Доклад на педсовете "Стимулирование речи детей раннего возраста" (из опыта работы)
консультация по развитию речи (младшая группа)

Горянская Елена Александровна

Актуальность развития речи детей раннего возраста.

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

- На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. 

Все это связано

  • с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения,
  • из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей раннего возраста. Важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Задача по обогащению словаря и активизации речи детей должна решаться постоянно, пронизывать все режимные моменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Стимулирование речи детей раннего возраста.
(из опыта работы)

Выполнила воспитатель группы раннего возраста Горянская Е. А.

2 слайд.

Актуальность развития речи детей раннего возраста.

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

- На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения.  

Все это связано

  • с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения,
  • из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми.

3 слайд. 

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей раннего возраста. Важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Задача по обогащению словаря и активизации речи детей должна решаться постоянно, пронизывать все режимные моменты.

Развитие речи как средство познания окружающего следует осуществлять в комплексе с решением других общих задач, связанных с ведущими линиями развития ребенка (ознакомление с окружающим, сенсорное развитие, развитие движений, активизация мелкой моторики руки в предметной деятельности и пр.)

Известные ученые Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.[ФГОС ДО].

Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка.

Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи.  Мы стараемся  постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях.

4 слайд.

Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности малышей.

Формой организации детей являются как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии детей раннего возраста главным является стимулирование  активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.

Выделяются три группы методов:

  • словесные,
  • наглядные,
  • практические.

5 слайд.

Наглядные методы:

  • наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т.д.;
  • наблюдения в природе;
  • экскурсии на участок, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.;
  • рассматривание игрушек, предметов и картин;
  • изобразительная наглядность.

6 слайд.

 Практические методы: 

  • дидактические игры;
  • дидактические упражнения;
  • хороводные игры;
  • игры – драматизации; инсценировки;
  • игры – сюрпризы;
  • игры с правилами

Например: Игры – инсценировки. С помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения, характерные для детей третьего года жизни (Я не буду плакать в детском саду», «О чем рассказала игрушка», «Здравствуй, мамочка. Я по тебе соскучился» и т.п.).

Приведем пример для инсценировки « О чем рассказала игрушка».

Воспитатель держит незнакомую детям игрушку и рассказывает:

«Этот медвежонок ушел от ребят, которые его обижали. Они забывали медвежонка на полу в раздевалке, медом его не кормили, спать не  укладывали, песенки не пели, ласковее слова не говорили, нос оторвали. Нос я ему сейчас пришью, а что дальше с медвежонком делать, ума не приложу…»

Если малыши решают оставить игрушку в своей группе, медвежонок «спрашивает» у них, будут ли тони петь ему песенки и какие именно, какие будут говорить ласковые слова, чем станут кормить и т. д.

В присутствии детей воспитатель (а это очень важно для них – участвовать в привлекательном процессе) пришивает медвежонку нос, но пока оставляет игрушку рядом собой и наблюдает, как дети обращаются с ней.

 Скоро медвежонок станет любимой игрушкой многих малышей.

7 слайд.

Словесные методы:

•        чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности;

•        чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

8 слайд.

 Существуют специальные приемы стимуляции речевой активности, которые также помогают мне оказать реальную и полноценную помощь детям по развитию речи.

8 слайд.

Разговор с самим собой

Например, когда тот или иной ребенок находится недалеко от меня, играя  с игрушками или просто задумчиво сидит, я начинаю говорить о том, что вижу, слышу, чувствую. Говорю медленно, не растягивая слова и отчетливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию ребенка. Например: «Где кукла? », «Я вижу куклу», «Кукла в коляске», «Погуляю с куклой»  или  например: "Где чашка?", "Я вижу чашку", "Чашка на столе", "В чашке молоко", "Таня пьет молоко" и т. п.

Параллельный разговор

Этот прием отличается от предыдущего тем, что описываются все действия ребенка: что он видит, слышит, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Выбор

 Еще один прием – предоставляем возможность выбора ребенку. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: «Тебе яблоко целиком или половинку? », «Ты хочешь играть с куклой или машиной?».

Провокация или искусственное непонимание ребенка

Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся «глухими», непонимающими. Например, если ребенок показывает на полку, где стоят игрушки и просительно смотрит, а мы понимаем, что ему нужно в данный момент и даем ему … не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение нашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребенка назвать нужную ему игрушку. При возникновении затруднения можно подсказать ребёнку: "Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?" В подобных ситуациях ребенок хорошо активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ним.

Распространение

Продолжаем и дополняем все сказанное ребенком, но не принуждаем его к повторению – вполне достаточно того, что он нас слышат. Например: Ребенок: «Суп». Взрослый: «Суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой». Отвечая ребенку распространенными предложениями, постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения связной речью.

9 слайд.

Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.

Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. Вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, мы прибегаем к потешкам. Так, во время умывания используем потешку «Чистая водичка, моет Марку личико» или «Водичка, водичка».  Во время укладывания спать (особенно в адаптационный период) «Баю, баюшки, баю». Во время игры напеваем: например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”.

 Многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержания. Мы используем этот прием в адаптационный период. Можно подобрать, выразительно рассказать потешку,  которая  помогает установить контакт с ребенком, вызывает у него положительные эмоции.

 Например: Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

(имя ребенка) - хороший!

(имя ребенка) – пригожий!

Познакомьтесь, дети, это наш новый друг.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

10 слайд.

Звукоподражание - эффективный метод активизации речи детей.

В процессе игр и совместной деятельности с детьми осуществляю: проговаривание звуков во время игры «Дочки-матери» предлагаю убаюкать куклу: «а-а-а», послушать на прогулке и повторить песенку ветра: «у-у-у», во время мытья рук услышать и спеть песенку водички: «с-с-с»; произнесение несложных звукосочетаний «му-у», «пи-пи-пи», «ав-ав», «ме-е» в дидактической игре «Кто как кричит?», повторить песенку птички «чик-чирик», «кар-кар», песенку молоточка: «тук-тук» в процессе строительных игр и т.д.

Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Стараемся использовать их как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. Например: «Лошадка», «Часики» и др.

11 слайд.

Один из самых действенных способов речевого развития ребенка, который обогащает словарный запас малыша, развивает его слуховое восприятие и стимулирует речевую активность — это чтение детских книг. При чтении произведений используются все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, эмоциональность, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.

 Используем прием инсценирования произведения с помощью картинок,  игрушек,  ширмы. С их помощью можно добиться предельного понимания содержания. Малыши, видя последовательную цепь событий, описываемых в тексте, улавливают взаимосвязи, начинают понимать причинно-следственные отношения, вытекающие из содержания текста.

 Используем прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Предлагаем детям позвать, например, петушка, киску, напоить киску молочком.  Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь.

12 слайд.

Показываем сказки-драматизации, настольные, кукольные театры. Дети начинают подражать персонажам из сказок, включаются в рассказывание.

13 слайд.

 В работе с малышами  используем упражнения на развитие речевого дыхания:

•        « Сдуй снежинку»,

•        « Бабочка, лети» и др.

Для выработки относительно плавного продолжительного выдоха во время игры в центре песка и воды предлагаем подуть на кораблики, чтобы они поплыли быстрее.

 

14 слайд.

Для раннего возраста доступны элементы ролевой игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный телефон, может звонить маме, папе, бабушке. Эта игра стимулирует речь, формирует уверенность в себе, повышает коммуникацию.

Побуждая детей к игровой деятельности, также использую чтение различных стихов и потешек, поскольку игры-потешки, песенки и стишки, сопровождающиеся разнообразными движениями и звуками, обладают огромным развивающим потенциалом, способствуют эмоциональному раскрепощению ребёнка, развитию пассивной и активной речи, обогащению словаря. При укладывании куклы спать, поем: «Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай…», угощая кукол приговариваем: «Кушай Катенька, кашку слатеньку» или «Каша из гречки. Где варилась?- В печке. Сварилась, упрела, Чтоб Катенька ела; играя в шофера напеваем: «Машина, машина, идёт гудит би-би-би. В машине, в машине шофер сидит би-би-би» и т.д.

15 слайд.

Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Проводим пальчиковые игры  такие как «Ладушки, ладушки», « Этот пальчик – дедушка…», « Коза» и другие. Пальчиковые игры стимулируют развитие речи детей, развивают кисти рук.

16 слайд.

Пескотерапия - это игра с песком , очень близка детям, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Также игры с песком создают благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

17 слайд.

"Представь, что..." — эти слова наполнены для малышей особой притягательной силой. Дети к трем годам способны представить себя самолетом, кошечкой, цыпленком и т. д.  Как магическое заклинание для них звучат слова «Представь, что мы - самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая игровая форма развивает у детей способность анализировать свои действия, поступки, сочувствовать, сопереживать. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я делаю». Начинать надо с элементарных действий: причесываться, читать книжку и т. д. После того как ребенок угадал наши действия, предлагаем ему загадать для нас действие, а затем «оживить» заданную ситуацию. Такие игры-пантомимы и игры - имитации являются хорошими стимуляторами речевого развития.

18 слайд. (Индивидуальная работа)

Большую роль в развитии речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа проходит в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, она предлагается в форме игры, без излишнего дидактизма, в обстановке естественного общения партнеров по игре. Это позволяет обогащать словарный запас детей, развивать их память, расширять представления детей об окружающем мире.

19 слайд.

Основным условием для правильной организации работы по развитию речи малышей является создание развивающей среды. Развивающая среда обеспечит разные виды активности младшего дошкольника (речевой, умственной, физической и игровой) и будет успешно формировать его самостоятельную речевую деятельность. Поэтому, в нашей группе, она разнообразна, легко трансформируема и доступна и, что способствует полноценному, всестороннему развитию детей, побуждая их к речевой активности.

В группе совместно с родителями созданы все условия для максимального раскрытия и удовлетворения интересов и желаний каждого малыша: это сюжетно-игровые центры «Социально –коммуникативного развития «Пароход», «Уголок ряженья», «Спортивный центр», «Центр музыкально-театрализованной деятельности»,  Обновлен центр речевого развития , «Игровой центр».

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах деятельности. Мы стараемся направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности. Поощряем двигательную и познавательную активность малышей, разговариваем, поем с ними в процессе игры. Результатом нашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте». (из опыта работы)

Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком , в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество . Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы...

Использование готовых пособий для развития речи детей раннего возраста Из опыта работы для молодых специалистов ГМО

Использование готовых пособий для  развития речи детей раннего возрастаИз опыта работы для молодых специалистов ГМО...

«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)

Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского с...

Внедрение передовых методик и технологий работы со сказкой, способствующих развитию детей раннего возраста – из опыта работы с практическим применением

Внедрение передовых методик и технологий работы со сказкой, способствующих развитию детей раннего возраста – из опыта работы с практическим применением...

Доклад для воспитателей на педсовете на тему "Создание условий для двигательной активности детей раннего возраста (из опыта работы)"

      Двигательная активность – естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребенка, состояние его з...