Новые формы взаимодействия с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений
статья

Дзозяк Неля Анатольевна
Статья Новые формы взаимодействия с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №155

Центрального района СПб

воспитатель

Дзозяк Н.А.

Новые формы взаимодействия с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений

В настоящее время существует необходимость в плодотворном сотрудничестве дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников для успешного формирования процесса обучения. Ведь семья – это первая социальная группа, социальный институт, в котором пребывает ребенок. Семья всегда защитит, убережет и даст поддержку, а для ребенка дошкольного возраста это очень важно.

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.

Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.

Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но ещё и партнёр родителей по их воспитанию.

Данная методика имеет множество преимуществ: контроль родителей над воспитательным процессом детей в дошкольных образовательных учреждениях, возможность участия родителей в воспитании детей, находящихся в данном социальном институте, взаимодействие педагогов и родителей. В повышении эффективности образовательного процесса свою роль играет и знание индивидуальных особенностей своего воспитанника, которое постигается в процессе знакомства и взаимодействия педагога с семьей.

А самое главное в этой методике то, что она дает возможность придерживаться единого процесса воспитания ребенка, как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.

По мнению специалистов, родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольной образовательной организации, следовательно, деятельность педагогов должна основываться на интересах и запросах семьи. В связи с этим современным дошкольным образовательным учреждениям необходимо ориентироваться на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. Необходимо менять существующую традиционную практику работы с родителями воспитанников, при которой семье демонстрировалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта. При взаимодействии социальных институтов (семья и детский сад) важно учитывать дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Педагогу пригодятся в данном случае не только педагогический такт, но и человеческие качества, необходимые для того, чтобы успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Задача детского сада признать родителей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.

Для успешного сотрудничества с родителями воспитателю необходимо знать, что деятельность, общение педагогов и родителей должны базироваться на принципах:

- открытости детского сада для семьи, где каждому родителю в удобное для него время обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок;

- сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей, основанном на взаимопонимании и доверии;

- создания активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

- диагностичности общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников, их социальный состав, настрой и ожидания от проживания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, бесед поможет педагогу профессионально грамотно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, продумать действенные формы взаимодействия с семьей.

Детский сад сегодня должен быстро реагировать на изменения, происходящие в обществе, социальном составе родителей, их образовательные потребности и запросы, находиться в режиме развития, а не функционирования. В зависимости от этого должны меняться формы, тематика запланированных мероприятий с семьей.

Вся работа с родителями воспитанников предполагает доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, корректное обращение. Ежедневное проявление интереса, доброжелательное взаимодействие располагает к себе и значит больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Исходя из требований настоящего времени создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, признание и становление родителей полноценными участниками образовательного процесса должно стать главной целью современной дошкольной организации. Достижение высокого качества в развитии, удовлетворение интересов родителей и детей, создание этого единого пространства возможно только при условии разработки новой системы взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на партнёрстве.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством. Эффективность процесса воспитания и развития ребёнка, взаимодействия детского сада и семьи зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования считает одним из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников – повышение педагогической культуры родителей, задачей нового стандарта является и повышение культуры педагогической грамотности семьи.

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие родителей воспитанников в конкретной деятельности детского сада. Дошкольное учреждение, по мнению исследователей, способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас педагоги ДОО должны стремиться не просто продемонстрировать образовательный процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родителям и близким для ребёнка людям, принимающим участие в его воспитании, предоставляется возможность, наблюдая деятельность педагога и детей, поучаствовать в ней самому, пройти по всем помещениям детского сада, пообщаться с воспитателями, друзьями ребёнка, а самое главное – ознакомиться с жизнью ребёнка в детском саду, увидеть, как ребёнок занимается, отдыхает. Родитель может прийти в группу и играть разные роли: «Гостя», «Добровольца». Близкие ребёнку люди могут помогать воспитателю в организации каких-либо мероприятий, проявлять общие с воспитателем и детьми интересы или умения, украшать помещение к празднику, обустраивать групповую комнату. Педагогу же, в свою очередь, необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Поэтому педагогу современного дошкольного учреждения необходимо задуматься над тем, как сформировать у родителей навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, сделать их в соответствии с Законом РФ «Об образовании» не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.

Рекомендуется проблему вовлечения родителей в единое пространство детского развития в дошкольном образовательном учреждении осуществлять в следующих направлениях:

•        работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;

•        повышение педагогической культуры родителей, педагогической грамотности семьи;

•        вовлечение родителей в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом воспитания детей.

Взаимодействие родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения в условиях новой философии предполагает решение следующих задач:

•        установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

•        объединение усилий для развития и воспитания детей;

•        создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

•        привлечение родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;

•        активизация воспитательных возможностей родителей;

•        личностное обогащение всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения;

•        поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях;

•        использование опыта семейного воспитания для реализации образовательной программы дошкольной организации.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников в ДОО может включать:

- изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи;

- информационное просвещение родителей;

- совместную деятельность педагогов и родителей с детьми;

- образование родителей.

Для определения форм и методов сотрудничества с семьями воспитанников за основу необходимо принимать нормативные документы, закрепляющие требования взаимодействия: основные международные документы, нормативные документы федерального и регионального уровня, нормативные документы конкретного образовательного учреждения, современные исследования основных направлений взаимодействия ДОО и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений.

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возл...

"Формы взаимодействия с семьями воспитанников при реализации образовательной области «Познавательное развитие»

Памятка для воспитателей к презинтации «Интеграция образовательных областей в планировании роботы воспитателей в условиях введения ФГТ»...

«Современные модели и формы взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений в ДОУ и семьи».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а педагоги призваны помочь, поддержать, направить, допо...

Формы взаимодействия с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений

Статья "Формы взаимодействия с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений"...