Доклад на педсовет «Развивающая среда по сенсорному развитию из опыта работы»
учебно-методический материал (младшая группа)

Лозовая Наталья Сергеевна

 

Сенсорное воспитание - это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений. Сенсорное воспитание направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и др. видов восприятий и ощущений. Его основная задача - помочь ребенку накопить представление о цвете, форме, величине предметов и т. д.
Богатство ощущений и восприятий - это предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, т. к. «Внешние чувства составляют материал для всех рассудительных работ» К. Д. Ушинский.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание - это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений. Сенсорное воспитание направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и др. видов восприятий и ощущений. Его основная задача - помочь ребенку накопить представление о цвете, форме, величине предметов и т. д.
Богатство ощущений и восприятий - это предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, т. к. «Внешние чувства составляют материал для всех рассудительных работ» К. Д. Ушинский.
Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
В своей многовековой практике человечество создало определенные эталоны величины, формы, цветовых тонов. Овладевая этими эталонами, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может составить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.
Эталонная система включает в себя основные цвета спектра; пять форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал); три величины (большое, среднее, маленькое), поэтому целесообразно в первую очередь формировать у ребенка представление именно об этих формах, цветовых тонах, величинах.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Но в любом возрасте сенсорное воспитание, как и всякое другое воспитание напрямую зависит от созданной предметно развивающей среды.
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы» Е. И. Тихеева.
Учитывая важность сенсорного воспитания и предметно- развивающей среды для развития детей раннего возраста, в нашей группе "Колокольчик", каждый игровой уголок мы стараемся оформить так, чтобы он способствовал сенсорному воспитанию детей, чтобы в окружении детей находились предметы и атрибуты с ярко выраженными сенсорными признаками, разные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны.
Находясь в игровой  комнате, мы можем увидеть книжный  уголок, в котором много книг с яркими иллюстрациями, способствующих сенсорному воспитанию, есть такие книги, как «Весёлый счёт», « Я познаю мир» и многое другое.

В настоящее время я работаю над созданием  театрального уголка  «В гостях у сказки» в котором планирую разместить пальчиковые игрушки, маски героев из сказок, настольный театр, перчаточный театр. Также я работаю над созданием  уголка  ряжения. Я готовлю для него разноцветные юбочки,   шляпки, а также красивые бантики, заколки, бусы. Все это способствует развитию сенсорики (цвет, форма, материал, развитие мелкой моторики рук).

В нашем музыкальном уголке находятся музыкальные инструменты: дудочки, бубны, погремушки, звучащие коробочки с разными наполнителями, неваляшка, различные озвученные игрушки, которые также способствуют развитию сенсорики.
Ведь музыкальный уголок помогает детям воспринимать различные звуки.

Наш физкультурный уголок, включает  в себя мячи; разноцветные кегли, кольца, обручи; пластмассовые шарики разных цветов в пластиковых емкостях.
Все это используется не только для физкультурно–оздоровительной работы, но и с целью сенсорного воспитания детей.
Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно.
Ну, и конечно, главным уголком, который служит сенсорному воспитанию детей, является дидактический уголок. Здесь у нас расположены пирамидки из колец, цилиндров, " Башня", матрешки, кубики разной формы , логический куб с вырезными отверстиями разной формы. В уголке есть игры по усвоению и закреплению детьми форм, размеров, величины, например, «Найди такой же». Здесь можно поговорить с детьми о цвете предметов, расположении их в пространстве, количестве предметов, поиграть в игры «Покажи», «Что выше» и др. Для дидактической игры «Оденем куклу» мы обшили кукол в платья разных цветов, сделали банты.
В нашей группе есть различный материал для строительных игр, способствующий сенсорному воспитанию детей: деревянные кубики и кирпичики, пластмассовый строительный набор, состоящий из различных геометрических форм, конструктор «Лего». Детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит на узкой короткой грани и т. д.).
Таким образом, в группе созданы необходимые условия для развития сенсорных способностей детей, которые обеспечивают самостоятельную, индивидуальную и совместную деятельность.
Учитывая, требования ФГОС к предметно- развивающей среде, работа по оснащению  будет продолжена. Нужно приобрести новые современные пособия и оборудование, многое ещё предстоит сделать своими руками.
Среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Малыш»

ДОКЛАД

На тему: «Развивающая среда по сенсорному

развитию из опыта работы»

Воспитатель: Лозовая Н.С.

Городовиковск 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете. «Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию в группе детей дошкольного возраста»

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов....

доклад на тему "Предметно-развивающая среда в младшей группе" (из опыта работы)

Уважаемые коллеги!Хочу поделиться своим опытом при созданиии ПРС в младшей группе....

Доклад Организация предметно-развивающей среды по коммуникативному развитию воспитанников в соответствии с ФГОС ДО

Доклад Организация предметно-развивающей среды по коммуникативному развитию воспитанников в соответствии с ФГОС ДО...

Доклад на педсовете "Стимулирование речи детей раннего возраста" (из опыта работы)

Актуальность развития речи детей раннего возраста.В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область. Благодар...

Выступление на педсовете. «Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию в группе детей дошкольного возраста»

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов....

Консультация для педагогов "Предметно - развивающая среда в младшей группе" ( из опыта работы)

Консультация для педагогов о организации предметной средв в группах раннего возраста...