"Метод проектов - технология экологического воспитания дошкольников" консультация для педагогов и родителей
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)

Доронина Светлана Владимировна

Дошкольники проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Метод проектов - технология экологического воспитания детей дошкольного возраста»

         В детском саду закладываются основы экологической культуры. Дошкольный возраст - этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности, проявления которой имеют свою специфику и на трех условно выделенных «ступенях роста» данного возрастного периода. Дошкольники проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры.

         Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разнообразные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

        За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

       Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. В настоящее время в воспитательно-образовательном процессе детского сада активно используется метод проектов. Метод проектов – это, достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод. Экологический проект, как раз и помогает ребёнку-дошкольнику быть готовым к взаимодействию с окружающей природной и социальной средой, проявляя эмоционально положительное отношение к её объектам, чувство удивления и восторга, применяя знания и умения в экологически значимой деятельности. Экологические проекты предоставляют дошкольникам возможность изучить тот или иной объект разносторонне, побывать в роли исследователя, понять, как многогранно то или иное природное явление.

        Проекты экологического содержания можно отнести к исследовательским.  Исследовательские проекты предполагают проверку предположений с использованием разных способов познания (наблюдение, эксперимент).  Экологические проекты развивают мотивационную сферу и творчество, произвольность и начала самопознания – осмысления своих собственных действий и поступков. Тематика и содержание экологических проектов разрабатывается с учётом особенностей и возможностей конкретной возрастной группы детей, предусматривая «зону ближайшего развития» каждого ребёнка. Главное условие при разработке  проекта –  включение регионального компонента и учёт реальных условий и возможностей детского сада. При выборе темы необходимо учитывать стремление ребёнка старшего дошкольного возраста брать на себя обязанности «защитника». Такая позиция способствует становлению природоохранной деятельности ребёнка. Отсюда и названия проектов: «Мы – исследователи  природы», «Школа Добрых Волшебников», «Лекари-Аптекари», «Разведчики прекрасного и удивительного». В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения. Защита проектов осуществлялась в различных формах: в процессе непосредственной образовательной деятельности и театрализованного представления, путём создания книг, газет, выставок, журналов, инсценировок, поделок и макетов с их последующим представлением. 

          Немало важными составляющими проектной деятельности являются опыты и эксперименты. Экспериментальная работа в рамках проектной деятельности  вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

       Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам – уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

       Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, метод проекта делает образовательную систему ДОО открытой для активного участия родителей, а также помогает педагогам раскрыть свой собственный творческий потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в экологическом воспитании детей

Экологический проект  является методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;-это метод, идущий от детских потре...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

В статье раскрыты этапы реализации проекта. Описана работа над проектом "Поможем пернатым перезимовать"...

использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

....Технология проектирования - одна из педагогических инновационных технологий, применяемых в детских садах. .....Проектирование - это тот метод , который позволит процесс познания детьми окружающего...

Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"

Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"...

Презентация :Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"

Данная презентация может быть полезна педагогам для семинаров, педсоветов или в качестве консультации...

Современные методы и технологии экологического воспитания в дошкольной образовательной организации

quot;Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай."  Л.Н.Толстой...

Проект "Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников"

Предложенный материал может быть использован педагогами в своей профессиональной деятельности....