мастер-класс для воспитателей : «Возможности освоения математических понятий с помощью цветных палочек Кюизенера»
консультация

Астахова Оксана Владимировна

Возможности освоения математических понятий дошкольниками с помощью цветных палочек Кюизенера

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

Тема: «Возможности освоения математических понятий с помощью цветных палочек Кюизенера»

Воспитатель I квалификационной категории

Астахова Оксана Владимировна

МБДОУ д/с №21

г. Кинешма

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера как полифункционального дидактического средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.

2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.

3. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.

4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Раздаточный материал: объемные палочки Кюизенера

(Слайд 1)

Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер-класс по теме «Возможности освоения математических понятий с помощью цветных палочек Кюизенера». Всем известно, что у детей дошкольников самая лучшая форма обучения – это обучение с помощью игры. Ребенку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле у него тренируется мышление, воображение, он развивает свои творческие способности.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое.

(Слайд 2)

Для решения этой важной задачи я в своей практике с удовольствием применяю такой дидактический материал как «Палочки Х. Кюизенра».

Ребенок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «почему? как? где? » порой ставят в тупик нас взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

(Слайд 3)

Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования, предлагаемые бельгийским учителем начальной школы Джорджом Кюизинером (1891-1976). Он разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию. Палочки Кюизенера развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

(Слайд 4)

Цветные числа дают возможность решать следующие задачи:

• Формированию понятия числовой последовательности, состава числа. 

• Подводят к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др. 
• Учат детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками. 
• Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. 
• Развиваются психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.

• Развивается детское творчество, фантазия и воображение, познавательная активность.

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

(Слайд 5)

Что же представляют из себя палочки Кюизенера? Это набор из 10 параллелепипедов различных по цвету и величине. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной. В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.

(Слайд 6)

Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3, 6, 9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10.

(Слайд 7)

 Этапы обучения.

  • На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма (возраст 3-5 лет).
  • На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий (возраст 5-7 лет)

Практическая часть.

А сейчас я предлагаю вам перейти к практической части нашего мастер-класса и попробовать выполнить несколько упражнений. 

Примерные упражнения с палочками Кюизенера:

Игры первого этапа: (Слайд 8)

1. Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки.

2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.

3. Возьми в левую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Найди среди взятых палочек палочки одинакового цвета.

4. Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.

5. Перечисли цвета всех палочек на столе.

6. Покажи не красную палочку, не желтую и т. д.

7. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.

8. Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из:

- белой и синей палочек;

 - красной, зеленой и синей;

 - голубой, оранжевой и черной;

 - коричневой, зеленой, белой и желтой палочек.

(Слайд 9)

Игры для среднего возраста.

1. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине?

2. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.

3. Найди 2 палочки одинаковой длины (разной).

4. Выбери 2 палочки одной длины. Какого они цвета?

5. Возьми желтую и синюю положи, чтобы наверху оказалась короткая, а снизу длинная.

Игры второго этапа: (Слайд 10)

  • Каждая палочка обозначается числом. Количественные отношения не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребёнка. При этом взрослый не ограничивается показом, а даёт ребёнку возможность выбирать действие самому. Ребёнок быстро учится кодировать игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира.
  • С помощью “чисел в цвете” детей также легко подвести к осознанию соотношений “больше - меньше”, “больше – меньше на…”, научить детей делить целое на части, познакомить с составом числа из двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания, организовать работу по усвоению таких понятий , как “левее”, “правее”, “длиннее”, “короче”, ”между”, “каждый”, и др.

Знакомство с числом. «Построй лесенку с десятью ступеньками»

1. Возьми белую палочку. Она самая короткая. Это единица. Число 1.

2. Найди палочку, где белая палочка укладывается 2 раза. Найди такую же палочку, сколько их? (2) Розовая палочка - это число 2. (И так до 10).

Примеры игр с палочками Кюизенера.

Игра «Назови число - найди палочку».

Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.

Ход: игры:

Ведущий называет число, играющие на ходят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая - один, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.

На ориентировку в пространстве.

1. Составь лесенку из белой, голубой и желтой палочки. Какого цвета палочка вверху, внизу, посередине?

2. Составь поезд из коричневого, оранжевого и красного так, чтобы оранжевый был левее коричневого, а коричневый левее красного.

(Слайд 11)

Состав числа.

Найди в наборе палочку 7. Какого она цвета? Составь черную палочку, из одинаковых палочек разными способами.

(Слайд 12)

Д/и “Угадай палочку”

  •  Ведущий задумывает любую палочку из набора,

играющие могут задавать ведущему вопросы об этой

палочке, кроме её цвета. Ответы “да” или “нет ”, Вопросы

ставятся до тех пор, пока не отгадают цвет палочки и её

числовое значение.

 2. Д/и “Поезд”

Составь поезд от самой короткой до самой длинной палочки. Сколько всего вагонов? Каким по порядку стоит голубой вагон? Вагон какого цвета стоит четвертым?

  • Какой по цвету вагон стоит между белым и голубым?
  • Какой он по порядку?

 3. Измерь длину карандаша розовой палочкой, этот же карандаш измерь жёлтой палочкой.

  • Почему ответы получились разные?

 (Слайд 13)

Хочу обратить ваше внимание на важные моменты при работе с палочками Кюизенера:

 -сначала проводится работа на наглядном материале;

 - работаем только за столом;

 - всегда ставим цель: зачем зачем это выполняем (найти сходство, различия, посчитать и др.);

 - не даем образец

В конце нашего мастер-класса я предлагаю оценить его работу по следующим критериям:

Оранжевая палочка – игровая технология интересна, буду применять;

Синяя палочка – игровая технология интересна, но не совсем понятна;

Черная палочка – игровая технология мне не интересна.

(Слайд 14)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Возможности освоения математических понятий с помощью цветных палочек Кюизенера» Подготовила : Астахова Оксана Владимировна в оспитатель МБДОУ детский сад №21 г.Кинешма, 2019г

Слайд 2

палочки Кюизенера

Слайд 3

Джордж Кюизенер (1891 - 1976) - бельгийский педагог, автор уникальной методики. Он разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку. Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвящённую своему пособию.

Слайд 4

• Формированию понятия числовой последовательности, состава числа. • Подводят к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др. • Учат детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками. • Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. • Развиваются психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь. • Развивается детское творчество, фантазия и воображение, познавательная активность. Цветные числа дают возможность решать следующие задачи:

Слайд 5

Что из себя представляют палочки Кюизенера Палочки Кюизенера – это 10 различных по цвету и величине параллелепипидов , выполненных из дерева или пластика. Длина их колеблется от 1 до 10 сантиметров. Палочки Кюизенера соответствуют обозначению чисел: чем длиннее палочка, тем большее число она обозначает. Самая короткая палочка обозначает единичку, палочка в два раза длиннее – двойку и так далее.

Слайд 6

Палочки 3, 6, 9 - "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10 . Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью" Отдельные семейства составляют палочки 1 «белая» и 7 «черная»

Слайд 7

Работа с палочками Кюизинера предусматривает два этапа: Первый этап. Реализуется в младшем и среднем возрасте ( 3 – 5 лет ) Палочки вначале используются как игровой материал Второй этап . Реализуется в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет ) Каждая палочка обозначается числом.

Слайд 8

Игры с палочками на первом этапе 1. Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи красную, синюю и т. д. 2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько можешь удержать, назови цвет каждой палочки. 3. Выбери палочки одного цвета и построй заборчик для утёнка . 4. Возьми синюю и красную палочку, сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд для петушка из других палочек.

Слайд 9

Средний возраст 1. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга). Подровняй с одной стороны. Какого цвета длинная палочка? Короткая? 2. Найди с закрытыми глазами в наборе 2 палочки одинаковой длины. Открой глаза. Какого они цвета? 3. Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? 4. Построим домик для матрёшки. Возьмите 4 оранжевые палочки и составьте их так, чтобы получился квадрат. Стены готовы. Из двух синих палочек постройте крышу. Какой формы получилась крыша у дома? Что бывает у дома, кроме стен и крыши? Возьмите 2 розовые палочки и сделайте окно, из 2 жёлтых палочек – дверь. Какой формы окно, дверь?

Слайд 10

Игры с палочками на втором этапе Каждая палочка обозначается числом. Количественные отношения не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребёнка. При этом взрослый не ограничивается показом, а даёт ребёнку возможность выбирать действие самому. Ребёнок быстро учится кодировать игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира. С помощью “чисел в цвете” детей также легко подвести к осознанию соотношений “больше - меньше”, “больше – меньше на…”, научить детей делить целое на части, познакомить с составом числа из двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания, организовать работу по усвоению таких понятий , как “левее”, “правее”, “ длиннее”, “короче ”, ” между”, “каждый”, и др.

Слайд 11

Состав числа из двух меньших . Состав числа 7. Найдите в наборе палочку 7. Какого она цвета ? Найдите в наборе 2 таких палочки, чтобы по длине они вместе были такие же, как палочка 7. Докажите. Из каких чисел состоит число 7? (рассмотреть все варианты) Составление числового домика. Подведение итога – из каких чисел состоит число 7? ( 7 состоит из 3и 4, если вычесть 4, то останется …. 7 состоит из 5 и 2, если вычесть 5, то останется ….)

Слайд 12

1. Д/и “Угадай палочку” Ведущий задумывает любую палочку из набора, играющие могут задавать ведущему вопросы об этой палочке, кроме её цвета. Ответы “да” или “нет ”, Вопросы ставятся до тех пор, пока не отгадают цвет палочки и её числовое значение. 2. Д/и “Поезд” Составь поезд от самой короткой до самой длинной палочки . Сколько всего вагонов? Каким по порядку стоит голубой вагон? Вагон какого цвета стоит четвертым ? Какой по цвету вагон стоит между белым и голубым ? Какой он по порядку? 3. Измерь длину карандаша розовой палочкой, этот же карандаш измерь жёлтой палочкой. Почему ответы получились разные?

Слайд 13

Важно: - сначала проводится работа на наглядном материале; - работаем только за столом; - всегда ставим цель : зачем это выполняем (найти сходство, различия, посчитать и др.); - не даем образец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек Кюизенера (развивающие игры и задания)

Cистема работы по развитию математических представлений у старших дошкольников с использованием современной педагогической технологии - цветных палочек Кюизенера...

Обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек Кюизенера (развивающие игры и задания)

Cистема работы по развитию математических представлений у старших дошкольников с использованием современной педагогической технологии - цветных палочек Кюизенера...

Мастер-класс на тему: «Формирование логико-математических способностей при помощи методики «Палочки Кюизенера»».

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Это социальный заказ общества. Дошкольники с развитым интеллектом быстре...

Мастер – класс для старших воспитателей «Возможности «Педагогической гостиной» в ДОО.

Мастер – класс для старших воспитателей «Возможности «Педагогической гостиной» в ДОО....

Мастер – класс для старших воспитателей «Возможности «Педагогической гостиной» в ДОО».

Мастер – класс для старших воспитателей «Возможности «Педагогической гостиной» в ДОО»....