Методическая разработка "Дружба - это сила"
проект (подготовительная группа)

Ковалевская Екатерина Леонидовна

 

Работа над данным проектом реализовывалась с воспитанниками подготовительной группы не случайно. Детское  взаимодействие  постоянно  находится  в  зоне  внимания  воспитателей  подготовительной  группы.  Именно  в  этих  группах  углубляется  интерес детей  к  сверстникам  как партнёрам  для  общения  и совместной  деятельности, устанавливаются  дружеские  отношения  и  сотрудничество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_druzhba_eto_sila.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 Петродворцового района

 города Санкт-Петербурга

Проект

«ДРУЖБА – ЭТО СИЛА!»

(краткосрочный, познавательный)

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие»

Образовательные технологии: личностно-ориентированные, игровые, здоровьесберегающие.

                                                Составитель: воспитатель подготовительной   к школе группы                                

 

Ковалевская Е.Л.                                                                          

г. Санкт-Петербург

2021 г.

Введение

Детство — это уникальный период в жизни каждого из нас, именно в это время происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Социальный опыт, полноценное коммуникативное развитие дошкольнику необходимы прежде всего, для того, чтобы успешно перейти от дошкольного периода к школьному.

Социальное развитие дошкольников подразумевает процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Таким образом, у ребенка формируется базовая первоначальная культура.

Психологи говорят о том, что к поступлению в первый класс бывшему дошкольнику необходимо прежде всего умение выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, обладать определенными коммуникативными навыками, компетентностями.

Актуальность проекта

Работа над данным проектом реализовывалась с воспитанниками подготовительной группы не случайно. Детское  взаимодействие  постоянно  находится  в  зоне  внимания  воспитателей  подготовительной  группы.  Именно  в  этих  группах  углубляется  интерес детей  к  сверстникам  как партнёрам  для  общения  и совместной  деятельности, устанавливаются  дружеские  отношения  и  сотрудничество.

Я обратилась к проблеме социального развития воспитанников подготовительной группы после того, как провела анализ их общения между собой. Методом педагогической оценки являлось наблюдение за поведением детей в процессе их взаимодействия со сверстниками и взрослыми в игре, организованной образовательной и свободной самостоятельной деятельности в естественных условиях их жизни в детском саду.

Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк и скандалов, у отдельных ребят отмечалась повышенная агрессивность по отношению к сверстникам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним.

В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Не все ребята понимают полноценного значения понятий – друзья, дружба, дружеские взаимоотношения.

Проблема становления межличностного общения на основе гуманных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем,  что  его  отсутствие  приводит к  стихийному возникновению у них негативных форм поведения

Таким образом, одна из основных составляющих социального развития ребенка, а именно развития коммуникативных компетенций, формирования дружеских взаимоотношений со сверстниками требует более пристального внимания со стороны педагогов и родителей.

Тема проекта: «Дружба – это сила!»

Автор проекта: воспитатель Ковалевская Е.Л.;

  воспитатель Петрова И.А.

 Возраст участников 6-7 лет

 Образовательная область:

 социально – коммуникативное развитие,  познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Вид проекта: творческо-информационный.

Срок реализации: краткосрочный (1неделя)

 Цель проекта: Формировать представления детей о дружбе и дружеских взаимоотношениях.

 Задачи:

  1. Расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между детьми, учить размышлять над нравственной сутью поступков.
  2. Способствовать развитию   коммуникативных   навыков    и социально-коммуникативных качеств (сотрудничество, гибкость, терпимость, умение поддерживать конструктивный диалог, развивать связную речь, обогащать словарный запас, побуждать к использованию в речи пословиц и поговорок, умение применять свои знания на практике, развивать творческие способности при совместной художественно-продуктивной деятельности).
  3. Формировать умения замечать положительные качества другого человека и говорить о них, а также правильно оценивать свои поступки и своих друзей, сверстников.
  4. Побуждать детей к совместной деятельности; развивать познавательную активность и любознательность.

Воспитывать дружелюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сопереживание, сочувствие, потребность проявлять взаимопомощь, доброту, заботу, внимательное отношение к окружающим, способствовать сплоченности коллектива.

 Формы и методы работы по проекту:

- практические:  дидактические игры, настольно печатные игры, сюжетно – ролевые игры, творческие игры, подвижные игры, игры викторины, сотрудничество с родителями.

- наглядные:  рассматривание иллюстраций, предметов, наблюдение.                               - словесные: дидактические игры,   беседы , составление рассказа по картине.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Пальчиковая гимнастика : «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», «В гости к пальчику большому», «По дороге мы идём» Н.В. Нищева.

Подвижные игры  «Найди себе пару», «Угадай друга»

                                 

Игровая

 Сюжетно – ролевые игры:

«В  гостях», «Праздник именинников». Задача: учить  эмоционально  выражать чувство  радости  и  весёлого  настроения  от  общения  с окружающими  людьми.

Разыгрывание игровых ситуаций:

 Предложить обыграть в форме этюдов следующие ситуации: «Кто виноват» (Ребята сидят за столом. На столе лежат бумажные кораблики. Двое мальчиков одновременно схватили кораблик и тянут каждый к себе. Оба мальчика падают, а кораблик лежит на полу разорванный. В конце этюда педагог вместе с детьми делает вывод, кто виноват, как нужно было поступить.); «Поссорились – помирились», «Как положено друзьям – все мы делим пополам…», «Долгожданная встреча», «К чему ведут ссоры в игре» - напомнить детям о том, что ссора мешает игре и дружбе (предложить обыграть стихотворение А. Шибаевой «Подружки»), «Новенькая» (побуждать детей к проявлению внимания и сочувствия к сверстникам); «Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться».                   

Игры для укрепления дружеских отношений:

 «Солнышко дружбу освещает», «ласковое имя», «угадай животного», «Покажу, как я люблю», «Невидимая нить» и т. д.

Коммуникативные игры:

«Здравствуйте», «Зеркало», «Держи мяч», «Любимая игрушка», «Приветствие», «Что изменилось», «Комплименты», «Ищу друга», «Поймай взгляд», «Поменяйтесь местами», «Я хочу с тобой дружить», «Коробка с секретом» и т. д.

Дидактические игры:

«Что такое хорошо, а что такое плохо», «Спиной  друг к другу», «Мы разные», «Узнай  друзей  по  голосу».

        

        Продуктивная

Лепка: «Подарок другу»

Рисование – «Мой друг»,

 Аппликация - «Вместе весело шагать!»

 Фотовыставка «А мы бываем вот такие» (фотографии детей группы в повседневной деятельности с разными эмоциональными настроениями);

Познавательно – исследовательская

Разыгрывание игровых ситуаций:

 Предложить обыграть в форме этюдов следующие ситуации: «Кто виноват» (Ребята сидят за столом. На столе лежат бумажные кораблики. Двое мальчиков одновременно схватили кораблик и тянут каждый к себе. Оба мальчика падают, а кораблик лежит на полу разорванный. В конце этюда педагог вместе с детьми делает вывод, кто виноват, как нужно было поступить.); «Поссорились – помирились», «Как положено друзьям – все мы делим пополам…», «Долгожданная встреча»,  «К чему ведут ссоры в игре» - напомнить детям о том, что ссора мешает игре и дружбе (предложить обыграть стихотворение А. Шибаевой «Подружки»), «Новенькая» (побуждать детей к проявлению внимания и сочувствия к сверстникам); «Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться».

Коммуникативная

Беседы о дружбе, друзьях, о том, кого можно назвать другом, как ведут себя настоящие друзья: «Дружба – это хорошо или плохо?», «Глупые ссорятся, а умные договариваются»

  1.  «Кто такой настоящий друг?», «Как поступают настоящие друзья?». Задачи: Расширять представления о дружбе, побуждать детей к активному диалогу, высказыванию своих впечатлений по теме. Способствовать обмену и усвоению новой информации.

Беседы по содержанию художественной  литературы.

Составление правил дружбы

Музыкально-художественная

Разучивание песен о дружбе: «Ты да я, да мы с тобой», «Когда мои друзья со мной», «Вместе весело шагать».

Чтение

Чтение художественной литературы о дружбе (стихи, рассказы): «Дружат  дети всей  земли»  Викторов  В., «Два  друга» Квитко Л., В. Осеева (цикл рассказов), «Два  товарища» Толстой Л., «Незабудка не смогла подружиться» О.Гавриченко.

Чтение  загадок, пословиц, поговорок.

Подбор  пословиц  о  дружбе:

 •Нет друга – ищи, а нашел-береги.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

• Один за всех, и все за одного.

• Человек без друзей, что дерево без корней.

• Сам пропадай, а товарища выручай.

• Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

• Друг за друга держаться – ничего не бояться.

• Друзья познаются в беде.

• Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

        

        Трудовая

Сбор картинок для раздаточного материала

Индивидуальные поручения

Сюжетно - ролевые игры

Разработка картотеки игр на развитие навыков общения старших дошкольников.

 Ожидаемые результаты: 

  • формирование коммуникативной компетентности воспитанников по теме «Дружба – это сила!»;
  • систематизация знаний о дружбе, нормах поведения и правилах взаимоотношений со сверстниками, применение полученных знаний на практике;
  • использование  основных  форм  речевого общения между детьми, диалоголизации речи  в ситуации  творческого  и игрового  общения;

улучшение микроклимата в группе.

 Продукт проекта:

Фотовыставка «А мы бываем вот такие».

Создание детьми совместно с родителями памятки о дружбе.

Предварительная работа:

- Сбор информации.

- Отбор художественной и познавательной литературы.

- Подбор иллюстративного материала.

- Подбор фотографий.

        - Домашнее задание для родителей – подбор материала для памятки о дружбе (мерилки, правила дружбы и т.д.), изготовление совместно с детьми памятку о дружбе.

Этапы реализации проекта:

I этап

Обозначение детской цели.

1.Формулирование проблемы

2.Введение в проблему:

Ребятам подготовительной группы был прочитан цикл рассказов                В. Осеевой о дружбе («Три товарища», «Синие листья», «Добрая хозяюшка»). После обсуждения прочитанных произведений детям были заданы следующие вопросы: «Что такое дружба?», «А  умеете ли вы дружить?», «Давайте попробуем посмотреть, как у нас это с вами получается?».

Ребята согласились. Так началась совместная работа над проектом «Что такое дружба?».

3.Составление плана движения к цели

4.Организация работы над проектом.

II этап

План  реализации  проекта

Образовательные  области

 Физическое развитие

Спортивное игры:  «Веселые старты», Эстафеты.

-

Познавательное развитие  

Дидактические игры:

«Что такое хорошо, а что такое плохо», «Спиной  друг к другу», «Мы разные», «Узнай  друзей  по  голосу».

Разыгрывание игровых ситуаций:

 Предложить обыграть в форме этюдов следующие ситуации: «Кто виноват» (Ребята сидят за столом. На столе лежат бумажные кораблики. Двое мальчиков одновременно схватили кораблик и тянут каждый к себе. Оба мальчика падают, а кораблик лежит на полу разорванный. В конце этюда педагог вместе с детьми делает вывод, кто виноват, как нужно было поступить.); «Поссорились – помирились», «Как положено друзьям – все мы делим пополам…», «Долгожданная встреча»,  «К чему ведут ссоры в игре» - напомнить детям о том, что ссора мешает игре и дружбе (предложить обыграть стихотворение А. Шибаевой «Подружки»), «Новенькая» (побуждать детей к проявлению внимания и сочувствия к сверстникам); «Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться».

 Разработка консультаций «Дружба крепкая»

 Речевое развитие

НОД «Давайте жить дружно!»».

Беседы о дружбе, друзьях, о том, кого можно назвать другом, как ведут себя настоящие друзья: «Дружба – это хорошо или плохо?», «Глупые ссорятся, а умные договариваются»

  1.  «Кто такой настоящий друг?», «Как поступают настоящие друзья?». Задачи: Расширять представления о дружбе, побуждать детей к активному диалогу, высказыванию своих впечатлений по теме. Способствовать обмену и усвоению новой информации.

Беседы по содержанию художественной  литературы.

Составление правил дружбы.

Информатизация родителей по теме данной проектной деятельности;

Художественно-эстетическое развитие

Выставка рисунков «Мой друг»

Лепка: «Подарок другу»

Аппликация «Вместе весело шагать»

Памятка о дружбе

III (заключительный) этап

Итоговое мероприятие: весёлые старты «Зимние забавы на свежем воздухе – как залог здоровья и сильной дружбы!»

Выставка поделок, рисунков, памятки, фотовыставка.

Срок проведения проекта – 1 неделя

Рефлексия:

Познавательная ценность:

В работе над проектом «Что такое дружба?» мы ставили перед собой задачи раскрыть понятия дружбы, дружеских взаимоотношений, дать представление детям о том, кто такие друзья, показать способы общения друзей, научить взаимопомощи и взаимовыручки. Активное участие детей, их родителей в проектной деятельности, обыгрывание детьми разнообразных историй, ситуаций о дружбе и друзьях, позволило в конечном результате создать совместную творческую памятку о дружбе». Ребята успешно раскрыли свои коммуникативные качества при открытом мероприятии весёлые старты,  НОД о дружбе. Дети остались довольны результатом такой плодотворной совместной работы. С энтузиазмом рассматривали и обсуждали фото проекта. Познавательные сведения, предлагаемые педагогами, воспринимались детьми с большим интересом,  на их основе дети рисовали портреты своих друзей, создавали подарки для друга, составляли правила дружбы, охотно делились новыми сведениями с родителями.

Воспитательная ценность:

Формирование морально-волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, организованности.

 Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;

В результате проектной деятельности дети многое узнали о дружбе, приобрели представления, на основе которых более осмысленно стали подходить к решению возникающих проблемных ситуаций при взаимоотношениях между детьми. В игровой деятельности дети стали чаще использовать такие социальные роли как друг, подружка и выстраивать ролевое поведение в игре в соответствии с полученными представлениями.

В целом проект помог детям не только приобрести представления о понятиях о дружбе, но и  помог развить навыки совместной деятельности, способствовал  развитию   коммуникативных   способностей, формированию элементарных правил и культуры поведения. 

Работа в ходе реализации проекта может быть специально организована, а  также внедрена в обычные плановые формы работы.

               

Список литературы:

 

1. Хухлаева О.В.  Тропинка  к  своему  Я /  О.В.  Хухлаева, – М.: Генезис, 2004. – 175с.

2. Шипицина Л.М.  Азбука  общения  /  Л.М.Шипицина, – СПб.:  Детство – Пресс,  2010. – 384с.

3. Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет/ Ю.В. Авдеева, - М.: Сфера, 2012.-63 с.

4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет/  В.И. Петрова, - М.: Мозаика-Синтез, 2007.-75 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для педагогов "Волшебная сила музыки"

В этом материале вы можете ознакомиться со значением музыкального развития для детей дошкольного возраста....

Многофункциональное методическое пособие «Вооружённые силы – гордость всей России»

Многофункциональное методическое пособие включает в себя: конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста  и мультимедийное дидактическое приложение по патриотическому воспитанию. В их содерж...

Методическая разработка в ДОУ в старшей группе «Уроки служения Отечеству: «Сила не в силе, а сила в любви!»

Цель методической разработки познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайлович...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в старшей группе к конкурсу педагогических работ «Уроки служения Отечеству». «Сила не в силе, а сила в любви!»

Познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайловичем Чичаговым....

Методическая разработка Тренажёр «сила нажима»

Представляет собой наложение листа бумаги на доску с  перфорацией (как например  доска для мозаики), или на поверхность пластичного материала с последующим надавливанием на лист ручкой (кара...

Методическая разработка спортивного развлечения "Здоровье, сила, ловкость - вот спорта пламенный завет"

Одной из форм активного отдыха детей является - спортивное развлечение. Использование педагогами дошкольных учреждений физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность детей в движ...

Выступление на методическом объединении "Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!"

Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника! Эти слова можно было бы поставить эпиграфом к бесценным трудам одного из самых замечательных педагогических деятелей современности – ...