Консультация для педагогов.
консультация (старшая группа)
Консультация для воспитателей
«Использование кроссвордов в работе с дошкольниками»
Воспитатель: Данилюк Ольга Сергеевна
Из большого количества технологий в ДОУ особенно привлекательны игровые, которые способствуют повышению эффективности образовательной деятельности и поддержанию интереса у детей. Творческие занятия играют огромную роль в развитии ребенка. Дети любого возраста откладывают свои дела, заслышав какой-то вопрос, ответ на который они точно знают. Вот тут и надо воспользоваться моментом! Предложите детям разгадать кроссворд!
Игровая технология в современном ДОУ строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их. И, здесь, особенно хочется выделить решение кроссвордов.
Кроссворд, согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, представляет собой "игру-задачу, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова". Термин "кроссворд" образовался из сочетания двух английских слов "cross" - "пересечение" и "word" - "слово". Появившись в конце 19-го века, игра-задача быстро завоевала популярность во всем мире.
Работа с кроссвордами достаточно интересна и для воспитателей и для дошкольников. Ребёнок, разгадывая кроссворд, становится как бы исследователем, ему необходимо прилагать усилия, напрягать свой ум, тем самым активизировать приобретённые знания и опыт, уметь сосредотачиваться, размышлять. Кроссворды способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, мыслить логически, сосредотачиваться, воспитывают настойчивость в достижении цели.
Решение кроссвордов - это эффективная методика наращивания словарного запаса, а значит, воспитания ребёнка-интеллектуала, умственное развитие ребёнка - необходимая часть воспитания разносторонней личности.
Кроссворды активизируют у ребёнка умственную деятельность, развивают логическое мышление, память, внимание, помогают узнать больше об окружающем мире, обогатить словарный запас; формируют орфографическую зоркость; развивают мелкую моторику, усидчивость, умение добиваться результата, создают положительный эмоциональный настрой, формируют навык самоконтроля, необходимый в будущей учебной деятельности.
В детском саду с детьми старшего дошкольного возраста кроссворды можно использовать как часть образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности, на итоговых мероприятиях и в развлечениях. Также кроссворды можно использовать в работе с родителями для закрепления знаний детей по определённым темам.
Для того чтобы кроссворды выполняли развивающую функцию, нужно непременно делать их тематическими. Так как темы, доступные для детей, подразумевают сравнительно небольшой объём слов, сначала можно применять разновидность кроссворда, имеющую только одно пересечение. Затем можно предлагать и задания, над которыми придётся поломать голову. Каждое разгаданное слово воспринимается ребенком как достижение, как доказательство того, что он взрослый.
Нельзя не отметить, что работа в ДОУ с использованием кроссворда может осуществляться только при условии, что у детей присутствуют определённые знания букв алфавита и достаточно высокий уровень развития звуковой культуры речи. Как же научить детей отгадывать кроссворд?
Работа по методу кроссвордов проводится по следующим этапам:
На первом этапе ребенку показывается оформленный кроссворд, предлагается внимательно рассмотреть изображенные предметы, назвать их и внести эти названия в соответствующие клетки. На этапе обучения буквы записывает педагог. Дети более старшего возраста и знающие алфавит, могут делать это сами. Необходимо также познакомить детей с основными правилами:
- начинать решать кроссворд можно с любого зашифрованного слова;
- каждая клетка предназначена только для одной буквы;
- слово начинается с клетки, где стоит номер и заканчивается краем фигуры кроссворда.
На данном этапе работы с кроссвордами от воспитателя требуется эмоциональное преподнесение материала, чтобы вызвать интерес у детей, установить сотрудничество, доверительные отношения.
На втором этапе проводится работа с заранее приготовленными кроссвордами с целью воспроизведения в памяти полученной ранее информации и ее закрепления.
На данном этапе организация работы может быть разнообразной:
- фронтальная, с целью формирования интереса к раскрываемой теме (например, воспитатель предлагает детям «Угадайте, какое слово спрятано в этих клеточках, и вы узнаете, о чем мы будем говорить на занятии»);
- по подгруппам, с целью закрепления изученного материала, полученных знаний (принцип соревнования);
- индивидуальная (разгадывание загадок и внесение ответов в клеточки кроссворда).
На третьем этапе дети учатся самостоятельно или при помощи воспитателя составлять элементарные кроссворды.
Если дети научатся с удовольствием решать кроссворды и головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая кроссворды, старшие дошкольники испытывают удовольствие от умственного напряжения, поиска правильного решения, знают, что такое радость победы, учатся справляться с огорчением от неудачи, доводить начатое дело до конца, даже если “не получается”. Все вышеперечисленные качества необходимы для успешного обучения в школе, более чем умение считать, читать и писать. Следовательно, приобщение детей к решению кроссвордов, может стать частью подготовки к школе. И дело не только в том, что такие головоломки развивают усидчивость, способствуют подготовке руки к письму, но и формируют навык самоконтроля, так необходимый в будущей учебной деятельности.
Процесс отгадывания кроссвордов, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ученика. Отгадывание кроссвордов оттачивает и дисциплинирует ум, приучая учеников к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание можно рассматривать как процесс творческий, а сам кроссворд - как творческую задачу. (Эльконин Д.Б.)
ПРИМЕРЫ РАЗНЫХ ВИДОВ КРОССВОРДОВ
I. Кроссворд, состоящий из названий предметов и явлений природы
1. Сельскохозяйственная машина, которая работает в поле сама и помогает другим агрегатам. (Трактор)
2. Время года, которое наступает после весны. (Лето)
II. Кроссворд на основе обобщающих понятий
1. Как назвать одним словом огурцы, помидоры, картофель? (Овощи)
2. Как назвать одним словом куклу, мяч, машину? (Игрушки)
III. Кроссворд на основе слов-терминов
1. Человек, который едет в транспорте? (Пассажир)
2. Здание железнодорожной станции для обслуживания пассажиров. (Вокзал)
IV. Кроссворды с использованием загадок
1. Кто на свете всех умнее, кто все знает, все умеет?
И в любой свободный час кто всему научит нас? (Книга)
2. Под Новый год пришел он в дом таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял он вес, и наконец совсем исчез. (Календарь)
V. Кроссворд по первым буквам слов-отгадок
Если правильно будут угаданы загадки, то мы узнаем маршрут нашего путешествия.
1 2 3 4
1. Длинноногий старичок в уголке сплел гамачок,
Приглашает: «Мошки, отдохните, крошки». (Паук)
2. Это старый наш знакомый: он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)
3. Крылья есть, да не летает, глаза есть, да не мигнет,
Ног нет, да не догонишь. (Рыба)
4. В одежде богатой, да сам слеповатый,
Живет без оконца, не видывал солнца. (Крот)
VI. Кроссворд с использованием звуковых моделей слов
1. Среди слов: туман, танк, машина. Найдите слово с такой звуковой моделью: - 0 - -
2. Среди слов: миска, бубен, крот. Найдите слово с такой звуковой моделью: - - 0 -
VII. Кроссворд с использованием картинок
1. Назовите, что изображено на картинках и определите первые слоги слов:
Вертикаль: корона, лото, боксер.
Горизонталь: банан, ракушка, бантик.
Вертикаль: камыш, ток.
VIII. Кроссворд (по иллюстрациям)
Если правильно назвать представленные комнатные растения уголка природы, то по первым буквам можно прочесть название нашего детского сада.
Давайте ребёнку чаще делать маленькие открытия и он обязательно будет радовать вас всё новыми и новыми достижениями!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кроссворд, согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, представляет собой "игру-задачу, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова". Термин "кроссворд" образовался из сочетания двух английских слов " cross " - "пересечение" и " word " - "слово". Появившись в конце 19-го века, игра-задача быстро завоевала популярность во всем мире.
Кроссворды активизируют у ребёнка умственную деятельность, развивают логическое мышление, память, внимание, помогают узнать больше об окружающем мире, обогатить словарный запас; формируют орфографическую зоркость; развивают мелкую моторику, усидчивость, умение добиваться результата, создают положительный эмоциональный настрой, формируют навык самоконтроля .
Нельзя не отметить, что работа в ДОУ с использованием кроссворда может осуществляться только при условии , что у детей присутствуют определённые знания букв алфавита и достаточно высокий уровень развития звуковой культуры речи.
Как же научить детей отгадывать кроссворд? На первом этапе ребенку показывается оформленный кроссворд, предлагается внимательно рассмотреть изображенные предметы, назвать их и внести эти названия в соответствующие клетки. На этапе обучения буквы записывает педагог. Дети более старшего возраста и знающие алфавит, могут делать это сами. Необходимо также познакомить детей с основными правилами: - начинать решать кроссворд можно с любого зашифрованного слова; - каждая клетка предназначена только для одной буквы; - слово начинается с клетки, где стоит номер и заканчивается краем фигуры кроссворда. На данном этапе работы с кроссвордами от воспитателя требуется эмоциональное преподнесение материала, чтобы вызвать интерес у детей, установить сотрудничество, доверительные отношения.
На втором этапе проводится работа с заранее приготовленными кроссвордами с целью воспроизведения в памяти полученной ранее информации и ее закрепления. На данном этапе организация работы может быть разнообразной: - фронтальная , с целью формирования интереса к раскрываемой теме (например, воспитатель предлагает детям «Угадайте, какое слово спрятано в этих клеточках, и вы узнаете, о чем мы будем говорить на занятии»); - по подгруппам , с целью закрепления изученного материала, полученных знаний (принцип соревнования); - индивидуальная (разгадывание загадок и внесение ответов в клеточки кроссворда).
На третьем этапе дети учатся самостоятельно или при помощи воспитателя составлять элементарные кроссворды. Если дети научатся с удовольствием решать кроссворды и головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит.
ПРИМЕРЫ РАЗНЫХ ВИДОВ КРОССВОРДОВ. I. Кроссворд, состоящий из названий предметов и явлений природы 1. Сельскохозяйственная машина, которая работает в поле сама и помогает другим агрегатам. (Трактор) 2. Время года, которое наступает после весны. (Лето)
II. Кроссворд на основе обобщающих понятий 1. Как назвать одним словом огурцы, помидоры, картофель? (Овощи) 2. Как назвать одним словом куклу, мяч, машину? (Игрушки)
III. Кроссворд на основе слов-терминов 1. Человек, который едет в транспорте? (Пассажир) 2. Здание железнодорожной станции для обслуживания пассажиров. (Вокзал) IV. Кроссворд с использованием звуковых моделей слов 1. Среди слов: туман, танк, машина. Найдите слово с такой звуковой моделью: - 0 - - 2. Среди слов: миска, бубен, крот. Найдите слово с такой звуковой моделью: - - 0 -
V. Кроссворды с использованием загадок 1. Кто на свете всех умнее, кто все знает, все умеет? И в любой свободный час кто всему научит нас? (Книга) 2. Под Новый год пришел он в дом таким румяным толстяком, Но с каждым днем терял он вес, и наконец совсем исчез. (Календарь) VI. Кроссворд по первым буквам слов-отгадок Если правильно будут угаданы загадки, то мы узнаем маршрут нашего путешествия. 1 2 3 4 1. Длинноногий старичок в уголке сплел гамачок , Приглашает: «Мошки, отдохните, крошки». (Паук) 2. Это старый наш знакомый: он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый. Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист) 3. Крылья есть, да не летает, глаза есть, да не мигнет, Ног нет, да не догонишь. (Рыба) 4. В одежде богатой, да сам слеповатый, Живет без оконца, не видывал солнца. (Крот)
VII. Кроссворд с использованием картинок 1. Назовите, что изображено на картинках и определите первые слоги слов: Вертикаль: ко рона, ло то, бок сер. Горизонталь: ба нан, ра кушка, бан тик. Вертикаль: ка мыш, ток .
Если правильно назвать представленные комнатные растения уголка природы, то по первым буквам можно прочесть название нашего детского сада VIII. Кроссворд (по иллюстрациям)
Давайте ребёнку чаще делать маленькие открытия и он обязательно будет радовать вас всё новыми и новыми достижениями!!! Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...