Консультация для родителей воспитанников младшей группы " Развиваем мелкую моторику рук в домашних условиях"
консультация (младшая группа)

Ковалева Светлана Сергеевна

Материал содержит информацию как можно развивать мелкую моторику рук у детей младшего возраста дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                          Частное дошкольное образовательное учреждение

                                             Детский сад №75 ОАО «РЖД»

     КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ВОСПИТАННИКОВ  МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

   Тема: «Развиваем мелкую моторику рук

                    в домашних условиях»

               

     

                      Составила : Ковалева Светлана Сергеевна,

                                                       воспитатель 1 кв. категории

                                           г.Орел

                                                             

                                                 

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.

                       От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

                                      которые питают источник творческой мысли»

                                                                                          В. А. Сухомлинский

В последнее время молодые родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. И поэтому, на мой взгляд, основная задача для педагога - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика-это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать). Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Когда ребенок начинает познавать мир, он задумывается даже о том, как сложить пальцы, чтобы взять тот или иной предмет, начиная с горошины и заканчивая мячом. Успешное выполнение заданий — большое достижение. Время, проведенное с маленьким человеком, никогда не бывает потрачено впустую. Уже давно стало известно, что наши пальцы связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Тренировка рук стимулирует организм ребенка, повышает деятельность мозга и других органов, способствует развитию речи. О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки «Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока» и другие пальчиковые игры. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Педагог В.А Сухомлинский писал «Ум находиться на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М Кольцовой, являются «мощным средством»  повышения работоспособности головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребёнка координации - согласованного действия рук и глаз. Процессу развития мелкой моторики у детей уделяется мало внимания со стороны родителей. Важная роль, особенно в раннем возрасте, должна принадлежать родителям. Мама проводит на кухне немало времени, готовя обед для всей семьи. Некоторые даже считают, что время, проведенное на кухне-потрачено зря. Между тем кухня и период приготовления еды - это уникальная возможность общения с ребенком. Оглянитесь вокруг себя, проявите немного изобретательности, и кухня превратиться в площадку для интересных занятий и игр. Когда вы готовите кушать, пригласите ребенка вам помочь. Дайте ему нарезную доску с нарезанными только что овощами, пусть раскладывает их по тарелочкам — морковь отдельно, картофель отдельно, лук отдельно. Вам это кажется бесполезным занятием, а для ребенка нужное и очень ответственное дело. Если в вашем меню сегодня каша, поручите ребенку работу «Золушки» — это одно из самых полезных для мелкой моторики занятий. Насыпьте ребенку в одну миску рис и немного фасоли, пусть выбирает фасоль из крупы (вместо риса можно использовать гречку или пшено). Развитие моторики при помощи подручных предметов станет палочкой-выручалочкой. Для развития мелкой моторики пальцев рук у детей младшего возраста можно использовать простые доступные предметы: крупы и макаронные изделия (из них можно выкладывать узоры, рисовать пальчиками на столе, рассыпав тонким слоем манку или муку спрятать в крупу киндер - игрушку - пусть ребенок найдет руками игрушку, складывать в бутылку фасоль или горох). Из макарон, баранок можно сделать бусы; пуговицы (их можно застегивать, расстегивать, выкладывать из них картинки, нанизывать на нитку); вода (детям нравиться переливать воду при помощи пипетки, груши или ложечки); сухофрукты и орехи (не только полезное, но и вкусное задание раскладывать различные виды сушеных фруктов и орехов по разным тарелочкам); бельевые прищепки (из них можно мастерить игрушки, цеплять на веревочку, развешивая белье и т. д.); природный материал (каштан, ракушки, морские камушки, шишки -прекрасный материал для поделок и картин); тесто (из него можно лепить фигурки, просто мять-когда собираетесь что то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравиться мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме. бумага, газеты, журналы, фольга (ее можно смять, так чтобы она уместилась в кулачке, рвать или перелистывать страницы журнала). Маленьким деткам очень нравится разматывать и раздирать на части туалетную бумагу. Завинчивание крышек (такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков). Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной. Застегивание, расстегивание и шнуровка. Для этого упражнения не требуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам себе застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ботинок со шнурками, который станет прекрасным тренажером для рук. У каждой хозяйки в доме есть дуршлаг (переворачиваем дуршлаг и предлагаем ребенку в дырочки попасть трубочками из-под коктейля или ватными палочками. Возьмите решетку для раковины. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги, можно в дырочки продевать ленточки. Берем пельменницу - ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами. Развитие мелкой моторики у детей — это естественный процесс, она начинает развиваться еще в младенческом возрасте на базе общей моторики. Ребенок начинает с простых хватательных жестов, потом учится перекладывать предмет из руки в руку, осваивает «пинцетный захват». В два года ребенок уже способен правильно держать ложку и карандаш, начинает рисовать. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания. Расслабляющие (самомассаж кистей и пальцев рук):

•  Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.

 •        Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

 •        Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

 •        Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

 •        Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

 • Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

 •        Надавливание не заточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

 •        Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

 •        Для упражнения «Резиночка» можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

 •        "Каляки - маляки". Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.

 •  "Солнышко улыбается". Упражнение от Марии Монтессори. Вырезаем из плотной бумаги круг и рисуем на нем улыбающееся солнышко. Покупаем большое количество цветных скрепок и прикрепляем их по периметру. Можно поиграть с цветами: например, нанизывать сначала желтую скрепку, потом зеленую, потом красную. Или 3 желтых, 3 зеленых, и так далее. Здесь в упражнение добавляется счет. Объясните ребенку, почему солнышко улыбается: оно довольно, потому что с ним играют.

 •     Навинчивать гайки на болты или нажимать на кнопки импровизированного пульта управления (можно взять старый, уже отслуживший пульт от телевизора без батареек). Хочешь, представляй, что ты шофер, хочешь - пилот самолета или танкист.

Особое место в играх на развитие моторики занимают рисование и лепка. Маленький художник может начинать творческую деятельность с рисования масляной пастелью. Если не найдете ее в продаже, подойдут восковые мелки. Они помогут малышу научиться держать мелок двумя пальчиками (а там и до держания ручки-карандаша рукой подать). Рисуйте различные фигуры: линии (прямые и волнистые), круги, овалы, квадраты и треугольники, закрашивайте их. Если не получается, поначалу возьмите руку малыша в свою и помогайте ему. Бумага должна быть довольно большого размера, допустим А3, чтобы малыш не промахивался мимо. Со временем перейдете на фломастеры и краски. Лепить можно из пластилина, а можно - из теста. Тесто, безусловно, гораздо безопаснее. Лепить сначала можно невразумительные "комки", потом - простые фигурки, буквы.  В тесто можно втыкать разные мелкие предметы: зернышки, горошины, те же пуговицы. В развитии мелкой моторики действует то же правило, что и в развитии других навыков: больше игры, меньше принуждения. И регулярность. Не стоит потакать капризному "не хочу, не буду". Придется проявить дипломатические способности. Будьте терпеливы, настойчивы и мудры. Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. А какой ребенок не любит приклеивать-отклеивать магниты на холодильнике? Это занятие можно разнообразить по своему желанию и возможностям. Позволяйте также кушать руками «мелкую еду» (горошек, кукурузу, ягоды), чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины.

 Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей ( первая младшая группа) Развитие мелкой моторики рук ребенка

пвмятка для родителей как  развивать мелую моторику рук ребенка 3-х лет...

Консультации для родителей 2-й младшей группы. Развиваем мелкую моторику рук.

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом....

Консультация для родителей второй младшей группы: «Развитие мелкой моторики рук"

Консультация для родителей второй младшей группы: «Развитие мелкой моторики рукВ.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука -...

Мастер-класс для родителей детей с ОВЗ "Развиваем мелкую моторику рук в домашних условиях"

В мастер - классе описываются игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в домашних условиях....

Мастер-класс для родителей детей с ОВЗ "Развиваем мелкую моторику рук в домашних условиях"

В мастер - классе описываются игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в домашних условиях....

Мастер-класс для родителей «Развиваем мелкую моторику детей в домашних условиях»

Цель: Знакомство родителей с методами и приёмами работы с детьми по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях....