Лэпбук «Волшебная ёлка» Информационно-методические рекомендации
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Елена Ивановна Киселева

Одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности педагога является степень его готовности к использованию современных технологий в своей профессионально-педагогической деятельности. Применение новых технологий является эффективным способом в расширении кругозора воспитанников, в освоении ими способов деятельности. 

  В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – «лэпбук». Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его создают совместно взрослый и дети.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Р О С С И Й С К А Я    Ф Е Д Е Р А Ц И Я  

Я М А Л О – Н Е Н Е Ц К И Й    А В Т О Н О М Н Ы Й    О К Р У Г

  1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  2.  «РУСАЛОЧКА»

  3. МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ГУБКИНСКИЙ

 629830 ЯНАО г.Губкинский, микрорайон 2, дом 30

телефон: (34936)  5-33-10, 3-21-66,  факс  3-21-66, E-mail:  rusal@mogub.yanao.ru

 ОКПО 48737632, ИНН 8913001520, расчетный счет 40701810165771500025, БИК 047130639 ОАО «Запсибкомбанк»

Лэпбук «Волшебная ёлка»

Информационно-методические рекомендации:

«Лэпбук» — как форма совместной деятельности

детей и взрослых»

Воспитатель МАДОУ «Русалочка»

Киселева Елена Ивановна

ЯНАО город Губкинский,

2017 г.

Предисловие

Одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности педагога является степень его готовности к использованию современных технологий в своей профессионально-педагогической деятельности. Применение новых технологий является эффективным способом в расширении кругозора воспитанников, в освоении ими способов деятельности. 

  В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – «лэпбук». Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.

Что такое лэпбук?

«Лэпбук» (lapbook) – в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Это сравнительно новое средство обучения дошкольников.

 Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то многие наверняка вспомнят, как в школе делали рефераты и доклады (собирали информацию и красиво оформляли её.  Или вспомним папки-передвижки с кармашками. Воспитатели в них оставляли массу полезной информации для родителей. Всё это было незаслуженно забыто нами. И вот забытое старое возвращается к нам уже значительно преобразовано и улучшено в виде «лэпбука».

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. 

  В лэпбуке собирается материал по определенной теме. При этом лэпбук  - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской деятельности, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить лэпбук, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изучение материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Характеристика «Лэпбука» как педагогической технологии.

  Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы.  Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему со школьниками и малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Значение методического пособия для педагога:

- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;

- способствует оформления результатов совместной проектной деятельности;

- способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

Значение методического пособия для ребенка:

- способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;

- способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;

- способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме;

Лэпбук отличный помощник в работе педагогов и узких специалистов.

  Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

информативен        

способствует развитию творчества, воображения

пригоден к использованию одновременно группой детей, в том числе с участием взрослого как играющего партнера

обладает дидактическими свойствами

является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства

вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части)

его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста

обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Зачем нужен лэпбук?

1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.

5. Это просто интересно, в конце концов!

Результативность использования лэпбука.

Лэпбук помогает детям по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. В любое удобное время ребенок открывает «лэпбук» и с радостью повторяет пройденное, рассматривая карточки и иллюстрации, организуя игры по своему желанию. «Лэпбук» хорошо подходит для занятий в группах, подгруппах и индивидуально. В результате дети быстро запоминают стихи и содержание «лэпбука». Проявляется повышенный интереса к содержанию, самостоятельность при работе с «лэбуком».

Лэпбук «Волшебная ёлка»

1. Тема лэпбука: «Новый год».

2. Возрастная адресность: дети 3-7 лет.

3. Цель лэпбука: закрепить и систематизировать материал по теме «Новый год».

4. Осваиваемое детьми содержание:

У детей формируется представление, о том, что традиции празднования Нового года различны, не только в разных странах, но и в каждой семье.

Дети узнают, что в стародавние времена Новый год праздновали не только в другое время, но и с другими атрибутами, а также что Деда Мороза раньше называли по-другому, и Снегурочка появилась всего лишь примерно сто лет назад.

Дети знакомятся со сказочными новогодними персонажами различных стран, и узнают в чем между ними отличия.

Воспитывается уважительное отношение к национальным традициям, бережное отношение к старинным вещам.

Дети узнают много новых стихов, загадок, примет и пословиц, пальчиковых игр и считалок по новогодней тематике.

Составляющие лэпбука:

а) «Новогодние загадки» с  ответами. 

Цель: способствовать развитию психических процессов (память, логика, мышление, творческое воображение) у детей старшего дошкольного возраста, посредством отгадывания загадок.

б) Карточки «Математические пазлы». 

Цель: познакомить с новым видом пазлов, развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, умение доводить начатое до конца.

Цель игры:

•систематизировать знания детей чисел от 1 до 10;

•закреплять навыки счета в пределах 10;

•развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности;

•пробуждать интерес к предмету через игру

Задачи игры:

-закрепление счета от 1 до 10;

-подготовка детей к изучению сложения и вычитания;

-акцентировать внимание на месте числа в ряду других чисел;

-способствовать развитию логического мышления: умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывод; произвольного внимания, памяти, самопроверки и самоконтроля.

-выполнять задания поискового характера;

в) Карточки «Новогодние находилки» 

Цель: развивать умение соотносить количество предметов и число, внимание и усидчивость.

г) Разборная книжка-малышка «Досье на Деда Мороза». 

Цель: расширить и систематизировать представления детей о российском Деде Морозе.

д) Гармошка «Расскажите детям о Новом годе». 

Цель: познакомить детей с помощниками Деда Мороза, традициями празднования Нового года, их особенностями, историей появления.

е) Счетный материал «Новогодние шары-эмоции» (20шт.) с новогодними стихами на обороте + Д/и «Расскажи про эмоцию». 

Цель: знакомить детей с разнообразием эмоций.

- помочь детям овладеть навыками управления своей эмоциональной сферой;

развивать способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их оценивать и полноценно переживать;

- тренировать невербальные средства общения;

- развивать воображение, внимание, память, восприятие.

- развивать связную речь.

ж) Счетный материал «Снежинки» с новогодними загадками и названиями дней недели на обороте. 

Цель: формирование навыков счета в пределах 20; развитие памяти, закрепление знаний дней недели и их порядка.

В Игре имеются полоски, поделенные на квадраты, в которых дети могут сами задавать алгоритм

Карта №1. Игра « Путаница».

Цель. Закрепить знания цифр. Развивать наблюдательность, внимание.

Ход игры.

В игре снежинки с цифрами раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

Карта № 2.

Игра « Какой цифры не стало?»

Цель. Закрепить знания детьми цифр, умение называть соседей числа. Развивать память, внимание.

Ход игры.

В игре также убираются одна - две снежинки с цифрами. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после

Карта №3.

Игра « Что изменилось»

Цель. Закрепит умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Развивать внимание, память.

Ход игры.

Несколько снежинок размещают на столе, рядом кладут фишки или предметы, соответствующие по количеству числу на снежинке. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает какие-то из предметов или фишек, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах.

Карта №4.

Игра «Чудесный подарок».

Цель. Упражнять детей в счёте с помощью различных анализаторов. Закрепить представления о количественных отношениях между числами. Развивать логику, мышление, внимание.

Ход игры.

В чудесном подарке находятся: снежинки, у детей два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько обозначено цифрой на снежинке. Дети, сидящие за столами, отсчитывают количество предметов.

Карта №5.

Игра «Сколько».

Цель. Упражнять детей в счёте. Развивать слух, внимание.

Ход игры.

На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. Сидит девица в темнице, а коса на улице ». Играющие догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру 4 . Кто быстрее поднял цифру, становится ведущим. Вместо загадок можно давать описание предмета. Например: «Это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает, но знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько ».

Карта №6.

Игра «Считай – не ошибись».

Цель. Закрепить порядок следования чисел натурального ряда, упражнять в прямом и обратном счёте. Развивать мышление, внимание.

Ход игры.

В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводиться в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие.

Карта №7.

Игра «Какой игрушки не стало».

Цель. Закрепить порядковый счёт предметов, понятие «сколько». Развивать внимание, память.

Ход игры.

Ведущий выставляет несколько разнородных игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева. Ребенок, который правильно и полно ответил, становится ведущим.

Карта №8.

Игра « На каком месте?»

Цель. Закрепить счёт в пределах пяти. Развивать память, внимание.

Ход игры. Выставляются муляжи фруктов или овощей. Дети их пересчитывают. Указывают снежинку с цифрой, обозначающей, на каком месте был помидор или яблоко. Дети проверяют правильность ответов.

з) Гармошка «Снегурочка». 

Цель: создать праздничное настроение и укрепить веру в чудеса и систематизировать знания детей о Снегурочке. Карточки «Снежинки» наглядно знакомит детей с порядковым строением числового ряда. Дети могут самостоятельно их брать и перекладывать, играть с ними по своему усмотрению.

и) Новогодние лабиринты. 

Цель: развитие наглядно-образного мышления, развитие логического мышления, пространственного восприятия, развивать мелкую моторику, в том числе координацию движений пальцев, воспитывать усидчивость, аккуратность, внимание.

к) Гармошка «Ёлка». 

Цель: знакомить с традициями дарения подарков на Новый год в различных странах, историей украшения ёлки.

л) Новогодние раскраски. 

Цель: развитие творческих задатков ребенка, художественного вкуса, усидчивость, усердие.

м) Игра «раскрась, вырежи, склей и укрась ёлку» Стимулировать детей принимать участие в украшении ёлки, развивать мелкую моторику и творческую фантазию.

н) Игра с прищепками.

Цель: Развитие мелкой моторики рук и высших психических функций.

Задачи:

Образовательные: учить детей правильно брать и открывать прищепку; соотносить число с количеством предметов, счета в пределах двадцати.

Коррекционные: развивать мелкую моторику рук, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, воображение, речевую активность; развивать слуховое восприятие.

Воспитательные: воспитывать интерес, усидчивость, терпение.

о) Игра «Дорисуй половинку предмета».

Цель: Продолжать знакомить детей с изображением симметричных предметов.

Задачизакрепить умение быстро ориентироваться на листе бумаги, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок карандаша.

Научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением; научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным; передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; развивать технические навыки в рисовании водными маркерами;

Развивать усидчивость, творчество.

п) Новогодние раскраски.

Цель: обучение правильному подбору цветовых сочетаний, раскраски позволят детям развить и укрепить навыки рисования. Раскрашивая раскраску, дети не только весело проведут время, но и научатся рисовать.,

Задачи: развивать художественный вкус, создать веселую и радостную атмосферу

р) «Новогодние загадки» с картинками ответами используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Читающие дети могут их использовать самостоятельно для проведения мини викторин по теме «Новый год».

с) Дидактическая игра "Бусы для ёлки".

Цели и задачи: собирать бусы разными способами и в соответствии с образцом; формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами; закрепить знания детей о цвете, форме, количестве, развивать внимание и сенсорное восприятие; обеспечить ребенку возможность в игре развивать мелкую моторику рук, проявлять активность, добиваться результата. В игре имеются карточки с пустыми полями в которых дети, овладевшие принципами и ходом игры могу сами задавать для других детей алгоритм выполнения задания.

т) Дидактическая игра: «Помоги Деду Морозу сосчитать подарки».

Цели и задачи: 

1. Учить решать примеры и задачи на сложение и вычитание,

2. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.

3.Воспитывать положительную мотивацию к учению, любознательность. В этой игре так же карточки с пустыми полями в которых дети, овладевшие принципами и ходом игры могу сами задавать для других детей алгоритм выполнения задания.

у) Дидактическая игра "Сложи ёлочную игрушку".  

Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур). Развивать внимание, логическое мышление, творческую фантазию.

ф) Дидактическая игра "Коврик для Снегурочки".

Цели и задачи: продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей. В игре имеются карточки с пустыми полями в которых дети, овладевшие принципами и ходом игры могу сами задавать для других детей алгоритм выполнения задания.

х) Дидактическая игра «Зима. Новый год». Игра содержит задания на развитие логики, внимания, умения соотносить количество предметов с числом, развитие речи и т.д.

ц) Игра-ходилка «Ёлка».

Игра развивает внимание, закрепляет умение играть по правилам.

ч) Дидактическая игра «Кто пришел на ёлку?».

Цели и задачи: научить ребёнка слышать звук, находить его место в слове, научить его составлять слова из букв, соотносить звук и букву.

ш) Дидактическая игра «Зимние виды спорта».

Цели и задачи: Учить составлять описательный рассказ с опорой на картинку, развивать речь, творческую фантазию, прививать желание заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.

щ) Дидактическая игра «Новогодние задания».

Цели и задачи: развивать логическое мышление, творческую фантазию, умение соотносить число с количеством предметов, развивать мелкую моторику рук.

э) Дидактическая игра «Найди пропущенное число».  Цели и задачи: повторить и закрепить с детьми знание числового ряда, научить находить место числа в ряду, соотносить число с количеством предметов, вставлять пропущенную цифру.

ю) Дидактическая игра «Продолжи ряд». Цели и задачи: развивать мелкую моторику рук, умение ориентироваться на листе в клетку, пространственное воображение.

я) Папка "Картотеки для воспитателей" содержит материал для совместной деятельности. В ней находятся: картотека пальчиковых игр, картотека загадок «Доскажи словечко», картотека подвижных игр, картотека игр для утренника, картотека игр на внимание, игра «Доскажи словечко», картотека словесных игр, игра «Скажи наоборот», игра «Зима- хорошо, зима-плохо», картотека стихотворений о зиме, картотека стихотворений о ёлке и празднике Новый год, картотека загадок о зиме, ёлке, празднике Новый год, картотека зимних физкультминуток, картотека схем для рисования ёлки, Деда Мороза. Снегурочки и снеговика, картотека схем для пластилинографии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - методические рекомендации : "Лепбук" - как форма совместной деятельности детей и взрослых"

Я хочу познакомить вас с интересным способом представления продукта совместной деятельности детей и взрослых по реализации той или иной лексической темы.     Одной из важнейшей составля...

Информационно-методические рекомендации: «Лепбук» — как форма совместной деятельности детей и взрослых»

Значение методического пособия для педагога:- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;- способствует оформления результатов совместной проек...

Развлечение в первой младшей группе: «Под лесной волшебной ёлкой»

Развлечение для детей младшей группы для поднятия эмоционального настроения, закрепления знаний об окружающей природе, умения находить нужный предмет по цвету....

Информационно-методический бюллетень - «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Данный бюллетень предназначен для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР. Описаны особенности  детей, а также  даны методические рекомендации работы с детьми с ЗПР....

Наша нарядная, волшебная ёлка!

Ёлка наряжается.Праздник наприближается.Новый год у ворот,Ребятишек ёлка ждёт.Разноцветные шарики,Блестящие фонарикиРыбкихлопушки...Безусловно, наряжать ёлку это самое любимое занятие детей, да и неко...

Адвент календарь "Волшебная ёлка"

Развитие познавательной активности дошкольников посредством адвент-календаря как инновационной игровой технологии....