Консультация для воспитателей на тему: «Развивающие игры В.В. Воскобовича для детей раннего возраста».
консультация (младшая группа)

Горбачева Инга Валентиновна

Сегодня в детских учреждениях  с самого раннего возраста широко используется педагогами игровая  технология В.В. Воскобовича « Сказочный лабиринты игры». Цель технологии: построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №227»

Консультация для воспитателей на тему:

«Развивающие игры В.В. Воскобовича для детей раннего возраста».

Воспитатель :

Горбачева И.В.

г. Ярославль

2018-2019 учебный год

     В настоящее время актуальность игровой деятельности повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельно оценивать и отбирать полученную информацию. Развивать подобное умение помогает игра.

     Сегодня в детских учреждениях  с самого раннего возраста широко используется педагогами игровая  технология В.В. Воскобовича « Сказочный лабиринты игры». Цель технологии: построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

Особенности технологии:

  • Широкий возрастной диапазон участников игр.

  • Многофункциональность развивающих игр.

  • Вариативность.

  • Сказочность.

  • Взаимосвязь развивающих пособий.

  • Поэтапность.

  • Широта использования.

  • Творческий потенциал каждой игры.

  • Комфортность.

  • Технология с «открытым кодом»

Когда говорят об играх Воскобовича, то выделяют конкретно 3 блока развивающих игр:

универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач. К универсальному блоку относятся:

1. Сказочное универсальное средство «Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»»,

2. Предметные универсальные средства - комплекс «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик»,

3. Графическое универсальное средство - Игровой графический тренажер «Игровизор»;

предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать. К примеру, комплект «Играем в математику», «Цифроцирк», «Теремки»;

конструктивный блок – естественно туда входят конструкторы.К примеру, «Чудо-крестики», «Чудо-соты».

Цели и задачи технологии раскрывают каждую из образовательных областей ФГОС ДО, а именно

1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое, развивает творческое воображение, развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности, знакомит детей с различными геометрическими формами.( познавательное развитие)

2. Учит играть, общаясь друг с другом (социально-коммуникативное развитие).

3. Развивает умение составлять картины и узоры из геометрических фигур (художественно-эстетическое развитие).

4. Путешествуя по лабиринтам этой игры вместе со сказочными персонажами, ребёнок словесно описывает свой путь и ищет решение возникающих проблемных ситуаций героев (речевое развитие).

5. Развивает мелкую моторику руки (физическое развитие).

     На базе развивающих игр Воскобовича можно строить образовательный процесс, начиная с раннего дошкольного возраста. В зависимости от возраста просто усложняется задание и увеличивается количество действий для его решения. Одна и та же игра будет приносить пользу на протяжении нескольких лет.

     Для эффективного решения образовательных задач с детьми 2-3 лет можно использовать такие игры: «Фиолетовый лес», «Игровой квадрат», «Кораблик Плюх-плюх», «Черепашки», «Фонарики». Подробнее остановимся на некоторых из них.

Развивающая предметно-пространственная  среда «Фиолетовый лес»

Ковролиновая основа, жестко крепится на стене, размер 1*1,25, есть еще вариант 1,5*2,5 (если позволяет место). Переносные элементы крепятся на липучках и могут располагаться в произвольном порядке на основе. Он яркий, рассчитан на то, что бы дети увидели, ахнули и захотели что-либо делать. А как мы знаем, ребенок познает окружающий мир и развивается, выполняя какие-либо действия. Но на одно занятие надо планировать то пространство Фиолетового леса, которое необходимо для решения конкретной одной задачи. Дети раннего возраста очень быстро распыляются, и если будет очень много отвлекающих элементов, то результата не будет. В комплект входит методичка по работе с Фиолетовым лесом. В ней есть игровые задания для всех возрастных групп по всем образовательным задачам.

Задачи, которые мы можем решать:

- Ознакомление детей с окружающим миром (времена года, природные явления, растительный и животный мир);

- Развитие познавательных процессов (пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение);

- Развитие способностей к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации.

- Развитию аргументированной и доказательной речи;

Пример задания

Для детей раннего возраста очень важным является сенсорное развитие, и здесь мы знакомим детей с формой, цветом, величиной. Это три главных элемента, с которыми мы должны их познакомить. Если говорить о цвете, то для детей раннего возраста мы используем 4 цвета: крас, желт, синий и зеленый. Знакомим с величиной – большой и маленький, и затем вводим понятие средний.

  • «Помоги ежику собрать листочки»

Задачи: - закрепление умения выделять признак - большой и маленький; - развитие умения группировать по размеру.

Материалы и оборудование: листочки двух размеров, ежики двух размеров

Игровая ситуация: ежики гуляли по Фиолетовому лесу и увидели много красивых листочков. Они им так понравились, что ежики решили украсить листочками свои дома. Большой ежик решил собрать большие листочки, а маленький – маленькие. Но сами они никак не могут справиться. Давайте поможем ежатам.

Задание: одеть на колючки большому ежику большие листочки, маленькому – маленькие.

Листочки могут быть развешены по всему Фиолетовому лесу, их можно раздать детям или, для того чтобы совместить занятие с физическим развитием, листочки можно разбросать на полу. И тогда дети будет подходить, наклоняться и поднимать их.

«Кораблик Плюх-плюх»

Эта игра представляет собой деревянный кораблик с пятью мачтами, разноцветными флажками и шнуровкой. Мачты кораблика разные по размеру, на каждой мачте флажки определённого цвета

В игре развиваются:

Сенсорные способности

Мелкая моторика

Внимание, мышление, память,речь

Навыки счета

Пространственные представления

Пример задания

Взрослый рассказывает ребенку сказку, героями которой являются Гусь-капитан и Лягушки-матросы.

Сами задания встречаются по ходу сюжета, например :

  • Сначала выполняем команду капитана «Снять все флажки!» и опять надеваем их на мачты в том же порядке.  (мелкая моторика)
  • Подул сильный ветер, и все флажки перепутались. Сортируем их по цвету и сравниваем по количеству.  (навыки счета, логика, изучение цветов)
  • Капитан снова командует: «Флажки одного цвета на мачту!» Учимся различать высокие и низкие мачты. На какую мачту наденется больше всего флажков? А на какую меньше всего?  (логика, счет, понятие размера)

Эталонные конструкторы «Фонарики»

Игровое поле (210х297 мм, фанера, цветная пленка желтого цвета, шелкография); 10 фигур-вкладышей (фанера, пленка красного и зеленого цветов) с держателями: 5  целых маленького размера и 5 составных большого размера; альбом фигур.

Вариативность заданий:

вкладыши;

геометрические формы;

конструирование по схемам;

свободное конструирование;

трафаретное рисование.

«Фонарики» - это головоломка для самых маленьких. Малыши составляют геометрические фигуры из двух частей одного цвета. Трехлетние дети конструируют из деталей головоломки фигурки по схеме и собственному замыслу. Изначально  для конструирования используются  схемы  1 в 1. Когда ребенок освоит прием наложения на схему, можно переходить к выкладыванию на столе. Тоже по схеме, но на столе. Далее может быть свободное конструирование. Придумывается сказочный сюжет и дети строят на столе, педагог в Фиолетовом лесу. И все вместе строят дом для гнома или пчелки, фантазируя и развивая сюжет. Далее можно пользоваться маленькой схемой.

Эталонные конструкторы «Черепашки. Пирамидка»

В состав входит 21 фигурка-черепашка всех цветов радуги , фигурки имеют три размера (большая черепашка – папа, средняя черепашка – мама, и маленький малыш)

Вариативность заданий:

 нанизывание по величине;

 нанизывание по цвету;

 плоскостное и объемное конструирование;

 конструирование по схемам;

 свободное конструирование.

Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику, за счёт своего игрового поля, приходится прикладывать некоторые усилия, что бы все черепашки вернулись на своё место.

Варианты игр с пособием: "Цвет черепашек", "Размер черепашек", "Цвет и размер черепашек", "Радужные черепашки", "Черепашки подружились", "Сколько черепашек?"

       Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста

"Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста"...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное    учреждениедетский сад №1 «Светлячок»  Консультация для родителей на тему:«Дидактические игры как средство сенсорног...

Консультация для воспитателей на тему: «Развивающие игры В.В. Воскобовича в образовательном процессе детского сада»

Материал содержит игры развиващие конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять....

«РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В.В. ВОСКОБОВИЧА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ФГОС»

laquo;РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В.В. ВОСКОБОВИЧА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ФГОС»...

Мастер-класс для воспитателей на тему «Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста»

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками....

Консультация для родителей Особенности использования развивающих игр В.В. Воскобовича для детей раннего возраста

Для детей раннего возраста очень важным является сенсорное развитие, и спомощью игр В.Воскобовича родители без труда могут познакомить детей сформой, цветом, величиной....