Мнемотехника как средство мотивации речевой активности детей
статья

Маховская Наталья Владимировна

Краткий обзор технологии развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мнемотехника как средство мотивации речевой активности детей.

Мнемотехника - технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Цель обучения – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, т.к. именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Основа обучения – развитие творческого познания. У детей с речевой патологией особенно важно развивать нагляднообразное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. 

Мнемотаблица

Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. 

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частичнографическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. 

Работа строится от простого к сложному: с простейших мнемоквадратов, потом переходим к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам. 

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
развитие основных психических процессов:

памяти, внимания, образного мышления;

Развитие связной речи;

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Продумывая разнообразные модели с детьми, надо придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщенный образ предмета; рассказывать существенное в объекте; замысел по созданию модели надо обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета.

Работа состоит из нескольких этапов: 

1.   Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2.   Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3.  Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания.

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. 

Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, т.е. мы постепенно подходим к обучению монологической речи.
Работать с мнемотаблицами лучше начинать с 4-х лет. Хотя уже в 3 года можно использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

Таким образом, мнемотаблицы:

  • являются дидактическим материалом по развитию речи;
  • их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
  • использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть.

Составление описательного рассказа

Это наиболее трудный вид в монологической речи.
Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ. Что ребенку очень трудно.
http://cv01.twirpx.net/0545/0545091.jpg

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей при пересказе

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Работая с детьми, приходится  искать вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у дете...

Семинар для педагогов ДОУ "Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей"

Использование мнемотехники при составлении рассказов, разучивании стихов, загадывании и отгадывании загадок. ...

мнемотехника,как средство мотивации речевой активности детей.

Мнемотехника-технология развития памяти,совокупность правил и приемов,облегчающих запоминание....

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей...

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей...

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей...