Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
методическая разработка по теме

Спиридонова Анжелика Евгеньевна

Введение ……………………………………………………………....................3

1 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ

1.1  Основные понятия  ……………………………………………………..….5

1.2.Современные тенденции развития инноватики в дошкольном образовании……………………………………………………………………..8

2.Разработка проекта  системы методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ

2.1  Анализ  методической   деятельности  в МДОУ ЦРР – детский сад  «Дельфин» г.Абакан …………………………..………………………………11

2.2. Проект  системы методического сопровождения  инновационной деятельности в  ДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» г.Сорска ………..…..15

Заключение ………………………………………….………………………….23

Библиография ………………………………………………………………….24

Приложение …………………………………………………………………… 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_innovacionnoy_deyatelnosti.rar534.08 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки  Республики Хакасия

ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации   и переподготовки работников образования»

Кафедра управления образованием

Проект теоретико-методической деятельности

 Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Спиридонова Анжелика Евгеньевна, заместитель заведующей по воспитательной и методической работе МДОУ ЦРР детский сад «Солнышко»

 Подпись        \____________________\

Научный консультант: Терских Лариса Леонидовна                                 Подпись_____________\____________________\

Куратор категории: Ситяева Татьяна Николаевна,

                              методист КУО                         Подпись______________\_____________________\

Абакан 2010

Содержание

Введение ……………………………………………………………....................3

1 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ

1.1  Основные понятия  ……………………………………………………..….5

1.2.Современные тенденции развития инноватики в дошкольном образовании……………………………………………………………………..8

2.Разработка проекта  системы методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ

2.1  Анализ  методической   деятельности  в МДОУ ЦРР – детский сад  «Дельфин» г.Абакан …………………………..………………………………11

2.2. Проект  системы методического сопровождения  инновационной деятельности в  ДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» г.Сорска ………..…..15

Заключение ………………………………………….………………………….23

Библиография ………………………………………………………………….24

Приложение ……………………………………………………………………25

                                     

« Начни с простого плана,

и ты начнешь с  нуля»      

                                                                                                Дж.Паркинсон

Введение

 Последнее время в системе образования – это время инноваций. Сами по себе инновационные процессы носят в значительной мере стихийный характер: они связаны со стремлением человека реализовать себя, и свои идеи.       Инновационные процессы не обошли стороной и наш коллектив. На протяжении последних лет коллектив занимается экспериментальной деятельностью и является  стажёрской площадкой ХРИПК и ПРО по теме                    “ Интеллектуально – творческое развитие детей посредствам игровых технологий В.В.Воскобивича»”, и базовой площадкой ООО «Развивающие игры В.В.Воскобовича» города Санкт – Петербург.  Эксперимент  вступил на завершающую стадию, имеется положительный опыт работы.  Все эти моменты явились предпосылками для выхода на новый, более высокий, более качественный уровень.

Именно поэтому, сегодня мы заинтересованы в упорядочивании инноваций и инновационных процессов, а это предполагает специально организованную инновационную деятельность и экспериментальную проверку выдвигаемых нами идей.

Актуальной является проблема методического сопровождения  эффективного введения инноваций. Мы уверены в том, что невозможно добиться успеха без системного подхода.

Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.

Анализ сложившейся  ситуации  в деятельности нашего  дошкольного учреждения   работающего в инновационном режиме, выявил ряд проблем: отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций; недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности   учреждения, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска,   стимулировало   инновационную деятельность педагогов; отсутствие   мониторинга качества и эффективности их внедрения.         Перечисленные проблемы не могут быть решены в одночасье. Необходима подготовка педагогов,   способных грамотно осуществлять инновационную деятельность.

Цель нашего проекта:   создание системы  методического сопровождения инновационной деятельности в дошкольном учреждении

Задачи:

  1. Проанализировать литературные источники по теме.
  2. Раскрыть сущность инновационной деятельности в ДОУ.
  3. Проанализировать опыт  организации методического сопровождения  инноваций в деятельности МДОУ ЦРР «детского сада «Дельфин» г.Абакана.
  4. Разработать систему методического сопровождения инновационной деятельности в МДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» г.Сорска

Объектом исследования выступает: инновационная деятельность ДОУ.

Предмет исследования – методическое сопровождения инновационной деятельности в ДОУ ЦРР «Солнышко» города Сорска

1 .Теоретические  основы  методического                                           сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ

1.1  Основные понятия

     

       Появление термина «инновация» обязано долгой эволюции термина «развитие», который зародился в русле философского учения Аристотеля, а затем в классической латинской литературе. Однако необходимо отметить, что он употреблялся в обыденном смысле: «распутывание мнений» у Аристотеля; «раскрытие книги» у Цицерона.

В науке термин «инновация» стал использоваться в XIX веке при изучении антропологии и этнографии . В XX в. термин «инновация» был   введён в научный оборот как экономическая  категория.  В 30-е годы прошлого столетия в работах    многих    ученых инновации трактовались как «нововведение, внедрение новых форм организации и управления».

К началу XXI в. человек в процессе своего интеллектуального совершенствования стал активно использовать имеющуюся в себе важную способность саморазвития путем создания новшеств.

Любая инновация – это изменение того, что уже существует. Инновационные процессы не обошли стороной и область педагогической деятельности.  

В последние 10-12 лет в связи с изменением социально-экономических условий в России, интеллектуализацией многих видов деятельности человека, развитием научных исследований в области образования, вариативности образования, в том числе и дошкольного, резко возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания.

Рассматривая инновационные процессы в системе образования, следует отметить, что современные трактовки понятия "инновации в образовании"   чаще   связывают с разработкой и внедрением новых средств, методов и технологий воспитания и обучения.  Слово «инновация» происходит от латинского in — в и nowus — новое и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». Ин новация — это содержание и организация нового, тогда как нововве дение — это только организация нового. Под новшеством же пони мают явление, несущее в себе сущность способа, методики, технологии и организации и содержания нового, тогда как иннова ционный процесс отражает в себе формирование и развитие содер жания и организации нового.                     Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. Приведем несколько определений этого понятия.                                                                

В «Современном словаре иностранных слов» (1993) инновация трактуется как нововведение.                                                                                                      

Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте —  создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)                                                                                                                          

Новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.)                                    

Нововведение (инновация) — комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.)                                                                                   

  Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие и малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику образовательного процесса. Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. В своей работе мы будем  использовать  следующие значение термина «инновация»  

Новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация — процесс освоения этого средства.                

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.)     

Процесс (продвижение) — совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

     

 

 

      

 

1.2.Современные тенденции развития    инноватики  в  дошкольном образовании

 

 Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала работников ДОУ. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные образовательные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое учреждение.  Инновационные преобразования приобретают системный характер.  К такому мнению приходит ряд исследователей, в числе которых   М. М. Поташник, И. О. Котлярова, Н. В. Горбунова, К. Ю. Белая.

Каковы же причины столь массового в дошкольном мире явления, как инновация? На наш взгляд, к основным из них следует отнести:

● необходимость активного поиска путей решения существующих в дошкольном образовании актуальных проблем;

● стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению образовательных услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить конкурентоспособность каждого ДОУ;

● подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов о том, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива;

● постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить, потребность в причастности к большому, значимому для всех делу;

● стремление недавних выпускников педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания;

● возрастающие запросы отдельных групп родителей к уровню образованности своих детей;

● конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желаемым и реальным результатами  

Типы нововведений  группируются по следующим основаниям.

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

— в содержании образования;
— в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;
— в управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований:

— частные, единичные, не связанные между собой;
— модульные (комплекс частных, связанных между собой);
— системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу:

— усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные  нововведения);
— новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);
— радикальные инновации.

4. По отношению к предшествующему:

— новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);
— прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);
— освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);
— ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.                                                                                

Инновация может считаться успешной, если она позволила решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.  

Как спланировать работу  по внедрению  инновации в дошкольном учреждении?   Уйти от многих ошибок и упущений  поможет проектирование системы методического сопровождения  инновационной программы.

2.1Анализ  методической   деятельности   в   МДОУ «ЦРР – детский сад  «Дельфин» г.Абакан.

     

  Педагогический коллектив  МДОУ  «ЦРР – детский сад «Дельфин»  г.Абакан  работает в режиме развития.   С 2005 по 2009 год ДОУ  имел статус экспериментальной площадки для реализации проекта «Модель оздоровления детей средствами физической культуры». В 2009 года ДОУ  присвоен статус Муниципальный ресурсный центр. Руководителем центра является заместитель заведующей.  

    С целью повышения образовательного уровня сотрудников в ДОУ организовано проведение  теоретических  и практических семинаров.  Ведётся планомерная, систематическая  и эффективная работа по повышению квалификации, а так же профессионального и теоретического уровня подготовки педагогов с учётом специфики МДОУ.

Организована работа по обобщению опыта работы педагогов и представлению его через книгоиздательскую деятельность. Выпущены  сборники  из опыта работы « Педагогика оздоровления в современном дошкольном учреждении»,  «Единая диагностика физической подготовленности дошкольника».

Многие педагоги представляют свои практические и теоретические материалы в периодических изданиях «Дошкольная педагогика», «Методист ДОУ», «Игра и дети», «Управление ДОУ», «Логопед».

     В ходе организации деятельности дошкольного учреждения в режиме эксперимента  выбрана система управления ДОУ, которая предполагает сочетание жесткой структуры управления функционирования и гибкой управление развитием. Структура управления ДОУ включает два уровня:

I уровень стратегический:

Сформировано управление экспериментальной деятельностью.

•   Создание совета экспериментальной площадки

•   Создание совета педагогов «Инноватор»

Инновационная направленность требует внедрения научно-апробированных методик и технологий, чем  обусловило взаимодействие с педагогическим коллективом ХГУ им. Н.Ф. Катанова и медицинским коллективом хакасского физкультурного диспансера.

II уровень тактический:

На данном уровне управление осуществляет заместитель заведующей по воспитательной и методической работе.  Вся опытно-экспериментальная работа педагогического коллектива строится на наличии у  каждого члена коллектива теоретической подготовленности, умения анализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, т.е. проводить эксперимент на научно обоснованных знаниях.

Координатором осуществления методического сопровождения экспериментальной деятельности в ДОУ   становится заместитель заведующей по воспитательной и методической работе.

В дошкольном учреждении создана методическая служба.

Руководителем службы так же является заместитель заведующей.  

Основными задачами службы являются следующие:

• Расширить   и   систематизировать   знания   педагогов   по   актуальным направлениям психолого-педагогической науки и практики  в педагогике оздоровления, модернизации образования в целом:

• Создать   эффективную   систему   методической   помощи   в   ДОУ   по обеспечению практической деятельности воспитателей и узких специалистов, обобщению и распространению передового педагогического опыта по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса в режиме педагогики оздоровления:

• Организовать научно - исследовательскую, опытно-экспериментальную работу   по   прогнозированию,   проектированию   и   моделированию деятельности ДОУ в режиме эксперимента.

    Направления деятельности службы:

• Изучение информационных потребностей педагогических кадров ДОУ с целью формирования информационного массива по организации воспитательно-образовательного процесса в режиме педагогики  оздоровления;

• Определение содержания воспитательно-образовательного процесса в ходе проведения экспериментальной деятельности:

• Повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ,  расширение теоретических и практических  знаний  педагогов в области здоровьесбережения;

• Мониторинг эффективности организации  экспериментальной деятельности в ДОУ по внедрению здоровьесберегающих технологий.

Педагоги ДОУ распространяют опыт работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне.

2.2. Проект  системы методического сопровождения  инновационной

деятельности в  ДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» г.Сорска

 

 Основной целью  инновационной  деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований.  Инновационные процессы будут тем успешнее, чем четче и яснее будет  управление этими процессами. И только в результате  эффективного управленческого содействия педагоги смогут в полной мере реализовать свои  наработки, которые приведут  к обновлению и модернизации  педагогического процесса в ДОУ. Поэтому нами    спланирована  следующая    система   работы:

1. Сформировать положительное отношение  и потребность педагогов  в инновационной деятельности.

2. Создать  условия  для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов.

3. Создать инновационные  структурные подразделения и управлять их деятельностью.

4. Создать единую  систему  мониторинга.

5. Выявить и распространить инновационный опыт.

6. Разработать,  и   использовать  систему стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов.

     В организации инновационной деятельности важны последовательность действий и постепенность в решении задач.                                                                      I ШАГ:  это мотивационные условия вхождения в инновационную деятельность коллектива.  Педагогический коллектив всегда неоднороден. Его изучение и анализ помогают  правильно организовать инновационную деятельность с учетом оценки уровня готовности членов коллектива к восприятию новшеств.

 Анкетирование

 Тестирование

Изучение коллектива

                           

 Наблюдение

 Беседы

                                                                 

Руководителю, организующему инновационную деятельность, важно уметь оценить инновационный потенциал педагогического коллектива, который характеризуется тремя показателями.

1. Восприимчивость педагогов к новому — это потребность в постоянном профессиональном росте. Восприимчивый к нововведениям педагог:

а) стремится внедрить передовой опыт в практику;
б) постоянно занимается самообразованием;
в) привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности;
г) анализирует и рефлексирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными консультантами;
д) умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.

2. Подготовленность к освоению новшеств  включает в себя: информированность о новшествах, наличие потребностей в обновлении педагогического процесса, знаний и умений для успешной профессиональной и исследовательской деятельности.

3. Степень новаторства педагогов в коллективе.  К.Ангеловский  выделяет пять групп педагогов по оценке степени их новаторства:   новатор, передовик, умеренный,  предпоследний, последний.

1. Группа «Новаторов». Педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что новое хорошо уже потому, что оно новое. Эти педагоги обладают способностями к решению нестандартных задач, они не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации.

2. Группа «Передовиков» — это те, кто первыми осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем коллективе. Они первыми подхватывают появившиеся в округе, районе инновации.

3. Группа   «Умеренные». Освоение новшеств осуществляют умеренно, не спешат, но в то же время не хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность, когда новое будет воспринято большинством коллег.

4. Группа «Предпоследние». Эта категория педагогов воспринимает новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к нему.

5. Группа «Последние». В нее входят педагоги, сильно связанные с традициями; со старым, консервативным мышлением и отношением к деятельности.

   Люди, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшества, могут оказывать ему сопротивление в разной форме. В связи с этим задача руководителя — формировать в коллективе чувство неудовлетворенности достигнутым результатом, положительное общественное мнение о нововведениях. (Приложение 1)

II ШАГ:    непрерывное повышение квалификации  и компетентности педагогов.

  Обучение воспитателей  проводится через разные формы:

  1. проведение семинаров для сотрудников,
  2. направление их на курсы повышения квалификации;
  3. организация «круглых столов» с приглашением известных  специалистов, управленцев;
  4. организация работы методических объединений или творческих групп;
  5. практикумы;
  6. самостоятельная работа отдельных педагогов по изучению литературы по теме.

Педагоги должны поверить, что достижение поставленных перед ними целей приведет к получению значимого для них результата, вознаграждения (материального, морального); что они смогут выполнить задание, прилагая приемлемые для себя усилия.

III ШАГ:   создание  инновационных    структурных  подразделений и управление  их деятельностью. Мы воспользуемся опытом наших коллег из МДОУ «ЦРР  - детский сад «Дельфин». В ДОУ   создадим  совет по инновациям, руководителем которого является заместитель заведующей по воспитательной и методической работе.

Совет по инновациям

   

Диагностический отдел

Научно-методический отдел

Информационно-аналитический отдел

  Для каждой категории педагогов – участников инновационной структуры – необходимо определение и уточнение их функциональных обязанностей, а также закрепление прав. Эти моменты прописываются в Положении о  Совете инновации,  которое утверждается на   педагогическом совете ДОУ.

Название отдела

Цель

Информационно – аналитический отдел

Выявление  образовательных и информационных потребностей, удовлетворение запросов педагогических кадров в области инновационной деятельности. Формирование информационного банка инновационных технологий, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Научно – методический отдел

Организация научно-методической помощи воспитателям ДОУ в реализации инновационных программ; Повысить профессиональную компетентность педагогов в области организации воспитательно-образовательного процесса в режиме инноваций.

Диагностический отдел

Аналитическая оценка достигнутых результатов образовательной деятельности;  определение профессиональных проблем и трудностей при внедрении инноваций.

IV  ШАГ: Систематический анализ результатов  инновационной деятельности позволяет своевременно регулировать и корректировать процесс управления  воспитательно-образовательным процессом.    Единая система мониторинга, обеспечит  необходимую информационную основу для принятия и коррекции управленческих решений, направленных на достижение поставленных задач и включающая в себя:

Информационный мониторинг - с целью сбора, накопления и систематизации материала в методкабинете оформляется  блок                               “Инновационная деятельность в ДОУ»  в него входят:   Карта                                  «Характеристика инноваций и нововведений» «Инновационная  карта»  (Приложение 2).

Управленческий мониторинг - с целью отслеживания и оценки эффективности принимаемых управленческих решений функционирует “Банк информации о педагогах”.

Педагогический - с целью изучения эффективности педагогического процесса, способствующего развитию   дошкольников   проводить  диагностику исследования динамики развития любознательности и познавательной активности дошкольников, определены уровни познавательной потребности. Для родителей  проводить анкету, направленную на изучение отношения родителей к  инновационной деятельности в ДОУ. Для педагогов   предложить вопросник для оценки и самооценки профессионализма по организации инновационной  деятельности. (Приложение 3)

V  ШАГ: . Выявление  и распространение  инновационного опыта проводить на муниципальном, региональном и федеральном уровнях в ходе проведения конференций, мастер-классов, конкурсов педагогического мастерства,  публикаций в профессиональных журналах. Результатом работы каждого педагога является формирование личного портфолио педагога.

VI  ШАГ:   стимулирование  педагогов    к инновационной деятельности.

Мотивацию творческого педагогического труда в условиях инноваций обеспечивают моральные и материальные стимулы.

Система стимулирования и поощрения                                             инновационной деятельности педагогов.

Материальное стимулирование

Моральное стимулирование

 Установления доплат и надбавок за инновационную деятельность.

 Единый методический день

 Награждение педагогов по суммарному итогу в конце учебного года ценными подарками;

 Повышенная ставка дифференцированной надбавки по результатам анализа работы за месяц.

 Ежемесячное подведение итогов по   вкладу в инновационный  педагогический процесс  “Экран достижений”.          

 Премирование педагогов по итогам года

 

         

 Награждение педагогов  грамотами, благодарственными письмами и т.д.

         

     Данная система управленческих действий направлена на создание ситуации успеха каждому сотруднику, ориентации на индивидуальность и личностное самоопределение каждого педагога, совершенствование его творческого потенциала, профессиональной мотивации, и как следствие постоянность основного состава педагогического коллектива на протяжении  длительного периода. Создание коллектива единомышленников - результат эффективности управления учреждением и одновременно залог успешности организованной инновационной деятельности ДОУ.

   Таким образом, в условиях развертывания инновационных тенденций в дошкольном образовании, обновления его содержания и форм необходимо выстроить систему сопровождения инновационной деятельности педагогов, обеспечивающую возможность перевода дошкольного образования на более качественный уровень.

Ожидаемые результаты:

1. Включение в инновационный процесс 80% педагогического коллектива;

2. Модернизация организационной структуры управления – создание управленческой команды.

3. Расширение работы методической службы ДОУ;

4. Повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов.

5. Повышение качества  образовательного процесса.

6.Повышение конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг.

Заключение

Изменения, которые происходят сегодня в обществе, неизменно влекут за собой преобразования в работе дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время детский сад является сложным организмом, стремящимся к развитию, новым возможностям; создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей дошкольников и их родителей, социума; обеспечивающим условия для творческой, профессиональной педагогической деятельности, соответствующей самым современным требованиям.

На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования. Выбор направлений в развитии дошкольного учреждения во многом зависит не только от руководителя, но также от каждого члена педагогического коллектива и от работы методической службы. В процессе изменения дошкольного образовательного учреждения меняются люди: они должны приобретают новые знания, получают больше информации, решают новые задачи, совершенствуют навыки и умения, а также часто меняют рабочие привычки и ценности.

В дошкольном учреждении развитию творческой атмосферы может способствовать активная, поставленная на научную основу деятельность методической службы. Именно она должна помочь воспитателям в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в педагогической деятельности. В любом дошкольном образовательном учреждении должна сформироваться своя система работы с педагогическими кадрами, характер которой зависит от степени сплоченности коллектива, его творческой направленности, а также профессиональной компетентности каждого сотрудника. Поэтому, приступая к инновационной деятельности, сотрудник методической службы должен хорошо знать каждого педагога, подбирая те формы и методы работы, которые будут способствовать созданию коллектива единомышленников.

Библиография

1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

2. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 2001.

3. Волобуева Л.М. работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: Творческий центр, 2004

4. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008.

 5.Немова Н.В. Управление методической работой в школе. М., 1999. (Библиотека журнала «Директор школы». Вып. 7.)

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998.

7. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: Управление по результатам. М., Новая школа, 2001.

8. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М.: Аркти, 2004

Приложение 1

Оценка реализации потребностей педагога в развитии

(Н.В. Немова)

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого  утверждения балл:

5 - если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 - скорее соответствует, чем нет;

3 - и да и нет;

2 - скорее не соответствует;

1 - не соответствует.

•   Я стремлюсь изучить себя

•   Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.

•   Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

•   Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

•   Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время

•   Я анализирую свои чувства и опыт.

•   Я много читаю.

•   Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

•   Я верю в свои возможности

•   Я стремлюсь быть более открытым человеком.

•   Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

•   Я  управляю     своим     профессиональным     развитием     и     получаю положительные результаты.

•   Я получаю удовольствие от освоения нового.

•   Возрастающая ответственность не пугает меня.

•    Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе. 

Анкета «Ваше отношение к педагогическим инновациям»

Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на ряд вопросов, которые помогут улучшить экспериментальную  работу в дошкольном учреждении

1   Укажите некоторые сведения о себе

— стаж педагогической работы

— образование

2   Ваше отношение к педагогическим инновациям

— нужны, помогают в работе рядовым педагогам

— дезориентируют педагогов

— вредят образовательному учреждению

3   Ваша информированность о педагогических инновациях

— знаю новые приемы педагогического воздействия

— знаю новые педагогические технологии

— знаю систему работы педагога - новатора

4  Если ли в Вашем коллективе педагогические инновации

— да

— нет

— какие именно?_____________________________________________

5. Как вы используете педагогические инновации в своей работе:

— не применяю вообще

— использую отдельные приемы

— использую новые педагогические технологии

— использую систему работы педагога-новатора

6 Ваше мнение об информации по проблемам инноваций?

 — нет никакой информации

— мало информации  и ее трудно получить

— информация противоречива, ее трудно получить

— информация полная, исчерпывающая, качественная

7. С какой целью Вы используете педагогические инновации?

— чтобы попробовать что-то новое

— чтобы сделать занятие интересным

— чтобы сделать свою работу эффективной

— чтобы разрешить актуальные проблемы учреждения

8.  Как Вы применяете педагогические инновации:

— не применяю вообще

— пробую все, чтобы выбрать нужное

— изучаю многое, затем творчески перебираю

— пытаюсь самостоятельно создавать новое

9. Как и когда, на Ваш взгляд, лучше осваивать педагогические инновации?

— в процессе самостоятельной практической деятельности

— на курсах повышения квалификации

— в школе педагогического мастерства

   

Приложение 2

СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО БАНКА

Для того чтобы управлять нововведениями, необходимо сформировать банк инноваций. Для этого на каждое новшество ДОУ инноватором заводится специальная карточка (карта 1). Лучше всего это сделать в начале учебного года.  Как же работать с такой картой? Рассмотрим отдельные ее пунк ты и рекомендации по их заполнению.

Пункт 1 — «Проблема».

Необходимо продумать, какие противоречия в практике обуче ния и воспитания заставляют отказаться от традиционного пути и начать поиск нового, или из каких потребностей вытекает необхо димость данной инновации. Проблема записывается как противоречие. Например, необходимость осуществить разноуровневую диф ференциацию и отсутствие у педагогов необходимых знаний об этой педагогической технологии для реализации на практике.

Пункт 2 — «Цель инновации, нововведения». Чтобы справиться с формулировкой цели, надо обратить внима ние на вторую часть проблемы (противоречия) и ответить на вопрос: «Что желательно создать в итоге работы?» Цель любого нововведе ния прописывается в глагольной форме. Например, разработать и освоить новую педагогическую технологию по разноуровневой дифференциации обучения.

Пункт 3 — «Сущность инновации, нововведения». Сущность нововведения — это гипотеза, комплекс взаимосвя занных задач, которые надо решить, чтобы получить новое качество.

Пункт 4 — «Прогнозируемый результат нововведения». Любой прогнозируемый результат должен нести в себе показате ли достижимости, реальности и измеримости. Прогнозируются: воз можные (ожидаемые) положительные результаты; возможные поте ри,   негативные   последствия;   компенсационные   меры   по   их устранению.

Здесь же указываются параметры, по которым будет определять ся эффективность нововведения.

Пункт 5 — «Классификация инновации, нововведения по области применения знаний...».

Требуется подчеркнуть или дописать, каким областям знаний соответствуют вопросы, затрагиваемые нововведением.

Пункт 6 — «Инноватор».

Записываются сведения о том, кто вводит данную информацию. Подчеркнуть, кем он является по отношению к данной инновации (разработчик, пользователь, распространитель).

 Пункт 7 — «Нововведение прошло стадии...». Обвести кружком номера всех стадий, которые прошло конкрет ное нововведение, включая стадию, на которой оно находится в дан ный момент.

Пункт 8 — «Нововведение прошло экспериментальную проверку». Кратность проверок подсчитывается после прохождения полно го цикла учебного года.

Пункт 9 — «Характер инновационного процесса» (эксперимента или опыта).

Констатирующий — отслеживание процесса, констатация результатов.

Уточняющий — корректировка гипотезы в соответствии с результатами.

Формирующий — оформление и описание педагоги ческой технологии и ожидаемых результатов.

Активный эксперимент носит лабораторный, производственный характер. Пассивный эксперимент — педагогическое наблюдение.

Пункт 10 — «Препятствия на пути разработки и внедрения».

Это те проблемы, которые мешают внедрению инновации в лю бой области: социальной, правовой, материально-технической, фи нансовой, а также общепедагогические проблемы (управленческие, дидактические, частнометодические, воспитательные, из области психологии, гигиены и других).

Пункт 11 «Экспериментальный контроль осуществляется...».

Экспертами могут быть специалисты — коллеги, опытные руководители ДОУ, методисты, ученые и др. Общественный контроль осуществляют родительские, профсоюзные организации, совет по печителей и др. Самоконтроль необходим разработчикам, распрост ранителям и пользователям новшества.

Пункт 12 — «Оценка инновации».

Она определяется с учетом данных карты 2 «Контроль и эксперт ная оценка инноваций»

Пункт 13 — «Какие еще проблемы предстоит решить».

Расшифровка препятствий, стоящих на пути реализации нововведения. Например: психологический барьер у педагога и родите лей, отсутствие частных методик по проведению разноуровневого контроля и др.

Пункт 14 — «Особые замечания о значении инновации...».

Заполняется по результатам экспертизы программы инновации и нововведения. Данные заполненных карт можно ввести в ком пьютер.

Теперь банк инноваций ДОУ создан, требуется тщательный ана лиз результатов. Только в этом случае руководителям ДОУ можно бу дет осуществить программу по регулированию и коррекции инно ваций.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИЙ  И НОВВОВЕДЕНИЙ

1.Проблема__________________________________________________________________________________________________________________________

2.Цель инновации, нововведения____________________________________

_____________________________________________________________________________

3.Сущность инновации, нововведения_______________________________

_____________________________________________________________________________

4.Прогнозируемый результат нововведения___________________________

_______________________________________________________________________

5.   Классификация инновации, нововведения по области применения  знаний ( управление, дидактика, психология, частные методики, социология, право, гигиена и физиология, междисциплинарная область и др.) подчеркнуть

6. Инноватор:______________________________________________________

                                              Ф.И.О., возраст, образование, специальность, пед. стаж:                                                                                

  Разработчик, распространитель, пользователь (подчеркнуть)

7. Нововведение прошлой стадии:

1.  формирование идеи,  

2. целеполагания,  

3. разработка  

4.  освоение на стадии  опытного  внедрения  или  эксперимента,  

5. Распространения, диффузии (многократного повторения,  

6. рутинизации

8. Нововведение прошло экспериментальное апробирование             однократное, многократное (подчеркнуть)

9. Инновационный эксперимент:

констатирующий, формирующий,  уточняющий (подчеркнуть)                               активный (производственный, лабораторный)     или   пассивный (экспериментальное наблюдение)       (подчеркнуть)

10.  Препятствия на пути разработки и внедрения_____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

11.  Экспериментальный контроль осуществляется (специалистами, общественностью, самоконтроль)      (подчеркнуть)

12. Оценка инновации: критическая, низкая, допустимая, оптимальная

13. Какие еще проблемы предстоит решить:__________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

14.  Особые замечания о значении инновации и ее оценка с учётом альтернативных мнений:___________________________________________

________________________________________________________________

«____» 20____г. '                                   Составитель:_____________________

ИННОВАЦИОННАЯ   КАРТА

2009 – 2010 уч. год

Стадия

Нововведение

Рутинизация

Распространения (многократного повторения)

Освоение на стадии опытного внедрения или эксперимента

Разработка

Целеполагание

Формирование идеи

 

Приложение 3

Анкетирование педагогов

«Выявление результативности инновационной деятельности»

1.  Выполнение стандарта образования детей вашей группы (результаты диагностики усвоения программного материала дошкольниками)

2.  Перечень задач, завышающих стандарт образования детей в вашей  группе и показатели их усвоения дошкольниками (в % отношении)

3.   Влияние инновационной работы на развитие личности ребёнка (интеллектуально-личностное, социально-личностное, морально - нравственное, физическое, художественно-эстетическое и прочее).

4.   Влияние инновационной работы на здоровье детей: физическое, психическое.

5.   Методическое обеспечение инновационной работы (положительное, отрицательное).

6.  Необходимая методическая помощь (заявка).

7.   Работа с родителями, их оценка инновационной деятельности педагога (формы, методы, виды работы).

8.  Что положительного и отрицательного в инновационной деятельности  вашей группы произошло за год?

9.  Что вы считаете необходимым изменить в плане ведения и содержания инновационной работы?

10.Наиболее активно употребляемые Вами формы и методы работы с детьми. Какие из них на ваш взгляд наиболее эффективны?

11..Виды и формы индивидуализации инновационного педагогического процесса.

12.Варианты интеграции разделов программ и методов работы с детьми.

13.Эмоциональное состояние детей на занятиях.

14.Доступность инновационного содержания образования детям.

15.Критерии эффективности Вашей работы

Вопросник для ежегодного анализа и отчета зам. зав. по В и MP   ДОУ, работающего в инновационном режиме

1.   Направление инновационной работы ДОУ, группы детей, педагоги. Цели и задачи инновационной работы за учебный год.

2.  Общие показатели детьми ДОУ:

3   Ведущие виды, формы, методы работы с детьми в ДОУ; оценка их эффективности.

4.  Оценка   деятельности    педагогов   (по   группам,   общая   по   ДОУ работающих в инновационном режиме.

5.  Взаимодействие ДОУ и родителей, общественных организаций; оценка деятельности ДОУ за прошедший учебный год.

6.  Система непрерывного образования педагогов ДОУ, работающих  в инновационном режиме.

7.  Методическое  обеспечение  инновационного   процесса;   потребности педагогов в укреплении учебно-методической базы.

8.  Уровень профессиональной подготовки педагогов ДОУ для работы:

•    по стандарту образования;

•    по завышению стандарта образования.

9.  Сводная  заявка   на  оказание  методической  помощи  педагогам    на следующий учебный год работы:

•    по стандарту образования:

•   по завышению стандарта образования.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая аттестационная работа "Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"

Итоговая аттестационная работа "Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"...

Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности по апробации образовательной программы «Югорский трамплин»

Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности по апробации образовательной программы «Югорский трамплин»...

Консультация для воспитателей "Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении"

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала ...

Консультация "Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении"

Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении...

Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении

Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие об¬щеобразовательной ...

Доклад "Методическое сопровождение воспитателя в условиях дошкольного образовательного учреждения"

Доклад "Методическое сопровождение воспитателя в условиях дошкольного образовательного учреждения"...

Презентация: "Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении"

Презентация: "Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении"...