"Как включить обязательную творческую активность детей в режим дня". Консультация для педагогов.
консультация

Останина Наталия Николаевна

Конспект консультации включает три части: тест для педагогов, теоретическую и практическую. Предлогается педагогам узнать свой творческий потенциал с помощью теста. Объяснить, что, если педагог имеет большой творческий потенциал, это способствует творческой самореализации детей. Вопросы теста затрагивают рабочие моменты, отношение педагога к неудаче, выбор досуга. В теоретической части рассказывается воспитателям, какие задания можно предложить детям в течение дня. Многие из них не требуют основательной подготовки, но при этом позволяют самому педагогу проявить фантазию. Кроме того, большинство заданий легко и быстро выполнить, так что не нужно будет переживать, что из-за творчества придется пожертвовать другими активностями или перестраивать свою работу. В конце теоретической части показываются с помощью календаря успеха, как педагоги могут анализировать свою деятельность каждый месяц. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnal_konsultatsiya.docx224.73 КБ

Предварительный просмотр:

Журнал

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

Как включить обязательную творческую активность детей в режим дня. Консультация для педагогов.

Чтобы развивать инициативность, самостоятельность детей, педагоги должны реализовывать образовательную программу в разных видах детской деятельности, в том числе в форме творческой активности, – этого требует ФГОС. Педагоги часто говорят, что на творчество не всегда есть время. Расскажите им, какие возможности для этого можно найти в течение дня. Воспользуйтесь готовым конспектом консультации.

Что включает конспект консультации

Конспект консультации включает три части: тест для педагогов, теоретическую и практическую. Предложите педагогам узнать свой творческий потенциал с помощью теста. Объясните, что, если педагог имеет большой творческий потенциал, это способствует творческой самореализации детей. Вопросы теста затрагивают рабочие моменты, отношение педагога к неудаче, выбор досуга.

Если у кого-то из педагогов тест покажет низкие результаты, ободрите коллег – возможно, им не хватает веры в себя. Рекомендуйте им методическую литературу по теме, предложите новые методики в работе с детьми, проконсультируйте, как реализовать необычные идеи.

В теоретической части расскажите воспитателям, какие задания можно предложить детям в течение дня. Многие из них не требуют основательной подготовки, но при этом позволяют самому педагогу проявить фантазию. Кроме того, большинство заданий легко и быстро выполнить, так что не нужно будет переживать, что из-за творчества придется пожертвовать другими активностями или перестраивать свою работу. В конце теоретической части покажите с помощью календаря успеха, как педагоги могут анализировать свою деятельность каждый месяц.

Какие задания дать педагогам по итогам консультации

В качестве практики попросите педагогов разработать творческие задания для детей и привязать их к одному из режимных моментов. Разделите коллег на три подгруппы: у каждой из них будет свой режимный момент. Коллективное выполнение заданий позволит педагогам продемонстрировать свои творческие способности и закрепить теоретическую часть консультации.

Конспект консультации

1-я часть – тест для педагогов

В начале консультации предложите педагогам пройти тест, чтобы определить уровень их творческого потенциала. Тест включает 18 вопросов и затрагивает самые разные стороны жизни педагога: понимание своей роли в процессе обучения и развития детей, готовность влиять на систему обучения и воспитания. Также тест покажет, как педагоги относятся к проблемной ситуации, воспринимают неудачу, предпочитают проводить свободное время. Раздайте листы с тестом педагогам и предложите выбрать один из вариантов ответа.

Тест для педагогов «Каков ваш творческий потенциал?»


Чтобы быстро проверить воспитателей, сначала потренируйтесь сами – выполните задания и узнайте свой результат. Пройдите тест, а затем скачайте бланк с вопросами для педагогов.

2-я часть – теоретическая

Творческие способности формируются именно в дошкольном возрасте. Поэтому важно как можно раньше создавать необходимые для их развития условия. Если в вас заложен творческий потенциал и вы обладаете качествами личности, которые помогают творить, то дети рядом с вами тоже могут развиваться творчески. Чтобы воспитанники каждый день могли раскрывать свои творческие способности в детском саду, педагогу необходимо позволить им проявлять инициативу и творческую самостоятельность во всех режимных моментах.

Приход детей в ДОО

Важно начать творческий процесс с утра, когда дети только еще приходят в группу. Это позволит вам создать позитивный настрой и настроит детей на продуктивное общение в течение всего дня. Давайте рассмотрим варианты игр, которые вы можете использовать, когда принимаете детей утром.

«Лесная поляна». Нарисуйте на ватмане красочную летнюю поляну в лесу, где будут кустарники, деревья, норки, пруд, все, на что хватит вашей фантазии. В разных местах полянки сделайте прорези для вставки человечка с фотографией лица ребенка. Сделайте таких человечков по количеству детей в группе и предложите утром каждому ребенку пофантазировать и поместить себя в то место, где бы он хотел быть.

Если работа будет ежедневной, то вы увидите, как меняется фантазия ребенка, его желание оказаться в определенном месте: на ветке дерева, у пруда, в укромном месте в малиннике. При этом не забывайте спрашивать детей, почему они решили быть сегодня именно в этом месте на поляне. Это поможет вам оценить настрой ребенка на день и узнать, хочет он уединиться или быть в центре событий.

«Воздушные шарики». Вам потребуется новый ватман на каждый день. На ватмане наклейте фото лиц всех детей вразброс. Заранее из бумаги-самоклейки вырежьте воздушные шарики с прорезью внутри – для своего лица.

Утром предложите ребенку выбрать шарик любого цвета и наклеить его вокруг своей фотографии. В зависимости от возраста дети могут делать это самостоятельно или с помощью родителей. Занимает эта работа не больше 2 минут. Когда все воспитанники закончат, рассмотрите ватман, полюбуйтесь многообразием ярких красок, предложите детям помечтать, куда летит сегодня их шарик и что нового он увидит или узнает. Задавайте вопросы тоже соответственно возрасту детей.

Прием пищи

Даже самый привычный режимный момент, такой, как прием пищи, всегда можно сделать увлекательным и интересным, если подойти к нему творчески. Здесь необходима только ваша фантазия.

Перед завтраком. Заранее подготовьте праздничную сюрпризную коробочку, в которую положите, например, медальки по теме «Самый лучший фантазер». Медалек должно хватать на всех детей, чтобы никого не обидеть: ответ каждого ребенка уникален. Озвучьте детям задание: «Дорогие ребята, сегодня у нас с вами самый необычный завтрак. Сегодня на завтрак у вас необычные волшебные бутерброды с маслом. Сейчас вы хорошо поедите и подумаете: на что похож ваш бутерброд с маслом? А в награду тому, кто предложит самый оригинальный ответ, я дам приз, который лежит в этой коробочке».

Сразу после завтрака выделите время, чтобы выслушать ответы детей. После того как все выскажутся, необходимо сказать, что все их ответы интересные и необычные. Бутерброд у каждого свой, поэтому у каждого он похож на что-то свое. В конце наградите детей за творчество.

Перед полдником. Используйте сюрпризную коробочку с медальками, например: «Знатоку преображения». Озвучьте детям задание: «Дорогие ребята, пока вы едите, подумайте и скажите мне потом, что можно сделать из печенья, которое вы получили на полдник. Ответы могут быть разными: например, из пряника, если надеть его на палочку, можно сделать волчок, а из печенья можно построить домик, из яиц – бусы. Тот, кто даст самый оригинальный ответ, получит приз!» Естественно, приз вы вручаете всем воспитанникам за любой ответ. Подобное задание вы можете дать детям перед вторым завтраком и перед обедом.

Организованная образовательная деятельность

В зависимости от вида деятельности процесс развития творческого потенциала у детей может протекать по-разному. Самая доступная для этого образовательная область – художественно-эстетическое развитие, но и в других образовательных областях всегда можно найти возможности для творческой активности воспитанников.

Речевое развитие. Во время занятий по развитию речи вы можете создать проблемные ситуации, которые будут стимулировать воображение детей. Например, когда вы читаете детям стихотворение, рассказ или незнакомую сказку, попросите их подумать, что будет дальше с героями, как закончится произведение. Можно также предложить нарисовать иллюстрацию к сказке, а затем рассказать своими словами, каких героев и какой момент в сюжете ребенок изобразил.

Познавательное развитие. Во время занятий по развитию математических представлений можно предложить игры: «На что похожа геометрическая фигура» и «Дорисуй треугольник, квадрат, круг и преврати его в какой-либо предмет». Такие задания не только стимулируют творческую активность детей, но и помогают им осваивать материал по теме.

Физическое развитие. Мы с вами знаем, что провести образовательную деятельность по физическому развитию по теме недели – одна из непростых задач. Но и здесь есть возможность предложить детям творческое задание. Например, если тема недели «Точка, точка, огуречик – вот и вышел человечек» («Человек. Строение человека»), в конце занятия дошкольники могут выложить на полу человека из физкультурных снарядов: мячей, кеглей, гимнастических палок, каната, мешочков для метания и т. д. В этом случае дети будут не просто двигаться и собирать человека, но и фантазировать, из чего можно сделать ноги, руки, туловище.


Возьмите готовую памятку для педагогов <Как вести себя с застенчивым ребенком» ►


Социально-коммуникативное развитие. Лучше всего здесь подойдут игры-драматизации, в ходе которых дети общаются, договариваются о разных ролях, иногда им приходится уступать. Также воспитанники учатся творчески мыслить и перевоплощаться: они примеряют на себя необычные роли и должны действовать в соответствии с ними. Например, в сказке «Теремок на новый лад» для подготовительной группы к Теремку приходит Портфель. Стучится, ему никто не отвечает, и он остается там жить. К нему приходят другие герои-предметы: Линейка, Ластик, Тетрадь, Книга, Телефон. Все стучатся и просятся жить. Всем портфель говорит: «Я пущу тебя к себе жить, если ты мне скажешь, чем мы с тобой похожи». Каждому герою нужно придумать свой ответ, повторять чужие идеи нельзя.

Прогулка

Многие педагоги считают, что прогулка решает только задачи здоровьесбережения и предусматривает двигательную активность детей на свежем воздухе. Однако к прогулке тоже можно подойти творчески, если рассмотреть ее как возможность для самореализации детей.

«Новая жизнь старым вещам»– в любой сезон. Заранее проведите ревизию игрушек. Отберите те, которые вышли из строя, но их детали безопасны: например, колеса от машин, старые элементы конструктора. Вынесите их на прогулку и поразмышляйте с детьми о том, как их можно использовать на улице, чтобы оформить участок. Например, можно сделать «чудо-дерево» по сюжету стихотворения, «вертушки» для игры с ветром. Старые кастрюльки, коробочки и баночки могут помочь в игре «Секретики». Такая деятельность формирует у детей способность творчески мыслить в пространстве детского сада, дома, дачи и продуктивно использовать старые вещи.

«Рисование с помощью пульверизатора» – зимой на снегу или летом на боковой стене веранды. Для этого нужны пластиковые бутылки 0,5 л и пульверизаторы. Подготовьте разноцветную воду и предложите детям порисовать на снегу. Летом для этой цели выделите боковую стену веранды. Каждый день участок будет приобретать яркие краски и интересные образы, которые будут стимулировать воображение дошкольников.

Свободная самостоятельная или совместная деятельность детей

Свободная самостоятельная деятельность предполагает, что дети занимаются своими любимыми делами. Здесь важно предоставлять им инициативу и самостоятельность в выборе деятельности. Организуйте предметно-пространственную среду так, чтобы дети были в ней максимально самостоятельны. Помощь при этом оказывайте, только когда нужно обеспечить детям безопасность или в незначительных ситуациях: любой творческий процесс не терпит руководства со стороны взрослого.

Большой потенциал имеют предметы-заместители, которые дети могут использовать в творческих ситуациях. Поэтому в группе важно иметь ящик с такими предметами.

Обеспечьте детям доступ в любой центр активности. Организуйте детский вернисаж, чтобы они могли сами разместить там свои работы – это будет подталкивать их к самовыражению.

В группе все должно быть оборудовано для детей, где можно все брать и со всем взаимодействовать. Однако уберите опасные предметы из группы, которые дети не должны использовать. Все остальное сгруппируйте и разместите так, чтобы они не тратили много времени на поиск необходимого.

Уход детей домой

Процесс развития творчества должен быть непрерывным и не должен ограничиваться тем временем, которое ребенок находится в детском саду. Важно показать значимость данной работы родителям и продемонстрировать возможные варианты такого процесса в домашних условиях. Поэтому вечером вы можете предложить детям и родителям разные задания и игры.

«Как прошел твой день?» – когда ребенок уходит домой из группы. Для этого возьмите лист ватмана, небольшие картинки и клей-карандаш. Заранее нарисуйте на ватмане вазу или другой сосуд. Деятельность детей займет не больше двух минут: предложите им перед уходом домой наклеить любую картинку, которая охарактеризует их деятельность и настроение в течение дня. Возможно, кто-нибудь из детей откажется – обязательно поработайте индивидуально с этим ребенком на следующий день.

«Мешочек желаний» – когда ребенок уходит домой с прогулки. Возьмите на прогулку мешочек с разными предметами. Когда дети будут постепенно уходить домой, предлагайте каждому ребенку достать что-то из мешочка. В зависимости от того, что он достал, попросите пожелать остальным детям что-нибудь на этот вечер. Например, если ребенок достал картинку с солнышком, можно пожелать теплого вечера в кругу семьи. Родители могут помогать ребенку сформулировать мысль – это нормально. Меняйте картинки в мешочке, чтобы разнообразить речевое творчество детей.

Таким образом, творческие способности дошкольников можно развивать в ходе различных видов деятельности. Основная задача педагогов – создать такую развивающую среду вокруг ребенка, в которой каждый сможет проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал. Также помните, что для ребенка значимо мнение взрослых, поэтому не забывайте хвалить детей, давайте волю их фантазии. Помните, что похвалы и одобрения заслуживает любое творческое проявление, а не только то, которое нравится лично вам. Ребенок, который растет в творческой среде, обязательно станет творческой личностью.

Рефлексия педагога

Каждому педагогу важно уметь анализировать свою творческую деятельность в течение месяца. В этом поможет «Календарь успеха». Для этого вам нужно заполнять его каждый день в течение месяца условными обозначениями. В конце вы проанализируете свою творческую активность и поймете, чего вам не хватает и как развиваться в этом направлении.

Заранее распечатайте значки-символы, чтобы удобнее было ежедневно прикреплять их на каждый день месяца в календаре. В конце месяца проанализируйте, сколько творческих идей и дел вы реализовали с детьми, при необходимости скорректируйте свой подход к подготовке и содержанию занятий. Такая форма рефлексии поможет вам наглядно оценить не только свою творческую активность, а также ее качество, разнообразие.


Скачать

3-я часть – практическая

Разделите педагогов на три подгруппы. Каждой группе дайте задание разработать варианты заданий на развитие творческих способностей детей в разных ситуациях.


Скачать

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

«Роль родителей и педагогов в развитии творческой активности детей»

. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт твор...

«Роль родителей и педагогов в развитии творческой активности детей»

опыт работы с родителями детей младшкго возраста...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Интерактивные игры как средство повышения познавательной и творческой активности детей 2 – 3 лет».

Повышение  у педагогов интереса к использованию интерактивных игр   в учебно-воспитательном процессе;Расширить  познания в области овладения ИКТ через использование мультимедийной ...

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной и творческой активности детей посредством создания игровой мотивации»

ТЕМА МАСТЕР КЛАССА "Развитие познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста при проведении образовательной деятельности посредством создания игровой мотивации." Цель мастер-класс...

Сообщение для педагогов ДОУ «Развитие творческой активности детей дошкольного возраста. Конструирование и моделирование.»

Сообщение для молодых педагогов«Развитие  творческой  активности  детей  дошкольного  возраста.  Конструирование  и  моделирование.»...

Как включить обязательную творческую активность детей в режим дня

     Чтобы развивать инициативность, самостоятельность детей, педагоги должны реализовывать образовательную программу в разных видах детской деятельности, в том числе в...