Особенности организации педагогической диагностики
статья

Ермолаева Наталья Ивановна

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений по музыкальной деятельности, основанная на методе наблюдения, и включающая: педагогические наблюдения, специально организованные музыкально-дидактические игры, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогическийх действий с целью их дальнейшей оптимизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_organizatsii_pedagogicheskoy_diagnostiki.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

            УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 65 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
                        КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА  

Тема:   «Особенности организации педагогической диагностики»

                                                    (статья)

                                                                                                                         Составитель:

                                                                                              Музыкальный руководитель:

                                                                                                                     Ермолаева Н.И.

                                                 Санкт-Петербург

                                                          2021г.

               Особенности организации педагогической диагностики

                                       

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений по музыкальной деятельности, основанная на методе наблюдения и включающая:

  • Педагогические наблюдения, специально организованные музыкально-дидактические игры, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
  • Детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
  • Карты развития ребенка;
  • Различные шкалы индивидуального развития.

Система оценки качества дошкольного образования:

  • Учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным

образованием со стороны семьи ребенка;

  • Исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки  работы организации;
  • Исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов  дошкольного образования;
  • Способствует открытости по отношению к ожиданиям ребенка, семьи, педагогов, общества и государства;
  • Включает,  как оценку педагогами Организации собственной работы, так и независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной  деятельности в дошкольной организации;
  • Использует единые инструменты, оценивающие условия реализации программы  в организации,  как для самоанализа, так и для внешнего оценивания.

Инструментарий для педагогического мониторинга детского развития – карты наблюдения

 

      Педагогическая диагностика в детском саду

Педагогическая диагностика музыкального руководителя детского сада преимущественно направлена на изучение музыкальных способностей ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Понимание ребенка помогает педагогу сделать условия воспитания и обучения максимально приближенными к реализации детских потребностей, интересов, способностей, способствует поддержке и развитию детской индивидуальности.  Диагностическая деятельность    является    начальным    этапом    педагогического    проектирования,   позволяя          определить         актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно мало формализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

  • Музыкальных способностей ребенка
  • Интересов, предпочтений, склонностей ребенка
  • Личностных особенностей ребенка

Принципы педагогической диагностики:

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.

Принцип объективности   означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Реализация принципа предполагает соблюдение ряда правил:

  • Соответствие диагностических методик возрастным и личностным особенностям

       диагностируемых;

  • Фиксация всех проявлений личности ребенка;
  • Сопоставление полученных данных с данными других педагогов, родителей;
  • Перепроверка, уточнение полученного фактического материала при проведении диагностики;
  • Постоянный самоконтроль педагога за своими собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые часто субъективируют фиксацию фактов;  развитие педагогической рефлексии.

   Принцип целостного изучения педагогического процесса  предполагает:

Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь   информацию   о   различных   аспектах   его   развития:    социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы:

- не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления

  закономерностей развития;

- учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного

  становления ребенка;

- обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных

  условиях педагогического процесса.

                                                               

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.

Этот принцип раскрывается:

  • в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);
  • в безопасности для испытуемого применяемых методик;
  • в доступности для педагога диагностических процедур и методов;
  • во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений

     (разумной  конфиденциальности результатов диагностики).

Принцип персонализации  требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

К методам педагогической диагностики следует отнести формализованные и мало формализованные методы.

Формализованные методы: тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать полученные результаты.

Малоформализованные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по своему содержанию (динамика интересов, состояний, настроений и так далее). Следует иметь в виду, что малоформализованные методы очень трудоемки. Только наличие высокого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты диагностики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности организации педагогического процесса с детьми с нарушением зрения».

В данном методическом материале рассматриваются особенности педагогической и профилактической работы с детьми в детсом саду "Морозко", имеющими нарушения зрения....

Организация педагогической диагностики в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

  Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребёнка оптимальных благоприятных условий для обучения и развития, то есть педагогическая д...

Особенности организации педагогического процесса в соответствии с ФГОС ДО

В консультации отмечены важные моменты организации пед. процесса в соответствии с требованиями с ФГОС ДО...

Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении...

Организация педагогической диагностики

Организация педагогической диагностики...

Особенности организации педагогической диагностики в детском саду

Для педагога важно замечать положительные качества в развитии ребенка в первую очередь, а потом уже определять и решать проблемы....