Консультация-диалог для педагогов: «Создание условий для творческой активности детей»
материал

Вишнякова Светлана Леонидовна

Творческая активность ребенка — залог успешности в обучении и развитии личности малыша. Также существует ФООП и ФГОС для образования дошкольников, который ставит множество задач в отношении воспитания детей дошкольного возраста в пределах государственных образовательных учреждений. Помимо прочего этот стандарт уделяет внимание поддержке и развитию индивидуальных черт каждого дошкольника, помощь в формировании его способностей и в реализации его творческого потенциала.

Именно дошкольный период развития человека является наиболее благоприятным для формирования творческой активности. Ведь именно в детстве ребенок проявляет большую любознательность, он очень хочет узнавать больше об окружающем его мире.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 62 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Консультация-диалог для педагогов:

«Создание условий для творческой активности детей»

Подготовила воспитатель:

Вишнякова Светлана Леонидовна

Голицыно,

14.10.2024 г.

Концепция, принятая государством в отношении развития страны, уделяет большое внимание доступности образовательных и культурных услуг. Отдельное внимание уделяется творческой активности детей и молодежи.

Творческая активность ребенка — залог успешности в обучении и развитии личности малыша. Также существует ФООП и ФГОС для образования дошкольников, который ставит множество задач в отношении воспитания детей дошкольного возраста в пределах государственных образовательных учреждений. Помимо прочего этот стандарт уделяет внимание поддержке и развитию индивидуальных черт каждого дошкольника, помощь в формировании его способностей и в реализации его творческого потенциала.

Именно дошкольный период развития человека является наиболее благоприятным для формирования творческой активности. Ведь именно в детстве ребенок проявляет большую любознательность, он очень хочет узнавать больше об окружающем его мире.

Творчество свойственно человеку на протяжении жизни, но именно в старшем дошкольном возрасте оно имеет определенные свойственные только этому возрасту черты.

  1. Давайте попробуем сформулировать понятие творческой активности.

Ответы педагогов

Коллеги, каждый из вас прав. Но в целом, творческая активность – это способность действовать без предопределенного сценария, создавать что-то новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

  1. Как вы считаете, существует ли «предрасположенность» к творчеству? Можно ли разделить людей на одаренных (способных творить) и тех, кто к этому не склонен?

Ответы педагогов

На самом деле каждый ребенок способен к творчеству, однако для развития творческого потенциала необходимо создать определенные условия. Здесь нужно понимать, что мы не можем обучить ребенка творчеству, так как творчество подразумевает то, что человек создает что-то абсолютно новое, то, что раньше никогда не существовало.

Я предлагаю условно разделить работу, связанную с развитием творческого потенциала, на три направления:

  1. Работа педагога с ребенком
  2. Создание предметно-развивающей среды
  3. Работа с родителями

Работа педагога с ребенком:

      Основную роль в развитии творческих способностей детей играет, несомненно, взрослый, который знает возрастные особенности детей, их возможности. Так же на развитие творческих способностей детей большую роль играет окружающая среда и применяемые методы, приёмы, стимулирующие развитие воображения, одного из важных критериев творчества, а также приобретение сильной мотивации.

     Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от нас воспитателей особого внимания. Все мы знаем, что при выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, а некоторым детям моей группы, нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах. Развитие творчества - это целостный процесс, который должен реализовываться во всех сферах детской деятельности. Ребёнку всегда необходимо предоставлять ситуацию выбора и возможность творчески использовать весь предоставляемый материал.

У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь.  

Любой человек способен проявлять творческую активность для решения различных вопросов; если возникают жизненные трудности или определенные преграды на пути к достижению поставленной цели.

Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников

 

Восприятие

- наблюдение;

- экскурсии;

- рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, предметов;

- создание и рассматривание альбомов разных видов изображения того или иного предмета или явления;

- индивидуальная беседа;

- вопросы;

- дидактические игры на формирование пространственных отношений, восприятие цвета и цветовых оттенков;

- рассматривание и анализ детских работ;

-тематические выставки рисунков;

- художественное слово, загадки, сказки и т.д.;

- пластические и психологические этюды;

- коммуникативные игры;

- слушание аудиозаписей, музыки и др.

 

Воображение

- сюжетно-ролевая игра;

- игры и игровые упражнения («На что похоже?», «Дорисуй картинку», «Нарисуй сказку», «Рисуем музыку», «Несуществующее животное», «Добрый  или злой» и т.п.);

- рисование по замыслу;

- коллективное рисование

 

Особенности зрительной чувствительности

- использование схем, алгоритмов, технологических карт;

- упражнения на ориентировку в пространстве (далеко-близко, слева-справа, впереди-сзади и т.д.)

 

Специальные умения руки

- пальчиковая гимнастика;

- упражнения на развитие мелкой моторики;

- игры с мелкими игрушками, мозаики;

- лепка из пластилина;

- работа с ножницами;

- использование  нетрадиционных материалов (акватушь, мелки, сангина) и способов рисования (пластилином, крупой, колоском, губкой и др.)

 

   

Пример работы педагога с ребенком:

  1. Ввести в группе «Пятиминутку Воображляндии»: предложить детям поговорить о том, что бы они сделали, если… (на прогулке порвался ботинок, люди начали лаять и мяукать, а кошки и собаки говорить по-человечески).
  2.  Во время свободного творчества предложите детям нарисовать свой автопортрет, животное, отображающее его сегодняшний день/настроение/эмоцию.
  3. Введите прием активного слушания в работу с детьми. Его суть очень проста: когда ребенок делится со взрослым своими идеями, необходимо не просто выслушать и похвалить его, но и принять участие в обсуждении. В первую очередь стоит повторить фразу ребенка, чтобы он понял, что был услышан. Далее стоит отметить сильные и возможно слабые стороны его идеи, предложить продолжить размышления для усовершенствования.
  4. Помните, когда ребенок не видит привычного выхода из ситуации, не может действовать по алгоритму, именно тогда включается его воображение.

Предметно-развивающая среда:

Здесь все просто. Среда, соответствующая требованиям ФГОС, сама по себе отличный инструмент для развития творческого потенциала ребенка. Деление на центры, доступность материалов позволяет не ограничивать познавательный интерес ребенка.

Требования ФГОС дошкольного образования к РППС:

Доступность среды

Вариативность среды

Полифункциональность материалов

Безопасность предметно – пространственной среды

Трансформируемость среды


       Рассмотрим подробнее по направлениям:

  1. Познавательное развитие: например, изучив под микроскопом частицы листьев деревьев, можно предложить ребенку пофантазировать о том, какой путь прошел этот листик от почки до кусочка на стекле. Придумать историю о том, что мог видеть листик, пока висел на дереве.
  2. Речевое развитие: предложите детям придумать сюжет и разыграть сказку, которой никогда никто не слышал.
  3. Физическое развитие: предложите детям самим придумать игру со скакалкой/кольцебросом или иным оборудованием, установить правила, сыграть и следовать правилам.
  4. Художественно-эстетическое развитие: большое количество наглядного материала, рассматривание картин, обсуждение, придумывание сюжетов – все это благотворно влияет на творческое развитие ребенка.
  5. Социально-коммуникативное развитие: разыграйте с детьми поход в магазин. Предложите придумать меню на день, пусть изобретут новое блюдо, купят для него продукты и приготовят.

Работа с родителями:

  1. Необходимо ознакомить родителей с понятием творческой активности. Рассказать им о простых приемах, которые позволят сделать систематической ежедневную работу по развитию творческого потенциала ребенка. Одним из простых приемов является прием активного слушания. Сейчас я раздам вам консультацию для родителей по вопросу активного слушания. Вы можете использовать ее как раздаточный материал или элемент папки-передвижки.
  2. Необходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями и возможностями ребенка. Это необходимо для объективной оценки действий ребенка. Например, если ребенок в 3 года сочиняет на ходу целую сказку, это не должно восприниматься родителями как должное. Стоит похвалить ребенка, отметить его успехи и в дальнейшем спровоцировать развитие в этой области.

Сейчас я предлагаю вам разработать решение педагогических задач на развитие творческого потенциала дошкольника. Мы обратимся к 3 направлениям: ФЭМП, речевому развитию и художественно-эстетическому развитию.

Задача 1:
Как обеспечить условия, благоприятные для развития творческого потенциала ребенка в рамках задания: сложи предмет из геометрических фигур?

Предложения педагогов

Решение: введем сказочного героя, например, зайца.

«Привет, малыш! Сегодня к нам на занятия прискакал зайка. Но вдруг набежали тучи, скоро пойдет дождик. Зайке очень нужен домик, где он спрячется от капель. Построй, пожалуйста для зайки домик из 4-х треугольников».

Задача 2:

Как обеспечить условия, благоприятные для развития творческого потенциала ребенка в рамках речевого развития?

Предложения педагогов

Решение: предложите детям сыграть в игру «Сказка наоборот» и рассказать «Репку», где овощ вытащил и бабку, и дедку.

Задача 3:

Как обеспечить условия, благоприятные для развития творческого потенциала ребенка в рамках ООД по художественно-эстетическому развитию «Осеннее дерево»?

Предложения педагогов

Решение: завершив работу по плану ООД, когда дерево уже нарисовано, предложите ребенку поселить под ним несуществующее животное, придумать историю о том, что могло случиться возле дерева вчера днем, вечером?

Ну и, конечно, не стоит забывать, что основным критерием развития творческих способностей детей является эмоциональная чувствительность и эмоциональная отзывчивость ребёнка. Лишь только то, что интересно ребёнку и близко его пониманию вызовет желание действовать, а значит, будет способствовать развитию его творческих способностей.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что для развития творческих способностей детей в первую очередь необходима мотивация, накопление и обогащение чувственного, эмоционально-интеллектуального опыта. Важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, обучать ребёнка разным способам действия для реализации своего замысла, используя комплекс методов и приёмов. Воспитатель здесь выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Создание условий для двигательной активности детей в детском саду"

Что такое двигательная активность. Виды двигательной активности. Планирование двигательной активности....

Опыт работы с родителями по созданию условий для двигательной активности детей на прогулочном участке.

опыт работы по физическому развитию на участке группы в различные сезоны....

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной и творческой активности детей посредством создания игровой мотивации»

ТЕМА МАСТЕР КЛАССА "Развитие познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста при проведении образовательной деятельности посредством создания игровой мотивации." Цель мастер-класс...

Презентация "Создание условий для двигательной активности детей в условиях ДОУ"

Охрана и укрепление здоровья,совершенствование функций организма ребенка  и его полноценное физическое развитие....