Конспект НОД Осень краски разводила
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Игровое задание в форме пластического этюда; Проблемная ситуация о картине; Свободное перемещение и смена деятельности; Художественное слово (загадки, приметы); Непринужденная беседа в процессе работы;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_osen_kraski_razvodila.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 по теме: «Осень краски разводила»

Участники: старший дошкольный возраст

Количество детей:  8детей

Длительность: 35 минут

Педагогический замысел:

Социально-коммуникативное развитие

  • Содействовать развитию интереса к изобразительному искусству и познавательному интересу к  природе.
  • Способствовать передаче  эмоционального состояния в мимике, жестах, движениях в зависимости от характера, настроения выбранного образа;

 Познавательное развитие

  • Познакомить с народным календарем.
  • Обогатить словарь старинными названиями осенних месяцев: рябинник, хмурень, листопадник, листобой, мокрохвост, подзимник, грудень.
  • Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.

 Художественно-эстетическое развитие

  • Создать условия для освоения детьми аппликативной техники: наклеивание силуэта мелко нарезанными нитками, бросовым материалом, работе с природным материалом;
  • Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство композиции;
  • Содействовать самостоятельному целеполаганию в творчестве и определению последовательности в действиях, необходимых для реализации поставленной цели.
  • Развивать умения самостоятельно выбирать средства для создания задуманного персонажа.

Предварительная работа

  • Совместно с детьми нарезаются нитки разного цвета;
  • Сбор и сушка разнообразного природного  материала;
  • Беседы об осени, народном календаре, приметах;

Материалы и оборудование:

  • Природный  материал;
  •  Нитки разного цвета и состава;
  •  Бусины, бисер;
  • Салфетки, фантики, цветная бумага;
  • Пластилин;
  • Клей ПВА, кисти;
  • Трафареты животных, деревьев;
  • Картины.

В НОД использованы

  • Игровое задание в форме пластического этюда;
  • Проблемная ситуация  о картине;
  • Свободное перемещение и смена деятельности;
  • Художественное слово (загадки, приметы);
  • Непринужденная беседа в процессе работы;

Ход совместной деятельности

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь,  в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении Ивана Бунина?.

Мы с вами много говорили об  этом прекрасном времени года. Многие художники изображают на своих картинах осень, а поэты посвящают ей свои стихи.

Как вы думаете почему художники и поэты так любят  это время года?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Вспомните, как в старину назывались месяцы.

У сентября в народном календаре есть несколько имен –рябинник, хмурень, листопадник, златоцвет. Как вы думаете,  почему его называли рябинником?Правильно, потому что в сентябре, с наступлением первых заморозков, поспевала рябина. Есть даже такая народная примета: «В лесу много рябины – осень будет дождливая, если ж мало – сухая». А почему – хмурень? Листопадник?

Октябрь в народном календаре – это листобой, мокрохвост, грязник, свадебник.

Кто расскажет почему?

Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья оголялись, стояли без листьев, октябрь словно сбивал листву с деревьев. Смешное название «мокрохвост» напоминает о частых дождях.  И «грязник» также.

А как бы вы назвали ноябрь?

Ноябрь называли подзимником или груднем. «Подзимник» - потому что это последний месяц осени, последний  перед зимой. Называли ноябрь также воротами зимы. А вот вопрос о названии «грудень»  я предлагаю положить в нашу копилку вопросов, и потом  совместно поищем ответ на этот вопрос.

А какие  народные приметы об осени вы знаете?

  • В сентябре в лесу много паучков – к долгой сухой осени.
  • Гром в сентябре – теплая осень.
  • С сентября и лист на дереве не держится.
  • Сентябрь без плодов не бывает.
  • Если в октябре лист с березы и дуба опадает нечисто – жди суровой зимы.
  • Если в октябре звезды яркие – к хорошей погоде.
  • В ноябре зима с осенью борется.
  • Поздний листопад – к суровой и долгой зиме.
  • Ноябрь – осень замыкает.
  • Осень студит воду.

Осень прекрасное время года. А вы помните, нам на празднике художник Тюбик подарил картину «Золотая осень». За окном не очень радостная погода,  давайте повесим ее на стену, чтобы она нам поднимала настроение. Вот и картина. Что же  с ней произошло? (Вместо картины на фоне белые пятна в виде деревьев , животных, облаков, солнца, пенька).

Придется нам ее реставрировать, подумайте и решите какой элемент нашей картины вы будете восстанавливать? Какие вам для этого понадобятся материалы?(ответы детей)

  • Для  деревьев потребуются листья, цветная бумага, салфетки, бусины.
  • Для пенька с опятами кора дерева, пластилин.
  • Ежика сделаю из шишки и пластилина, а яблоко из засушенных ягод.
  • Облачка можно сделать из ниток, потому что они пушистые.
  • Солнышко можно вырезать из бумаги или сделать из ниток.

А теперь предлагаю сыграть в игру.

Сначала  изобразим все элементы картины на ковре, а потом точно так же на картине.

Теперь приступаем к работе. Дети подбирают нужный материал и инструменты для работы, восстанавливают выбранный элемент картины и наклеивают его на саму картину. Затем дети по желанию украшают картину (травка, кустики цветы и т.д.)

В процессе работы  загадываются загадки, задаются вопросы:

  • Почему деревья сбрасывают листья осенью?
  • Зачем ежик носит яблоки на спине?
  • Что за дерево стоит? Ветра нет, а лист дрожит.(осина)
  • У какого зверя осенью, с листопад, рождаются детеныши? (Зайчата листопаднички)
  • Под ногами лежат, зашагаешь – шуршат, яркие, цветные, краешки резные. (листья)
  • Куда осенью исчезают бабочки, комары, мошки?
  • Нет грибов дружней, чем эти,- знают взрослые и дети,- на пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (опята)
  • Какой зверь сушит себе на деревьях грибы, создавая зимние запасы?
  • Куда исчезают на зиму лягушки? (Засыпают в иле или на дне водоемов)
  • Что для птиц страшнее – голод или холод?
  • Висят на ветке золотые монетки? (Осенние листья)
  • Весной зеленела, летом загорала,осенью надела красные кораллы. (рябина)

Итог. Как вы думаете: наша картина готова? Теперь можно ее повесить на стену?

Вам нравится наша картина? А что нравится больше всего?

Мне тоже понравилась наша картина.

Планируемый результат:

Картина осеннего леса, изготовленная с использованием разных техник  и материалов.

Дальнейшая работа:

Использование разного вида дизайна в оформление группы, раздевалки.

Физкультминутка ( по стихотворению М.Садовского «Осень»)

Березы косы расплели ,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Все присмирело.

Съежилось,

Поникло, пожелтело.

Лишь елочка пригожая

 К зиме похорошела.

Выполняем наклоны головы к плечам, при этом спина прямая, ноги на ширине плеч.

Поднимаем руки в стороны до уровня плеч, затем резко опускаем их, хлопаем себя по ногам.

Выполняем махи руками над головой из стороны в сторону, изображаем раскачивающиеся от ветра деревья.

Одновременно с движением рук топаем ногами.

Выполняем наклон вперед, спина округлена, свободные, расслабленные руки касаются пола.

Потрясем кистями.

Потянулись вверх, встали на цыпочки.

Присели на носочки, подняв пятки, колени вместе, руки на коленях.

В приседе округлили спину, пригнули голову к коленям, руками обхватили колени.

Выпрямились, выполняем упражнения для позвоночника, совершая вращения туловища вокруг вертикальной оси, спина прямая, руки двигаются свободно вслед за вращением туловища.

                              Народные приметы об осени.

  • В сентябре в лесу много паучков – к долгой сухой осени.
  • Гром в сентябре – теплая осень.
  • С сентября и лист на дереве не держится.
  • Коли ясно, то и осень прекрасна.
  • Сентябрь без плодов не бывает.
  • Если в октябре лист с березы и дуба опадает нечисто – жди суровой зимы.
  • Если в октябре звезды яркие – к хорошей погоде.
  • В ноябре зима с осенью борется.
  • Поздний листопад – к суровой и долгой зиме.
  • Ноябрь – осень замыкает.
  • Осень студит воду.
  • Осень идет и дождь с собой ведет
  • От осени к лету поворота нету.
  • Появился поздний грибок – будет поздний снежок
  • Сентябрь яблоками пропах, а октябрь – капустой.
  • Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
  • Осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой
  • Много  желудей на дубе – к лютой зиме.

 

                             

 

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Чьи это следы?»

/Конспект занятия в форме совместной деятельности с детьми/

воспитатель ГБДОУ №17

Орлова Мария Анатольевна

2020

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 по теме: «Чьи это следы?»

Участники: старший дошкольный возраст

Количество детей: 10 детей

Длительность: 25 минут

Педагогический замысел:

Образовательная область Социализация

  • Содействовать развитию интереса к изобразительному искусству и познавательному интересу к  природе.

Образовательная область Коммуникация

  • Способствовать передаче  эмоционального состояния в мимике, жестах, движениях в зависимости от характера, настроения выбранного образа;

Образовательная область Познание

  • Уточнить  представления  об образе жизни лесных зверей зимой.

Образовательная область Художественное творчество

  • Создать условия для освоения детьми аппликативной техники: наклеивание силуэта мелко нарезанными нитками, бросовым материалом;
  • Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство композиции;

Предварительная работа

  • Совместно с детьми нарезаются нитки разного цвета, вырезаются трафареты животных.

Материалы и оборудование:

  • Нитки разного цвета и состава, яичная скорлупа, манная крупа, бисер, бусины, вата, салфетки, фантики, синтепон, клей ПВА, кисти, снежинки, трафареты животных и деревьев, фон картины, рамка. Ноутбук, клип - загадка (мультфильм +  загадка от детей), отрывок из  мультфильма.
  • В НОД использованы
  • Игровое задание в форме пластического этюда;
  • Проблемная ситуация про медведя;
  • Свободное перемещение и смена деятельности;
  • Художественное слово (загадки);
  • Непринужденная беседа в процессе работы;

Ход совместной деятельности

Воспитатель. Ребята, я работаю воспитателем в другом д/саду. Дети моей группы  приготовили для вас загадку.  Хотите послушать ее?

Детям показывается клип - загадка от детей из другого детского сада.

Воспитатель.  Открываю письмо ( на голубом фоне следы разных зверей). А вот и следы. Как вы думаете, чьи же это следы?  (Волка, зайца, лисы, белки, кабана, ели).

Давайте мы изобразим ваши ответы на картине, для этого выберем фигурки. Я себе тоже беру фигурку. Попробуйте угадать, кто это.                          (Пластический этюд «Угадай, что покажу»).Молодцы.                                                                                  Какая у меня белочка? (заботливая, игривая, добрая).                                                                     А теперь вы изобразите свои фигурки, а мы угадаем.

Дети изображают свои выбранные персонажи. Какое настроение у твоего зайчика? А у твоей лисички? Все звери и деревья разные, значит и материал мы будем использовать разный. Волк может быть добрый и пушистый, а может быть злой, голодный и колючий. Посмотрите как много у нас материала: нитки, манка, яичная скорлупа, фантики, салфетки, бусины. Выбирайте,что подходит для вашего персонажа.  Почему ты выбрал нитки? Скорлупу?

Себе я выбрала нитки светло-коричневого цвета. Сейчас я  очень жирно намажу клеем фигурку. Промазываю всю поверхность,  посыпаю нитками и хорошо прижимаю рукой.

Дети выклеивают свои фигурки.

В процессе работы  загадываются загадки про зверей, задаются вопросы:

  • Где живет белка? Волк?
  • Как готовятся к зиме звери в лесу?
  • Чем питаются?
  • Как спасаются от врагов?

По мере выполнения работы дети подходят и наклеивают свои фигурки на картину.

Воспитатель. Давай найдем место на картине для твоего …….

Ребята, на картине рябина совсем без ягод. Для кого нужны в лесу ягоды? Поможем птичкам? Как вы думаете, из чего можно сделать ягоды?......

А еще можно сделать из фантиков или салфеток. Я беру фантик и скручиваю его между ладонями. Получилась ягодка рябины. Приклеиваю ее на ветку. Попробуйте.

Всех ли этих животных мы можем встретить зимой в лесу? (На картину наклеили фигурку медведя). Сделаем для медведя берлогу. Какой материал для этого подойдет?

Итог. Как вы думаете: наша картина готова? Можно ее повесить на стену? Мне кажется, в ней чего-то не хватает. Для каждой картины есть рамка. Вот и у нас рамка. Предлагаю всем вместе ее украсить.

Дети украшают рамку снежинками и приклеивают рамку к картине.  

Воспитатель. Вам нравится наша картина? А что нравится больше всего?

Мне тоже понравилась наша картина, а особенно то, что звери получились у всех разные.

А сейчас небольшой сюрприз.

Детям показывается отрывок из мультфильма.

Планируемый результат:

Картина зимнего леса, изготовленная с использованием разных техник  и материалов.

Дальнейшая работа:

Использование разного вида дизайна в оформление группы, раздевалки.

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Чьи это следы?»

/Конспект занятия в форме совместной деятельности с детьми/

воспитатель ГБДОУ №17

Орлова Мария Анатольевна

2020

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь,  в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении Ивана Бунина?.

Мы с вами много говорили об  этом прекрасном времени года. Многие художники изображают на своих картинах осень, а поэты посвящают ей свои стихи.   Почему художники и поэты так любят  это время года?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Вспомните, как в старину назывались месяцы. У сентября в народном календаре есть несколько имен –рябинник, хмурень, листопадник, златоцвет. Как вы думаете,  почему его называли рябинником? Правильно, потому что в сентябре, с наступлением первых заморозков, поспевала рябина. Есть даже такая народная примета: «В лесу много рябины – осень будет дождливая, если ж мало – сухая». А почему – хмурень? Листопадник?

Октябрь в народном календаре – это листобой,мокрохвост,грязник, свадебник.

Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья оголялись, стояли без листьев, октябрь словно сбивал листву с деревьев. Смешное название «мокрохвост» напоминает о частых дождях.  И «грязник» также.

А как бы вы назвали ноябрь?

Ноябрь называли подзимником или груднем. «Подзимник» - потому что это последний месяц осени, последний  перед зимой. Называли ноябрь также воротами зимы. А вот название «грудень» пошло оттого, что смерзшаяся, но еще не покрытая снегом земля в ноябре лежит грудами, кучами.

А какие  народные приметы о осени вы знаете?

  • В сентябре в лесу много паучков – к долгой сухой осени.
  • Гром в сентябре – теплая осень.
  • С сентября и лист на дереве не держится.
  • Сентябрь без плодов не бывает.
  • Если в октябре лист с березы и дуба опадает нечисто – жди суровой зимы.
  • Если в октябре звезды яркие – к хорошей погоде.
  • В ноябре зима с осенью борется.
  • Поздний листопад – к суровой и долгой зиме.
  • Ноябрь – осень замыкает.
  • Осень студит воду.

Осень прекрасное время года. А вы помните, нам на празднике художник Тюбик подарил картину «Золотая осень». За окном не очень радостная погода,  давайте повесим ее на стену, чтобы она нам поднимала настроение. Вот и картина. Что же  с ней произошло? (Вместо картины на фоне набросок пейзажа простым карандашом и трафареты деревьев , животных, облака, солнца, пенек.)

Придется нам ее реставрировать, подумайте и решите какой элемент нашей картины вы будете восстанавливать? Какие вам для этого понадобятся материалы?

Ответы детей;

Для  деревьев потребуются листья, цветная бумага, салфетки, бусины.

Для пенька с опятами кора дерева, пластилин.

Ежика сделаю из шишки и пластилина, а яблоко из засушенных ягод.

Облачка можно сделать из ниток, потому что они пушистые.

Солнышко можно вырезать из бумаги или сделать из ниток.

А теперь предлагаю сыграть в игру.

Сначала  изобразим все элементы картины на ковре, а потом точно так же на картине.

Теперь приступаем к работе. Дети восстанавливают выбранный элемент картины.

В процессе работы  загадываются загадки, задаются вопросы:

  • Почему деревья сбрасывают листья осенью?
  • Зачем ежик носит яблоки на спине?
  • Что за дерево стоит? Ветра нет, а лист дрожит.(осина)
  • У какого зверя осенью, с листопад, рождаются детеныши? (Зайчата листопаднички)
  • Под ногами лежат, зашагаешь – шуршат, яркие, цветные, краешки резные. (листья)
  • Куда осенью исчезают бабочки, комары, мошки?
  • Нет грибов дружней, чем эти,- знают взрослые и дети,- на пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (опята)
  • Какой зверь сушит себе на деревьях грибы, создавая зимние запасы?
  • Куда исчезают на зиму лягушки? (Засыпают в иле или на дне водоемов)
  • Что для птиц страшнее – голод или холод?
  • Висят на ветке золотые монетки? (Осенние листья)
  • Весной зеленела, летом загорала,осенью надела красные кораллы. (рябина)

Итог. Как вы думаете: наша картина готова? Теперь можно ее повесить на стену?

Вам нравится наша картина? А что нравится больше всего?

Мне тоже понравилась наша картина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Осень краски разводила"

Знакомство детей с народным календарем, освоение аппликативной техники:наклеивание силуэта мелко нарезанными нитками, бросовым материалом....

ООД "Осень краски разводила" в старшей группе

Интегрированное занятие "Осень краски разводила" в старшей группе. Область интеграции "Познавательное развитие" и "Художественно-эстетическое развитие"...

Конспект ООД "Осенние краски музыки"

Влияние музыки на сюжетное рисование в старшей группе...

Конспект ООД "Осенние краски музыки"

Влияние музыки на сюжетное рисование в старшей групп...

Занятие по рисованию в старшей группе. МКДОУ Детский сад №12 города Еманжелинска Воспитатель Сторожева Г.А. Тема: Осень краски разводила.

Занятие по рисованию в старшей группе. МКДОУ Детский сад №12 города ЕманжелинскаВоспитатель Сторожева Г.А.Тема: Осень краски разводила.Развивать у детей эстетическое восприятие, Учить передавать разны...

конспект сценария осеннего праздника в детском саду "Осень на опушке краски разводила" в старшей группе

Расширять и закреплять у детей представления об осенних явлениях природы....

Конспект НОД "Осенние краски"

Конспект занятия в старшей дошкольной группе по художественно- эстетическому развитию (рисованию) с использованием нетрадиционных техник "Осенние краски"....