План самообразования "Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа)

Партина Елена Николаевна

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования

               В средней группе № 3 «Родничок»

Воспитатель: Партина Елена Николаевна

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста».

 Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики  пальцев рук детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

2. Содействовать нормализации речевой функции.

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

4. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

5. Информировать родителей о значении игр и упражнений развивающих мелкую моторику у детей среднего дошкольного возраста.
Методы и приемы работы:

•пальчиковая гимнастика, физкультминутки

•пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

•пальчиковый театр

•работа с конструктором ЛЕГО

•рисование по трафаретам

•Дидактические игры

•шнуровка

•игры с мелкими предметами

•пазлы, мозаика.

      Актуальность 

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Одним из уникальных средств  развития речи и мелкой моторики являются пальчиковые игры. Целью пальчиковых игр является развитие речи детей дошкольного возраста. Отсюда выделяются задачи пальчиковых игр:

Содействовать:

 1. Развитию координации рук, мелкой моторики у детей 4-5 лет;

2. Совершенствованию памяти, внимания, умения согласовывать движения и речь;

3. Формированию правильного произношения, умению быстро и чисто говорить;

4. Созданию эмоционально – благоприятного фона между детьми и взрослым и ребенком во время игр и в разные режимные моменты.

 Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются.

     Для развития речи ребенка широко используется мнемотехника.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Мнемотехника помогает развивать:

•        ассоциативное мышление;

•        зрительную и слуховую память;

•        зрительное и слуховое внимание;

•        воображение;

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, обучении рассказыванию и пересказу.  

И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

 Методическая литература:

 •Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.

•Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.

•Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.

•Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.

•Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

•Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

•Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

• Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

Сроки

Работа с детьми

Практические выходы

Работа с родителями

Практические выходы

                             сентябрь

-Изучить литературу и опыты работ по данной теме.

-Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Осень».

-Создание мнемотехнических таблиц для заучивания стихов об осени.

Повышение своего уровня знаний, профессионального.

Обогащение развивающей среды.

 Консультация: «Задачи сенсорного воспитания детей 4-5 лет».

                                         октябрь

Д/и.: «Прищепки»

-Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту»,

"Пальчики, здравствуйте!"

-Д/и. : «Шнуровка».

Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Цель: побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями.  Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

Развитие мелкой моторики рук. . Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения

Консультация: «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».

                        ноябрь

Заучивание пальчиковых игр: «Осень-осень, листопад», «Дождик»

«Деревья»

Заучивание стихов об осени по мнемотехнике.

Создание разнообразного «Пальчикового театра»

 Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

                                           декабрь

Д/и «Веселые упражнения с карандашами»

Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зима».

Заучивание пальчиковых игр : "Новогодние игрушки"., Снежок, «Дедушка Мороз»

Учить раскатывать карандаш между ладошками. Цель: улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук.

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Консультация для родителей: «Сенсорные игры для развития речи детей дошкольного возраста».

                            январь

Настольная игра «Мозаика».

Заучивание пальчиковых игр: «Елка», «Сосульки», «Как под горкой снег».

Развитие координации движений пальцев ведущей руки. Цель: учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам. Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста

                                                        февраль

"Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

Заучивание пальчиковых игр: «Снеговик», «Киска», «Машина»,

Заучивание стихов о зиме.

Развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.

Цель: развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

                    март

Пальчиковые шаги.( Упражнения на развитие мелкой моторики.)

Заучивание пальчиковых игр: «Наши мамы», «тесто»,

«компот»

Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Весна».

Консультация для родителей «Мнемотехника-это…»

Повысить компетентность родителей по мнемотехнике.

Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.

развивать моторику руки, выполняя имитационные

движения в сопровождении стихотворного текста.

            апрель

Работа с конструктором Лего.

Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка», »Рыбка».

Развитие  мелкой моторики ребенка и воображения.

Консультация для родителей: «Во что можно поиграть с ребенком по дороге из детского сада и дома».

    май

Рисование по трафаретам.

(собрать картотеку трафоретов).

Развитие  фантазии и воображения.

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста 2017-2018 уч.г.

План по самообразованию. Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей среднего  дошкольного возраста 2017-2018 уч.г....

Перспективный план самообразования "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности...

тема самообразования «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»

Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста через различные виды деятельности.Совершенствование условий для развития мел...

План по самообразованию в средней группе . Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....

Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»

Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.Задачи:Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младше...

Перспективный план работы Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Перспективный план работы. Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации...