План по самообразованию педагога «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы».
материал

 Егорова Ольга Петровна

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников

посредством чтения художественной литературы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_pedagoga.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида»

с. Красноармейское  Красноармейского района Чувашской Республики

План по самообразованию педагога

Егоровой О.П.

Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников

посредством чтения художественной литературы».

вторая младшая - средняя группа

2020-2021 учебный год

Актуальность выбранной темы:

   Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к книге в современном обществе стоит очень остро. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже с книгой.

   Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время происходит понижение уровня культуры, когда материальные ценности преобладают над духовными. Мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Дошкольный возраст — наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями. Именно, в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей доброжелательные взаимоотношения к сверстникам и взрослым, любовь и гордость к Родине, преданность ей, уважение к истории и культуре своего Отечества.

   Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

   Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

     В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы  по нравственному воспитанию детей младшей-средней группы, средствами   художественной литературы.

Цель: воспитание социально нравственных качеств детей дошкольного возраста, через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения  необходимой литературы, посещения ММО, самообразования.

2.Разработать перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста.

3.Создать предметно-развивающую среду в группе (создание патриотического уголка, подбор дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию).

4.Провести консультацию для педагогов на тему «…» на педагогическом совете.

5.Подготовить в семинаре …..

6.Подготовить материал и провести мастер-класс для педагогов по теме:«...».

План работы с детьми

Сентябрь

 «Я и моя семья»

В.Осеева «Волшебное слово»

-подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения;

-развитие умений делать выводы;

-воспитание чувства гордости за свои поступки

«Дары осени»

Ю. Тувим «Овощи»;

Т. Егорова «Редиска. Тыква. Морковка»

- ознакомление детей с видами овощей;

-развитие памяти;

-содействование трудовому воспитанию

«Золотая осень»

С. Михалков «Веселый турист»;

«Осень в лесу»

-ознакомление детей с описанием красоты природы через прозу;

-развитие воображения детей;

-воспитание желания оберегать окружающую природу

Октябрь

«Родная земля – кормилица – хлеб»

Сказка «Колосок»;

А. Мусатов  «Откуда хлеб пришел»;

Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом»

-ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции;

-способствование развития положительных эмоций путем сопоставления произведений с реальностью.

-воспитание желания трудиться

«В гостях у бабушки Ульяны»

Сказка «Жихарка»;

Ш. Перро «Красная Шапочка»;

-ознакомление с русскими народными и авторскими сказками;

-развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;

-воспитание культуры поведения с незнакомцами

«Наш город»

С. Михалков «Овощи»;

Ш. Галиев «Три копейки на покупку»;

Сказка «Лисичка со скалочкой»

-развитие воображения детей;

-воспитание ответственности и порядочности

«Домашние животные»

Сказка «Три поросенка»,

Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»,

М. Пришвин «Журка»,

К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка»

-ознакомление детей с рассказами о животных;

- развитие памяти;

-воспитание желания заботиться о братьях наших меньших

Ноябрь

«Труд взрослых в детском саду»

А. Карандашова «Большая стирка»,

Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;

А. Фомин «Подружки»

-ознакомление детей с трудом взрослых;

- развитие умения делать выводы;

-содействование трудовому воспитанию

«Уголок природы»

Л. Толстой «О людях больших и маленьких»,

Т. Шорыгина «Рыбы», «Как карасик в пруд попал»,   Сладков «Карась»

-расширение представлений о нравственных качествах;

- развитие воображения детей;

-воспитание умения вести себя в обществе

Поздняя осень (живая и неживая природа)

С. Воронин «Трусишка»

-углубление представлений о жизни животных;

-развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;

-воспитание в детях единства слова и дела

Уроки Здоровейки

К. Чуковский «Айболит»,

Е. Зайцев «Уроки Айболита»

-продолжение ознакомления детей с произведениями К. Чуковский;

-развитие памяти;

-воспитание желания помогать другим

Декабрь

«Начало зимы (неживая природа, растительный мир)»

Л. Воронкова «Хитрый снеговик»,

И. Суриков «Зима»,

А. Барто «Елка»,

Н. Некрасов «Мороз – воевода»,

З. Александрова «Птичья елка», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»,

Я. Аким «Первый снег»,

И.С. Никитин «Встреча зимы»

-продолжение формирования у детей понятий смены времен года;

-способствование развитию произвольного внимания;

-воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности

«Бытовая техника»

К. Чуковский «Федорино горе», «Телефон»

-ознакомление детей с произведениями К. Чуковского;

-развитие эмоционального отношения детей к персонажам;

-воспитание желания делать работу самостоятельно и своевременно

«В мире сказок»

«Лисичка – сестричка и серый волк»,

«Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка»,

С. Козлов «Зимняя сказка»

А,И. Одоевский «Мороз Иванович»

-углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках;

-способствование развитию положительных эмоций путем сопереживания сказочным персонажам;

-разъяснение сущности моральных норм

«Новый год в городе»

С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз»

-расширение представлений детей о праздновании Нового года;

-развитие эмоционального отношения детей к наступающим праздникам;

-обеспечение нравственного воспитания

Январь

«Дикие животные зимой»

С. Маршак «Детки в клетке»,

«Где обедал воробей»,

Е. И. Чарушин «Что за зверь»

-обучение детей слушанию стихотворного текста;

-способствование развитию произвольного внимания;

-воспитание желания бережно относиться к живым существам

«Предметы быта: посуда»

С. Могилевская «Поваренок Люли»,

Е. Благинина «То-то горе наше», «Почему они серые», «Обедать»;

С. Капутикян «Маша обедает»

-выявление специфики работы с посудой;

-развитие умения логически излагать мысли;

-содействие трудовому воспитанию

«Зимующие птицы»

М. Пришвин «Лесные хоромы»,

В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко»,

З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили»

-подвести воспитанников к пониманию необходимости подкормки птиц зимой;

-развитие эмоционального отношения к проблемам нехватки корма в зимнее время года;

-воспитание чувства сопереживания пернатым, желания помочь им в трудную минуту

Февраль

«Транспорт»

Б. Житков «Что я видел»,

З. Александрова «Светофорчик»,

 «Маша и медведь"

-обучение детей внимательности и аккуратности через произведения;

-развитие самостоятельности мышления;

-воспитание культуры поведения

«Наша армия»

В. Маяковский «Вот какой рассеянный»,

З. Александрова «Дозор»,

 А. Барто «На заставе»

-ознакомление детей с произведениями на военную тематику;

-развитие воображения детей с помощью иллюстраций по теме недели;

-воспитание чувства гордости за свою страну

«Наши папы»

А. Барто «Есть такие мальчишки»,

С. Сахарнов «Самый лучший пароход»

-Ознакомление с проявлениями мужества у людей разного возраста;

-развитие умения слушать не перебивая;

-воспитание патриотизма и ответственности за себя и других

«Зимние развлечения, забавы»

А. Барто «Девочка чумазая»,

К. Чуковский «Мойдодыр»

-обучение детей быть опрятными с раннего возраста;

-развивать у детей желание всегда иметь аккуратный внешний вид;

-воспитание умения слушать других, не перебивая

Март

«Праздник мам»

Л. Квитко «Бабушкины руки»,

С. Михалков «А что у вас?»,

Е. Благинина «Вот какая мама»,

М. Карим «Эту песню мама пела»

А. Аким «Кто кому кто?»

Г. Бойко «Март»,

С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

-расширение представления детей о празднике 8 марта;

-развитие желания помогать своим мамам;

-воспитание чувства гордости за свою маму

«Наши добрые дела»

В. Осеева «Хорошее»,

А. Барто «Медвежонок – невежа»,

«Два жадных медвежонка»

-продолжение формирования у детей нравственных представлений о хорошем и плохом;

-развитие умений детей выражать свои эмоции;

-воспитание чувства коллективизма

«Вежливость»

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,

А. Барто «Младший брат»,

К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

-обучение детей понятиям вежливости и гуманизма;

-развивать у воспитанников желание помогать другим в сложных ситуациях;

-воспитывать желание поступать в соответствии с нормами морали

«Ранняя весна и ее признаки»

И. Соколова – Микитина «Весна – красна»

-ознакомление детей с описанием природных явлений в произведениях российских авторов;

-развитие фантазии воспитанников;

-воспитание желания оберегать природу

Апрель

«Уроки Здоровейки»

Р. Ротенберг «Расти здоровым»,

В. И. Мирясова «Таня и мячик»

- продолжать знакомить детей с необходимостью ведения здорового образа жизни;

-развитие желания заниматься спортом;

-воспитание чувства ответственности за свое здоровье

«Космос»

И. Левитан «Малышам о звездах и планетах»,

Е. Баруздин «Как мы на ракете летали»,

Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»,

«Жил был звездочет»

-продолжение ознакомления детей с космосом;

-развитие желания узнать побольше о других планетах;

-воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина

«-----»

В. Маяковский «Кем быть»,

С. Михалков «Дело было вечером»

-ознакомление детей с новыми профессиями;

-развивать желание трудиться;

-воспитание чувства патриотизма

«Домашние животные»

Т. Шорыгина «Моя корова»,

Е. Чарушин «Собака»,

Е. Благинина «Щенок»,

Л. Толстой «Котенок»,

 В. А. Сухомлинский «Старый пес»,

С. Маршак «Усатый – полосатый»

- ознакомление детей с жизнью животных;

-развитие желания помогать и защищать домашних животных;

-воспитание бережного отношения ко всему живому

Май

Мониторинг

- выявить уровень развития детей

   Алгоритм работы с книгой

1.     Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.

2.     Чтение

3.     Беседа и рассматривание иллюстраций.

4.     Игра-драматизация или рисование иллюстраций к произведению.

План работы

Сентябрь

-изучение литературы по данной теме.

-разработка перспективного плана

Октябрь

Консультация для родителей

«Роль книги в нравственном воспитании детей».

Ноябрь

Консультация для воспитателей

«Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы».

Декабрь

Оформление выставки для родителей

Выставка книг.

Январь

Совместная творческая деятельность родителей и детей

«Чтобы дети росли добрыми»;

Февраль

Картотека игр

Март

Создание картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов

Апрель

Консультация для родителей: «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка»

Май

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.

2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996.

3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992.

4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008.

5. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошколь

ника. Москва, 1998.

6. Интернет-ресурсы.

Анализ изученной литературы.

Работа с детьми

Октябрь-май

Чтение детям книг, нравственные беседы о прочитанном.

Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Ноябрь

Чтение произведений о Родине, родном крае, обсуждение прочитанного.

Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Январь

Чтение произведений о дружбе, беседы по прочитанному.

Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Февраль

Изучение правил поведения по книге А.Усачёва «Уроки вежливости».

Чтение и беседы по книге А.Усачёва «Уроки вежливости».

Март

Подготовка к проведению досуга.

Досуг «Сказочная страна»

Апрель

Подготовка к открытому занятию: составление конспекта, подбор наглядного материала.

Открытое занятие на тему «В гостях у сказки».

Работа с семьёй

Сентябрь

Выявить отношение к чтению в семье, знания родителей о возможностях воспитания с помощью детской художественной литературы.

Анкетирование «Воспитание с помощью книг»

Октябрь

Консультация для родителей «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

Папка-передвижка в родительском уголке.

Ноябрь

Индивидуальная работа с родителями.

Практические советы «Как подружить ребёнка с книгой».

Январь

Подготовка к круглому столу: сбор информации по теме, составление конспекта, подготовка буклетов.

Круглый стол «Книга – лучший воспитатель»

Март

Сбор информации, подготовка памяток.

Памятки «Что читать дошколятам?»

Май

Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год.

Презентация для родителей (на родительском собрании) «Мы читали, мы читали, очень многое узнали!»

Самореализация

Сентябрь

Составление плана работы, подготовка списка литературы по духовно-нравственному воспитанию детей, составление картотеки нравственно-этических бесед.

План работы по самообразованию, список художественной литературы для чтения детям, картотеки нравственно-этических бесед.

Ноябрь

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

Выступление на педсовете.

Февраль

Подготовка мастер-класса для педагогов на тему «Чему учат сказки?»

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.

Выход темы:

  • Проведение открытой НОД. (коллективный просмотр…) Тема: «…» (месяц)
  • Подготовить  семинар. Тема: ««Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»» (месяц)
  • Провести мастер-класс для педагогов по теме: «Чему учат сказки?»
  • Оформление папки передвижки. Тема: ««Чему учат сказки?»(месяц)
  • Сборник консультаций для родителей. Тема «Роль книги в нравственном воспитании детей».
  • Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2005. - 256 с.

2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб. : Питер,2000. - 340с.

3. Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р. А. Зобова, А. А. Козлова. - СПб. : Атлант, 2003. - 258с.

4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель - дети. - М. : 1985. - 204с.

5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. - М. : 1999. - 215с.

6. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. - М. : Аргос, 1990. - 213с.

7. Знакомим детей с малой Родиной. (Презентация)

8. Маханева М. Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М. ;ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица).

9. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

10. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

11. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию 2015–2017 гг. Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...

«Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством чтения художественной литературы

Через художественную литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в нем, сферу социальных отношений, нравственных основ жизни....

Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

Проблема формирования нравственности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного ...

Влияние на духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы.

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных прои...

План работы по самообразованию в старшей группе детей (5-6 лет) по теме «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

Актуальность выбранной темы:     Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных современных проблем общества, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отно...

Статья:" Духовно - нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы"

quot;Чем бы вы не занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник- книга"...