Консультация для воспитателей. «Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений ».
консультация

Удалова Лариса Витальевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений ».

 1 слайд.

В современных условиях введения Федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные

образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи.

Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие

педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.

Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного

взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества.

2 слайд.
Но на сегодняшний день взаимоотношения воспитатели и родителя существует определенная дисгармония. Но современные родители считают, что они знают достаточно все о воспитании, развитии детей, и они не хотят мириться с тем, что они что-то не знают или заблуждаются, или советуют, что им лучше сделать так или иначе им очень тяжело с этим смириться. Так что же может вызвать дисгармония личные качества как родителя так и воспитателя, нехватка времени, этнические стереотипы, занятость родителей, нежелание воспитателей, чувство обиды с двух сторон.

Поэтому воспитатели должны проявлять не только профессиональные качества, но и инициативу с каждой семьей, но и с каждым членном данной семьи. Профессиональный воспитатель использует разнообразные методы и приемы воздействия на каждого члена семьи и находит индивидуальный подход.

Для успешного сотрудничества с родителями воспитателю необходимо знать,

что деятельность, общение педагогов и родителей должны базироваться на принципах:

3 слайд.

- открытости детского сада для семьи, где каждому родителю в удобное для него время обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок;

- сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей, основанном на

взаимопонимании и доверии;

- создания активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

- диагностичности общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;

Воспитатель всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе в группе, но и в дошкольном учреждении. Ненавязчивая помощь или поддержка позволит родителям или любому члену семьи чувствовать себя достаточно уверенно себя при разговоре не только с воспитателем, но и с другими родителями.

Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями происходить постепенно шаг за шагом.

Эти шаги отображены на экране.

 4 слайд

 На экране в презентации.

Первый шаг. Звонки родителям, которые будут посещать наше дошкольное учреждение.
Второй шаг. Приглашаем родителей посетить дошкольное учреждение руководителя, медицинскую сестру, группу в которую будет посещать ребенок, познакомится с воспитателем и помощником воспитателя.
Третий шаг. Воспитатель назначает встречу, когда родитель с ребенком может прийти, и познакомиться с группой которую будет посещать.
Четвертый шаг. Приглашают родителей и членов их семьи на день открытых дверей. Где происходить презентация дошкольного учреждения. Рассказывается о режиме, питанию, какие мероприятия будут проходить, какие специалисты будут работать и т.д. Раздаются буклеты и памятки.
Пятый шаг. Воспитатель собирает родителей для консультаций. «Как подготовить ребенка к дошкольному учреждению», при этом учитывает возраст воспитанника.
Шестой шаг. Проводиться анкетирования узнается возрастной цензр родителей, и от этого строиться подход выбирается методы и формы. Воспитатель узнает их интересы, возможности, активность принятия или участия в разных мероприятиях не только группы, но и в дошкольном учреждении в целом.
Седьмой шаг. Воспитатель, начиная свое сотрудничество через проектную деятельность, где все родители могут принять либо активную или не очень, но все родитель принимают участие.
Восьмой шаг. Выяснение интересов.

Вся работа с родителями воспитанников предполагает доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, корректное обращение. Ежедневное проявление интереса, доброжелательное взаимодействие располагает к себе и значит больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

К сожалению, стараясь выстроить работу с семьёй, педагоги думают больше о количестве запланированных мероприятий, забывая при этом о том, что главное в работе – это качество. Однако плохо подготовленное собрание или встреча с

родителями могут негативно отразиться на имидже учреждения в целом. Поэтому даже самое небольшое родительское мероприятие необходимо тщательно и серьезно готовить.

Исходя из требований настоящего времени создание единого пространства

развития ребенка в семье и ДОУ, признание и становление родителей полноценными участниками образовательного процесса должно стать главной целью современной дошкольной организации. Достижение высокого качества в развитии, удовлетворение интересов родителей и детей, создание этого единого пространства возможно только при условии разработки новой системы взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на

партнёрстве.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены

одним важным и значимым критерием – его качеством. Эффективность процесса воспитания и развития ребёнка, взаимодействия детского сада и семьи зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования считает одним из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников – повышение педагогической

культуры родителей, задачей нового стандарта является и повышение культуры педагогической грамотности семьи.

. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе

взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие родителей воспитанников в конкретной деятельности детского сада. Дошкольное учреждение, по мнению исследователей, способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас педагоги ДОО должны стремиться не просто продемонстрировать образовательный процесс

родителям, но и вовлечь их в него. Родителям и близким для ребёнка людям,

принимающим участие в его воспитании, предоставляется возможность, наблюдая деятельность педагога и детей, поучаствовать в ней самому, пройти по всем помещениям детского сада, пообщаться с воспитателями, друзьями ребёнка, а самое главное – ознакомиться с жизнью ребёнка в детском саду, увидеть, как ребёнок занимается, отдыхает. Родитель может прийти в группу и играть разные роли: «Гостя», «Добровольца». Близкие ребёнку люди могут помогать воспитателю в организации каких-либо мероприятий, проявлять общие с воспитателем и детьми интересы или умения, украшать помещение к празднику, обустраивать групповую

комнату. Педагогу же, в свою очередь, необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Поэтому педагогу современного дошкольного учреждения необходимо

задуматься над тем, как сформировать у родителей навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, сделать их в соответствии с Законом РФ «Об образовании» не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса, с одной стороны, и одновременно преодолеть в себе, как профессионале, стереотип дистанциирования семьи от системы образования.

5 слайд.

В современных социальных условиях признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Педагог детского сада как никогда должен признать, что сотрудничество – это общение «наравных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать,

оценивать, а взаимодействие представляет собой способ организации совместной

деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Анализ использования в дошкольном учреждении устойчивых традиционных

форм работы с семьей показывает, что ведущая роль при их организации принадлежит педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы, зачастую семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка. Сфера обращения родителей и воспитателей

друг к другу и сфера желаемой помощи свидетельствуют о рассогласовании этих сфер. Больших результатов такое взаимодействие с семьей не дает, поскольку исходящие от самих воспитателей (редко запрос идёт от родителей) такие формы как педагогические

беседы, консультации, общие и групповые собрания, родительские уголки, стенды направлены на взаимодействие с широким кругом родителей и в этих условиях невозможно разглядеть проблемы и успехи каждой семьи и ребёнка индивидуально,

родители находятся в роли пассивных слушателей и исполнителей, воспитателю не предоставляется возможности с ними контактировать, активизировать и работать

сообща.  Это может привести к возникновению у родителей чувства

собственной ненужности детскому саду и от этого могут пострадать детские интересы. Поэтому обе взаимодействующие стороны должны быть заинтересованы в воспитании детей, изменении системы взаимодействия участников образовательных отношений, представлять это воспитание как совместное, осуществляемое в ходе сотрудничества.

Большинство современных родителей - люди грамотные, хорошо

разбирающихся в том, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому наставления, пропаганда педагогических знаний не будет для них полезной и не принесет положительных результатов. Для того чтобы между участниками образовательных отношений была согласованность, воспитателям необходимо не только использовать в работе с родителями ситуативные и организационные вопросы,

но и вопросы связанные с развитием ребёнка, его обучением и воспитанием, что очень важно для них. Для создания атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях воспитателю помогут демонстрация заинтересованности группы, коллектива детского сада в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Для определения форм и методов сотрудничества с семьями воспитанников за основу необходимо принимать нормативные документы, закрепляющие требования взаимодействия: основные международные документы, нормативные документы федерального и регионального уровня, нормативные документы конкретного образовательного учреждения, современные исследования основных направлений взаимодействия ДОО и семьи.

6 слайд.

Тест отображен на экране.

Планируя работу, педагоги дошкольной образовательной организации должны иметь представления о современных родителях, как о людях, готовых к саморазвитию и сотрудничеству и предъявлять к формам

взаимодействия с ними такие требования как востребованность, оригинальность, интерактивность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений.

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возл...

«Современные модели и формы взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений в ДОУ и семьи».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а педагоги призваны помочь, поддержать, направить, допо...

Новые формы взаимодействия с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений

Статья Новые формы взаимодействия с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений...

Формы взаимодействия с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений

Статья "Формы взаимодействия с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений"...

ПЕДСОВЕТ Консультация для воспитателей «Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам формирования культуры здорового образа жизни»

ПЕДСОВЕТ  Консультация для воспитателей   «Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам формирования культуры здорового образа жизни»...

Конспект ООД для воспитанников и участников образовательных отношений на тему: "Наши права и обязанности"

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о роли семьи в их жизни; довести до сознания детей идею значимости, неповторимости каждого человека.Задачи: Образовательные: закрепить знания детей...