Использование театрально - игровых технологий в образовательном процессе (на примере второй младшей группы).
статья (младшая группа)

Литвинчук Ксения Евгеньевна

Театрально – игровая технология это  процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на дошкольника.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дети приобщаются к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья. Это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

Театрализованная деятельность во второй младшей группе играет важную роль в реализации образовательных задач учебно-воспитательной деятельности дошкольников 3–4 лет. Дети продолжают работать над разными видами драматизации, режиссёрских игр и, несмотря на то, что воспитатель всё ещё является непосредственным участником театрализованных игр, ребята имеют возможность проявить свою самостоятельность и в исполнении игровых действий, и в выборе атрибутов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование театрально - игровых технологий в образовательном процессе (на примере второй младшей группы).

Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее…»

Дошкольное детство - важный период становления и развития ребёнка.Игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте и интересна ребенку, а в сочетании с театрализованной деятельностью она позволяет решать множество педагогических задач, касающихся социально - коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития детей.
Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Театрализованная деятельность в детском саду занимают особое место в образовательном процессе, так как, с одной стороны, помогают проявить детям  свои творческие способности, а с другой - позволяют реализовывать целый комплекс учебных, развивающих и воспитательных целей.

Более того, театрализованная активность у ребят второй младшей группы помогает им справиться с возрастным кризисом, который во многом определяет поведенческую модель воспитанников 3–4 лет.

Одним из самых продуктивных способов помочь детям усвоить информацию является игра. Во второй младшей группе дети стремятся играть вместе, а не рядом, как это было в первой младшей. 

Поэтому очень важно, чтобы игровая деятельность помогала социализироваться, учиться общению со сверстниками и взрослыми. Но при этом не вступала в противоречие с основным признаком трёхлеток «Я сам!» Наиболее полно и гармонично эту задачу выполняют театрализованные игры, в основу которых положены импровизация и оживление разных объектов с помощью речи, мимики и жестов, то есть средств общения.

Кроме помощи в социализации, театрализованная деятельность способствует: развитие речи (воспитанники второй младшей группы продолжают отрабатывать навык понимания обращённой к ним речи взрослого в роли персонажа, режиссёра, кроме того, дети активно пытаются понять друг друга, всё это помогает им создать собственный речевой образ); усвоению знаний, навыков и умений из разных областей (театрализованные игры могут применяться на любых занятиях, поэтому с их помощью дети не только получают новую информацию, но и отрабатывают её на практике); воспитанию самостоятельности (игры требуют от детей быстрой реакции на ту или иную игровую ситуацию, а это, в свою очередь, помогает им учиться самостоятельно принимать решения); развитию воображения, памяти, мышления (дети воспринимают образы и запоминают их через осуществление игровых действий); укреплению физического здоровья (так как многие игры требуют активных движений участников, дети тренируют координацию, гибкость, ловкость); воспитанию сотрудничества, сотворчества.

На реализацию поставленных целей работает систематическое решение таких задач, как:

  • обогащение словарного запаса (если в прошлом году речь шла в основном только о пассивном словаре, то сейчас быстро пополняется и активный);
  • активизация познавательной деятельности детей с помощью известных им драматургических персонажей (так, чтобы объяснить детям понятия большой — средний — маленький, воспитатель предлагает рассмотреть ложки из сказки «Три медведя», сравнив их по размеру);
  • тренировка мелкой моторики (дети в процессе игр взаимодействуют с небольшими предметами — куклами из бросового материала, которые являются «артистами»);
  • снятие зажима (в 3–4 года у многих ребят появляется стеснительность перед публичной деятельностью, поэтому педагогу необходимо сделать театрализованные игры привычным видом работы, что существенно облегчит детям и процесс социализации в том числе);
  • работа над быстротой реакции (дети учатся начинать и заканчивать игровые действия по сигналу);
  • развитие эмоционально-чувственной сферы (через языковые и неязыковые средства выразительности — слово, мимику, жесты — дети не только передают свои переживания, но и учатся понимать настроения других людей);
  • формирование навыка координировать свои действия с действиями других людей (как показывает практика, даже если дети сложно включаются в разные виды деятельности, театрализованные игры степень заинтересованности значительно повышают).

Принципы организации театрализованной деятельности

  • разнообразие тематики. Для игр стоит подключать сюжеты не только рекомендованных программой сказок, но и популярных среди детей мультфильмов, загадок, стихотворений.
  • использование элементов театрализации на разных этапах занятия (не только закрепления, но и знакомства с материалом, его отработки), на мероприятиях и при проведении досуга на улице.
  • сведение на нет факторов стресса. Театрализованные игры помогают сделать переход от одного вида деятельности к другому гармоничным, без резкой смены вида активности (например, с прослушивания сказки на физкультурные упражнения).
  • раскрепощение детей. Одним из способов реализовать эту задачу является, к примеру, проведение совместных с родителями праздников.
  • создание реальной ситуации успеха для каждого участника игры. Все дети без исключения должны получать похвалу по окончании театрализации.

Во второй младшей группе используются три формы организации театрализованной деятельности:

  • игры с непосредственным участием взрослого (применяются на занятиях, развлечениях, утренниках);
  • мини-игры для решения познавательных задач (к примеру, при рассмотрении на занятии по ознакомлению с окружающим миром темы «Новый год» дети делают подарок на праздник любимому сказочному герою — конфеты из пластилина, приклеенные на картонную основу — и разыгрывают в парах процесс дарения);
  • самостоятельная активность (в театрализованных играх во второй младшей группе этот вид активности ограничивается сюжетно-ролевыми сценками, например, «В магазине», «Дочки-матери», «В больнице»).

Чтобы  индивидуализировать театрализованные игры

  • назначения ролей — дети должны попробовать себя в разных амплуа, от репки до мышки (это самый удобный способ создать ситуацию успеха для каждого ребёнка);
  • реквизита (подбор и выдача атрибутов для игр может оставаться за ребятами, которые не слишком любят выступать на публике, стараются оставаться в тени);
  • декламации (если в группе есть дети, у которых получается быстро и качественно учить тексты, то, играя на развитом в этом возрасте чувстве соперничества, можно давать им задания на заучивание стихотворений и тем самым стимулировать остальных детей к ускорению освоения речи).

Как и любая технология, театрально – игровая технология это  процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на дошкольника.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дети приобщаются к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья. Это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

Театрализованная деятельность во второй младшей группе играет важную роль в реализации образовательных задач учебно-воспитательной деятельности дошкольников 3–4 лет. Дети продолжают работать над разными видами драматизации, режиссёрских игр и, несмотря на то, что воспитатель всё ещё является непосредственным участником театрализованных игр, ребята имеют возможность проявить свою самостоятельность и в исполнении игровых действий, и в выборе атрибутов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические основы использования театрально-игровой деятельности в образовательном процессе.

Эта консультация о том, что театрализованная   деятельность таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальн...

«Применение технологий проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе с детьми второй младшей группы»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации раб...

Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»...

Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий "В гости к солнышку" во второй младшей группе

Игровое занятие  по формированию здорового образа жизни и художественно-эстетического развития....

Презентация " Использование социо-игровых технологий в образовательном процессе в социально- личностном развитии детей дошкольного возраста"

Технология используется как в образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей....

Консультация: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

laquo;Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения» К. Д. Ушинский...

«Применение технологий проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе с детьми второй младшей группы»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы...