Главные вкладки

    Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию словаря для детей дошкольного возраста»
    картотека по развитию речи (старшая группа)

    Щербакова Виктория Васильевна

    Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.  

      Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

    Дидактические игры способствуют: развитию познавательных и умственных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения, а также развитию речи детей: пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения.

    Несмотря на преимущества дидактических игр в развитии речи детей, они не в должной мере применяются в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Во многом это связано с небогатым арсеналом у воспитателей игр и упражнений для развития речи детей, в связи с чем, и была создана данная методическая разработка.  

     

    Представленные в методической разработке игры и упражнения направлены на решение следующих задач:

    - пополнение и активизация словаря дошкольников;

    - формирование грамматического строя речи;

           - развитие связной речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию словаря для детей дошкольного возраста»

    Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.  

      Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

    Дидактические игры способствуют: развитию познавательных и умственных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения, а также развитию речи детей: пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения.

    Несмотря на преимущества дидактических игр в развитии речи детей, они не в должной мере применяются в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Во многом это связано с небогатым арсеналом у воспитателей игр и упражнений для развития речи детей, в связи с чем, и была создана данная методическая разработка.  

     

    Представленные в методической разработке игры и упражнения направлены на решение следующих задач:

    - пополнение и активизация словаря дошкольников;

    - формирование грамматического строя речи;

           - развитие связной речи.

    Подбор признаков, качества и действия к названию предмета

    1.«ЭСТАФЕТА»

    Цель: активизация глагольного словаря.

     Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово  и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

     Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет;  кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.

    2.«КТО КАК ГОЛОС ПАДАЕТ»

     Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.

     Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г Сапгира.

    Ветер весеннюю песню донёс

    Песню пролаял охотничий пёс,

    Волк эту песню провыл на опушке,

    Дружно проквакали песню лягушки.

    Бык эту песню, как мог, промычал.

    Рысь промурлыкала,

    Сом промычал.

    Филин прогукал,

    Уж прошипел,

    А соловей эту песню пропел.

             Ведущий спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая  предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.

    предложению воспитателя  хором произносят нужное слово.

    3.«КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ»

    Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.

    Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.

     Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет.

     Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит:

             - У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

             Дети отвечают:

             - Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.

             - Правильно, - подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше.  Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

    4.«ПРО КОГО Я ТАК ГОВОРЮ»

    Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

    Ход:

    Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка! На ней юбка и кофточка. Волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».

    5.«СКАЖИ КАКОЙ»

    Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

    Ход:

    Взрослый достает из коробки предметы, называет их: «Это груша». Ребенок называет признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная». — «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». — «Это огурец». — «Он продолговатый, зеленый, хрустящий».

    6.«КТО БОЛЬШЕ СЛОВ НАЙДЕТ»

    Цель: называть качества, признаки и действия животных и птиц, обращая внимание не только на внешний вид, но и на поведение.

    Игровое правило: использование глаголов , существительных, прилагательных для характеристики  персонажа

    Победит тот, кто больше слов найдет

    Дидактический материал: картинки животных (белка, заяц, лиса, медведь, петух, волк, еж, собака, кошка) (Можно использовать текст с описанием зверька)

    Ход:

    Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает рассказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

    Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

    7.«КАРТИНКИ – ЗАГАДКИ»

    Цель: учить детей описывать  предметы, узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором предметов, используются имена существительные, глаголы, прилагательные).

    Дидактический материал: картинки с предметами («Детское лото»)

    Игровые правила: Описывать и угадывать предмет.

    Ход:

    Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Воспитатель держит в руках  коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

    Водящий подходит к воспитателю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.

    Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

    8.ЧТО БЫВАЕТ…»

    Цель: учить детей называть как можно больше предметов, имеющих определенный признак, расширять словарь детей за счет прилагательных; развитие сообразительности и  ловкости.

    Для проведения игры нужен мяч.

    Игровое правило: Поймать мяч и ответить на вопрос.

    Ход:

    Для проведения игры нужен мяч.         Перебрасывая мяч детям различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч взрослому. Взрослый, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

    Воспитатель начинает игру со слов:

                                         Тут, конечно, каждый знает,

                                           Что каким у нас бывает.

    1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

    2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)

    3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, столб,  дом, шкаф...)

    4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)

    5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)

    6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)

    7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)

    8. Что бывает тяжелым? (Сумка, чемодан, стол, камень…)

    9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)

    10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)

    11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

    12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)

    13. Что бывает мелким? (Ручей, лужа, тарелка…)

    14. Что бывает низким? (Трава, стол, кровать, скамейка…)

    Классификация предметов и их обобщение

    1.«Вершки-корешки»

    Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

    Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

    Игровое действие. Разыгрывание фантов.

    Ход игры.

    Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».

     Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

             Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобнывершки».

    2.«Фрукты – овощи»

    Цель игры: дифференциация сходных понятий.

    Ход игры.

    В начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие -  овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребёнок  верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как всё картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.

             Игра «Фрукты-ягоды» проводится так же, только перед игрой уточняются данные понятия и выбираются другие картинки-символы: кустик для ягод и дерево для фруктов.

    3.«Новоселье»

      Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».

      Ход игры.

     Создаётся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещён свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.

    4.Лото «В мире растений»

    Цель игры: Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.

    Описание игры.

    Лото состоит из шести больших карт, в середине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу растений в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к какому-нибудь одному родовому понятию, например, цветы или деревья. Кроме больших карт есть маленькие карточки с такими же предметными картинками.

    Ход игры. Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов - названий растений.

    5.«Летает, а не птица»

     Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».

     Ход игры.

    Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Если ответ правильный, ведущий дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев.

    6.«Собери пять»

     Цель: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.

    Игровое правило:

    количество картинок в каждой группе должно быть одинаковыми (5 картинок) соответствует тематической группе(посуда, одежда и т.д.)

     Ход игры.

     Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т.д.) Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её  и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу.

    7.«Найди лишнюю картинку»

    Цель: определить тематическую группу слов.

     Подбирается серия рисунков, среди которых три рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый – лишний.

    Предложите ребёнку первые четыре рисунка и попросите лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?»  

    8.«Назови три предмета»

    Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов.

      Игровые правила. Назвать три предмета одним общим словом. Кто ошибется, платит фант.

     Ход игры.

     Дети,  говорит воспитатель, мы уже играли  в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я назову одно слово, например, мебель, а тот, кому я брошу мяч, назовёт три слова, которые можно назвать одним словом мебель. Какие предметы можно назвать, одним словом мебель?

             - Стол, стул, кровать.

    -«Цветы»- произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василёк».

             В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, Воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».  Более сложным вариантом игры будет такой, когда воспитатель во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят

    Родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые. Такой вариант предлагается в том случае, если дети часто играли в различные игры на классификацию предметов.

    9.Угадай»

    Цель: совершенствовать умение находить слова, обозначающие какое – либо понятие, активизировать словарь детей именами существительными.

    Игровое правило: Хлопнуть в ладоши, при произнесении воспитателем загаданного им слова

    Ход:

    Взрослый называет детям различные слова, например: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка, диван, кресло, тарелка, ручка, книга, голубь, ложка, стул, ковёр, кружка, фломастер, альбом, журавль, нож, тапочки, дверь, блюдце, гвоздь, цветок, цапля, курица, кастрюля, компот, окно, стакан, молоток, огурец, белка, цыплёнок, сковорода, яблоко, шкаф, бумага, топор, ёлка, помидор, корова, мяч, кубики, телевизор, собака, дом, забор, полотенце, яблоко, кошка, поросёнок, телефон, тигр, трава, ботинок, платье, вишня, змея, бусы, лампочка, слон, мыло, брюки, банан, груша, солнце, паук, ананас …

    Дети должны по договорённости, отреагировать на определённые слова. Они внимательно слушают и хлопают в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.

    Во второй серии можно предложить, чтобы дети вставали каждый раз, когда, как условлено, услышат слово, обозначающее, например, растение.

    В третьей серии можно объединить первое и второе задания, т.е.  дети хлопают в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встают при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.

    Многозначные слова

    1.«ШИШКА»

    Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка».

    Ход:

    Что растет на елке?

    Шишки да иголки.

    Если мы растем на ели,

    Мы на месте, мы при деле,

    А на лбах у ребятишек

    Никому не нужно шишек.

    — Про какие шишки говорится в первом стихотворении и про какие во втором?

    — Подбери к слову «шишка» складные слова («малышка», «мышка», «мишка»...). Вспомните стихотворение про мишку. («Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет».)

    — Про кого эта загадка? «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». (Белка.)

    Белка-шалунья сидела на елке,

    Бросила шишку прямо на волка.

    Ох, какая она шалунишка!

    У волка на лбу сразу выросла... (шишка).

    2.«ОДИНАКОВЫЕ СЛОВА»

    Цель: учить находить слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

    Ход:

    - Найди в стихотворениях слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

    2. Много есть ключей:

    Ключ — родник среди камней,

    Ключ скрипичный, завитой,

    И обычный ключ дверной.

    (Д. Лукич)

    3. Шел я с сумкой за плечом,

    Вижу: бьет в овраге ключ.

    Наклонившись над ключом.

    Уронил я в воду ключ.

    (В. Лившиц)

    3.«ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ИГЛА? КАКАЯ ОНА?»

    Цель: продолжать учить называть признаки и действия предмета. Расширять представления детей  о многозначных словах.

    Ход:

    Воспитатель просит вспомнить, какие иголки дети знают, для чего они нужны. Как только дети называют глагол, воспитатель останавливает их. «А что можно шить? Что можно вышивать? Кто еще из зверей защищается иголками от врагов? Что значит слово «колется». Что еще может вас уколоть.

    Детям показывают две картинки: елка и сосна.

    —        Чем отличаются иголки сосны и елки (у первой они длинные, у -   другой короткие).

    —        Чем похожи все иголки? (Они тонкие, острые, гладкие, колючие).

    —        Какие вы знаете иглы (швейные, медицинские, хвойные, еловые, сосновые).

    —        Отгадайте загадку:

    Вот иголки и булавки

    Вылезают из-под лавки,

    На меня они глядят,

    Молока они хотят.

    —        Кто из вас знает загадки про ежа? про иголку? про елку? «Словно елка весь в иголках. Это кто?».

    —        Придумайте рассказ «Приключение иголки».

    —        И еще загадка.

    Шубка - иголки.

    Свернется он — колкий.

    Рукой не возьмешь.

    4.«У КОГО? У ЧЕГО?»

    Цель: учить детей подбирать предметы к многозначным словам.

    Ход:

    Предлагаются вопросы: «У кого?», «У чего?» это есть.

    Например: Ручка — у человека, у двери, у чемодана, у сумки. Язычок — у человека, у ботинка. Глазок — у ребенка, у двери. Горлышко — у ребенка, у бутылки. Ножка — у стула, у ребенка, у гриба.

    5.«ПРО ЕЖЕЙ И ПРО ЕЛКИ»

    Цель: учить различать предметы, которые называются одним словом, закреплять представление о многозначном слове.

    Дети рассматривают картинки с изображением леса. По стволу сосны прыгает белка, под елкой – еж.

    Игровое правило: дети называют только те деревья, на которых есть иголки и только тех животных, на которых  иголки, а также предметы, которые называются словом ИГЛА.

    За правильный ответ выдается карточка  с картинкой на данную тему. У кого больше карточек, тот и победитель.

    Ход игры:

    - Назовите деревья и животных, в которых спряталось слово игла (ЕЛЬ, СОСНА, ЛИСТВЕННИЦА, ЕЖ)

    - Какие это иглы? (ЕЛОВЫЕ,СОСНОВЫЕ, ЛИСТВЕННЫЕ, ИГОЛКИ У ЕЖА)

      - Назовите другие предметы, которые называются словом ИГЛА.

     -Для чего нужны иглы? Что можно делать иглой?

    -Сочините сказку про ежей, про елки и разные иголки.

    Воспитатель записывает за детьми сказки, затем предлагает нарисовать по заданному сюжету или рисует сам.

    6.НАЙДИ НОЖКУ»

    Цель: упражнять детей в составлении предложений с многозначным словом «ножка», понимать разные значения этого слова.

    Ход:

    Воспитатель говорит детям, что она знает  слово, которым называют разные предметы. Показывает картинки с изображением ножки гриба, стула, стола,  дивана, шкафа, у куклы ножка, у гриба .

    1.Угадайте о каком слове идет речь?        

    2.Какая ножка бывает? («У стула сломалась ножка», «У стола ножки крепкие», «У гриба ножки бывают толстые и тонкие»).

    3.Придумайте предложения со словом ножка  стула, ножка гриба и т.д.

    Работа над смысловой стороной слова

    1.«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГЛАГОЛОМ»

    (можно организовать как игру с мячом)

    Цель:

    развивать внимание, память; расширять и активизировать глагольный словарь по теме; формировать интерес к заданиям, в которых можно проверить свои знания.

    Ход:

    Педагог читает предложения по своему выбору, дети заканчивают их подходящим по смыслу глаголом (глаголами). Аналогичные предложения можно составить о каждом домашнем животном.

    Собака дом... (сторожит).

    На чужих людей собака ... (лает).

    Границу собака... (охраняет).

    Вместе со спасателями собака людей ... (спасает).

    Если собаку разозлить, то она может ... (укусить).

    За бандитом вместе с милиционером собака ... (бежит).

    Незнакомого человека собака... (обнюхивает, облаивает).

    Своих хозяев собака ... (любит, слушается).

    Кошка на солнышке ... (дремлет, греется, млеет, лежит).

    Кошка мышку... (хватает, ловит, ест).

    Кошка молоко из миски ... (пьет, лакает).

    Кошка лапкой клубок ниток... (раскатывает, ловит).

    Кошка, прогибая спинку,... (тянется).

    Кошка с подоконника на пол ... (спрыгивает).

    Кошка на форточку по шторам ... (забирается).

    Кошка на диван ... (запрыгивает).

    Кошка сухой корм ... (ест).

    Кошка, готовясь ко сну, клубком ... (сворачивается).

    Когда кошка хочет позвать котят, она ... (мяукает).

    Когда кошку гладят, она от удовольствия ... (мурлычет).

    Когда хозяйка приходит домой, кошка ей об ноги ... (трется).

    От собаки кошка быстро ... (убегает).

    На собаку кошка ... (шипит).

    Когда защищается, кошка ... (царапается).

    Кот свою территорию ... (метит).

    Пастух стадо коров ... (пасет).

    В телегу лошадь ... (впрягают).

    Люди для свиней свинарник ... (строят).

    За домашними животными люди ... (ухаживают).

    С овец шерсть специальной машинкой  (состригают).

    2.»ПЕРЕЕЗЖАЕМ НА НОВУЮ КВАРТИРУ»

    Цель:

    научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

    Игровой материал:

    1.Предметные картинки (парные): чашка-стакан, кружка-чашка, масленка-сахарница, чайник-кофейник, кастрюля-сковородка, платок-косынка, шапка-шляпа, платье-сарафан, свитер-безрукавка, брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки, перчатки-варежки, туфли-босоножки, тапочки- сандалии, ранец- портфель, люстра-настольная лампа.

    2.Коробочки для складывания картинок.

    Ход игры: играют 6 детей. Воспитатель вручает каждому ребёнку 2-3 пары картинок, например: чашка-стакан, платок-косынка, ранец-портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Передавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны – многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».

             Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребёнок ошибается (предъявляет чайник), картинка остается у него.

             К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки.

             Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребёнку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным – называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым.

    3. «ПОДБЕРИ СЛОВО»

     Цель игры:

    Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

     Ход игры.  

    Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?» Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д. «Штопать – носки, чулки, варежки, шарф».  «Завязывать – шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать – шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, будёновку». «Надеть пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки» и т.д.    

    Воспитатель называет заранее намеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.

    4. «ПОЧЕМУ ГРИБЫ ТАК НАЗЫВАЮТСЯ?»    

    Цель игры:

    развивать умение подбирать нужные по смыслу слова,     развивать языковое чутье, логическое мышление

    -Какой гриб растет под осиной? (ПОДОСИНОВИК)

    - Как вы думаете почему он так назван? (ОН ЧАЩЕ ВСЕГО ВСТРЕЧАЕТСЯ ПОД ОСИНОЙ)

    -Под березой – (ПОДБЕРЕЗОВИК) Как вы думаете почему он так называется?

    -Гриб с волнистой шляпкой  как называется? (ВОЛНУШКА)

    С масляной шляпкой?         (МАСЛЕНОК)

    -Гриб рыжего цвета?(РЫЖИК)

    -Название гриба очень похоже на название домашнего животного. Какой это гриб? (СВИНУШКА)

    -Почему его так называют?(ПОТОМУ, ЧТО ОН В ПЯТНАХ, «ГРЯЗНЫЙ», КАК СВИНУШКА».)

    Какой гриб носит название дикого животного?(ЛИСИЧКА)

    -Почему его так назвали?

    -Говорят эти грибы можно есть сырыми. Какие это грибы ? (СЫРОЕЖКИ)

    -Как называются грибы, растущие на пнях? (ОПЯТА)

    -Раньше в деревнях их называли пнятами, опнятами.

    -Эти грибы можно есть? Как они все называются? (СЪЕДОБНЫЕ.)

    -Грибы, которые грибники не любят, поганые грибы как называются? (ПОГАНКИ)

    -Эти грибы можно есть? Как они называются? (НЕСЪЕДОБНЫЕ)

    -Что можно приготовить из грибов (СУП ИЗ ГРИБОВ-ГРИБНОЙ, НАЧИНКУ ИЗ ГРИБОВ-ГРИБНУЮ, ИКРУ-ГРИБНУЮ)

    -Как заготовить грибы на зиму? (ЗАМОРОЗИТЬ, ЗАСУШИТЬ, ЗАКОНСЕРВИРОВАТЬ).

    Синонимы и антонимы

    1."Скажи похожее"

    Цель:

    учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

    Ход игры.

    1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.

     -  Думать - ....(размышлять), открыть - ..... (отворить), отыскать - ... (найти), зябнуть - ... (мерзнуть), поразить - ... (удивить), шалить - ... (баловаться), забавлять - .... (развлекать), прощать - ...(извинять), звать - ... (приглашать), реветь - ... (плакать), мчаться - ... (нестись), вертеться - ... (крутиться), опасаться - ... (бояться), бросать - .... (кидать).

    2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.

     - Этот дом большой, а этот....  (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем .... (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем  ..... (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка ..... (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня ..... (жаркий).

    2." Подбери подходящее слово"

    Цель:

    учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

    Ход игры.

    Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.

     -  Ручей мелкий, а речка ..... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ..... (крупные).

     -  Кашу варят густую, а суп .... (жидкий). Лес иногда густой, но иногда ... (редкий).

     -  После дождя земля сырая, а в солнечную погоду .... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим  .... (вареный).

    В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:

     - Худое ведро, худое платье, худой человек.

    - Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.

    -  Растет цветок, растет ребенок, растет дом.

    - Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.

    3.«Все наоборот»

    Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

    Материал. Две обезьянки (игрушки).

    Ход игры.

    Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица..... (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет),  вычистит... (испачкает), замолчит...  (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.

    4.«Найди противоположное слово»

    Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

      - Сахар сладкий, а лимон .....(кислый). Луна видна ночью, а солнце ....(днем). Огонь горячий, а лед .....(холодный). Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий). Река широкая, а ручей ....(узкий). Камень тяжелый, а пух ..... (легкий). Редька горькая, а груша ..... (сладкая).

    - Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней ...( темно). Если сумка не тяжелая, то она .... (легкая). Если нож не тупой, то он ....( острый).

    5.«Закончи фразу»

    Цель:  учить подбирать слова противоположные по смыслу (антонимы), учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

    Ход:

    — Закончи фразу:

    1.        Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая).

    2.        Пластилин мягкий, а камень... (твердый).

    3.        Ручей мелкий, а речка... (глубокая).

    4.        Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

    5.        Кашу варят густую, а суп... (жидкий).

    6.        После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая).

    7.        Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).

    8.        Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый).

    9. Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые).

    — Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.

    — Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)?

    — Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)

    6.«Говори наоборот»

    Цель:

    учить подбирать слова противоположные по смыслу (антонимы) развитие мышления, активизация словарного запаса.

    Ход:

    Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

    веселый - грустный

    быстрый - медленный

    красивый - безобразный

    пустой - полный

    худой - толстый

    умный - глупый

    трудолюбивый - ленивый

    тяжелый - легкий

    трусливый - храбрый

    твердый - мягкий

    светлый - темный

    длинный - короткий

    высокий - низкий

    острый - тупой

    горячий - холодный

    больной - здоровый

    широкий – узкий

    7. «Все наоборот»

    Цель:

    развитие вербальных способностей, обогащение словарного запаса.

    Игровое правило: называть слова противоположные по смыслу

    Упражнение лучше проводить с командами в форме соревнования (какая команда лучше и качественнее выполнит задание).

    Ход игры:

    «Я буду поочередно каждой команде называть слово, вы должны отвечать словом, имеющим противоположное значение, т.е. называть слово-антоним. Старайтесь отвечать быстро и правильно. Выигрывает та команда, кто назовет больше слов – антонимов.

    Пример: ночь – день,

    узкий – широкий

    грязный - чистый,

    встреча – разлука,

    мир - война

    дёшево – дорого

    найти – потерять

    прошлое – настоящее

    беда – удача, счастье

    ад – рай, эдем

    великан – карлик

    жарко – холодно

    движение – неподвижность

    здесь - там

    слева - справа

    скупой – щедрый и т.д.».

    8. «Непохожие слова»

    Цель игры:

    развивать речь детей, внимательность и умение находить сходства и различия в представленных словах.

    Ход игры:

     игра проводится подобно предыдущей, только вместо того, чтобы показывать ребятам картинки с изображением того или иного предмета, воспитатель сам называет слово.

    Первым этапом необходимо поинтересоваться у ребят, понравилась ли им игра, которая проводилась ранее, что необходимо было в ней делать, получилось ли это у ребят. Только затем можно объяснять правила игры, которые заключаются в том, что теперь следует говорить слова, не похожие по смыслу, а наоборот, противоположные. Сами термины «синоним» и «антоним» руководителю называть необязательно.

    После того как дети усвоят правила игры, можно попросить их назвать слово с противоположным значением к словам «грустный» (радостный), «правда» (ложь).

    Теперь можно приступать к игре. Дети занимают места на стульчиках, расположенных полукругом, и выбирают первого участника. Когда ребенок правильно назовет слово, он вызывает в центр другого ребенка. Если дети хорошо усвоят правила игры, то она протекает очень быстро, но требует при этом большого внимание от ее участников.

    Слова для заданий можно подобрать следующие: польза (вред), работа (отдых), сладкий (соленый или горький), сидеть (стоять), ходьба (бег), потолок (пол), небо (земля), большой (маленький), день (ночь) и др.

    9.«Слова-неприятели»

    Цель: учить детей подбирать антонимы, активизировать словарь прилагательными, наречиями.

    Ход:

    - Закончи предложения и назови слова – «неприятели»

    Слон большой, а комар ...

    Камень тяжелый, а пушинка ...

    Золушка добрая, а мачеха ...

    Зимой погода холодная, а летом ...

    Сахар сладкий, а горчица ...

    Дерево высокое, а куст ...

    Дедушка старый, а внук ...

    Суп горячий, а компот ...

    Сажа черная, а снег ...

    Лев смелый, а заяц ...

    Молоко жидкое, а сметана ...

    Река широкая, а ручеек ...

    Работать трудно, а отдыхать ...

    Днем светло, а ночью ...

    Сегодня мне весело, а вчера было ...

    Заяц скачет быстро, а черепаха ползает ...

    Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом ...

    Кричат громко, а шепчут ...

    Я больна, но скоро буду ...

    Я живу близко от реки, а мой друг ...

    Продавец продает, а покупатель ...

    Друзья иногда ссорятся, но легко ...

    Легко заболеть, но трудно ...

    Воспитатель спрашивает, а дети ...

    Утром дети приходят в детский сад, а вечером...

    Сначала гостей встречают, а потом ...

    При встрече здороваются, а при расставании ...

     Вечером ложатся в кровать, а утром ...


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста

    Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Дидактические игры и упражнения - отличное средство для формирования грамматически правильной речи. Хорошая, правильная речь - залог успешного обу...

    Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста

    Данный материал поможет воспитателям на занятиях развития речи в старшей группе.картотека игр и упражнений подобрана в соответствии возрасту ребенка....

    Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

    Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как ср...

    Консультация для педагогов Тема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста».

    Консультация для педагоговТема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»....

    Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

    Тема «Игрушки»Дидактическая игра «Подбери признак» Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.Кукла (какая?) - …, мяч (какой?) - … .Дидактическая...

    Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

    Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как ср...

    Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

    Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста». Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнк...