Консультация для воспитателей на тему: «Развивающие игры В.В. Воскобовича для детей раннего возраста».
консультация (младшая группа)
Сегодня в детских учреждениях с самого раннего возраста широко используется педагогами игровая технология В.В. Воскобовича « Сказочный лабиринты игры». Цель технологии: построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_igry_v._voskobovicha_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №227»
Консультация для воспитателей на тему:
«Развивающие игры В.В. Воскобовича для детей раннего возраста».
Воспитатель :
Горбачева И.В.
г. Ярославль
2018-2019 учебный год
В настоящее время актуальность игровой деятельности повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельно оценивать и отбирать полученную информацию. Развивать подобное умение помогает игра.
Сегодня в детских учреждениях с самого раннего возраста широко используется педагогами игровая технология В.В. Воскобовича « Сказочный лабиринты игры». Цель технологии: построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
Особенности технологии:
- Широкий возрастной диапазон участников игр.
- Многофункциональность развивающих игр.
- Вариативность.
- Сказочность.
- Взаимосвязь развивающих пособий.
- Поэтапность.
- Широта использования.
- Творческий потенциал каждой игры.
- Комфортность.
- Технология с «открытым кодом»
Когда говорят об играх Воскобовича, то выделяют конкретно 3 блока развивающих игр:
универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач. К универсальному блоку относятся:
1. Сказочное универсальное средство «Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»»,
2. Предметные универсальные средства - комплекс «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик»,
3. Графическое универсальное средство - Игровой графический тренажер «Игровизор»;
предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать. К примеру, комплект «Играем в математику», «Цифроцирк», «Теремки»;
конструктивный блок – естественно туда входят конструкторы.К примеру, «Чудо-крестики», «Чудо-соты».
Цели и задачи технологии раскрывают каждую из образовательных областей ФГОС ДО, а именно
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое, развивает творческое воображение, развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности, знакомит детей с различными геометрическими формами.( познавательное развитие)
2. Учит играть, общаясь друг с другом (социально-коммуникативное развитие).
3. Развивает умение составлять картины и узоры из геометрических фигур (художественно-эстетическое развитие).
4. Путешествуя по лабиринтам этой игры вместе со сказочными персонажами, ребёнок словесно описывает свой путь и ищет решение возникающих проблемных ситуаций героев (речевое развитие).
5. Развивает мелкую моторику руки (физическое развитие).
На базе развивающих игр Воскобовича можно строить образовательный процесс, начиная с раннего дошкольного возраста. В зависимости от возраста просто усложняется задание и увеличивается количество действий для его решения. Одна и та же игра будет приносить пользу на протяжении нескольких лет.
Для эффективного решения образовательных задач с детьми 2-3 лет можно использовать такие игры: «Фиолетовый лес», «Игровой квадрат», «Кораблик Плюх-плюх», «Черепашки», «Фонарики». Подробнее остановимся на некоторых из них.
Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»
Ковролиновая основа, жестко крепится на стене, размер 1*1,25, есть еще вариант 1,5*2,5 (если позволяет место). Переносные элементы крепятся на липучках и могут располагаться в произвольном порядке на основе. Он яркий, рассчитан на то, что бы дети увидели, ахнули и захотели что-либо делать. А как мы знаем, ребенок познает окружающий мир и развивается, выполняя какие-либо действия. Но на одно занятие надо планировать то пространство Фиолетового леса, которое необходимо для решения конкретной одной задачи. Дети раннего возраста очень быстро распыляются, и если будет очень много отвлекающих элементов, то результата не будет. В комплект входит методичка по работе с Фиолетовым лесом. В ней есть игровые задания для всех возрастных групп по всем образовательным задачам.
Задачи, которые мы можем решать:
- Ознакомление детей с окружающим миром (времена года, природные явления, растительный и животный мир);
- Развитие познавательных процессов (пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение);
- Развитие способностей к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации.
- Развитию аргументированной и доказательной речи;
Пример задания
Для детей раннего возраста очень важным является сенсорное развитие, и здесь мы знакомим детей с формой, цветом, величиной. Это три главных элемента, с которыми мы должны их познакомить. Если говорить о цвете, то для детей раннего возраста мы используем 4 цвета: крас, желт, синий и зеленый. Знакомим с величиной – большой и маленький, и затем вводим понятие средний.
- «Помоги ежику собрать листочки»
Задачи: - закрепление умения выделять признак - большой и маленький; - развитие умения группировать по размеру.
Материалы и оборудование: листочки двух размеров, ежики двух размеров
Игровая ситуация: ежики гуляли по Фиолетовому лесу и увидели много красивых листочков. Они им так понравились, что ежики решили украсить листочками свои дома. Большой ежик решил собрать большие листочки, а маленький – маленькие. Но сами они никак не могут справиться. Давайте поможем ежатам.
Задание: одеть на колючки большому ежику большие листочки, маленькому – маленькие.
Листочки могут быть развешены по всему Фиолетовому лесу, их можно раздать детям или, для того чтобы совместить занятие с физическим развитием, листочки можно разбросать на полу. И тогда дети будет подходить, наклоняться и поднимать их.
«Кораблик Плюх-плюх»
Эта игра представляет собой деревянный кораблик с пятью мачтами, разноцветными флажками и шнуровкой. Мачты кораблика разные по размеру, на каждой мачте флажки определённого цвета
В игре развиваются:
Сенсорные способности
Мелкая моторика
Внимание, мышление, память,речь
Навыки счета
Пространственные представления
Пример задания
Взрослый рассказывает ребенку сказку, героями которой являются Гусь-капитан и Лягушки-матросы.
Сами задания встречаются по ходу сюжета, например :
- Сначала выполняем команду капитана «Снять все флажки!» и опять надеваем их на мачты в том же порядке. (мелкая моторика)
- Подул сильный ветер, и все флажки перепутались. Сортируем их по цвету и сравниваем по количеству. (навыки счета, логика, изучение цветов)
- Капитан снова командует: «Флажки одного цвета на мачту!» Учимся различать высокие и низкие мачты. На какую мачту наденется больше всего флажков? А на какую меньше всего? (логика, счет, понятие размера)
Эталонные конструкторы «Фонарики»
Игровое поле (210х297 мм, фанера, цветная пленка желтого цвета, шелкография); 10 фигур-вкладышей (фанера, пленка красного и зеленого цветов) с держателями: 5 целых маленького размера и 5 составных большого размера; альбом фигур.
Вариативность заданий:
вкладыши;
геометрические формы;
конструирование по схемам;
свободное конструирование;
трафаретное рисование.
«Фонарики» - это головоломка для самых маленьких. Малыши составляют геометрические фигуры из двух частей одного цвета. Трехлетние дети конструируют из деталей головоломки фигурки по схеме и собственному замыслу. Изначально для конструирования используются схемы 1 в 1. Когда ребенок освоит прием наложения на схему, можно переходить к выкладыванию на столе. Тоже по схеме, но на столе. Далее может быть свободное конструирование. Придумывается сказочный сюжет и дети строят на столе, педагог в Фиолетовом лесу. И все вместе строят дом для гнома или пчелки, фантазируя и развивая сюжет. Далее можно пользоваться маленькой схемой.
Эталонные конструкторы «Черепашки. Пирамидка»
В состав входит 21 фигурка-черепашка всех цветов радуги , фигурки имеют три размера (большая черепашка – папа, средняя черепашка – мама, и маленький малыш)
Вариативность заданий:
нанизывание по величине;
нанизывание по цвету;
плоскостное и объемное конструирование;
конструирование по схемам;
свободное конструирование.
Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику, за счёт своего игрового поля, приходится прикладывать некоторые усилия, что бы все черепашки вернулись на своё место.
Варианты игр с пособием: "Цвет черепашек", "Размер черепашек", "Цвет и размер черепашек", "Радужные черепашки", "Черепашки подружились", "Сколько черепашек?"
Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста
"Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста"...
Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...
Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1 «Светлячок» Консультация для родителей на тему:«Дидактические игры как средство сенсорног...
Консультация для воспитателей на тему: «Развивающие игры В.В. Воскобовича в образовательном процессе детского сада»
Материал содержит игры развиващие конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять....
«РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В.В. ВОСКОБОВИЧА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
laquo;РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В.В. ВОСКОБОВИЧА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ФГОС»...
Мастер-класс для воспитателей на тему «Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста»
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками....
Консультация для родителей Особенности использования развивающих игр В.В. Воскобовича для детей раннего возраста
Для детей раннего возраста очень важным является сенсорное развитие, и спомощью игр В.Воскобовича родители без труда могут познакомить детей сформой, цветом, величиной....