Методическая разработка по теме: «Рисуем жидким цветным соленым тестом» Мастер-класс для педагогов
методическая разработка
Для ребят такой вид творчества очень интересен своей новизной, возможностью создания удивительных цветовых эффектов, причудливых и необычных сочетаний.
Этот необычный способ рисования может заинтересовать и ребенка, и взрослого, который любит фантазировать и творить.
Очень удачно можно использовать способ рисования соленым тестом в изотерапии. Данная технология позволяет применять упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей, поднятия настроения, установки на дальнейшую творческую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме: «Рисуем жидким цветным соленым тестом» Мастер-класс для педагогов Подготовила воспитатель: Иванова С.А.
Тема: «Рисуем жидким цветным соленым тестом»
Цель: Способствовать повышению мастерства педагогов через реализацию активных форм работы.
Задачи:
- Познакомить педагогов с эффективными приемами и методами работы с соленым тестом создания растительных и цветочных элементов при помощи рисования жидким цветным соленым тестом.
- Способствовать творческой самореализации педагогов.
- Создать психологически-комфортную обстановку.
План проведения:
Подготовительный этап.
- Выбор темы с учетом актуальности решения проблем педагогической практики с детьми.
- Постановка целей и задач мастер-класса.
- Подготовка необходимых материалов и инструментов для работы (Жидкое цветное соленое тесто в баночках, чайные ложки, стеки, емкость для воды, салфетки, клеенки, белый картон).
- Оформление помещения творческими работам педагога и обучающихся (этапы выполнения).
Основной этап. Организация и проведение мастер - класса.
- Встреча гостей.
- Представление педагога методистом или самопрезентация педагога. Рассказ об истории возникновения соленого теста и особенностях методики работы с тестом педагога-мастера, о новых формах работы с жидким цветным соленым тестом, как о живописном методе.
- Практическая часть.
- «Цветочная полянка» - коллективная работа (техника рисования жидким цветным соленым тестом «цветочной полянки», этапы и приемы выполнения фона, цветов и прорисовки мелких элементов на основе из орголита или картона);
- «Полет фантазии». Цветоведение. (разные варианты в выборе темы: цветы, морские обитатели, узор-абстракция и т. д.).
Заключительная часть.
3.1 Обобщение, выводы, предложения.
3.2 Ответы на вопросы, рекомендации.
Подведение итогов.
4.1 Анализ занятия и оценка результатов.
4.2 Выступление зрителей.
4.3 Подготовка отзыва педагогу.
История возникновения соленого теста.
«Лепка из соленого теста имеет давнюю историю. Изготовление из теста (муки, соли, воды) различных фигурок – это старинный обычай. Фигурки, слепленные из теста, использовались для поклонения богам еще в Древнем Египте, Греции и Риме…» (Синеглазова М.О.)
«Основной проблемой была недолговечность материала: угрожала влага и главным врагом являлись грызуны», поэтому стали добавлять соль в большом количестве.
«Во многих районах Европы и на русском Севере также распространен обычай лепить из соленого теста. Раньше изготовление фигурок из муки и соли было связано с магическими действиями. Эти фигурки служили оберегами, ритуальными предметами. » (Синеглазова М.О.)
В 19 веке в Германии бедные люди изготавливали из теста рождественские украшения на елку. Во время 1-ой Мировой войны и в первые годы после нее изготовление фигурок из соленого теста было прекращено из-за острого дефицита соли.
В наши дни это древнее народное искусство возрождается и завоевывает все более широкий круг поклонников. Оно утратило ритуальный смысл и поменяло тематику на художественно-декоративную. Это фигурки-сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фото и картин и т.д.
Современные изделия раскрашиваются, покрываются лаком и выглядят под керамику.
Соленое тесто – материал экологически-чистый, безвредный и поэтому рекомендован для работы с детьми для развития их творческих способностей.
«Тесто – доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал, его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике.» (Данкевич Е.В.)
Из солёного теста можно не только лепить разные фигурки и создавать декоративные композиции, но жидким солёным тестом можно рисовать любые картины на различные сюжеты. Заготовленное в баночках жидкое цветное соленое тесто можно хранить неделю и даже две в прохладном месте.
Мы рассмотрим технологию рисования жидким цветным соленым тестом, где вместо кисточки применяется чайная ложка и стека, а вместо красок – смесь из муки, соли, соды, гуаши и воды.
Рисование жидким цветным соленым тестом.
Для ребят такой вид творчества очень интересен своей новизной, возможностью создания удивительных цветовых эффектов, причудливых и необычных сочетаний.
Этот необычный способ рисования может заинтересовать и ребенка, и взрослого, который любит фантазировать и творить.
Очень удачно можно использовать способ рисования соленым тестом в изотерапии. Данная технология позволяет применять упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей, поднятия настроения, установки на дальнейшую творческую работу.
Можно с успехом применять рисование цветным жидким соленым тестом с детьми младшего школьного возраста с 5 лет, так как именно в этом возрасте особое внимание уделяется мелкой моторике кистей рук.
Кистью маленький ребенок работает неуверенно, боится испортить работу. А рисование чайной ложкой, стекой или палочкой, которая в данном случае заменяет кисточку, помогает подготовить руку к более сложным упражнениям.
Прием рисования соленым тестом может быть как самостоятельным занятием, так и дополнительным, при изучении теплых и холодных цветов, при изучении основных и получении дополнительных цветов. Смешение цвета можно выполнять не на палитре, а прямо на работе, получая рисунок листка или цветка.
Рисование жидким цветным соленым тестом дети могут выполнять как индивидуально, так и коллективно.
Большой интерес такой прием вызывает и у старшеклассников. Это хороший материал для развития воображения и фантазии.
Тематика рисования жидким соленым тестом может быть разной, только проявляй творчество: «Пейзаж», «Подводный мир», «Букет цветов» и так далее.
В процессе работы идет постоянная смена видов деятельности, которая необходима в любом возрасте: ребята готовят цветное соленое теста, где смешивают в баночках гуашевые краски с мукой, солью, клеем ПВА и водой. Чайная ложка и стека заменяют кисть.
Чайной ложкой наливают тесто разных оттенков на плотную основу (картон, орголит) для создания фона. Стекой или палочкой прорисовывают (процарапывают) на фоне замысловатые разводы (узоры); чайной ложкой наносят капельки жидкого теста другого цвета; стекой превращают эти капли в разные формы, вытягивая их в разных направлениях для получения определенной конфигурации (цветка, рыбки, бабочки и т.д.). Для создания цветных эффектов на фигуры наносят цветные капли и стекой соединяют их в причудливые узоры.
Возможности и материалы для этого вида творчества просты и доступны: ваша фантазия, творческое воображение, мука, соль, клей и гуашевые краски. Работу нарисованную жидким цветным соленым тестом можно высушить в любом сухом помещении, при комнатной температуре в течении 12 часов или одних суток, в зависимости от размера рисунка .
«Авторская технология»
Технология рисования жидким цветным соленым тестом.
Материалы и принадлежности:
- Жидкое цветной соленое тесто в баночках.
- Клеенка.
- Основа из орголита.
- Квадратные картоновые заготовки.
- Стеки
- Чайные ложки.
- Салфетки.
- Банки с водой.
Рисуем поляну цветов.
- Теория создания жидкого цветного соленого теста.
В банки для каждого цвета замешиваем состав из основы:
- 2 столовых ложки пшеничной муки.
- 1 столовая ложка мелкой соли.
- 1 чайная ложка клея ПВА.
- ½ чайной ложки гуаши любого цвета.
Все перемешать до консистенции цветной сметаны. Тесто готово.
- Рисуем фон для коллективной композиции «Поляна цветов»
- Для выполнения композиции используем основу из орголита или плотного картона, загрунтованного клеем ПВА или любым цветом гуаши с клеем ПВА для того, чтобы жидкий состав цветного солёного теста не впитывался в основу и не деформировал её.
- Для выполнения фона наносим чайной ложкой капли жидкого цветного соленого теста нужных оттенков (голубой, синий, сиреневый) по всей поверхности орголитовой основы.
- Работая тонким концом стеки, соединяем все цветовые капли, оставляя разводы причудливой формы.
- Рисуем цветы по залитому фону.
- На полужидкий цветной фон чайной ложкой наносим «кляксочки» ярких теплых оттенков для создания цветов.
- Острым концом стеки от каждой цветовой «кляксы» тянем лепесточки, добавляя при необходимости другие оттенки в каждый цветок.
- Процарапываем стекой прожилки у цветка, соединяя несколько оттенков.
- Рисуем листья.
Листья получаем таким же методом.
- Чайной ложкой наносим капли жидкого зеленого теста разных оттенков, а стекой растягиваем эти капли по форме задуманного листочка.
- На листочек добавляем капельным способом 2-ой, а по желанию и 3-ий оттенок, и стекой прорисовываем, как пером прожилки, смешивая эти оттенки в интересные узор.
- Завершающий этап.
- Для завершения работы подчеркиваем теневую, освещенную сторону цветов и листьев черным и белым соленым тестом, а также тычинки по желанию, работая стекой, как кисточкой. Стекой с нужной краской процарапываем и дорисовываем мелкие элементы.
К этой поляне цветов по желанию можно нарисовать бабочку, стрекозку, любых насекомых и т.д.
Эта коллективная работа выполняется педагогами поэтапно, придерживаясь нужной последовательности.
Данная технология открываем большие просторы для творчества. Можно выполнять множество рисунков на другие темы, используя данную последовательность в работе.
Если это будет подводный мир, то для фона моря или океана берутся другие задуманные автором оттенки. А для передачи песочного дна (нижней части листа) добавляется охра, желтые и оранжевые оттенки .
Для закрепления техники и приемов жидким цветным соленым тестом педагоги выполняют индивидуальный рисунок на картоне «Полет фантазии», используя разные тематические варианты в творчестве: «Мир бабочек», «Фантастические цветы», «Подводный мир», «Узор-абстракция».
При высыхании цветного соленого теста, соль дает очень интересный эффект –инея, она кристаллизуется и сверкает.
Используя технологию рисования жидким цветным соленым тестом можно фантазировать бесконечно и придумывать свои интересные варианты.
Удачи вам в творчестве!
Список использованной литературы:
1. Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. – Санкт - Петербург, 2001г.
2. Хананова И. Соленое тесто. – М.,2006г.
3.Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. – М., Издательский дом МСП, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисуем жидким цветным соленым тестом
Этот необычный способ рисования может заинтересовать и ребенка, и взрослого, который любит фантазировать и творить. Очень удачно можно использовать способ рисования соленым тестом в изотерапии. Данная...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/25/picture-334576-1453727640.jpg)
Методическая разработка на тему: «Использование современных педагогических технологий в работе с молодыми педагогами ДОУ»
Данная методическая разработка посвящена проблеме обеспечения оптимальных условий для адаптационного процесса к профессиональной деятельности молодых педагогов, поступивших на работу в ДОУ. Она ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/22/picture-440375-1398165369.jpg)
Методическая разработка на тему: «Страна чудес из соленого теста»
АКТУАЛЬНОСТЬ: Учёные давно доказали, что для успешного развития высшей нервной деятельности человека, т.е. всех функций головного мозга, необходимо развитие мелкой моторики рук. Потому так важно уже в...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/12/picture-1100616-1549976718.jpg)
рисование соленым тестом мастер класс с родителями
рисование соленым тестом мастер класс с родителями...
Мастер-класс для родителей. Тема: «Рисуем жидким цветным соленым тестом»
Из солёного теста можно не только лепить разные фигурки и создавать декоративные композиции, но жидким солёным тестом можно рисовать любые картины на различные сюжеты. Заготовленное в баночках жидкое ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/29/picture-1397303-1648537887.jpg)
Методическая разработка на тему "Рисуем солнышки"
Развивать у детей воображение, интерес к рисованию, развивать навыки рисования пальчиком, развитие мелкой моторики рук....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/16/picture-1322251-1615890189.jpg)
Мастер-класс для педагогов "Рисуем жидким цветным соленым тестом".
Мастер-класс для педагогов "Рисуем жидким соленым тестом"...