Методическая разработка «Квест-игра, как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников»
методическая разработка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (ФГОС ДО) предусматривает использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Идея квеста идеально подходит для ДОО. Тщательно организованные квест-занятия актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОО, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Токарева Марина Михайловна

Семичева Наталия Алексеевна

Токарева Марина Михайловна

Тамбовская область

Методическая разработка

«Квест-игра, как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников»

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. С позиции концепции дошкольного воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Любовь к своему дому, к своему детскому саду, городу, где он родился, чувство восхищения  родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками. Это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма. Краеведение без сомнения одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста позволяющее воспитывать у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России и связывающее воспитание с жизнью, которая окружает дошкольника.

 Цель методической разработки – патриотическое и гражданское воспитание посредством включения воспитанников  в активную исследовательскую деятельность по  истории родного города с использованием квест-игры.

Задачи методической разработки:

  • обобщить и систематизировать знания детей о родной стране, ее столице и  малой Родине.
  • закрепить знания о государственной символике: флаге, гербе, гимне России;
  • формировать гражданско-патриотические чувства к стране, воспитывать гордость и уважение к историческому прошлому.
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, создавая  благоприятную обстановку для совместной деятельности детей.

Процесс формирования у детей нравственно-патриотических чувств в МДОУ будет наиболее эффективным если использовать инновационные подходы. Используемые развивающие технологии:

  • технология проектной деятельности;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология исследовательской деятельности;
  • личностно - ориентированная технология;
  • игровая технология.

Воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

Процесс формирования гражданско-патриотических чувств у дошкольников ДОО непрерывный и осуществляется как в организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах и в совместной деятельности взрослых и детей и в досуговой деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (ФГОС ДО) предусматривает использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Одной из таких  технологий является квест. Его главное преимущество в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников действия.

Идея квеста идеально подходит для ДОО. Тщательно организованные квест-занятия актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОО, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ. Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке. В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются его потребность воздействия с окружающим миром. Детские игры-квесты - эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью. Такой праздник напоминает театрализацию: составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных среди детей сказочных или мультипликационных героев. Продумываются декорации и материалы для заданий. Нередко квесты для детей проводятся на свежем воздухе. Дошкольники принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями», героями сказочных сюжетов.

Весь материал, используемый в квест-играх, носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Если говорить об использовании ИКТ при воспитании нравственно-патриотических чувств у детей, то здесь активно используются следующие виды информационно-коммуникативных технологий:

  • самостоятельное создание мультфильмов;
  • интерактивные экскурсии;
  • обучающие презентации;
  • развивающие, дидактические и компьютерные игры.

Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующие проявлению активной деятельностной позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно - эстетическая оценка родного края. Следует организовать просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют “приблизить” достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения. Дети старшего дошкольного возраста включаются в празднование событий, связанных с жизнью города, — День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан. Старшие дошкольники с интересом посещают музеи родного города.

Важна и работа с родителями, которая включает в себя следующие формы:

  • информационный стенд «Патриотическое воспитание дошкольников»;
  • консультационный стол;
  • семейные проекты «Я живу на улице героя», «Память в камне», «Наш Рахманинов»;
  • мини музей Зои Космодемьянской;
  • интерактивные презентации.

Краеведческая деятельность, реализуемая в форме квест-игры, может стать объединяющим системообразующим элементом образовательного учреждения, так как данная форма строится в соответствии с ФГОС ДО и является эффективным средством современных образовательных технологий.  В квест-играх присутствует процесс интеграции. Он представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основе взаимозависимости и взаимодополняемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитаниюдля детей старшей группыТема «БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ РОДИНА»...

Методическая разработка. Семинар для воспитателей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Цели:повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;вызвать интерес пед...

Методическая разработка. Картотека дидактических игр по нравственному-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позво...

Методическая разработка: ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом».

laquo;Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России»....

Методическая разработка. Дополнительная образовательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию. "Растём патриотами". Для детей второй группы раннего возраста.

Актуальность: В наше время, под воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Культура великого русского народа, которая складывала...

Методическая разработка «Квест-игра, как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников»

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории...

Тема: «Фестиваль авторских пособий. Игры под ключ. Патриотическое направление воспитания. Ценность – Родина и природа». Тема выступления: «Игра, как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания ...