Мастер-класс для педагогов «Знакомство с оборудованием метеоплощадки»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кулебакина Татьяна Михайловна

Мастер-класс разработан с целью повышения компетентности педагогов в области развития исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с использованием объектов метеоплощадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meteoploshchadka.docx24.13 КБ
Файл meteoploshchadka.pptx1.55 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 1 «РОСИНКА»

Мастер класс для педагогов на тему:

 «Знакомство с оборудованием метеоплощадки»

                                                                      Воспитатель:

                                                                             Кулебакина Т.М.

                                                                           

Г. о. Балашиха, 2020г.

Цель: Повышение компетентности педагогов в области развития исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с использованием объектов метеоплощадки.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим мастер класс для педагогов на тему: «Знакомство с метеоплощадкой».

Ребенку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

В связи с введением ФГОС ДО возникла необходимость изменения образовательной среды, включающей систему условий социализации и развития детей.

Чтобы поддержать интерес к наблюдениям и активизировать работу по экологическому воспитанию, необходимо найти новые, интересные формы и методы работы с детьми.

Одной из таких форм является метеоплощадка.

Чему могут научиться дети?

  • Научатся определять направление и силу ветра, используя для этого специальные приборы;
  • Сформируют элементарные экологические знания и представления через прогнозирование;
  • Будут развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов;
  • Разовьют познавательную активность и любознательность;
  • Научатся последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы;
  • Расширят словарный запас;
  • Познакомятся с приборами - помощниками, будут использовать их для определения состояния погоды.

Рассмотрим какой же должна быть метеоплощадка в ДОУ.

Устройство метеоплощадки

Метеоплощадка располагается на открытом и типичном для окружающей местности участке.

Схема метеоплощадки

Метеоплощадка имеет квадратную форму с направлением сторон с севера на юг и с востока на запад.

Оборудование метеоплощадки:

Солнечные часы - прибор для измерения времени по солнцу.

Основная деталь – кадран – круглая столешница из синтетического камня. На кадране имеются обозначения сторон света и деления с цифровыми обозначениями времени светового дня. По центру кадрана перпендикулярно его плоскости, расположен гномон – металлическая деталь в виде акульего плавника. В солнечную погоду тень от гномона служит стрелкой от солнечных часов и указывает на время в настоящий момент. Одна из сторон гномона наклонена к плоскости столешницы на угол, равный широте места установки часов (55 градусов).

Время по солнечным часам определяют в ясную погоду. Нужно встать так, чтобы не затенять круг кардана и посмотреть на тень от гномона. Она будет ориентирована на нужное значение на циферблате часов.

Метеобудка – сделана из металла: крыша – сплошная, стенки и дверца – жалюзийные, в днище будки имеются вентиляционные щели. Будка защищает метеорологические приборы (термогигрометр и барометр) от прямых солнечных лучей, ветра и осадков. Благодаря беспрепятственной циркуляции воздушных масс температура, влажность и атмосферное давление в метеобудке такие же, как и снаружи.

Термогигрометр - метеорологический прибор объединяющий термометр и гигрометр

Термометр спиртовой служит для определения температуры воздуха. Имеет шкалу от -30 до + 50 градусов. Отсчет температуры ведут от отметки 0. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз – градусы холода. Записывают температуру с помощью условных обозначений.

Гигрометр предназначен для определения относительной влажности воздуха. Влажность – мера, характеризующая содержание водяных паров в воздухе. Относительная влажность – это количество воды, содержащейся в воздухе при данной температуре по сравнению с максимальным количеством воды, которое может содержаться в воздухе при той же температуре в виде пара. Влажность воздуха определяют по показанию стрелки гигрометра и записывают в виде числового значения и знака «%».

Барометр - метеорологический прибор для определения атмосферного давления.

Барометр — отмечает перемены, происходящие в воздухе. Напоминает часы. Только вместо часовой и минутной стрелок и цифр от единицы и до двенадцати у него одна малоподвижная стрелка, которая обычно указывает на цифру «754». Вторая стрелка— контрольная. Ею мы отмечаем, куда передвинулась первая стрелка. Над цифрой «754» написано: «Переменно», слева от этого слова стоит «Дождь», а еще левее «Буря». Справа есть слова «Ясно» и «Сушь». Когда стрелка стоит на «Переменно», обычно не бывает плохой погоды. В небе плывут облака, светит солнце, и только в редких случаях выпадает кратковременный дождь. Если от «Переменно» стрелка движется вправо, мы обычно не ждем плохой погоды. Зато, когда стрелка упорно идет влево— запасайся плащом или зонтиком. Воздух насытился водяными парами, надо ждать осадков: летом — дождя, а зимой —снега. Конечно, барометр не предсказывает погоды — он отмечает перемены, происходящие в воздухе. А уж мы, глядя на него, знаем, какой погоды можно ждать.

Флюгер – метеорологический прибор для определения направления ветра.

Флюгер состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части — флюгарки (петушок на стреле), которая вращается на стержне и устанавливается по ветру. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с помощью компаса.

Флюгер позволяет определить направление ветра.  Под воздействием ветра флюгер устанавливается таким образом, что флюгарка со стрелой указывает направление, откуда дует ветер. Например, если стрела флюгера смотрит на восток, то ветер дует с востока.

Ветряной рукав - метеорологический прибор, с помощью которого определяют направление и относительную силу ветра.

Позволяет определить силу ветра:

• Штиль – листья на деревьях не подвижны, рукав не устанавливается по ветру.

• Тихий ветер – колышутся отдельные листья, колеблется рукав.

• Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят.

• Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав.

• Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав.

• Свежий ветер – качаются ветки и тонкие стволы деревьев, вытягивается рукав.

• Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, рукав вытягивается во всю длину.

Дополнительно для оценки направления и скорости ветра можно использовать любые косвенные признаки, позволяющие произвести эту оценку.

Кормушка для птиц – предназначена для подкормки птиц и наблюдение за ними в любое время года. Металлический кронштейн в комплекте предназначен для фиксации кормушки на столбе на удобной для наблюдений высоте.

Наблюдение за птицами на метеоплощадке позволяет учить детей узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу. Развивает наблюдательность и память, воспитывает доброжелательное отношение к птицам.

Осадкомер – прибор для измерения уровня выпавших осадков. Осадкомер состоит из мерного ведра в форме усеченного конуса и пластикового мерного стакана со шкалой. Цена деления равна 2 см3 (100 делений: одно деление стакана соответствует слою воды в ведре высотой 0,1 мм).

Наблюдения за атмосферными осадками состоят из определения вида осадков, их интенсивности, времени выпадения и измерений количества выпавших осадков. Количество осадков измеряется высотой (в миллиметрах) слоя воды, образовавшегося на горизонтальной поверхности от выпавшего дождя, мороси, обильных рос, тумана, растаявшего снега при отсутствии стока, просачивания.

Воду из ведра сливают в мерный стакан и по шкале на стенке стакана определяют, сколько миллиметров осадков выпало за наблюдаемый период. При измерении количества твердых осадков (снег) снятое ведро на некоторое время оставляют в теплом помещении, чтобы дать осадкам растаять.

Линейка для измерения снежного покрова – измерительный прибор, который помогает определить глубину снежного покрова. Это металлическая планка, покрашенная в ярко-желтый цвет и вкопанная в землю. На одной из сторон от уровня земли черной краской нанесены деления для измерения толщены слоя снега в сантиметрах. За высоту снежного покрова принимают значение, соответствующее первому видимому делению на уровне поверхности снежного покрова.

Наблюдение за снежным покровом заключается в измерении его высоты. Характер залегания снежного покрова определяется по признакам:

  • Равномерный (без сугробов);
  • Умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами;
  • Очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами;
  • С проталинами – лежит только местами.

Подставка для цветов металлическая конструкция из вертикального столба и двух горизонтальных перекладин с кольцами для установки цветочных горшков. В горизонтальной плоскости две опоры взаимно перпендикулярны. Таким образом, при поливе цветов в верхних горшках излишки воды стекают мимо растений в нижних горшках.

В горшки высевают семена цветов «Вестников погоды» (маленькие подсолнухи, петунья, календула, бархатцы). Дети ведут систематические наблюдения за реакцией цветов на погоду и природные явления. В дальнейшем пользуясь подсказками этих и других цветов-барометров, ребята сами определяют, будет ли в ближайшее время дождик.

Визуализатор погоды – наглядная панель, с помощью которой педагогу легко научить детей систематической регистрации наблюдений. Одна сторона предназначена для наглядного отображения дней недели, температуры воздуха, состояния облачности и погодных явлений, другая – для указания времени года, месяца, фазы луны и направления ветра. Для этого ползунок сдвигают по рабочей шкале вверх или вниз и фиксируют его в прорези – делении напротив соответствующего значения.

Стенд магнитно-меловой - стенд предназначен для наглядного представления материала. Примеры использования:

  • Рисование и изучение с детьми условных обозначений осадков, тумана, изморози;
  • Отражение динамик погодных условий. Например, температуры: стрелка вверх – сегодня теплее, чем вчера, стрелка вниз – холоднее. Так же можно вести таблицу прогноза погоды на каждый день.
  • Размещение плакатов с изображением всех времен года, чтобы дети определили по картинке, какая сейчас пора.

Ловец облаков представляет собой вращающуюся композитную панель квадратной формы. В центре панели есть квадратное смотровое окно, вокруг него – подписанные изображения 8 видов облаков.

Регулируя панель вверх-вниз и вправо-влево, следует навести смотровое окно на участок неба с облаками. Затем вид в окне сравнить с изображением облаков на информационной панели и определить вид: кучевые, слоистые, перистые, высококучевые, перисто-слоистые, кучево-дождевые, высокослоистые туманообразные, перистые хлопьевидные.

Мерзлометр – позволяет измерить слой изморози и мокрого снега на проводах. Состоит из двух металлических столбов, между которыми натянут металлический трос. Измерение   изморози и мокрого снега проводят либо по толщине отложения на металлическом тросе, либо по количеству воды, получившейся после таяния намерзшего слоя.

Гололедный станок – приспособление служит для наблюдения за отложениями гололеда, мокрого снега. Представляет собой ровный, горизонтально ориентированный металлический диск. Измерения гололеда и мокрого снега проводят либо по толщине отложения на поверхности станка, либо по количеству воды, получившейся после таяния намерзшего слоя.

Журнал наблюдений за погодой – брошюра с таблицами, схемами и списком условных обозначений для каждодневного учета погодных условий и явлений природы в течение всего учебного года.

Программа работы на метеоплощадке – включает в себя детальное описание каждого занятия на метеоплощадке. Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Работа осуществляется по направлениям: знакомство с метеостанцией, знакомство с приборами, изучение природных явлений, знакомство с народными приметами. Программа разделена на 4 основных блока: осень, зима, весна, лето. Каждый блок состоит из 7 занятий и 1 проекта.

Итак, сегодня мы подробно ознакомились со всеми объектами нашей метеоплощадки, что позволит вам в дальнейшем эффективно использовать метеорологические приборы в работе по развитию исследовательской деятельности детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация образовательной деятельности с воспитанниками на метеоплощадке в рамках экологического воспитания

Слайд 2

Виды деятельности, организуемые на метеоплощадке: П ознавательная Коммуникативно – речевая Х удожественно - эстетическая

Слайд 3

Чему научатся дети? Научатся определять направление и силу ветра, используя для этого специальные приборы Сформируют элементарные экологические знания и представления через прогнозирование Будут развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов Разовьют познавательную активность и любознательность Научатся последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы; Расширят словарный запас Познакомятся с приборами - помощниками, будут использовать их для определения состояния погоды

Слайд 4

Принципы реализации работы на метеоплощадке: Постепенное (в течение учебного года и от возраста к возрасту, начиная со средней группы) наращивание объема материала Постепенное познавательное продвижение детей Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности Подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства, с использованием метеоприборов

Слайд 5

Методы экологического воспитания детей с использованием оборудования метеоплощадки: Многоразовые наблюдения за приборами Фиксация наблюдения за приборами доступными для детей способами Обсуждение увиденного Отражение впечатлений и представлений о работе метеоплощадки в разных формах художественной и игровой деятельности

Слайд 6

Метеорологическое оборудование

Слайд 7

Солнечные часы

Слайд 8

Метеобудка

Слайд 9

Термогигрометр

Слайд 10

Барометр

Слайд 11

Флюгер

Слайд 12

Ветряной рукав

Слайд 13

Кормушка для птиц

Слайд 14

Осадкомер

Слайд 15

Линейка для измерения снежного покрова

Слайд 16

Подставка для цветов

Слайд 17

Визуализатор погоды

Слайд 18

Стенд магнитно – меловой

Слайд 19

Работа на метеостанции позволяет: Наблюдать за ветром, его силой Определять стороны света и направление ветра с помощью флюгера Измерять количество осадков Определить время по солнцу Определить температуру воздуха с помощью термометра и его влажность при помощи гигрометра Проводить различные эксперименты и практические работы

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Эффективность и рациональность применения интерактивного оборудования в образовательном процессе ДОО»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ по применению интерактивного оборудования в образовательном процессе....

Мастер-класс инструктора по физической культуре «Занимательное оборудование»

Цель: Обучение присутствующих применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми 5-7 лет «Занимательное оборудование»....

Мастер-класс «Делаем сами-своими руками. Нестандартное оборудование для оздоровительных упражнений и повышения двигательной деятельности дошкольников»

В соответствии с требованиями стандарта основной задачей является формирование ценностей здорового образа жизни.  Здоровье-это базовая ценность и необходимое условие физического и социального раз...

Мастер-класс по изготовлению и применению нестандартного оборудования «Разноцветные палочки»

Мастер-класс  по изготовлению и применению нестандартного оборудования «Разноцветные палочки».Актуальность пособия:1. Внесение разнообразия в игры и физкультурные ...

Мастер - класс по изготовлению и использованию физкультурного оборудования для развития меткости у дошкольников.

Мастер - класс по изготовлению и использованию физкультурного оборудования для развития меткости у дошкольников....

Мастер - класс с родителям «Изготовление нестандартного физкультурного оборудования, для стимулирования двигательной активности дошкольников»

Совместно с родителями изготовили "следки" для   профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста, используемые на физкультурных занятиях и  в индивидуальной работе с де...

Мастер-класс для родителей «Использование нетрадиционного спортивного оборудования в ДОУ»

Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря, подручных средств и материалов....