Консультация для педагогов "Современные технологии экологического воспитания дошкольников"
консультация

Пшеничная Ольга Эдуардовна

Первым звеном в системе экологического образования является дошкольное. Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Для обеспечения качественного уровня экологического воспитания в детском саду необходимо, чтобы педагоги овладевали новыми формами работы, использовали в практической деятельности с детьми разнообразные методы и приёмы. Творческие педагоги находятся в поиске современных технологий по экологическому образованию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 7 «Ласточка» станицы Прочноокопской

муниципального образования Новокубанский район

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Современные технологии экологического воспитания дошкольников»

                                                                                               

Подготовила: 

старший воспитатель Пшеничная О.Э.

                                                             

                                                 

                                                     

ст. Прочноокопская, 2021 г.

С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования.

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:

в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы;

в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира;

в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.

Первым звеном в системе экологического образования является дошкольное. Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Для обеспечения качественного уровня экологического воспитания в детском саду необходимо, чтобы педагоги овладевали новыми формами работы, использовали в практической деятельности с детьми разнообразные методы и приёмы. Творческие педагоги находятся в поиске современных технологий по экологическому образованию дошкольников.

Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие виды технологий такие как:

- проектные методы;

- социально-игровые методы обучения (дети учат друг друга);

- использование компьютерных технологий;

- мультимедийные презентации.

Одной из наиболее прогрессивных форм работы с дошкольниками является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Зачастую для проведения занятий по экологии недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер. Ребенка многое интересует в окружающем него мире. Применяя принцип наглядности,  становится возможным донести информацию в доступной для ребенка форме. В отличие от взрослого человека, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.

Компьютерные технологии и мультимедийные презентации - дидактические картинки, репродукции художественных картин,  фотографии, видеофильмы, звукозаписи.

1. Звуковые материалы - это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.;

2. Экранные материалы - это слайды, т.е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;

3. Мультимедийные презентации - это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации;

4. Мультимедийные экологические игры, игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.

5. Медиа-занятия. Иллюстративно – наглядный материалы на электронных носителях Экологический театр, который, способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности.

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Идеи технологии: предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»

Метод дискуссий «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?» и т. д. Цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.

Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Этот метод даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников.) Может быть различным по продолжительности (кратковременным — до трех недель, долговременным — до года).    

Современной формой работы по экологическому воспитанию детей является использование моделирующей деятельности, использование графических моделей в процессе ознакомления с природой. Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего - либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельности. Например, глобус – это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Географическая карта – это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта – предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем – использование в учебном или воспитательном процессе. Второй тип графического моделирования – создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Графическая модель будет особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях. Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток – банки и луковицы. Дети с удовольствием их обводят, пририсовывают корни и зелень, т.е. легко воспроизводят натуру. Такая модель в виде календаря наблюдений за растущим луком может быть создана как с детьми младшего, так и старшего возраста. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, а модель остается – ее можно многократно рассматривать как в свободное время, так и на специальных занятиях.

В настоящее время в педагогической практике широко используются такие нетрадиционные формы организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников как КВН, "Блиц-игра", занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга).

          Следующей формой экологического воспитания дошкольников являются экскурсии. На них ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой. Экскурсии с детьми в природу дают детям ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков и т.д.  

Старших дошкольников можно включить в природоохранительные акции – социально значимые мероприятия, которые, могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а также при участии родителей. Акции  можно приурочить к  каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение. Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, например, относятся «Зеленая елочка – живая иголочка» - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День воды, День земли. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту могут уже понять ее ценность, и значение для жизни всех живых существ. Поэтому акция в защиту воды, бережного и экономного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей.

Экологическая тропа — это тоже одна из современных форм обучения. Это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. Создание мини – фермы, фито - поляны, «уголка нетронутой природы» и других «экологических пространств» позволит проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.

Типы экологической тропы.

1. На территории дошкольного учреждения.

2. В природных условиях.

3. В здании детского сада.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – это включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропы выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы, мхи, грибы, старые пни, гнезда птиц на деревьях), микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес, клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни и т. п.).

Этапы создания экологической тропы.

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей.

1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных объектов. Например, нарисовать в кружочках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить эти рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому.

3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа.

4. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).

5. Изготовление табличек с рисунками, надписями для видовых точек, природоохранных знаков.

6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Для организации работы на экологической тропе необходимо разработать специальный «паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема – для педагогов, вторая – простая для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фото или рисунки объектов (желательно несколько фото в разное время года). Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народное название, отражение его образа в фольклоре, песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями, животными, роль в жизни людей и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей.

Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений.

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с детьми выбирает «хозяина (или хозяйку)» тропинки – сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Незнайку, Аленушку и т. п.). Этот персонаж помогает в работе на экологической тропе, его можно изобразить на всех табличках. Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма – задания, участвует в театрализованных праздниках. План тропы, выполненный на фанере или листе пластика, можно укрепить у ее начала. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной.

Организация работы с детьми.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и от целей. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты изучаются много раз, особенно в разные времена года. Если проходит ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же преследуется конкретная цель (например, при помощи луп исследовать кору деревьев), то необходимо ограничиться одним объектом.

На тропинке проводятся: наблюдения; элементарные опыты, игры, театрализованная деятельность, развлечения, экскурсии, эколого-оздоровительные походы, труд.

На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав – важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношение человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе свои и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Нетрадиционной формой экологического образования является использование сказки. Еще одной из форм современных технологий экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности.

Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним. Задачи экологического театра:

- привлечение внимания к проблемам окружающей среды;

- развитие творческих способностей детей;

- вовлечение детей в активную природоохранную деятельность.

В рамках экологического воспитания можно устраивать экологические конкурсы (рисунка, поделки и т. д.).

Работая по теме «Экологическое воспитание» педагоги учат каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.

Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.

Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами.

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой – либо содержательный блок (но не чаще одного раза в два месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.

       Технология организации труда в природе как экологически ориентированной деятельности дошкольников. Труд по уходу за животными и растениями является для ребенка проявлением заботы, актом помощи живому, гуманности. Технология организации труда в природе осуществляется в логике организации трудовой деятельности детей — от знакомства с трудом взрослого по уходу за животными и растениями к обучению посильным способам ухода и самостоятельному осуществлению трудовой деятельности в природе. Сажать деревья и не только (это отличный пример для детей научиться любить природу).

В заключение следует отметить, что современные технологии экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей. Её реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников. Применение технологии требует от воспитателя вдумчивого подхода. Не меняя ее стержня и учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании экологической культуры детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО".

Актуальность создания и развития системы экологического образования определяется необходимостью изменения устоявшихся представлений о безграничности окружающей среды с самовосстановлению и самоочищени...

Технология экологического воспитания дошкольников

Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе эко...

"Метод проектов - технология экологического воспитания дошкольников" консультация для педагогов и родителей

Дошкольники проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры....

Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников....

Технология экологического воспитания дошкольников С.Н.Николаева.

Развивать экологические представления, знания о ценности природы через организацию экспериментальной опытно-исследовательской деятельности....

Консультация для педагогов "Современные технологии экологического воспитания дошкольников"

Консультация для педагогов "Современные технологии экологического воспитания дошкольников"...

Фотоотчет :«Экологический ай- стоппер из бросового материала» как технология экологического воспитания дошкольника во второй младшей группе "Ромашка" Апрель 2023г.

Современные дети, воспитанные экранной культурой смартфонов, компьютеров, и  других гаджетов , отличаются клиповым мышлением (клиповое  мышление — от англ.  clip,  «фра...