Комплекс гимнастики пробуждения после дневного сна для детей подготовительной к школе группы
методическая разработка (подготовительная группа)

Зайцева Лилия Анатольевна

Гимнастика после дневного сна - комплекс мероприятий, облегчающих ребенку переход от сна к бодрствованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 55 общеразвивающего вида г. Владивостока»




КОМПЛЕКСЫ

гимнастик пробуждения после дневного сна

 для детей подготовительной к школе группы

Всего комплексов: 12

Допустимая длительность проведения: не более 15 минут

Составители:  воспитатель Зайцева Л.А.

                       

                                        

Владивосток, 2020

Пояснительная записка

Гимнастика после дневного сна - комплекс мероприятий, облегчающих ребёнку переход от сна к бодрствованию.  Иначе педагоги называют её бодрящей гимнастикой, которая помогает детскому организму проснуться, улучшить настроение, поднять мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна относится к здоровьесберегающим технологиям -  закаливающей процедуре.

Цель гимнастик пробуждения: Постепенное и комфортное пробуждение детей после сна.

         

Задачи гимнастики после сна:

  • увеличить тонус нервной системы;
  • укрепить мышечный тонус;
  • способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • способствовать профилактике простудных заболеваний;
  • развитие физических навыков;
  • сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.

Значимость: Решение вышеуказанных задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма.

Гимнастика после сна, её организация и проведение.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно включить музыку. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создаёт у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять движения выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песенки или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее. Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после снов - улыбающееся лицо взрослого человека, а также слышать плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого дети впитывают сразу же, как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей.

Бодрящую гимнастику следует проводить в хорошо проветренном помещении, в течение 7 – 15 минут в зависимости от возраста детей:

до 7 минут – для детей младших групп (3-4 лет);

до 10 минут – для детей средних групп (4-5 лет);

до 12 минут – для детей старших групп (5-6 лет);

до 15 минут – для детей 6 – 8 лет.

Обязательное условие при проведении гимнастики - учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Гимнастика состоит из нескольких частей:

  • разминочные упражнения в постели;
  • выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика) или точечного массажа;
  • выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика);
  • ходьба по массажным коврикам;
  • заканчиваться гимнастика дыхательными упражнениями, далее обтиранием холодной водой или обливанием (рук или ног) – водными процедурами.

Помимо общих оздоровительных целей каждая из структурных частей бодрящей гимнастики решает и свои более узкие, конкретные задачи:

I часть - гимнастика в кровати - гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Лучше проводить её с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п.

Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели (около 2 - З минут).

II часть - корригирующие упражнения, закаливающие процедуры - направлена на профилактику плоскостопия и сколиоза, упражнение детей в основных движениях (ходьба на носках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы, с высоким подниманием колен и др.), оказание закаливающего воздействия на организм. Эта часть гимнастики проводится в хорошо проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков, изготовленных родителями детей.

III часть – заключительная – дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, болезней, улучшает пищеварение. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой. И переход к водным процедурам.

                          Комплекс № 1

                                                                        (сентябрь)

I. Упражнения в кроватке:

1. «Велосипедисты» И. п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. В.: на счёт «раз-два-три-четыре-пять» имитация езды на велосипеде, обращая внимания на полное выпрямление в колене, ноги, со звуковым сопровождением «ж-ж-ж» (в течение 25 секунд…отдых 5 секунд…25 секунд).

2. «Кошка» И. п.: лёжа в позе спящей кошечки. В.: на «раз – два» встать на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш»; на «три – четыре» вернуться в исходное положение (повтор 7 раз).

3. «Ветрушка» И. п.: сидя, скрестив ноги. В.: согнуть руки перед грудью и вращающие движения - «вертушка» (в течение 35 секунд).

II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнения на ковре (дети имитируют движения в соответствии с текстом повтор 2 раза)

III. Дыхательное упражнение «Сердитый пёс» (повтор 4 – 5 раз)

И.п.: основная стойка, спина слегка согнута горбиком, руки опущены вдоль туловища.

В.: на «раз-два-три-четыре-пять» вдох ртом, произнося «рррррррр…»  с одновременными ударами ладоней внахлест по спине (стоя, с наклонами). На счёт «5, 4, 3, 2, 1» выдох через нос с произношением звука «мммммммм» плотно закрытым ртом.

Водные процедуры

Комплекс № 2

(октябрь)

I. Упражнения в кроватке:

Кто спит в постели сладко?

Давно пора вставать.

Спешите на зарядку,

Мы вас не будем ждать!

Носом глубоко дышите,

Спинки ровненько держите.

1. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.

2. И. п.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и. п., вдох.

3. И. п.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и. п. (одновременно опустить).

4. И. п.: лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек, вернуться в и. п.

5. И. п.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на кровати, держать, и. п.

6. И. п.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута – вдох-выдох.

II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнение на ковре

«Волна». И. п.: стоя на коленях, руки на поясе.

Сесть справа от пяток, руки влево, и. п., сесть слева от пяток, руки вправо, и. п.

5. «Мячик». И. п.: о. с.

Прыжки на двух ногах.

III. Дыхательное упражнение

«Хлопушка». И. п. ,- стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох - развести руки в стороны, выдох - опустить вниз, хлопнуть в ладоши,сказать«Хлоп!». Повторить шесть-восемь раз.

Водные процедуры

КОМПЛЕКС № 3

(ноябрь)

I. Упражнения в кроватке:

        САМОЛЕТ»

1. И. п.: сидя, «по турецки». Смотреть вверх не поднимая головы, и водить пальцем за пролетающим самолетом (сопровождение глазами).

Пролетает самолет,

С ним собрался я в полет.

2. И. п. тоже. Отвести правую руку в сторону (следить взглядом, то же в левую сторону.

Правое крыло отвел,

Посмотрел.

Левое крыло отвел,

Поглядел.

3. И. п. тоже. Выполнять вращательные движения перед грудью и следить взглядом.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу.

II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнение на ковре

4. И. п.: о. с. Встать на носочки и выполнить летательные движения.

Поднимаюсь ввысь, Лечу.

Возвращаться не хочу.

III. Дыхательное упражнение

 «Регулировщик». И. п. стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох. Поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «Р-Р-Р» (4-5 раз).

        Водные процедуры

КОМПЛЕКС  № 4

        (декабрь)

I. Упражнения в кроватке:

«СНЕГОВИК»

Раз и два, раз и два ( Имитируют лепку снежков)

Лепим мы снеговика.

Мы покатим снежный ком (Поочередно проводят по шее справа и слева)

Кувырком, кувырком. (Проводят пальцами по щекам сверху вниз)

Мы его слепили ловко, (Растирают указательными пальцами крылья носа)

Вместо носа есть морковка.        

Вместо глазок – угольки, (Прикладывают ладони ко лбу  «козырьком» ,и растирают)

Ручки – веточки нашли. (Трут ладонями друг о друга.)

А на голову – ведро. (Указательными и средними пальцами растирают

точки перед ушами и за ними)

Посмотрите, вот оно! (Кладут обе ладони на макушку и покачивают

головой.)

II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнение на ковре

Сидя на стульчиках

• «согреем замерзшие ножки после прогулки по снегу»: ноги вытянуть вперед, сжимать и разжимать пальцы на ногах; ноги вытянуть вперед, тянуть ноги то носками, го пятками; ноги вытянуть вперед и соединить,

• «рисовать» ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); ноги поставить всей ступней на пол, поднимать ноги на носки, максимально отрывая пятки от пола; из того же и. п. поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола.

Каждое упражнение повторить шесть - восемь раз.

III. Дыхательное упражнение

 «Снежинки». И. п.: о. с., руки согнуты в локтях, ладошками вверх («на ладошку упали снежинки»). Выполнить вдох через нос и подуть на ладошки, произнести «фу-фу-фу» (губы трубочкой) («снежинки полетели»).

        Водные процедуры

КОМПЛЕКС № 5

(январь)

        I. Упражнения в кроватке:

1. « Ноги поднимаем» И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять прямые ноги вверх, и. п.

2. «Бревнышко». И. п.: лежа на спине, руки вверху, перекат со спины на живот, перекат с живота на спину.

3. «Лодочка». И. п.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, руки к плечам- вдох, и. п. -выдох.

4. «Шлагбаум». И. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища, поднять правую ногу, и. п., поднять левую ногу, и. п.

5. «Божья коровка». И. п.: сидя на пятках, выпрямиться, потянуться вверх, сесть на пятки, наклон вперед, носом коснуться колен, руки отвести назад, и. п.

II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнение на ковре

. Самомассаж головы («помоем голову»).

И. п. - сидя на стульчиках. Педагог дает указания, дети имитируют движения: «Включите воду в душе. Потрогайте. Ой, горячая! Добавьте холодной воды, намочите волосы, налейте шампунь в ладошку, намыливайте волосы, хорошенько мойте голову со всех сторон. Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену снова со всех сторон. У Саши на висках осталась пена. Теперь все чисто, выключайте воду. Берите полотенце и осторожно промокните волосы. Возьмите расческу и хорошенько расчешите волосы. Не нажимайте гребнем слишком сильно, а то поцарапаете кожу головы. Какие вы красивые!»

III. Дыхательное упражнение

«Насос»

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища вдоль туловища в сторону – выдох. Руки скользят вдоль туловища в сторону, при этом произносить «с-с-с-с». Повторить 6-8 наклонов в каждую сторону.

IV. Ходьба по дорожке «Здоровья»

        Водные процедуры

КОМПЛЕКС № 6

( февраль)

        I. Упражнения в кроватке:

        

1. И. п.: Лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, подтянуться, руки вперёд, и. п.

2. И. п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и. п.

3. И. п.: Сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и. п.

4. «Пешеход». И. п. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.

II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнение на ковре

 «Молоточки». И. п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.

И. п.: о. с., Руки на поясе, перекат с носков на пятки.

III. Дыхательные упражнения.

«Лягушонок».

И. п. - основная стойка. Представить, как лягушонок делает быстрые, резкие прыжки. Слегка присесть, вздохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперед. На выдохе протяжно произнести «К-в-а-а-а».

        Водные процедуры

КОМПЛЕКС № 7

( март)

        I. Упражнения в кроватке:

        

1. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять правую ногу (прямую, и. п., поднять левую ногу  (прямую, и. п.)

2. И. п.: лежа на спине, руки перед собой «держат руль»«езда на велосипеде», и. п.

3. И. п.: лежа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо, и. п.; поворот туловища влево, и. п.

4. И. п.: лежа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти касаются друг друга) - выдох, и. п., локти касаются кровати - вдох.

5. И. п.: сидя, ноги скрестно, руки на поясе, руки через стороны вверх — вдох, выдох

. II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнение на ковре

При выполнении упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.

«Запускаем двигатель». И. п. - стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох - и. п. ; выдох - вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди, ;при этом на одном вдохе произносить«Р-р-р-р». Повторить четыре-шесть раз.

III. Дыхательное упражнение

«Надуем шар». Исх. п. – основная стойка, руки внизу. Сделать глубокий вдох, одновременно поднести руки ко рту, на выдохе «надуваем шар», вернуться в исх. п. (3-4 раза).

        Водные процедуры

КОМПЛЕКС № 8

( апрель)

I. Упражнения в кроватке:

1. Светит солнышко в окошке

Смотрит в нашу комнату

Мы захлопаем в ладоши

Очень рады солнышку.

Дети просыпаются, хлопают в ладоши

2. Разбудили нос,

Разбудили уши.

Разбудили рот

Разбудили глазки

Потираем, зеваем, открываем, закрываем глазки (3-4 раза)

II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнение на ковре

Разбудили руки

Разбудили ноги

Ну, а чтоб совсем проснуться

Надо сильно потянуться

Руки вверх, руки вниз

Чтоб совсем ты не раскис

Рывки руками, махи ногами 3-4 раза

III. Дыхательное упражнение

. «Подуем на пёрышко». Исх. п. – основная стойка, руки внизу. Сделать глубокий вдох, правую (левую) руку вывести вперёд, на выдохе подуть на пёрышко, немного прогнувшись вперёд. (3-4 раза).

        Водные процедуры

КОМПЛЕКС № 9

( май)

I. Упражнения в кроватке:

«ЖУК»

1. И. п.: сидя, ноги скрестно. Грозить пальцем.

В группу жук к нам залетел,

Зажужжал и запел«Ж-ж-ж!»

2. Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки, то же в другую сторону.

Вот он вправо полетел, Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел, Каждый влево посмотрел.

3. Указательным пальцем правой руки совершить движения к носу.

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

4. Направление рукой вниз сопровождают глазами.

Жук наш приземлился.

5. И. п.: сидя  ноги врозь. Делать вращательные движения руками («волчок»).

Зажужжал и закружился

6. Отвести руку в правую сторону, проследить глазами. То же в другую сторону.

Жук, вот правая ладошка, Посиди на ней немножко,

Жук, вот левая ладошка, Посиди на ней немножко.

7. Поднять руки вверх, посмотреть вверх.

Жук наверх полетел

И на потолок присел

II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнение на ковре

Подняться на носки, смотреть вверх

На носочки мы привстали,

Но жучка мы не достали.

. Хлопать в ладоши.

Хлопнем дружно, Хлоп -хлоп-хлоп.

. Имитировать полет жука.

Чтобы улететь не смог,

«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж»

III. Дыхательное упражнение

11«Пчелка». Пчелка гуди. С поля лети- медок неси. Ж-ж-ж-ам!

Дети легко взмахивают кистями рук. На выдохе произносить звук (ж-ж-ж).

В конце сделать активный выдох ртом и сказать «ам

        Водные процедуры

КОМПЛЕКС № 10

(июнь)

        

I. Упражнения в кроватке:

«КАПЛЯ»

1. И. п.: Сидя, ноги скрестить по «турецки». Сверху пальцем правой руки показать траекторию её движения, следить глазами.

Капля первая упала – кап!

То же проделать другой рукой.

И вторая прибежала – кап!

2. И. п.: то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.

Мы на небо посмотрели,

Капельки «кап-кап» запели,

Намочились лица.

3. И. п.: то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги.

Мы их вытирали.

II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнение на ковре

4. И. п.: о. с. Показать руками, посмотреть вниз.

Туфли, посмотрите, мокрыми стали.

5. И. п.: о. с. Поднять и опустить плечи.

Плечами дружно поведём

И все капельки стряхнём.

6. И. п.: о. с. Бег на месте. Повторить 3-4 раза

От дождя убежим.

7. И. п.:о. с. Приседания.

Под кусточком посидим.

III. Дыхательное упражнение

 «Часики».

Встать, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик-так». Повторить 10-12 раз.

        Водные процедуры

        КОМПЛЕКС № 11

( июль)

        

I. Упражнения в кроватке:

1«Весёлые ручки».

И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, 1-2 – поднять согнутые ручки, хлопнуть перед грудью, сказать «Хлоп» - 4 раза.

2. «Весёлые ножки».

И. п.: лёжа, поочерёдно поднимать 1-2 левую (правую) ногу, хлопнуть руками под коленями, сказать «Хлоп» - 4 раза.

3. «Пальчики пляшут».

И. п.: лёжа. руки вдоль туловища. Движения пальцев ног – 4 раза.

4. «Нам весело». И. п.: сидя. повороты головы вправо-влево – 4 раза.

II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнение на ковре

 «У меня спина прямая».

И. п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.

У меня спина прямая, я наклонов не боюсь (наклон вперед):

Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь

(действия в соответствии с текстом).

Раз, два, три, четыре (повороты туловища!

Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу (ходьба на месте).

Раз, два, три, четыре, (повороты туловища!)

Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать

(действия в соответствии с текстом,)

Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина (наклоны туловища!)

Раз, два, три, четыре, (повороты туловища!)

III. Дыхательное упражнение

 

 «Пожмём плечами».

Дети сидят или стоят, руки и плечи опущены вниз. На вдохе поднимают плечи, на выдохе опускают.

        Водные процедуры

        КОМПЛЕКС № 12

        ( август)

I. Упражнения в кроватке:

 «СПИТ МОРСКОЕ ЦАРСТВО»

1. Осьминожка тянет ножки, (Полное расслабление)

2. Осьминожка поджала ножки (Небольшое напряжение)

3. Раскрылась осьминожка (Полное расслабление)

4. А теперь мы – рыбки

Поиграем плавничками,

(Руки на плечах, медленные круговые движения плечами)

5. Проверим чешуйки,

(Круговые движения плечами)

6. Расправим плавнички

(Провести руками вдоль тела)

7. У рыбки хвостик играет.

(Медленные движения пальцами ног или поочередное поднимание)

8. Расправим верхний плавничок,

Поиграем плавничком

(Перевернуться на живот, «потряхивание» спинкой)

9. А теперь мы – звездочки,

(Лежа на спине)

10. Раскрылись звездочки.

(Полное расслабление, руки раскинуты)

11. Поплаваем, как жучки - водомеры.

(Поелозить по кровати на животе вперед и назад)

12. Потянулись, встряхнулись,

Вот и проснулось морское царство.

II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнение на ковре

 «Морской конек». И. п.: о. с. Прыжки подскоками

. III. Дыхательное упражнение

  «Успокоимся, подышим». На счёт «раз» - делаем глубокий вдох, поднимая руки вверх, на «два» - делаем выдох, кидая руки вниз, наклоняясь.

        Водные процедуры



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 55 общеразвивающего вида г. Владивостока»




КОМПЛЕКСЫ

гимнастик пробуждения после дневного сна

 для детей подготовительной к школе группы

Всего комплексов: 12

Допустимая длительность проведения: не более 15 минут

Составители:  воспитатель Зайцева Л.А.

                       

                                        

Владивосток, 2020

Пояснительная записка

Гимнастика после дневного сна - комплекс мероприятий, облегчающих ребёнку переход от сна к бодрствованию.  Иначе педагоги называют её бодрящей гимнастикой, которая помогает детскому организму проснуться, улучшить настроение, поднять мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна относится к здоровьесберегающим технологиям -  закаливающей процедуре.

Цель гимнастик пробуждения: Постепенное и комфортное пробуждение детей после сна.

         

Задачи гимнастики после сна:

  • увеличить тонус нервной системы;
  • укрепить мышечный тонус;
  • способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • способствовать профилактике простудных заболеваний;
  • развитие физических навыков;
  • сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.

Значимость: Решение вышеуказанных задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма.

Гимнастика после сна, её организация и проведение.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно включить музыку. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создаёт у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять движения выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песенки или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее. Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после снов - улыбающееся лицо взрослого человека, а также слышать плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого дети впитывают сразу же, как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей.

Бодрящую гимнастику следует проводить в хорошо проветренном помещении, в течение 7 – 15 минут в зависимости от возраста детей:

до 7 минут – для детей младших групп (3-4 лет);

до 10 минут – для детей средних групп (4-5 лет);

до 12 минут – для детей старших групп (5-6 лет);

до 15 минут – для детей 6 – 8 лет.

Обязательное условие при проведении гимнастики - учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Гимнастика состоит из нескольких частей:

  • разминочные упражнения в постели;
  • выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика) или точечного массажа;
  • выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика);
  • ходьба по массажным коврикам;
  • заканчиваться гимнастика дыхательными упражнениями, далее обтиранием холодной водой или обливанием (рук или ног) – водными процедурами.

Помимо общих оздоровительных целей каждая из структурных частей бодрящей гимнастики решает и свои более узкие, конкретные задачи:

I часть - гимнастика в кровати - гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Лучше проводить её с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п.

Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели (около 2 - З минут).

II часть - корригирующие упражнения, закаливающие процедуры - направлена на профилактику плоскостопия и сколиоза, упражнение детей в основных движениях (ходьба на носках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы, с высоким подниманием колен и др.), оказание закаливающего воздействия на организм. Эта часть гимнастики проводится в хорошо проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков, изготовленных родителями детей.

III часть – заключительная – дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, болезней, улучшает пищеварение. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой. И переход к водным процедурам.

                          Комплекс № 1

                                                                        (сентябрь)

I. Упражнения в кроватке:

1. «Велосипедисты» И. п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. В.: на счёт «раз-два-три-четыре-пять» имитация езды на велосипеде, обращая внимания на полное выпрямление в колене, ноги, со звуковым сопровождением «ж-ж-ж» (в течение 25 секунд…отдых 5 секунд…25 секунд).

2. «Кошка» И. п.: лёжа в позе спящей кошечки. В.: на «раз – два» встать на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш»; на «три – четыре» вернуться в исходное положение (повтор 7 раз).

3. «Ветрушка» И. п.: сидя, скрестив ноги. В.: согнуть руки перед грудью и вращающие движения - «вертушка» (в течение 35 секунд).

II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнения на ковре (дети имитируют движения в соответствии с текстом повтор 2 раза)

III. Дыхательное упражнение «Сердитый пёс» (повтор 4 – 5 раз)

И.п.: основная стойка, спина слегка согнута горбиком, руки опущены вдоль туловища.

В.: на «раз-два-три-четыре-пять» вдох ртом, произнося «рррррррр…»  с одновременными ударами ладоней внахлест по спине (стоя, с наклонами). На счёт «5, 4, 3, 2, 1» выдох через нос с произношением звука «мммммммм» плотно закрытым ртом.

Водные процедуры

Комплекс № 2

(октябрь)

I. Упражнения в кроватке:

Кто спит в постели сладко?

Давно пора вставать.

Спешите на зарядку,

Мы вас не будем ждать!

Носом глубоко дышите,

Спинки ровненько держите.

1. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.

2. И. п.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и. п., вдох.

3. И. п.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и. п. (одновременно опустить).

4. И. п.: лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек, вернуться в и. п.

5. И. п.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на кровати, держать, и. п.

6. И. п.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута – вдох-выдох.

II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнение на ковре

«Волна». И. п.: стоя на коленях, руки на поясе.

Сесть справа от пяток, руки влево, и. п., сесть слева от пяток, руки вправо, и. п.

5. «Мячик». И. п.: о. с.

Прыжки на двух ногах.

III. Дыхательное упражнение

«Хлопушка». И. п. ,- стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох - развести руки в стороны, выдох - опустить вниз, хлопнуть в ладоши,сказать«Хлоп!». Повторить шесть-восемь раз.

Водные процедуры

КОМПЛЕКС № 3

(ноябрь)

I. Упражнения в кроватке:

        САМОЛЕТ»

1. И. п.: сидя, «по турецки». Смотреть вверх не поднимая головы, и водить пальцем за пролетающим самолетом (сопровождение глазами).

Пролетает самолет,

С ним собрался я в полет.

2. И. п. тоже. Отвести правую руку в сторону (следить взглядом, то же в левую сторону.

Правое крыло отвел,

Посмотрел.

Левое крыло отвел,

Поглядел.

3. И. п. тоже. Выполнять вращательные движения перед грудью и следить взглядом.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу.

II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнение на ковре

4. И. п.: о. с. Встать на носочки и выполнить летательные движения.

Поднимаюсь ввысь, Лечу.

Возвращаться не хочу.

III. Дыхательное упражнение

 «Регулировщик». И. п. стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох. Поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «Р-Р-Р» (4-5 раз).

        Водные процедуры

КОМПЛЕКС  № 4

        (декабрь)

I. Упражнения в кроватке:

«СНЕГОВИК»

Раз и два, раз и два ( Имитируют лепку снежков)

Лепим мы снеговика.

Мы покатим снежный ком (Поочередно проводят по шее справа и слева)

Кувырком, кувырком. (Проводят пальцами по щекам сверху вниз)

Мы его слепили ловко, (Растирают указательными пальцами крылья носа)

Вместо носа есть морковка.        

Вместо глазок – угольки, (Прикладывают ладони ко лбу  «козырьком» ,и растирают)

Ручки – веточки нашли. (Трут ладонями друг о друга.)

А на голову – ведро. (Указательными и средними пальцами растирают

точки перед ушами и за ними)

Посмотрите, вот оно! (Кладут обе ладони на макушку и покачивают

головой.)

II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнение на ковре

Сидя на стульчиках

• «согреем замерзшие ножки после прогулки по снегу»: ноги вытянуть вперед, сжимать и разжимать пальцы на ногах; ноги вытянуть вперед, тянуть ноги то носками, го пятками; ноги вытянуть вперед и соединить,

• «рисовать» ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); ноги поставить всей ступней на пол, поднимать ноги на носки, максимально отрывая пятки от пола; из того же и. п. поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола.

Каждое упражнение повторить шесть - восемь раз.

III. Дыхательное упражнение

 «Снежинки». И. п.: о. с., руки согнуты в локтях, ладошками вверх («на ладошку упали снежинки»). Выполнить вдох через нос и подуть на ладошки, произнести «фу-фу-фу» (губы трубочкой) («снежинки полетели»).

        Водные процедуры

КОМПЛЕКС № 5

(январь)

        I. Упражнения в кроватке:

1. « Ноги поднимаем» И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять прямые ноги вверх, и. п.

2. «Бревнышко». И. п.: лежа на спине, руки вверху, перекат со спины на живот, перекат с живота на спину.

3. «Лодочка». И. п.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, руки к плечам- вдох, и. п. -выдох.

4. «Шлагбаум». И. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища, поднять правую ногу, и. п., поднять левую ногу, и. п.

5. «Божья коровка». И. п.: сидя на пятках, выпрямиться, потянуться вверх, сесть на пятки, наклон вперед, носом коснуться колен, руки отвести назад, и. п.

II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнение на ковре

. Самомассаж головы («помоем голову»).

И. п. - сидя на стульчиках. Педагог дает указания, дети имитируют движения: «Включите воду в душе. Потрогайте. Ой, горячая! Добавьте холодной воды, намочите волосы, налейте шампунь в ладошку, намыливайте волосы, хорошенько мойте голову со всех сторон. Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену снова со всех сторон. У Саши на висках осталась пена. Теперь все чисто, выключайте воду. Берите полотенце и осторожно промокните волосы. Возьмите расческу и хорошенько расчешите волосы. Не нажимайте гребнем слишком сильно, а то поцарапаете кожу головы. Какие вы красивые!»

III. Дыхательное упражнение

«Насос»

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища вдоль туловища в сторону – выдох. Руки скользят вдоль туловища в сторону, при этом произносить «с-с-с-с». Повторить 6-8 наклонов в каждую сторону.

IV. Ходьба по дорожке «Здоровья»

        Водные процедуры

КОМПЛЕКС № 6

( февраль)

        I. Упражнения в кроватке:

        

1. И. п.: Лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, подтянуться, руки вперёд, и. п.

2. И. п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и. п.

3. И. п.: Сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и. п.

4. «Пешеход». И. п. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.

II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнение на ковре

 «Молоточки». И. п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.

И. п.: о. с., Руки на поясе, перекат с носков на пятки.

III. Дыхательные упражнения.

«Лягушонок».

И. п. - основная стойка. Представить, как лягушонок делает быстрые, резкие прыжки. Слегка присесть, вздохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперед. На выдохе протяжно произнести «К-в-а-а-а».

        Водные процедуры

КОМПЛЕКС № 7

( март)

        I. Упражнения в кроватке:

        

1. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять правую ногу (прямую, и. п., поднять левую ногу  (прямую, и. п.)

2. И. п.: лежа на спине, руки перед собой «держат руль»«езда на велосипеде», и. п.

3. И. п.: лежа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо, и. п.; поворот туловища влево, и. п.

4. И. п.: лежа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти касаются друг друга) - выдох, и. п., локти касаются кровати - вдох.

5. И. п.: сидя, ноги скрестно, руки на поясе, руки через стороны вверх — вдох, выдох

. II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнение на ковре

При выполнении упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.

«Запускаем двигатель». И. п. - стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох - и. п. ; выдох - вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди, ;при этом на одном вдохе произносить«Р-р-р-р». Повторить четыре-шесть раз.

III. Дыхательное упражнение

«Надуем шар». Исх. п. – основная стойка, руки внизу. Сделать глубокий вдох, одновременно поднести руки ко рту, на выдохе «надуваем шар», вернуться в исх. п. (3-4 раза).

        Водные процедуры

КОМПЛЕКС № 8

( апрель)

I. Упражнения в кроватке:

1. Светит солнышко в окошке

Смотрит в нашу комнату

Мы захлопаем в ладоши

Очень рады солнышку.

Дети просыпаются, хлопают в ладоши

2. Разбудили нос,

Разбудили уши.

Разбудили рот

Разбудили глазки

Потираем, зеваем, открываем, закрываем глазки (3-4 раза)

II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнение на ковре

Разбудили руки

Разбудили ноги

Ну, а чтоб совсем проснуться

Надо сильно потянуться

Руки вверх, руки вниз

Чтоб совсем ты не раскис

Рывки руками, махи ногами 3-4 раза

III. Дыхательное упражнение

. «Подуем на пёрышко». Исх. п. – основная стойка, руки внизу. Сделать глубокий вдох, правую (левую) руку вывести вперёд, на выдохе подуть на пёрышко, немного прогнувшись вперёд. (3-4 раза).

        Водные процедуры

КОМПЛЕКС № 9

( май)

I. Упражнения в кроватке:

«ЖУК»

1. И. п.: сидя, ноги скрестно. Грозить пальцем.

В группу жук к нам залетел,

Зажужжал и запел«Ж-ж-ж!»

2. Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки, то же в другую сторону.

Вот он вправо полетел, Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел, Каждый влево посмотрел.

3. Указательным пальцем правой руки совершить движения к носу.

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

4. Направление рукой вниз сопровождают глазами.

Жук наш приземлился.

5. И. п.: сидя  ноги врозь. Делать вращательные движения руками («волчок»).

Зажужжал и закружился

6. Отвести руку в правую сторону, проследить глазами. То же в другую сторону.

Жук, вот правая ладошка, Посиди на ней немножко,

Жук, вот левая ладошка, Посиди на ней немножко.

7. Поднять руки вверх, посмотреть вверх.

Жук наверх полетел

И на потолок присел

II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнение на ковре

Подняться на носки, смотреть вверх

На носочки мы привстали,

Но жучка мы не достали.

. Хлопать в ладоши.

Хлопнем дружно, Хлоп -хлоп-хлоп.

. Имитировать полет жука.

Чтобы улететь не смог,

«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж»

III. Дыхательное упражнение

11«Пчелка». Пчелка гуди. С поля лети- медок неси. Ж-ж-ж-ам!

Дети легко взмахивают кистями рук. На выдохе произносить звук (ж-ж-ж).

В конце сделать активный выдох ртом и сказать «ам

        Водные процедуры

КОМПЛЕКС № 10

(июнь)

        

I. Упражнения в кроватке:

«КАПЛЯ»

1. И. п.: Сидя, ноги скрестить по «турецки». Сверху пальцем правой руки показать траекторию её движения, следить глазами.

Капля первая упала – кап!

То же проделать другой рукой.

И вторая прибежала – кап!

2. И. п.: то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.

Мы на небо посмотрели,

Капельки «кап-кап» запели,

Намочились лица.

3. И. п.: то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги.

Мы их вытирали.

II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнение на ковре

4. И. п.: о. с. Показать руками, посмотреть вниз.

Туфли, посмотрите, мокрыми стали.

5. И. п.: о. с. Поднять и опустить плечи.

Плечами дружно поведём

И все капельки стряхнём.

6. И. п.: о. с. Бег на месте. Повторить 3-4 раза

От дождя убежим.

7. И. п.:о. с. Приседания.

Под кусточком посидим.

III. Дыхательное упражнение

 «Часики».

Встать, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик-так». Повторить 10-12 раз.

        Водные процедуры

        КОМПЛЕКС № 11

( июль)

        

I. Упражнения в кроватке:

1«Весёлые ручки».

И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, 1-2 – поднять согнутые ручки, хлопнуть перед грудью, сказать «Хлоп» - 4 раза.

2. «Весёлые ножки».

И. п.: лёжа, поочерёдно поднимать 1-2 левую (правую) ногу, хлопнуть руками под коленями, сказать «Хлоп» - 4 раза.

3. «Пальчики пляшут».

И. п.: лёжа. руки вдоль туловища. Движения пальцев ног – 4 раза.

4. «Нам весело». И. п.: сидя. повороты головы вправо-влево – 4 раза.

II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнение на ковре

 «У меня спина прямая».

И. п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.

У меня спина прямая, я наклонов не боюсь (наклон вперед):

Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь

(действия в соответствии с текстом).

Раз, два, три, четыре (повороты туловища!

Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу (ходьба на месте).

Раз, два, три, четыре, (повороты туловища!)

Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать

(действия в соответствии с текстом,)

Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина (наклоны туловища!)

Раз, два, три, четыре, (повороты туловища!)

III. Дыхательное упражнение

 

 «Пожмём плечами».

Дети сидят или стоят, руки и плечи опущены вниз. На вдохе поднимают плечи, на выдохе опускают.

        Водные процедуры

        КОМПЛЕКС № 12

        ( август)

I. Упражнения в кроватке:

 «СПИТ МОРСКОЕ ЦАРСТВО»

1. Осьминожка тянет ножки, (Полное расслабление)

2. Осьминожка поджала ножки (Небольшое напряжение)

3. Раскрылась осьминожка (Полное расслабление)

4. А теперь мы – рыбки

Поиграем плавничками,

(Руки на плечах, медленные круговые движения плечами)

5. Проверим чешуйки,

(Круговые движения плечами)

6. Расправим плавнички

(Провести руками вдоль тела)

7. У рыбки хвостик играет.

(Медленные движения пальцами ног или поочередное поднимание)

8. Расправим верхний плавничок,

Поиграем плавничком

(Перевернуться на живот, «потряхивание» спинкой)

9. А теперь мы – звездочки,

(Лежа на спине)

10. Раскрылись звездочки.

(Полное расслабление, руки раскинуты)

11. Поплаваем, как жучки - водомеры.

(Поелозить по кровати на животе вперед и назад)

12. Потянулись, встряхнулись,

Вот и проснулось морское царство.

II. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Упражнение на ковре

 «Морской конек». И. п.: о. с. Прыжки подскоками

. III. Дыхательное упражнение

  «Успокоимся, подышим». На счёт «раз» - делаем глубокий вдох, поднимая руки вверх, на «два» - делаем выдох, кидая руки вниз, наклоняясь.

        Водные процедуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы гимнастики пробуждения после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста

Комплексы гимнастики пробуждения после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста...

Комплекс утренней гимнастики и гимнастики пробуждения после дневного сна для детей раннего возраста

Комплекс утренней гимнастики и гимнастики пробуждения после дневного сна  для детей раннего возраста...

Комплекс гимнастики пробуждения после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста

Разработанный комплекс гимнастики после сна рассчитан на детей дошкольного возраста 6-7 лет. Один комплекс рассчитан на две недели. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные прис...

Комплекс гимнастики пробуждения после дневного сна, подготовительная группа

Комплекс гимнастики пробуждения после дневного сна, подготовительная группа...