Главные вкладки

    Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в старшей группе к конкурсу педагогических работ «Уроки служения Отечеству». «Сила не в силе, а сила в любви!»
    план-конспект занятия (старшая группа) по теме

    Жорина Эльвира Ринатовна

    Познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайловичем Чичаговым.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uroki_sluzheniya_otechestvu.docx32.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №28 Кировского района г. Санкт-Петербурга

    Методическая разработка

    непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в старшей группе к конкурсу педагогических работ

     «Уроки служения Отечеству». 

    «Сила не в силе, а сила в любви!»

    Воспитатель:    
    Жорина Эльвира Ринатовна

    Санкт-Петербург,

    2016г.

    Митрополит Серафим, в миру Леони́д Миха́йлович Чичаго́в.

    Цель: Познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайловичем Чичаговым. 

    Задачи:

    • Расширять знания о святых людях земли русской
    • Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности.
    • Формировать ценностное отношение к отечественной истории, культуре.
    • Осмысление идеалов добра, верности и бескорыстного служение людям и Отечеству.
    • Воспитывать доброту, заботливое отношение к окружающим.
    • Расширять словарный запас детей.

    Принципы работы с детьми: доступности; научности; целостности; системности; преемственности; культурообразности.

    Предварительная работа:

    • Знакомство детей с известными людьми Санкт- Петербурга: Петр1,
    • А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, П.И. Чайковский, М. Ломоносов и т. д.   
    • Знакомство с русскими православными праздниками: Пасха, Рождество христово, Крещение Господне, День Святой Троицы.
    • Посещение детей с родителями соборов Санкт-Петербурга.
    • Рассматривание с детьми православных икон.

    Словарная работа: митрополит, артиллерия, адмирал, дворянин, семинария.

    Содержание:

    Звучит песня в исполнении мужского хора СПб Православной духовной академии «Родина».

    Педагог обращается к детям:

    - Ребята, вы слышите песню? О чем она? 

     Дети: о Родине, о русской природе, о любви к родине.

    Педагог: Правильно, а исполняет песню мужской хор. Санкт-Петербурга Православной духовной академии. И не случайно мы прослушали песню именно в этом исполнении. Мы с вами уже знакомы с некоторыми известными людьми Санкт-Петербурга. Кто может назвать их имена и в какой сфере они известны.

    Дети называют имена и профессии известных Петербуржцев.

    Педагог представляет детям презентацию о жизни и деятельности митрополита Ленинградского и Гдовского Серафима.

    3 СЛАЙД

    Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним известнейшим человеком, родившимся в нашем городе: митрополитом Ленинградским и Гдовским Серафимом, в миру Леони́д Миха́йлович Чичаго́в

    22 января исполняется 160 лет со дня рождения священномученика митрополита Серафима, в миру Леонида Михайловича Чичагова — одного из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви.

    Л.М. Чичагов сделал глубокий вывод из своих размышлений о жизни и смерти, о нравственной стороне страданий: «Сила не в силе, а сила – в любви».

    И сегодня мы с вами, познакомившись с жизнью и деятельностью митрополита Серафима, попытаемся вместе понять и объяснить сделанный им вывод: «Сила не в силе, а сила – в любви».

      4 СЛАЙД

    Митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим родился 21 января 1856 г. в Санкт-Петербурге. Принадлежал к одному из наиболее известных дворянских родов Костромской губернии. Среди предков – адмиралы В. Я. Чичагов и П. В. Чичагов. Отец – Михаил Никифорович Чичагов, полковник артиллерии. Супруга – Наталия Николаевна Дохтурова, дочь камергера двора Его Императорского Величества, внучатая племянница героя Отечественной войны 1812 года генерала Д. С. Дохтурова.

     Учился в Первой Санкт-Петербургской военной гимназии, окончил по первому разряду Пажеский корпус в 1875 году. Также получил образование в Михайловской артиллерийской академии.

    Митрополит Серафим был удивительно разносторонне одаренным человеком.

    Потомок двух известнейших адмиралов, дворянин. Прекрасно образованный, владевший иностранными языками, он находил удовольствие в занятии живописью и музыкой.

     Чичагов является одним из лучших в России специалистов в области военной истории, автором капитального труда по артиллерии.

      На протяжении многих лет он разрабатывал собственную систему лечения лекарствами растительного происхождения. Стимулом к занятию медициной послужило то, что, будучи участником войны на Балканах, Чичагов стал свидетелем страданий тысяч раненных.

    5 СЛАЙД

    Митрополит Серафим с родными и келейницей на даче в Удельной

    6 СЛАЙД

    А путь к Церкви Л.М. Чичагова начинался в доме на Остоженке, где когда-то жили Аксаковы, Толстые и, конечно, Тургеневы.

    Именно в этом доме происходило таинство обращения родовитого русского аристократа, блестящего офицера на путь, предназначенный Богом.

    В возрасте 34 лет Леонид Чичагов, только что возведенный в чин полковника, ошеломил Петербург решением выйти в отставку…

    Поступок Леонида Михайловича Чичагова требовал определенного мужества. Поначалу его не понимали даже домашние.

    В жизнь Л. М. Чичагова вошли и систематические богословские занятия, в результате которых не получивший даже семинарского образования офицер превратится в энциклопедически образованного богослова, авторитет которого со временем будет признан всей русской Православной Церковью.

    В поисках ответа на вопрос: «Как жить по божьему, по-христиански», он пришел к выдающемуся духовному наставнику – отцу Иоанну Сергиеву. Беседа с кронштадтским пастырем произвела на него настолько сильное впечатление, что с того времени все жизненно-важные решения Леонид Чичагов принимал лишь по его благословению. Иоанн Кронштадтский открыл ему и его будущее призвание – путь священства.

    Педагог: А сейчас перед тем, как узнать о следующем жизненном этапе митрополита Серафима мы с вами поиграем в русскую хороводную игру «Березка»

    Ребята становятся в круг и поют: 
    Берёзка беленá, 
    Маковка зелена, 
    Летом мохнатенькая, 
    Зимой сучковатенькая, 
    Где она стоит, 
    Там и шумит. 


    Березка зелёненькая, 
    Весной весёленькая, 
    Среди поля стоит, 
    Листочками шумит, 
    Гремит, гудит, 
    Золотым венчиком звенит.

    «берёзка» изображает шум листьев, движение веток, — она шуршит платьем, машет над головой платками. Под приговор: «А осенью корни у берёзки усыхают, листочки опадают!» - девочка «берёзка» обходит хоровод и каждому на плечо кладёт его платок. 

    Педагог: Отдохнули, поводили хоровод присаживайтесь.

    7 СЛАЙД

            

    Сделав важнейший выбор, о. Леонид Чичагов приложил все усилия к тому, чтобы послужить Церкви данными ему талантами. Первые награды, полученные им, были даны ему «за усердную заботу об украшении придельной церкви во имя апостола Филиппа, что при Синодальной церкви Двенадцати апостолов в Кремле».

    Одновременно он открыл для себя и новую стезю, обратившись от привычной для него военной – к церковной истории. Добросовестно изучал он документы, и вот, из-под его пера выходят замечательные описания истории Серафимо-Дивеевского и древнего Спасо-Ефимьего монастыря в Суздале, Зосимовой пустыни, и главный его труд – «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Мы с вами уже говорили о том, что Чичагов является одним из лучших в России специалистов в области военной истории, а сейчас мы узнали…

    Дети отвечают: Что он занимался и церковной историей.

    8 СЛАЙД

    В 1902 года усилиями архимандрита Серафима была переиздана впервые вышедшая в 1896 года «Летопись Серафимо-Дивеевекого монастыря». Это второе издание «Летописи» имело особое значение для канонизации преподобного Серафима Саровского, открывая перед всей Россией величие благодатных даров преподобного, отозвавшихся чудесным образом в жизни его многочисленных духовных чад.

    Летом 1903 г., после обретения мощей, состоялись торжества по случаю прославления великого русского святого подвижника. Николай Александрович и автор Летописи – их главные организаторы – шли во главе праздничных процессий.

    9 СЛАЙД

    А впереди была целая череда лет епископского служения. Сухуми, Орел, Кишинев, Тверь, Петроград. Какую бы епархию не поручали ему возглавить, он везде проявлял талант исключительного организатора церковной жизни, приводя в порядок часто расстроенные дела, собирая вокруг себя паству.

    В гуще дел Владыке Серафиму хватало еще времени для занятия иконописью, и тогда на свет появлялись удивительные иконы Спасителя в белом хитоне, Преп. Серафима Икона, написанная владыкой Серафимом Саровского…За что бы он ни брался, все становилось средством служения Богу и людям.

    Давайте рассмотрим с вами православные иконы, написанные Владыкой Серафимом. Что можно сказать об православных иконах?

    Какие чувства они у вас вызывают?

    Дети делятся своими впечатлениями (чувства светлые, добрые, спокойствие, любовь ко всем людям…)

    Педагог: Конечно же только добрый, искренний и душевный человек может написать такие иконы.

    10 СЛАЙД

    Владыка Серафим имел медицинское образование и был практикующим врачом. По его словам, число его пациентов составляло 20.000 человек. Святитель является создателем уникальной медицинской системы, основанной на глубоких познаниях всего спектра медицинских наук, доступных к тому времени. Его медицинская система во многом уникальна.  Она очень органична, включает и подтверждает собой правильность естественных законов бытия, заложенных в наши души и тела Творцом, библейские принципы бытия человека.

    11 СЛАЙД

    После 1917 г. митрополит Серафим оказался перед выбором: сохранить верность Православной Церкви или пойти на компромисс с так наз. «обновленцами»? Для него ответ был ясен, и это означало готовность претерпеть гонения. За это его не однажды подвергали тюремному заключению, в 72 года – отправили в ссылку в Архангельск, что при его расшатанном здоровье было равносильно пытке.

    Сколько пережил он в эти годы, скольких проводил, оплакал…

    Арест 1937 г. оказался для Владыки Серафима последним. Приговор «тройки» был формальным. Неизлечимо больного 80-летнего старика обвинили в «инспирировании контрреволюционного заговора».

    11 декабря 1937 года священномученик митрополит Серафим был расстрелян.

    Плоды жизни митрополита Серафима были настолько значительны, что в другой стране ему поставили бы памятник. А в СССР он был оклеветан и объявлен «врагом народа». Но время все расставило по местам.

    12 СЛЙД

    Сегодня мы с вами познакомились с жизнью удивительно разносторонне одаренным человеком- митрополитом Серафимом. Давайте же вместе поговорим с вами как вы понимаете изречение митрополита Серафима: «Сила не в силе, а сила – в любви».

    Дети высказывают свои мысли, мнение.

    Молодцы вы внимательно и заинтересованно слушали.

    А сейчас я предлагаю вам всем вместе из деревянного конструктора «Зодчий» построить собор. Работать будем дружно, уважительно относясь друг к другу и всегда помнить, что «Сила не в силе, а сила – в любви».

    Рефлексивно- оценочная часть.

    Занятие состоялось11 мая 2016г. на тему:

    «Уроки служения Отечеству».

    Митрополит Серафим, в миру Леони́д Миха́йлович Чичаго́в.

    Раннее детство – это период, когда у ребенка закладывается основы физического и психологического здоровья. От того, каким откроется ребенку мир с самого начала, будет зависеть его духовных рост.

    Необычное исполнение песни «Родина» мужским хором СПб Православной духовной академии заинтересовало детей в начале занятия.

    Благоприятный психологический климат, помог эмоционально вовлечь детей в занятие.

    Т.к. к сожалению темы, посвященные православию, не часто затрагиваются в детских садах, то информацию преподносит в основном педагог и пытается вызвать у детей интерес и положительный отзыв. Дети активно отвечают на поставленные вопросы, высказывают свое мнение и рассуждают.

    Правильно и интересно была подготовлена презентация дети с удовольствием рассматривали старые фотографии, делились впечатлениями.

    Педагог не только дает информацию, но и постоянно вызывает детей на диалог.

    Смена видов деятельности, использование новых технологий обеспечило усвоение материала, и отсутствовала перегрузка на детей на занятии.
                Здоровьесберегающие технологии обеспечивались путем хорошего санитарного состояния группы, проветриванием помещения, смена видов деятельности, благоприятной психологической атмосферы в группе и физкультминутки (хороводная игра «Березка»).

    В конце занятия педагог предложила построить всем вместе собор, дети с удовольствием дружно принялись конструировать.

    Список литературы, интернет-ресурсы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

    Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

    Комплексный подход к организации деятельности в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях

    Комплексный  подход к организации деятельности  предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса, что способствует повышению  качества предоставляемых населени...

    Итоговая аттестационная работа "Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"

    Итоговая аттестационная работа "Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"...

    Квалификационная работа "Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении"

    В работе представлены теоретические предпосылки методического руководства проектной деятельностью в ДОУ и практическая работа по выявлению эффективности методического руководства проектной деятельност...

    Методический материал "Подготовка и проведение открытых показов непосредственно образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении".

    Открытые показы непосредственно образовательной деятельности играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и образовательном процессе в целом. Они позволяют педагогам увидеть, как рабо...

    Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в ясельной группе к конкурсу лучший работник. «В гостях у бабушки Маши».

    Образовательные области: речевая, познание.Цель: практическое овладение нормами речи; закрепление знаний детей о домашних и диких животных.Задачи:1) Формирование словаря:- развивать понимание речи и а...