Конструирование как средство сенсорного развития познавательных процессов у детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Тамара Федоровна Бурмистрова

Конструирование как средство сенсорного развития познавательных процессов у детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Конструирование как средство сенсорного развития познавательных процессов у детей раннего возраста»

Период раннего детства – довольно значимый этап в развитии личности. Это период, в который ребёнок быстро и с интересом познает окружающий мир, впитывает огромное количество впечатлений и информации. Стремление к познанию окружающей действительности пронизывает все сферы детской деятельности. Большое значение для развития познавательной активности детей имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними: разъединить и соединить, конструировать из предметов. Эти задатки реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку, творчество и развивая все эти качества.

Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Конструирование является продуктивным видом деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта.

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.

К техническому типу относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков. В техническом конструировании – дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов.

К художественному типу относится конструирование из бумаги и природного материала. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. (Например: Солнышко, цветочек, поезд) ….

Конструирование детей раннего возраста, как правило, заключается в сооружении разнообразных построек из строительного материала. В процессе данной деятельности осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

Дети воспринимают признаки материалов разными органами чувств (осязания, зрения, практически осваивают величину, длину, ширину, объёмность, возможность получить отчётливые представления о пространстве благодаря тому, что эти представления формируются из конкретных признаков формы, величины, протяжённости частей конструкции.

В сочетании с названием геометрического тела, словесным описанием пространственного расположения его частей у детей создаётся представление о форме, величине, направлении. Отсюда вытекает и важность конструирования, так как в процессе его развиваются движения рук, мелкая моторика пальцев, зрительно-моторные координации, целенаправленные действия с предметами на основе сочетания зрительного и тактильного восприятия, навыки ориентирования в микропространстве со зрительным контролем.

Конструирование в жизни детей раннего возраста способствует развитию и совершенствованию их речи, так как в процессе деятельности дети учатся рассматривать объект работы, различать его цвет, выделяя в нем его качества и правильно обозначая такие понятия, как «широкий – узкий; высокий – низкий; толстый – тонкий; вверху – внизу».

Конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам и потребностям детей, в тоже время развивает фантазию, изобретательность, способствует в дальнейшем формированию технического мышления. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре, главным образом, в сюжетной игре.

На протяжении всего раннего возраста конструирование связано с сюжетно - ролевой игрой, выступает и как её элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов, перевоплощению в героев, что вызывает эмоциональный отклик у детей, чувство радости, удовлетворения.

Конструирование в играх является средством не только умственного воспитания, но и формирования моральных качеств личности ребёнка. Обучение детей сооружению построек (домиков для кукол, животных и т. д.) воспитывает у детей определённую направленность нравственных чувств (заботу о людях, птицах, животных и т. д.). Созданные постройки, поделки дети могут использовать в качестве подарка для мамы, украшения участка, что приносит им большое удовлетворение

Игры и занятия с конструктором позволяют в интересной для ребенка деятельности сформировать у него усидчивость, стремление к познанию и добиваться результата.

А. С. Макаренко подчеркнул, что игры ребенка с игрушками - материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

Таким образом, основная цель конструирования заключается в том, чтобы развивать различные способности ребенка, его познавательные качества, эстетические чувства, а не только научить выполнять ту или иную поделку.