ласкательной форме. Например: мяч – мячик; стол – столик; ключ – ключик; шар – шарик; кукла – куколка;

«Кузовок»

 Цель игры: овладение умением образовать уменьшительно-ласкательные наименования; соотношение действия с его названием. Оборудование: корзинка.

 Ход игры. Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начинает игру. Ребенку дается в руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова: Вот тебе кузовок, Клади в него, что на - ок. Обмолвишься – отдашь залог. Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок...» и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством взрослого назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

 Игра: «Чьё все это?»

 Цель игры: упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже. Оборудование: картинки животных. Ход игры. Педагог показывает детям картинку с изображением животного и задает вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи. 31 Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи. Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.

Игры на развитие слоговой структуры слова

 «Будь внимателен»

Цель игры: овладение умением запоминать и последовательно повторять слоги, слова, обогащение словарного запаса ребенка, закрепление правильного произношения звуков. Оборудование: специального оборудования не требуется.

 Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый последовательно называет слоги или слова, а ребенок повторяет их. На первых порах взрослый может называть 2—3 слога, но по мере усвоения игры количество слогов может увеличиваться до 5. Если ребенок хорошо справился с заданием, то можно предложить ему запомнить и последовательно повторить ряд слов. При этом нужно помнить о том, что слова должны состоять из 2—3 слогов и иметь похожую структуру. Например, для повторения можно предложить такие слоги: [ПА–ПО–ПУ], [ДА– ДЫ–ДО], [КА–КЫ–КО], [ЛА–ЛУ–ЛЫ] и т. д. Слова: Брошка – кошка – окошко; мешок – пушок – петушок и т. д.

 «Назови слоги» 

Цель игры: овладение умением выделять и называть слоги в слове, обогащение словарного запаса, развитие памяти, внимания. Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Взрослый произносит по слогам слово, а затем просит назвать ребенка первый и второй слоги. Например, ма-ма, лу-на, ру-ка и т. д. По мере освоения игры взрослый может предлагать ребенку более сложные слова, состоящие из 3 и более слогов. Например, го-ло-ва, ма-ши-на, а также слова со стечением согласных: стакан, мед-ведь, лис-ток и т. д.

 «Перевертыши» 

Цель игры: тренировка в преобразовании слогов путем замены твердого звука на мягкий или наоборот. 22 Оборудование: специального оборудования не требуется.

 Ход игры. Перед началом игры взрослый объясняет ребенку, как можно превратить твердый слог в мягкий и наоборот. Для этого нужно заменить в слоге гласный звук. Например, ло – лё, ма – мя, па – пя и т. д. Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно.

Игры на развитие связной речи 

 «Путаница»

 Цель игры: формирование умения понимать смысл предложений, преобразовывать запутанную фразу, развитие памяти, внимания, мышления, связной речи , обогащение словарного запаса. Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый произносит запутанные предложения, предлагая ребенку внимательно их прослушать, понять смысл и сказать, все ли было сказано правильно. Ребенок при этом должен заметить ошибку и изменить предложения так, чтобы оно звучало правильно.

Например, использовать можно следующие фразы: Шарик ловит Аню. Петя позавтракала и пошла гулять. Лена лег спать поздно. Дети гуляет в парке. Мама купила в магазине два яблока, одно ананас и одна торт.

  «Почемучки – потомучки» 

Цель игры: овладение умением задавать вопрос «почему?» и отвечать на него, используя союз «потому что». Обогащение словарного запаса, развитие связной речи, памяти, мышления. Оборудование: сюжетные картинки, на основе которых будут задаваться вопросы.

 Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки и задает по ним вопросы. Например: «Почему зимой носят шубы? Почему медсестра делает уколы? Почему люди открывают зонты?» и т. д. А ребенок отвечает на эти вопросы, используя союз «потому что». После этого малыш пробует задавать свои вопросы взрослому, используя союз «почему?»

 «Сломанное предложение» 

Цель игры: тренировка ребенка в исправлении деформированной фразы, развитие связной речи, внимания, памяти, мышления. Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый зачитывает ребенку слова, а тот должен их переставить таким образом, чтобы получилось целое предложение. Например: мама, печь, торт, вкусное — Мама печет вкусный торт. Маша, играть, с, кукла — Маша играет с куклой и т.д.

«Пойми меня» 

Цель игры: развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета. Оборудование: предметные картинки, коробочка.

Ход игры. Педагог показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше педагог объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, педагог спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда педагог говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось педагогу. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку.

 Игры на развитие звуковой культуры речи

 «Придумай слово» 

Цель игры: овладение умением определить количество слогов в слове. Оборудование: посылка.

 Ход игры. В процессе игры ребенок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, взрослый говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м']. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если взрослый заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.

  «Строим дорожку»

Цель игры: развитие фонематического слуха. Оборудование: мяч.

 Ход игры. Дети садятся в круг. Кому-то дается мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передается следующему игроку. Ребенок должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе взрослый активно помогает детям правильно произнести слово (вместе с ними), выделяя очень четко последний звук в слове. На следующем этапе взрослый уже просто следит, чтобы дети четко проговаривали слово и выделяли последний звук.

 Игра «Ловушка»

 Цель игры: развитие умения услышать в слове определенный звук. Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Педагог предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Педагог дает задание детям: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются педагогом в зависимости от темы занятия по развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как ср...

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию словаря для детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как ср...

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Тема «Игрушки»Дидактическая игра «Подбери признак» Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.Кукла (какая?) - …, мяч (какой?) - … .Дидактическая...

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста». Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнк...

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста"

Картотека «Дидактические игры и упражнения  по развитию речи для детей дошкольного возраста"...

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Картотека«Дидактические игры и упражнения  по развитию речи для детей дошкольного возраста»...