Дары Ф.Фрёбеля для развития творческих процессов у детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Простатинова Татьяна Александровна

Применение в практической деятельности технологии Фридриха Фрёбеля для развития творческих процессов, цветового восприятия у детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дары Фридриха Фребеля для развития творчества  детей раннего возраста

Простатинова Т.А., воспитатель

ГБДОУ детского сада № 85 Красносельского района СПб

«Роль одаренности и интеллекта в современном мире постоянно возрастает. Все большую роль играет творчество..», Творчество — важный процесс для правильного развития психики ребенка.. Сегодня развитие творчества у детей начинается  уже с раннего возраста, с ясельной группы. Условием формирования у  детей  элементов творческой деятельности является  сенсорное развитие,  развитие  восприятия,  формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении              в пространстве. С введение  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования среди педагогов идет постоянный поиск эффективных методик               и новых технологий. При этом важно не потерять ценные идеи и опыт, накопленный  отечественными и зарубежными педагогами в прошлые века. Так идеям Фридриха Фребеля уже более двухсот лет, но они не теряют актуальности и отвечают современным требованиям дошкольного образования, а именно:

  • признание уникальности каждого ребенка;
  • целостный взгляд на развитие каждого ребенка;
  • выявление индивидуальных способностей каждого ребенка и создание условий для их проявления в окружающей среде;
  • единство воспитания и образования с социумом и природой, следование природе ребенка, его внутренним законам;
  • признание целостности детства в своих проявлениях;
  • признание ребенка как части семьи и общества;
  • создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка.

 Необходимым условием реализации педагогического процесса Ф.Фребель считал создание развивающей образовательной среды, наличие специальных образовательных средств. Исходя из его Концепции, образовательная среда должна быть безопасна для ребенка,  способствовать интеллектуальному развитию и развитию эстетического понимания, любознательности, познания, быть сенсорно насыщенной. Образовательная среда должна быть наполнена различными образовательными средствами, быть гибкой                      и трансформируемой, способствовать развитию у ребенка индивидуальности, независимости, творчества, а также обеспечивать условия для построения целостного педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие ребенка. Очень современные педагогические взгляды, не правда ли?

 Познание окружающего мира ребенком Фребель видел через предметы-посредники, которые он и называл «дарами». Этот набор учебных материалов- «дары», в которые входили и входят разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д. 

 В соответствии с ФГОС ДО «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной», а также обеспечивать «игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников». Игры и дидактические пособия Ф.Фребеля отвечают современным требованиям ФГОС ДО и могут в полной мере использоваться в целях сенсорного развития, как основы творческой деятельности детей раннего возраста. Особую роль в формировании творческого человека отводит Фребель таким занятиям, как рисование, складывание палочек, работам с лучинками, дранями, горохом, лепка и моделирование. Все это способствует проявлению творческого начала                     в человеке, развитию  фантазии.

В целях сенсорного развития детей раннего возраста, формирования начал творческой деятельности, эстетического, художественного восприятия окружающих предметов мира была разработана серия игр и развивающих занятий  с использованием даров Фридриха Фребеля и специальных наглядных пособий. В процессе игр  у детей формировались умения   различать цвета, составлять простейшие  композиции, передавать образы окружающего мира. В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом дети знакомились с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр),                      с вариантами расположения строительных форм на плоскости, учились сооружать элементарные постройки по образцу, а также строить что-то самостоятельно. Одним                     из направлений игр с дарами Ф.Фребеля является знакомство  с цветом и формой. Для этого используются дары: № 7 «Цветные фигуры», № 8 «Палочки», № 9 «Кольца                                       и полукольца», № 10 «Фишки», № 11 «Цветные тела», № 12 «Мозаика». Знакомство с цветом и формой проходит в активной деятельности основанной на сериации, классификации, составлении узоров ( по образцу и собственному замыслу), выкладывании простых рисунков, нанизывании предметов по определенным принципам.

Для организации игровой деятельности, в том числе и самостоятельной игры детей, используются специально разработанные  образцы, фотографии  для создания детьми  рисунков, изображений, узоров. На первом этапе используются образцы в масштабе 1:1                 по принципу «наложения»,  далее  данные  образцы используются  в качестве наглядного образца (дети выкладывают «рядом», и только потом уже придумывают свои рисунки                     и  узоры.

Так при использовании дара № 7 «Цветные фигуры», который включает в себя  цветные круги, полукруги, треугольники и квадратики разных цветов, включая черный, белый, фиолетовый, используются следующие игры: «Сложи узор по образцу», «Найди квадратики (кружочки, треугольники)», «Какого цвета ягодка?» (детям предлагается разложить кружочки («ягодки») в корзиночки (коробочки, стаканчики) такого же цвета)             Также для организации самостоятельных игр изготовлена серия тематически картинок «Цветная страна». Малышам предлагается подобрать фигуры нужной формы, цвета или же выбрать цвет на свое усмотрение и сложить узор:  «Засели домик», «Заплатки для коврика», «Укрась полянку», Укрась платочек узором», «Божьи коровки» Постепенно задания усложняются – малышам предлагается продолжить узор по схеме, а также предоставляется самостоятельный выбор цвета в играх «Продолжи ряд», «Дорисуй картинку», «Бабочки».        В этих играх дети учатся соблюдать последовательность при продолжении ряда фигур, развивается пространственное мышление, внимательность, воображение, цветовое восприятие. Составлять яркие и интересные узоры, нанизывать в определенной последовательности, «дорисовывать» картинки, угадывать «На что похоже?»  позволяет  дар № 9 «Кольца и полукольца». В играх «Дорисуй картинку», «Сложи узор» - дети накладывают кольца и полукольца того же цвета, что и на картинке, воссоздавая изображение. Комбинируя формы и цвета, дети учатся выразительно передавать образы окружающего мира, развиваются их творческие способности.

Одним из «даров», а также изобретением Фребеля является мозаика – набор № 12. Она включает мозаичное поле 10х10 ячеек, деревянные фишки на ножке 6 цветов. Первые ознакомительные игры с мозаикой начинаются с несколькими деталями разного цвета,              в ходе которых дети смогли их потрогать, рассмотреть. Только после этого малыша познакомились  с пространством поля. Первоначально организовывались простые игры             с одним цветом: «Идет дождь», «Падают снежинки», «Салют», «Падают листья», «Одуванчики». Ребенок располагает детали мозаики произвольно по всему игровому полю, педагог лишь «оживляет» картинку, показывая, как можно в предмете-заместителе видеть образ другого предмета. Когда этот прием уже освоен, малышу можно предложить игры, дополняя их маленькими игрушками. Например «Голубое озеро», «Ягодная полянка» - ребенок заполняет поле фишками одного цвета, оставляя белые пятна. Педагог с помощью маленьких игрушек или деталей другого цвета показывает, как можно синее поле превратить в озеро и по нему поплывут «Гуси-лебеди», а на зеленой полянке созреют красные ягоды. Накапливая опыт, малыш со временем может самостоятельно придумывать различные игры, научится называть изображенное на своей картине. В ходе игры  «Цветочная полянка»                  на рабочее поле выкладываются   цветы различных цветов без серединки. Воспитатель предлагает ребенку назвать цвет и найти для него деталь (серединку) такого же цвета. Затем задание усложняется, предлагается сделать лепестки, при этом серединки уже готовы. Освоив данный прием, малыш может самостоятельно выбирать цвет и составлять композиции. Используя дар «Мозаика»  в играх «Продолжи ряд», «Цветные дорожки» ребенку предлагается  продолжить ряд (дорожку), подобрав правильно цвет, а затем создать свою дорожку. Научиться располагать детали  друг за другом помогут игры «Ручеёк», «Гусеницы». Совместные занятия с педагогом помогают детям осваивать доступные сюжеты, учатся узнавать реальные образы в абстрактных изображения. У детей развивается воображение и фантазия. Дары «Фишки» и «Палочки» позволяют «рисовать» на листе бумаги по образцу и по собственному замыслу, причем ребенок может быстро заменить детали, исправить свою «ошибку» и тем самым достичь поставленной задачи и быть успешным, получить положительные эмоции. Дар «Цветные тела» обеспечивает возможность детям создавать уже объемные работы – бусы, башенки, с учетом определенных принципов (по цвету, форме, высоте), по образцу и в соответствии с игровой ситуацией, сюжетом сказки.

Игровые наборы Ф.Фребеля  не ограничивают ребенка раннего возраста восприятием четырех основных цветов. Палитра его дидактических материалов гораздо шире. В ней присутствуют черный, белый, оранжевый и фиолетовый цвета, что позволяет более широко развивать чувство цвета у детей. В процессе игр дети учатся выделять цвет предметов, называть цвета и их оттенки, сравнивать и группировать предметы по сходству в цвете.

Развитию творческой деятельности детей, способствует взаимодействие с педагогом-психологом, которое реализуется через проектную деятельность. В  рамках  совместного  проекта «Сказка за сказкой» педагог – психолог применяет технологию сказкотерапии,  где также используются дидактические пособия Ф.Фребеля. Малыши выкладывают картинки              по сюжету сказок палочками, кольцами, полукольцами, фишками, фигурами.

В целях повышения эффективности образовательной работы по сенсорному воспитанию, развитию творческой деятельности осуществляется комплексное сотрудничество с родителями воспитанников, которое включает в себя следующие формы работы:

  • Тематические папки «Что такое дары Ф.Фребеля», «Игры по сенсорному воспитанию», «Сенсорное развитие и творчество»
  • Информация на официальном сайте  детского сада «Игры по развитию творческих способностей детей с развивающим пособием «Дары Фребеля»
  • Видеофильм «Дары Ф.Фребеля – как мы играем»
  • Семинары-практикумы «Учимся, играя», «Вместе с мамой»
  • Конкурс для родителей «Лучшее авторское пособие по сенсорному развитию»

Применение  в практической деятельности с детьми технологии Фридриха Фребеля, включение ее в совместную, непрерывную образовательную и самостоятельную деятельность детей, повлияло на позитивные результаты в сенсорном и художественно-эстетическом развитии детей. Также у воспитанников группы раннего возраста появилось желание самостоятельно играть, создавая узоры, рисунки, постройки по своему замыслу, дети охотно поддерживали беседу о том, что они хотят сделать, что у них получилось. Это также подтверждает благоприятное влияние данной технологии на развитие воображения, появление признаков  творческой деятельности.

Литературные источники:

  1. Карпова Ю.В, Кожевникова В.В., Соколова А.В.: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО», 2015
  2. Королева И. Кто придумал детский сад? Система дидактических игр Фридриха Фребеля [// Город детства, 2011 г., №2
  3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольногообразования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г
  4. Фребель Ф. Будем жить для наших детей. Екатеринбург: У - Фактория, 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие психических процессов у детей раннего возраста.

Игры и упражнения для развития детей раннего возраста...

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

Картотека игр на развитие познавательных процессов у детей раннего возраста с использованием игровых технологий Фрёбеля, Дьенеша, Кюизенера, Монтессори

Опыт работы по созданию системы игр для сенсорного развития детей 2-3 лет с использованием игровых технологий Ф.Фрёбеля, Дьенеша, Кюизенера, Монтессори...

Возникновение и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста.

Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляет собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребёнка – з...

Конструирование как средство сенсорного развития познавательных процессов у детей раннего возраста

Конструирование как средство сенсорного развития познавательных процессов у детей раннего возраста...

Игра —путь детей к познанию мира (копилка игр по развитию творческих способностей для детей раннего возраста)

Дети раннего возраста только начинают свой путь в познание окружающего мира, он учится играя и учится играть. В возрасте 2-3 лет активно развивается речевой аппарат, закладывается развитие творческих ...