Развитие творчества детей в строительных играх
материал (старшая группа)

Шамсуллина Зульфия Рамилевна

Игра- является основной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorchestva_detey_v_stroitelnyh_igrah.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творчества детей в строительных играх.

 ИГРА – является основной деятельности детей. Как  писал Выгодский Л.С  « Через игровую деятельность и движение ребенок учится, и в этом смысле игра может называться  ведущим видом деятельности, так как определяет развитие». Игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является ведущей его деятельностью. В истории педагогики игры со строительным материалом представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста (система Ф. Фребеля, Л.К. Шлегер и др.). Этот вид игры достаточно хорошо изучен и в отечественной дошкольной педагогике (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, и др.), а вот термин «строительно-конструктивная игра» появился сравнительно недавно (П.Г. Саморукова, В.Р. Лисина). Одной из основных особенностей данной игры является то, что в ее основе лежат конструктивные умения и способности, поэтому она в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближается к созидательной практической деятельности ребенка, в частности, к конструированию.

Однако между строительно-конструктивными и сюжетно-ролевыми играми есть существенные различия: в сюжетно-ролевой игре отражаются прежде всего разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительно-конструктивной игре основным является конструктивное творчество детей. 

    Особенности:

-проявление детьми активности, которая носит инициативный,   творческий характер;

-замещение одних предметов другими;-косвенное участие взрослых в их подготовке и проведении;

-в основе конструктивные умения и способности детей;

-содержанием этих игр являются впечатления детей об окружающем предметном мире;

-это деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного результата, продукта, соответствующего его функциональному  назначению;

-деятельность, максимально приближенная к созидательной продуктивной человеческой деятельности;

-важное значение имеет деятельность рук, связанная с активной работой сознания;

-имеет место «движение в пространстве» (Е.А. Флерина) того, кто строит и создание из частей целого;

-специфика в использовании материалов (строительные, природные, конструкторы, бумага, пластилин и др.);

-связь с другими видами игр.

     В процессе строительно-конструктивных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ  постройки, проявляют фантазию.

    Под  руководством взрослых дошкольники овладевают точным словарем, выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх-вниз, длинный - короткий и т.п. Воспитатель на экскурсиях, во время целевых прогулок знакомит детей с новыми постройками, архитектурными особенностями сооружений, которые сочетают в себе целесообразность, удобство, красоту. Это дает детям материал для творческого отображения окружающей жизни в игре. Педагог поощряет красивые и добротные постройки, стремление внести украшающие детали, воспитывая тем самым художественный вкус детей.

     В строительно-конструктивных играх проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выдержку и выносливость.

В дошкольном учреждении для строительно-конструктивных игр создаются специальные условия. Одним из основных условий является организация предметной среды, т.е. наличие необходимого строительного материала (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитектор», «Старинный замок», «Лего» и др. конструкторские наборы);

-наличие места для развития конструктивно строительных игр

-наличие строительных наборов, конструкторов, дополнительных и иллюстрированных материалов;

-хранение материалов в специальных нишах, ящиках или в шкафах с отделениями по каждой группе деталей, в ящиках на роликах;

-наличие в уголках мелких игрушек из ткани, резины, металла, полиэтилена, дерева;

-наличие альбомов с фотографиями интересных в архитектурном плане объектов родного поселка, города, столицы, замков, мостов. Здесь же могут быть зарисовки образцов сооружений, построенных воспитателем и детьми;

-возможность сохранения построек в течение нескольких дней с целью

дальнейшего их усовершенствования.

  Дети очень любят строительно-конструктивные игры. Причем эти игры в равной степени увлекают и мальчиков, и девочек.

   В итоге следует подчеркнуть, что для развития и расширения содержания

строительно-конструктивных игр детей дошкольного возраста во всех возрастных группах необходимо осуществлять обучение дошкольников конструктивным умениям на специальных занятиях по конструированию и в свободное от занятий время. Существует несколько  видов конструирования, которым должны овладеть дети:

- конструирование по образцу (во всех возрастных группах);

- конструирование по заданной теме (подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой);

- конструирование по собственному замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно);

- конструирование по условиям (в предложении выполнить постройку задаются определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку);

- стройка по моделям (вид конструирования, разработанный А.Р. Лурия) – ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы.

     У каждого вида конструирования есть свои достоинства, поэтому необходимо сочетать их в образовательной работе с детьми на протяжении всего дошкольного периода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские игры на развитие творчества детей.

Игры с музыкальным сопровождением для развития творческих проявлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста....

Доклад «Развитие творчества в сюжетно-ролевой игре у детей дошкольного возраста»

Данный доклад подходит для выступления на педагогическом совете...

Консультация на тему:Развитие творчества детей младшего возраста через дидактические игры в рисовании в доу

В практике художественного воспитания дошкольников сложилась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально организованные занятия разными видами деятельн...

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группы

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ  Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группыВВ...

ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»

Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...

Консультация для родителей «Формирования коммуникативных навыков у детей через строительные игры»

Информация познакомит родителей с назначение конструирования и строительных игр для формирования коммуникативных навыков у детей...