КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
консультация

Чилимова Вероника Александровна

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающей великой силой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающей великой силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский , Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое , заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни разных народов. Дети разных национальностей, посещая детские сады ,повседневно обогащаются, рассказывают сказки ,рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Педагог помогает старшим дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет интерес к многонациональной культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, уважение к человеку; что особенности жизни и труда людей зависят от природно-климатических условий ( на севере распространено оленеводство , рыболовство, в южных степных районах преобладает коневодство, на юге выращивают хлопок и т. Д. ) это находит отражение в народных песнях, сказаниях. В движениях танца и игры.

По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ ( « гуси-лебеди, « Коршун и наседка», « Чепена», «Олени и пастухи»). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а так же методикой педагогического руководства. Инструктор и воспитатель, творчески используя игру как эмоционально образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры педагог привлекает внимание детей к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин ( считалка, запевалка или жеребьевка ), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Дети, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.

Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Инструктор дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса ,чтобы убедиться, что все поняли игру правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Сюжетную народную игру можно объяснять по- разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта, и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно образно , но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего , дать послушать диалог, если он имеется ( «Продаем горшки» или « Гуси-лебеди»), и перейти к распределению ролей, которое помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами ( поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот показать на примере активного , как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственности роли водящего, от действий которого зависит например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков).

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только вэтом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять иннициативу, т. Е. дошкольники приобретают важные качества необходимые им в будущей жизни.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

C:\Users\ВИКА\Desktop\hello_html_m5751809b.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Народные подвижные игры»

Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них-учеба, игра для них-труд, игра для низ-серьезная форма воспитания....

Консультация для педагогов "Народные подвижные игры в зимний период"

Информационный материал для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр в зимний период...

Консультация для педагогов "Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов "Народные подвижные игры"

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫВ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Консультация для педагогов «Народные подвижные игры как основа формирования физического совершенства дошкольников»

Консультация для педагогов«Народные подвижные игры как основа формирования физического совершенства дошкольников»...

Консультация педагогам "Народные подвижные игры"

Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение,  игра для них учеба, труд, серьезная форма воспитания. Народные подвижные игры- являются традиционным средством педагогики. Испо...