Вестник Просвещения
статья (младшая группа)

Купреенко Алена Владимировна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnoe_tvorcheskoe_razvitie_doshkolnikov.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 2 «Полянка»

Купреенко Алена Владимировна

ТЕМА: «Интеллектуальное творческое развитие дошкольников»

blob:https://web.whatsapp.com/43349bfe-ef0f-4b50-b574-7efbab9c6a15blob:https://web.whatsapp.com/43349bfe-ef0f-4b50-b574-7efbab9c6a15У всех людей есть такие познавательные процессы как мышление, восприятие, память, наблюдение. Все они связаны с сознанием. Чем больше развиты данные процессы, тем успешнее складывается жизнь человека. Познавательная деятельность работает всю жизнь, но больше всего она проявляется в детстве, когда мозг ребенка пластичен. 

 В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.

Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя.

Специфичными для дошкольного возраста являются продуктивные (изобразительные) виды деятельности:

  • рисование,
  • конструирование,
  • аппликация,
  • лепка.

В результате осуществления этой деятельности ребенок производит не только какой-то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни, но так же развивает моторику, воображение, внимание, память и другие познавательные процессы. В этом плане продуктивные виды деятельности сходны с игрой.

Один из способов формирования яркой личности - это рисование. Когда малыш рисует, он не только представляет образы в своей голове, но и воссоздает их на бумаге. За счёт этого творческого занятия ребенок учится выражать себя, свои мысли, чувства, эмоции. Он показывает себя как индивидуальность.

Развивать ребенка через творческую деятельность надо обязательно, потому что именно в дошкольный период у человека больше нейронных связей в головном мозге. Поэтому малыши более приспособлены к познанию нового, чем взрослые.

У дошкольников превалирует образное мышление. Чем больше новых образов он формирует в своем воображении, тем лучше у него будет развит интеллект и мыслительная деятельность. Главной мотивацией у детей для развития является творчество. Именно в ходе творческой работы формируется такое свойство мышления как креативность. Рисование помогает малышу находить новые ассоциации между предметом и его изображением. Создание новых образов – это прекрасная тренировка умственной деятельности.

Не стоит забывать на творческих занятиях и о фантазии. Фантазия помогает придумывать смелые идеи, находить нестандартные решения, изобретать новые вещи. Рисуя, ребенок прекрасно развивает фантазию, потому что ему в деталях необходимо придумать, как будет выглядеть картина.

Не всегда то, что придумал ребенок в своем собственном воображаемом мире, можно перенести на бумагу. Поэтому часто малыш видит на рисунке то, чего на самом деле нет. Это уникальное детское свойство нужно поддерживать, а не ругать. Поэтому я на занятиях с детьми кроме обычных способов рисования, использую ещё и необычные методы. Именно они не просто ещё больше развивают ребенка как личность, но и повышают самооценку. Ведь не все дети умеют справляться с акварелью, тушью, гуашью, карандашами, пастелью. Не всем удается красиво передать свою мысль на бумаге, холсте, батике. А вот нестандартные техники рисования позволяют сделать так, что любое произведение малыша будет шедевром. Главное надо сделать так, что бы ребенок был уверен, что у него всё получилось. Это вселит в него уверенность в себе, замотивирует на дальнейшее творчество и раскрепостит.

Для этого я использую разные виды нестандартного рисования:

  • пальцами;
  • подручными средствами (ватными палочками, зубной щёткой);

Рисование влияет и на развитие речи. До начала процесса рисования я всегда прошу детей рассказать, что он будет рисовать. Пусть он в деталях объяснит своё будущее творение. Во время рисования малыш тоже может говорить, что он в данный момент изображает. Необходимо внимательно слушать, что рассказывают дети, задавать вопросы, интересоваться. Когда дети рассказывают вслух о своих действиях, то они лучше понимают их, у них лучше развивается артикуляционный аппарат.

Рисование тесно связано и с эмоциями малыша. Можно легко определить, какое у ребенка сегодня настроение по цвету рисунка, узнаеть, что тревожит его, рад ли он наступившему дню.

Казалось бы, рисование – такое простое занятие, а включает в себя очень много наук, например: математика (можно научить ребенка считать, используя карандаши); геометрия (рисуя простейшие фигуры, мы учим ребенка таким сложным формам, как круг, квадрат и т.д.); зоология (сколько животных и их характерные признаки можно выучить благодаря фантазии и краскам). Список можно долго продолжать, но если подытожить – занятия рисованием помогают ребенку познать окружающий мир.

 Во время обучения рисованию ребенок стремительно развивает свое логическое мышление, анализируя пропорции и формы предметов, учится думать и анализировать, соизмерять и сравнивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация в журнале "Вестник Просвещения" НОД по аппликации с элементами рисования "Улицы сказочного города"

Данный материал позволяет создать условия для формирования у детей представления о домах, вызвать интерес к коллективной работе....

Публикация "Вестник Просвещения"

Педагогическое издание...

Статья в педагогическом журнале "Вестник просвещения".

Статья "Нетрадиционные техники рисования". Из этой статьи можно узнать какие бывают нетрадиционные техники рисования, и что нужно делать что бы развивать у ребёнка интерес к творчеству....

Публикация в педагогическом издании «Вестник Просвещения» Консультация для родителей" Для чего нужна пальчиковая гимнастика?"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 7 «Радуга» городского округа Ступино Московской областиАвторы: Мельниченко Надежда ...

Публикация материалов в печатном педагогическом журнале «ВЕСТНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ» ТЕМА ПУБЛИКАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА: «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ.»

Публикация материалов в печатном педагогическом журнале «ВЕСТНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ»ТЕМА ПУБЛИКАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА: «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ.»...

Свидетельство Методический совет "Вестник просвещения"

Участие в научно-методической конференции "Важность роли воспитателя дошкольного образования в условиях обновленных ФГОС"...

Роль озеленения в детском саду. Публикация материала в электронном педагогическом журнале "Вестник Просвещения"

Одно из важнейших условий формирования экологических представлений-это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями природы...