Уголок настроения в детском саду.
консультация

Захарова Ольга Васильевна

Уголок настроения в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уголок настроения в группе и дома. Развиваем эмоциональную сферу ребенка.

Уголок настроения – средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка. Но существует множество средств развития эмоционального мира человека. Здесь представлены наиболее простые и доступные способы развития и формирования эмоционально мира ребенка.

Цель: расширение представлений педагогов о значении и способах организации уголка настроения в групповых комнатах.

Развивающая среда ДОУ  должна быть обогащена различными элементами, создающими у детей положительную установку и впечатление о детском саде, которые помогут (задачи):

 1. Преодолеть стресс поступления,

2.  Успешно адаптироваться в дошкольном учреждении,

3. Будут способствовать психологическому и эмоциональному здоровью личности каждого ребенка,

4. Развитию эмоционально-чувственной сферы.

Такую среду можно назвать эмоционально-развивающей или уголком настроения.

Чем же она отличается от обычной? Определенным зонированием, которое обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы. Эффективность преобразования группового пространства и взаимодействие с ним, значительно усиливаются, если в этом процессе принимают участие сами дети. В этом случае можно избежать существующей проблемы «недоступности» различного оборудования и игрушек, а также их бессодержательного массового использования, несоответствующего возрастным и психологическим особенностям детей.

Один из вариантов зонирования и обогащения групповых помещений разнообразными игровыми элементами, направленными на сохранение психофизического здоровья дошкольников, развития его эмоционально-чувственной и коммуникативной сферы, позитивного принятия самого себя и окружающего мира:

1. «Уголок приветствия»

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочение детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия; умения замечать положительные качества в людях и говорить об этом.

Уголок настроения»

Цель: формировать у детей экспрессивные эталоны, способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

• Полочка «Мое настроение» – дети обозначают свое настроение в течение дня с помощью «фишек-пиктограмм», а педагог получает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребенка, причины его возникновения и оказать своевременную эмоциональную поддержку нуждающимся детям. В каждой группе панно имеет определенную форму: домик, цветок и т.д.  В центре каждого панно есть карманы, изготовленные из цветных лент, обозначающих определенное настроение (фиолетовый – «я злюсь», голубой – «мне грустно», зеленый – «я спокоен»,  красный – «мне весело»). Каждая цветовая полоска разделена на 6 равных частей (карманов). Первый кармашек содержит в себе схематическое изображение лиц мальчиков и девочек с определенным настроением. Остальные пять карманов обозначают дни недели. Для того, чтобы дети могли отразить свое настроение, из цветного картона изготавливаются схематические изображения лиц мальчиков и девочек с соответствующими эмоциями. 

                C:\Users\1\Desktop\Уголок настроения\IMG_20210208_165015.jpg        C:\Users\1\Desktop\Уголок настроения\IMG_20210208_165040.jpg

                                        (Вариант оформления)

Различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний, кубики-пиктограммы, картотека портретов с различной мимикой и выдержками из разных стихов к ним.

  • Плакат «Азбука эмоций» – представляет собой набор фотографий детей, выражающих различные эмоции (радость, злость, ужас, страх и т.д.).

Основные требования к уголкам настроения.

  1. Уголок настроения должен находиться на уровне глаз ребенка.
  2. Внесение изменений в уголок настроения производится самим ребенком.
  3. При определении настроения используются как цветовые, так и пиктограммные изображения. Возможно их одновременное использование.
  4. В оформлении уголка настроения недопустимо использование более 3-х цветовых вариантов (за исключением цвета настроения).
  5. Цвета настроения вводятся одновременно с соответствующим определением:*
  • Красный

 

счастье

 

счастливое

 

 

  • Синий

 

грусть

 

грустное

 

(обязательное)

  • Желтый

 

веселье

 

веселое

 

(обязательное)

  • Зеленый

 

радость

 

радостное

 

 

  • Серый

 

спокойствие

 

спокойное

 

(обязательное)

  • Коричневый

 

обида

 

обиженное

 

 

  • Черный

 

злость, гнев

 

злое, гневное

 

(обязательное)

  1. Фиксация настроения в уголке ведется ежедневно по приходу ребенка в детский сад.
  2. Для отслеживания эмоционального состояния в течение месяца воспитатели ведут табель-календарь
  3. Табель-календарь находится в приемной в удобном для просмотра родителями месте.
  4. Календарь настроения имеет вариативные формы, отличные друг от друга (по возрастным группам).

ПРИМЕЧАНИЕ: При определении цветовой гаммы можно воспользоваться цветовыми выборами М. Люшера и их характеристиками:

  • синий (темно-синий) – спокойствие, удовлетворенность;
  • зеленый (сине-зеленый) – уверенность, настойчивость;
  • красный (оранжево-красный) – агрессивность, возбуждение;
  • желтый (светло-желтый) – активность, веселость;
  • коричневый – напряженность, тревожность;
  • черный – стресс;
  • серый (нулевой) – напряженность, огорчение.

В данной методической разработке использованы рекомендации по цветовым предпочтениям дошкольников Велиевой С. В. («Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста»)

Вариативные формы ведения и оформления календарей настроения в разных возрастных группах.

I-я МЛАДШАЯ ГРУППА (2-3 года).

Уголок настроения может быть представлен в варианте «Здравствуй, я пришел». Для родителей табель-календарь не демонстрируется.

Задачи:

  • Формировать положительный эмоциональный настрой на посещение детского сада.
  • Контроль и регулирование эмоционального состояния ребенка.

II-я МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года)

До середины учебного года ведется уголок настроения по форме «Здравствуй, я пришел». Со второй половины учебного года вводится новая форма – «Уголок настроения». При обозначении настроения используются предметные символы (например, «солнышко» желтого цветы – веселое настроение и «тучка» синего цвета – грустное настроение).

Задачи:

  • Учить определять свое настроение исходя из двух противоположных состояний: «веселое» и «грустное».

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет)

При обозначении настроения можно вводить пиктограммы – схематические изображения условных лиц с соответствующей мимикой. Даются термины, обозначающие определенное настроение и демонстрируются соответствующие пиктограммы. Понятие «пиктограмма» не дается. Предлагается детям определение трех вариантов эмоциональных состояний. Дети определяют только свое эмоциональное состояние.

Задачи:

  • Учить использовать понятие «спокойное» настроение (в дополнение к используемым со II младшей группы).

СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет)

Вводятся цветовые обозначения настроения. Понятия о соответствии выбранного цвета определенному настроению не дается.

Задачи:

  • Учить использовать понятие «радостное», «унылое (обида)», «злое (гневное)», «счастливое» настроение.
  • Привлекать детей для определения настроения другого человека (можно учить определять настроение другого ребенка, взрослого человека, включая воспитателя)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 лет)

При обозначении настроения можно использовать прием «привлечение мнения другого ребенка»: Саша, определи, какое сегодня настроение у Димы?

Задачи:

  • Закреплять полученные ранее знания и умения.
  • Определять эмоциональное состояние детей дважды в день: утром и вечером (после сна).

Отслеживание устойчивости / неустойчивости эмоционального состояния детей и общего фона настроения группы.

В соответствии с планом работы педагог-психолог регулярно (желательно ежедневно) просматривает Уголки настроений с целью определения достоверности демонстрируемых данных.

В конце месяца табель-календари передаются педагогу-психологу для совместного с воспитателем анализа полученных данных.В конце года подводятся итоги работы в данном направлении.

С детьми, определяющими свое настроение как негативное, проводятся беседы и работа по формированию позитивного отношения к событиям, повлиявшим на снижение эмоционального фона ребенка.

Предпочтительно, чтобы в каждой группе ДОУ были разработаны свои варианты оформления на основе предложенных выше рекомендаций.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры по изучению эмоциональных состояний.

Игра «Детский сад»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния.

Игра «Художники»

Цель: развивать способность и выражать различные эмоции на бумаге.

Участникам игры предъявляются пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну карточек и нарисовать историю, в которой выбранное эмоциональное состояние является основной сюжета. По окончании работы проводится выставка рисунков. Дети отгадывают, кто является героем сюжета, а автор работы рассказывает изображенную историю.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.

Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:

-радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

-грусть, обида, вина, радость;

-трудолюбие, лень, жадность, зависть;

-жадность, злость, зависть, отзывчивость.

В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.

- грусти, огорчается, веселиться, печалиться;

- радуется, веселиться, восторгается, злиться;

- радость, веселье, счастье, злость;

Игра «Кого - куда»

Цель: развивать способность распознавать различные эмоции.

Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Ребенку нужно выбрать тех детей, которых:

-можно посадить за праздничной стол;

-нужно успокоить, подбирать;

-обидел воспитатель;

Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.

 

Игра «Что было бы, если бы.»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?

Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

Игра «Что случилось?»

Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию.

Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Участники игры поочередно выбирают любое состояние, называют его и придумывают причину, по которой оно возникло: «Однажды я очень сильно,» потому что…» Например, «Однажды я очень сильно обиделся, потому что мой друг….»

Игра «Выражение эмоций»

Цель: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции.

Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»:

«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».

Дети выражают жалость

Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:

«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…»

Дети выражают грусть (печаль).

Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:

«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».

Дети выражают мимикой лица – радость.

Отрывок из сказки «Царевна-змея»:

«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».

Дети выражают удивление.

Педагог читает отрывок из сказки «Репка»:

«Тянут – потянут, вытащили репку».

Дети выражают восторг.

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:

«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…»

Дети выражают испуг.

Отрывок из русской народной сказки «Терешечка»:

«Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание!»

Дети выражают радость.

Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».

Дети выражают мимикой лица печаль.

В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.

«Крошка Енот»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Один ребенок – Крошка Енот, а остальные его отражение («Тот, который живет в реке».) Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, интереса, радости, а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики. Затем на роль Енота поочередно выбираются другие дети. Игра заканчивается песней «От улыбки, станет всем теплей».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

http://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/ds_41/6/%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B8-1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Праздник хорошего настроения в детском саду"

"Праздник хорошего настроения  в детском саду"...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Уголок настроения в детском саду"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Уголок настроения в детском саду"...

Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»

laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали...

Уголок настроения в детском саду.

Уголок настроения в детском саду....

Консультация для педагогов детского сада «Уголок природы в детском саду»

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании ...

Консультация для педагогов «Уголок настроения в детском саду»

С первых же дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира. Взрослые не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к...

Семинар- практикум Консультация для воспитателей «Уголок настроения» в детском саду

Консультация  для воспитателей«Уголок настроения» в детском саду          С первых же дней жизни ребенок сталкивается с многообразие...