КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
консультация
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающей великой силой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 268.03 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающей великой силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский , Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое , заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни разных народов. Дети разных национальностей, посещая детские сады ,повседневно обогащаются, рассказывают сказки ,рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Педагог помогает старшим дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет интерес к многонациональной культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, уважение к человеку; что особенности жизни и труда людей зависят от природно-климатических условий ( на севере распространено оленеводство , рыболовство, в южных степных районах преобладает коневодство, на юге выращивают хлопок и т. Д. ) это находит отражение в народных песнях, сказаниях. В движениях танца и игры.
По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ ( « гуси-лебеди, « Коршун и наседка», « Чепена», «Олени и пастухи»). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а так же методикой педагогического руководства. Инструктор и воспитатель, творчески используя игру как эмоционально образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры педагог привлекает внимание детей к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.
Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин ( считалка, запевалка или жеребьевка ), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Дети, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.
Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Инструктор дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса ,чтобы убедиться, что все поняли игру правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.
Сюжетную народную игру можно объяснять по- разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта, и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно образно , но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего , дать послушать диалог, если он имеется ( «Продаем горшки» или « Гуси-лебеди»), и перейти к распределению ролей, которое помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами ( поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот показать на примере активного , как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственности роли водящего, от действий которого зависит например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков).
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только вэтом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять иннициативу, т. Е. дошкольники приобретают важные качества необходимые им в будущей жизни.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Народные подвижные игры»
Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них-учеба, игра для них-труд, игра для низ-серьезная форма воспитания....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/30/picture-1275254-1604065470.jpg)
Консультация для педагогов "НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/17/picture-1289960-1605611069.jpg)
Консультация для педагогов "Народные подвижные игры в зимний период"
Информационный материал для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр в зимний период...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/15/picture-984362-1608044148.jpg)
Консультация для педагогов "Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов "Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/04/picture-700103-1446646128.jpg)
Консультация для педагогов "Народные подвижные игры"
НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫВ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/10/picture-1332872-1620676270.jpg)
Консультация для педагогов «Народные подвижные игры как основа формирования физического совершенства дошкольников»
Консультация для педагогов«Народные подвижные игры как основа формирования физического совершенства дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/20/picture-1336815-1668943126.jpg)
Консультация педагогам "Народные подвижные игры"
Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учеба, труд, серьезная форма воспитания. Народные подвижные игры- являются традиционным средством педагогики. Испо...