ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
материал (младшая группа)

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным, позволяя успешно формировать связные высказывания у детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Место работы – Нижегородская область г. Саров МБДОУ «Детский сад № 2» Образование: среднее специальное, окончила Лукояновское ордена Трудового Красного Знамени педагогическое училище имени А.М. Горького в 1983 г. Специальность по диплому: учитель начальных классов. Должность: воспитатель. Стаж педагогической работы: 34 года. Награды: в 2010 году награждена Почетной грамотой Администрации г. Саров; в 2014 году награждена Почетной грамотой Департамента дошкольного образования Профессиональное кредо: « Воспитатель должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника» В . Даль Саров - 2020 Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности Патрогина Зинаида Николаевна воспитатель первой квалификационной категории

Слайд 2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский.

Слайд 3

Условия формирования личного вклада п едагога в развитие образования Научно – исследовательские условия исследования особенностей развития связной речи дошкольников с использованием мнемотехники: Е . И. Тихеева, Ф. А. Сохин, О.С. Ушакова, Н. Ф. Ладыгина , М. С. Лаврик , Т. А. Ладыженская , А.М. Бородич , Т. Б. Филичева, Е.А.Смирнова , Е.А. Флерина , Е.И. Радина , Э.П.Короткова , В.И. Логинова, Н.М. Крылова, В.В. Гербова , Г.М. Лямина . Методические условия изучение научно-педагогической литературы, передового опыта коллег; организация соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и возрастом детей; постановка цели и задачи; поиск наиболее эффективных методов работы с детьми; сотрудничество с семьями воспитанников . Организационно-педагогические условия выступление на педсовете мастер класс

Слайд 4

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря; развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развития речевого творчества; развития звуковой интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой». Актуальность Мнемотехника позволяет решить вышеописанные проблемы развития речи, согласно ФГОС ДО. Таким образом, использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным, позволяя успешно формировать связные высказывания у детей. Мнемотехника, схемы-модели, планы-схемы заметно облегчают детям овладение связной речью.

Слайд 5

Применения мнемотехники, использование обобщений, позволяет ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт Р ебёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление Значимость мнемотехники Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций Систематическое использование мнемотехники приводит к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, помогающих в социальной адаптации ребёнка.

Слайд 6

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Проблема связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах известных педагогов: Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин, О.С. Ушакова, Н. Ф. Л адыгина Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста рассматриваются в работах: М. С . Лаврик , Т . А. Ладыженской , А.М. Бородич , Т . Б. Филичевой Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались Е.А. Флериной , Е.И. Радиной , Э.П.Коротковой , В.И . Логиновой , Н.М . Крыловой , В.В . Гербовой , Г.М. Ляминой ; методы и приемы обучения дошкольников связной речи — Е.А . Смирновой и О.С.Ушаковой . Методы и приемы обучения дошкольников связной речи — Е.А.Смирновой и О.С.Ушаковой .

Слайд 7

Использование мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста «Мнемотехника – искусство запоминания» Цель

Слайд 8

Задачи Способствовать развитию памяти, внимания, образного мышления Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств мнемотехники Способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей Способствовать развитию мелкой моторики рук Способствовать развитию творческих способностей детей Создать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира

Слайд 9

У детей не будут возникать трудности в построении монолога. Сформируется умение грамматически правильно строить распространённое предложение Усовершенствуются психические процессы (память, внимание, мышление, воображение) Сформируются навыки культурного общения Пополниться словарный запас Обогатиться диалогическая речь Сформируются творческие способности у детей Ожидаемые результаты

Слайд 10

Ведущая педагогическая идея Использование приёмов мнемотехники способствует расширению и обогащению словарного запаса ребёнка, развитию грамматического строя, связной речи.

Слайд 11

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования с равнительная диагностика а нализ использования мнемотехники в образовательном процессе выступление на педсовете I этап Организационный а нализ психолого-педагогической литературы и практического опыта д иагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста р азработка методического материала (перспективный план, мнемотаблицы , схемы – модели и др.) о богащение РППС материалом для развития связной речи II этап Практический о рганизация работы с мнемотаблицами о рганизация взаимодействия с родителями III этап Рефлексивный

Слайд 12

57 % 30 % 20 % 45 % 42 % 23 % Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста По результатам проведенной диагностики, показатели речевого развития детей недостаточно высоки. Предполагается, что работа средствами мнемотехники позволит скорректировать полученные данные о состоянии связной речи у детей . словарный запас навыки культурного общения связная монологическая речь, диалогическая речь творческие способности детей психические процессы правильное построение предложения

Слайд 13

Результаты анкетирования родителей воспитанников подготовительной группы № 12 65% 65% 8 5% 90% 90% Знаете ли вы, что такое мнемотехника? Как понимаете значение этого слова? Для чего используется мнемотехника? 90% Хотели ли бы вы узнать больше о мнемотехнике? Как вы считаете, необходимо ли проводить такую работу в дошкольном учреждении? Хотели ли бы вы, чтобы с вашим ребёнком проводилась такая работа ?

Слайд 14

Фрагмент перспективного плана работы «Развитие связной речи у детей с использованием мнемотехники»

Слайд 15

Обогащение РППС для организации работы с мнемотехникой Центр речевого развития

Слайд 16

Организация работы с мнемотаблицами Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Начиная работу с простейших мнемоквадратов а затем и к мнемотаблицам последовательно переходим к мнемодорожкам

Слайд 17

Перекодирование информации – преобразование абстрактных символов в образы . Организация работы с мнемотаблицами

Слайд 18

Составление рассказа. Пересказ или рассказывание по данной теме. Организация работы с мнемотаблицами

Слайд 19

Обогащение словарного запаса Обучение составлению рассказов Пересказ художественной литературы Отгадывание и загадывание загадок Заучивание стихов Мнемотаблицы -схемы Дидактический материал в форме мнемотаблиц , схем-моделей облегчает детям овладение связной речью, делает рассказы, сказки, стихи четкими, связанными, последовательными.

Слайд 20

Взаимодействие с родителями Задачи Мероприятия Ознакомление родителей с методами и формами работы по ис пользованию мнемотехники в развитии связной речи дошкольников Анкетирование «Правильно ли говорит Ваш ребенок» Совместная деятельность родителей и детей по составлению мнемотаблицы и заучиванию по ней стихотворения Е. Трутневой «Осень» Консультация «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях». Родительское собрание на тему «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Привлечение родителей к обогащению развивающей среды группы мнемотаблицами Памятка «Принципы работы по мнемотаблице» Памятка «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» Акция «Вместе с ребенком» — создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение» Памятка «Мнемотехника в помощь мамам и папам» Поощрение родителей в виде «Благодарственного письма» и поощрение детей медалями «За стремление к знаниям».

Слайд 21

Взаимодействие с родителями Совместная деятельность родителей и детей по составлению мнемотаблиц « Вместе с ребенком» — создание мнемотаблиц по теме: «Любимое стихотворение» Изготовление карточек для отгадывания загадок

Слайд 22

Сравнительная диагностика Исходные показатели на начальном этапе использования мнемотехники По результатам сравнительной диагностики стоит отметить, что показатели речевого развития с использованием средств мнемотехники на конечном этапе повысились связная монологическая речь, диалогическая речь 57 % 30 % 20 % 45 % 42 % 23 % словарный запас навыки культурного общения творческие способности детей психические процессы правильное построение предложения 78 % 54 % 47 % 58 % 65 % 38 % Достигнутые показатели на конечном этапе использования мнемотехники

Слайд 23

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи детей » Мастер – класс для родителей «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях» Н O Д для педагогов с использованием приёмов мнемотехники Выступление на педсовете из опыта работы «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей»

Слайд 24

Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению. Выводы и результаты У детей расширился круг знаний об окружающем мире, а также словарный запас Появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории Усовершенствовалась мелкая моторика рук Обширно проявились творческие способности детей в ходе самостоятельного создания мнемотаблиц Усовершенствовались память, внимание, образное мышление Развитие с вязной речи

Слайд 25

Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М., 2002 Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных расказов / Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21 Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115 Подлиняев О.Л. Эффективная память. - Издание второе, исправленное: Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун -та, 2003 Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 2000 Большева Т.В . Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2011 Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного обоазования / Н.Е.Веракса , Т.С.Комарова , М.А.Васильева .- М.: Мозаика-Синтез, 2012. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации/ В.В.Гербова . - Мозаика-Синтез, 2012 Интернет-ресурсы : Международный образовательный портал «МААМ.РУ» Социальная сеть работников образования « nsportal.ru » Обучение детей дошкольного возраста « melkie.net » Литература

Слайд 26

Контактная информация: Патрогина Зинаида Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2» т. (83130) 5 -07 -57 Адрес электронной почты: zpatrogina@mail.ru Спасибо з а в нимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ

Статья о методике мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи....

Презентация "Использование мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников"

Обучение детей правильному звукопроизношению.Развивать у детей сообразительность,умение сравнивать ,выделять существенные признаки.Развивать у детей психические процессы: мышление.внимание,воображение...

Проект по познавательно-речевому развитию «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

Данный проект предназначен для работы педагогв, если в группе у детей недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут рассказать литературное произведение....

«Использование мнемотехники для развития связной речи старших дошкольников»

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Проблема развития связной речи детей хорошо известна педагогам. Ясная, правильная речь – это залог...

«Использование мнемотехники для развития связной речи старших дошкольников» Приложение

Очень хорошо  использовать мнемотехнику в работе по формированию у детей связной речи:-для обогащения словарного запаса,-при обучении составлению описательных рассказов,-при обучении переска...

Проект Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников

Мнемотехника это эффективное средство для развития СВЯЗНОЙ  речи у дошкольников...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по образовательной области: речевое развитие на тему «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Данный мастер класс поможет воспитателем овладеть мнемотехникой для развития связной речи дошкольников....