Рабочая программа, модуль "Рисование", образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", подготовительная к школе группа
рабочая программа (подготовительная группа)

Сумакова Елена Владимировна

Рабочая программа разработана с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования "Детстсво" под редакцияей Т.И.Бабаевой, О.В.Солнцевой, А.Г Гогоберидзе и др. (обязательная часть) и программы художественного воспитания, обучения и развития детей "Цветные ладошки" под редакцией И.А. Лыковой (вариативная часть).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №23 «Сказка»

СОГЛАСОВАНО

На педагогическом совете    

№   1      от 28 августа 2020 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом заведующего МАДОУ ЦРР-

детского сада № 23 «Сказка»

О.Ю. Болониной

от 28.08.2020г. № 115-о

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие» Модуль «Рисование»

(подготовительная к школе группа, пятая ступень обучения)

на 2020 – 2021 учебный год

Разработчик:

Сумакова Е.В.

 воспитатель 1 квалификационной категории

Зеленоградск

2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка………………………………………………

1.2. Возрастные особенности детей 6-7 лет……………………………..

2.Содержательный раздел программы

2.1. Планируемые результаты освоения модуля………………………

2.2. Содержание модуля………………………………………….

2.3. Календарно – тематическое планирование…………………….......

3.Организационный раздел программы

          3.1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности ………………………………

Список используемой литературы………………………………………

3

5

7

8

13

18

21

1.Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка

Актуальность

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.     Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Моделируя предметы окружающего мира в процессе изобразительной и конструктивной деятельности, ребенок реализует  в организованной  и самостоятельной продуктивной  творческой деятельности детей реальный  продукт, в котором представления о предмете, явлении, ситуации получают материальное воплощение в объемном изображении.

Художественная деятельность - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства. В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью).

Рабочая программа (далее - Программа) по модулю «Рисование» для детей 6-7 лет является составной частью основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ ЦРР - детский сад № 23   «Сказка», разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ  от 29.12.2012 с изменениями 2019 года,  с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - детского сада № 23  «Сказка», а также с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. (обязательная часть) и программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией И. А. Лыковой (вариативная часть).

Цель: создание условий для развития способностей, творческой самореализации; обогащение детского эстетического опыта, формирование художественного мышления через различные способы рисования, становление у дошкольника позиции художника – творца.

Задачи

  • Активизировать интерес к произведениям народного и профессионального искусства и формировать опыт восприятия произведений искусства различных видов и жанров, способствовать освоению некоторых средств выразительности изобразительного искусства.
  • Развивать художественное восприятие, умения последовательно внимательно рассматривать произведения искусства и предметы окружающего мира, соотносить увиденное с собственным опытом.
  • Формировать образные представления о предметах и явлениях мира и на их основе развивать умения изображать простые предметы и явления в собственной деятельности.
  • Продолжать   знакомить   детей   с   произведениями  разных  видов

искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру.

  • Учить ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы, инициировать уже самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов, композиций, а также материалов, инструментов, способов и приемов реализации замысла;
  • Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности.

1.2. Возрастные особенности детей 6-7 лет

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст, его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

У детей продолжает развиваться восприятие, образное мышление, навыки обобщения и рассуждения, воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в т.ч. и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

В продуктивной деятельности дети подготовительной группы знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.

Дети самостоятельно могут применять различные техники в рисовании, использовать в работе колорит для создания образов, холодные и теплые тона, выделять и фиксировать смысловой центр в рисунке, умеют передавать в рисунке движение и его характер, используют основные и производные цвета в работе, могут рисовать животных и человечков, совмещать их в сюжетно-жанровой композиции.

В подготовительной к школе группе дети получают более точное представление о строении человека.

В рисунках детей 6-7 лет еще часты нарушения соотношений при изображении ног до колена и ниже, верхней и нижней части рук, но передача движений делается более разнообразной и живой, появляются фигуры бегущих, несущих что-нибудь, катающихся на коньках.

Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Они могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы на разных расстояниях друг от друга.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

2. Содержательный раздел программы

  1. Планируемые результаты освоения модуля

К семи  годам:

  • Ребенок любит самостоятельно заниматься изобразительной деятельностью. Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения по тематике, близкой опыту.
  • Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию; последовательно рассматривает предметы.
  • Выделяет общие и типичные признаки, некоторые средства выразительности.
  •  В соответствии с темой создает изображение. Правильно использует материалы и инструменты.
  •  Владеет техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности.
  • Проявляет автономность, элементы творчества, экспериментирует с изобразительными материалами; высказывает предпочтения по отношению к тематике изображения, материалам, продуктивной деятельности.
  • Дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес.
  •  Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей.
  • Ребенок проявляет устойчивый интерес к произведениям изобразительного искусства, интересуется проявлениями красоты в окружающем мире, демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры, высказывает собственные предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению впечатлений,эмоций.
  • Дети самостоятельно могут выбрать художественный образ, сюжет, для реализации замысла;
  • Могут изобразить объекты реального или фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение, пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки;
  • Свободно, самостоятельно, разнопланово экспериментировать с художественными материалами, инструментами;
  • Дети могут определить, чем отличается одно произведение искусства от других как по тематике, так и по средствам выразительности, называть к каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание.
  1. Содержание модуля

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»  под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцевой – обязательная часть

Умения самостоятельно определять замысел будущей работы, отбирать

впечатления, переживания для выразительного образа, интересного сюжета.

Проявление индивидуального почерка, инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок, умение передавать свое отношение.

Создание выразительного образа с помощью осознанного выбора и сочетания выразительных средств, умений разрабатывать образ; предлагать варианты образа; выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы и их сочетать, по собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Умения планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его; вносить изменения в работу, включать детали, дорабатывать изображение.

Самостоятельное использование способов экономичного применения материалов и проявление бережного отношения к материалам и инструментам.

Освоение и самостоятельное использование разных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, а также с натуры.

Графика.

Представления о графике, ее видах (книжная графика, станковая, прикладная, плакат), средствах выразительности, назначении иллюстрации (сопровождать литературный текст), особенностях языка книжной графики (выразительность линий, штрихов, пятен, передающих особенности форм, движения, жестов, поз, мимики; цвет как способ передачи состояния, настроения героев и отношения к ним автора,  композиция не только листа книги, но и макета ее в целом).

 Представление о специфике труда художников-иллюстраторов, творческой манере некоторых из них. Понимание того, что художник, создавая иллюстрацию, учитывает жанр литературного произведения (сказка, юмористическое произведение или потешки) и использует разные средства выразительности.

Представления об индивидуальной манере творчества художников-сказочников, иллюстраторов «веселой» книги, художников-анималистов и др. Создание собственных иллюстраций к сказкам, рассказам и другим произведениям; знакомство со станковой и прикладной графикой, плакатом.

Живопись.

Закрепляются и углубляются представления о жанрах живописи и ее средствах выразительности: рисунок как передача характера образа, движения или статики, позы, жеста, мимики; цвет как средство передачи настроения, состояния или отношения художника к изображаемому. Композиция как выделение главного, построение изображения, его планов; материал, способы его использования для передачи выразительности образа.

Натюрморт. Изображение предметов одного порядка, смешанный, сюжетный, натюрморт как часть других жанров живописи.

Пейзаж.

Ландшафт - природа в разные сезоны и времена суток, не только в их ярких проявлениях, но и в переходных; городской, архитектурный,   морской   и

водный, индустриальный, горный и космический.

 Представления о разных видах натюрморта и пейзажа не только по их содержанию, но и по средствам выразительности: писанных в теплой, холодной, контрастной гамме, передающих определенное настроение, состояние и по характеру могущих быть лирическими, торжественными, эпическими, декоративными и т. д., разными и по композиции, и по способам выражения (реалистически-обобщенными, реалистическими с подробной деталировкой, декоративными).

Портрет и его виды: автопортрет, детский портрет, парадный, семейный, социальный, исторический и др. Умение внимательно рассматривать лицо, мимику, руки, позу портретируемого, чтобы понять внутреннее состояние, настроение человека, его социальную характеристику; цветовую тональность изображения, передающую настроение, состояние человека, композицию портрета. 

Жанровая живопись, ее виды: сказки, былины, спорт, батальная живопись, картины о труде людей, о животных, на бытовые сюжеты.

Умение устанавливать в картине многообразные связи, как по содержанию, так и по средствам выразительности.

Архитектура.

Представления об архитектуре как искусстве создавать сооружения, их комплексы, необходимые людям для жизни и деятельности, о разных видах архитектуры (промышленные, общественные, жилые здания; сооружение мостов, оформление площадей, набережных, памятников), об особенностях архитектуры, ее функциях (польза, прочность, красота). Сооружение должно быть красивым и хорошо вписываться в окружающую среду.

Роль материала, из которого строится здание, величина и протяженность объемов, расположение их по вертикали и горизонтали, использование различных архитектурных украшений (колонны, портики, арки, решетки, скульптуры, монументальная живопись, мозаика и др.). Детей подводят к пониманию типичного, обобщенного образа сооружения (например, все дома имеют цоколь, стены, крышу, двери, окна) и характерного, индивидуального (Московский Кремль, Адмиралтейство, Большой театр и др.). На экскурсиях, прогулках дети знакомятся с архитектурой своего города, рассматривают фотографии, иллюстрации, изображающие различные сооружения, приобретают практические умения (строить из имеющегося в группе материала здания, мосты, улицы города, бытовые сооружения), используют полученные знания в рисовании, аппликации, лепке.

Художественная деятельность детей

Представления, изобразительные навыки, умения, отношение.

Закрепляются и совершенствуются представления, а также умения и навыки изображения, украшения, постройки. Развивается самостоятельность, инициатива, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания об искусстве, происходит освоение способов изображения, украшения, постройки, изобразительных и технических навыков и умений.

 В изображении предметного мира дети добиваются определенного сходства с реальным объектом, особенно при изображении с натуры: передают как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов. Выразительность образа достигается не только через большее сходство в форме, пропорциях, но и передачей характерных поз, динамикой или статикой, жестом, мимикой, существенными деталями.

Совершенствуется умение использовать цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в картине главного. Дети осваивают свойства цвета (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма), красоту ярких, насыщенных и мягких, приглушенных тонов, прозрачность и плотность цветового тона.

При изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности - рисунок, цвет, композицию.

В сюжетном изображении (рисование, лепка, аппликация) - умения выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами, используя все средства выразительности, и особенно композицию; изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта; создавать сюжетные изображения с натуры.

В декоративной деятельности - умения применять полученные знания о декоративном искусстве, создавать нарядные, обобщенные, условные, стилизованные образы, украшать предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении. (Плоскость, которую украшают дети, может быть и объемной.) Умение стилизовать реальные образы, подчеркивая в предмете основное, характерное, опуская детали, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям, а также росписям других народов.

Совершенствовать технические навыки и умения в различных видах искусств: умения использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности с целью создания вьфазительного образа; применять новые изобразительные материалы и инструменты (сангина, пастель, разнообразные мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных номеров); создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления немного черного тона в другой цветовой тон; пользоваться палитрой, техникой кистевой росписи. Осваивать новые способы работы акварелью и гуашью (по сырому и по сухому), способы различного наложения цветового пятна, работы пером, тушевка, штриховка, оттиск, создание эскиза, наброска карандашом или кистью.

Программа по художественному воспитанию, обучению и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой для детей дошкольного   возраста - вариативная часть

В рисовании :

– совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков;

- самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно – гуашь, для предварительных набросков или эскизов – уголь или простой карандаш;

- создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ (придумывать названия, готовить рамочки, развешивать и выставлять «картины», выступать в роли экскурсовода);

- в дидактических играх с художественным содержанием учить составлять разные  варианты  композиции,  подбирать красивые гармоничные цветосочетания, различать цветовые контрасты и нюансы, размещать цвета по степени интенсивности (до 5-7 светлотных оттенков).

2.3. Календарно-тематическое планирование

Обязательная часть программы  модуля «Рисование» (по программе «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой)

Месяц

Раздел, тема, задачи

Кол-во занятий

Раздел «Живопись, жанры живописи»

5

Октябрь

1нед.

Тема:«Осенний натюрморт»

Задачи:

- продолжать знакомить детей с натюрмортом, как жанром живописи;

- дать представление о композиции, композиционном центре картины;

- совершенствовать технику рисования с натуры [4, c.76].

1

Январь.

1нед.

Тема: «Чародейкою зимою, околдован лес стоит…» (рисование пейзажа)

Задачи:

- продолжать знакомить детей с пейзажем, как с жанром изобразительного искусства и его видами:

- учить передавать в рисунке картину зимнего леса;

- закрепить навыки работы с акварелью;

- воспитывать интерес к зимней природе, радоваться ее красотой [4, c.104].

1

Март

1нед.

Тема: «Портрет любимой мамочки»  

Задачи:

- продолжать знакомить детей с жанром живописи – портретом;

- формировать представление о портрете;

- учить передавать в рисунке не только внешнее сходство, но и характер, настроение, используя при этом основные средства выразительности: цвет, линию, композицию [4, c.72]

1

Апрель

2нед.

Тема: «Рисование по мотивам русских народных сказок» (рисование по замыслу, жанровая живопись)

Задачи:

- уточнять и обогащать знания детей о книгах, о художниках-иллюстраторах, работающих над ними, о русских народных сказках;

- учить рисовать по мотивам русских народных сказок;

- совершенствовать изобразительные умения в художественной деятельности;

- воспитывать интерес к устному народному творчеству, уважение и бережное отношение к книгам [4, c.150].

Май

1нед.

Тема: «Мы помним на веки и в сердце храним…» (жанровая живопись, сюжетное рисование)

Задачи:

- учить создавать сюжетный рисунок с помощью гуаши;

- расширить знания детей о ВОВ, знакомить дошкольников с жизнью народа в этот период;

- воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ [4, c.154].

1

Раздел «Графика»

3

Сентябрь

1нед.

Тема: «День знаний. Скоро в школу!»

Задачи:

- расширять и обогащать представления детей о школе;

- вызывать эмоционально-эстетический отклик на выразительный художественный образ – изображение сценок из школьной жизни;

- подводить детей к пониманию образа, выделению некоторых средств выразительности (позы, мимики, жестов, цвета, передаваемого средством раскрытия сюжета);

- учить пользоваться графическим материалом при создании наброска;

- создавать условия для отражения впечатлений в рисунке;

- развивать композиционные умения (учить размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности) [4, c.65].

1

Декабрь

1 нед.

Тема: «Государственные символы России» (предметное рисование)

Задачи:

- формировать элементарное представление о символике нашей страны, её значении, развивать познавательный интерес к истории государства;

- закреплять умение пользоваться графическим материалом при создании наброска;

- развивать изобразительно-художественные навыки, создавать государственные символы своей страны, учить самостоятельно создавать первоначальный эскиз простым карандашом, подбирая цвет, детали;

- воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны (гербу, флагу) [4, c.85].

1

Февраль

2нед.

Тема: «У него четыре лапы, черный нос и хвост лохматый» (предметное рисование)

Задачи:

- продолжать знакомить с домашними животными, интересными факторами их жизни;

- учить рисовать собаку;

- развивать умения работать с графическими материалами, правильно располагать части тела животного на бумаге;

- воспитывать внимание и заботливое отношение в домашним животным [4, c.73].

Раздел «Архитектура»

1

Ноябрь

3нед.

Тема: «Строить дом всем надо дружно – это главное, что нужно» (рисование по представлению).

Задачи:

- вызвать интерес детей к истории строительства, продолжать знакомить с архитектурой (жилые здания), обычаями строительства и культурными традициями проживания;

- подводить к пониманию зависимости конструкций здания от его назначения;

- учить самостоятельно придумывать и изображать жилой дом, опираясь на обобщенные представления о строении здании и архитектурных элементов;

- развивать мышление, связную речь, творческое воображение, мелкую моторику;

- воспитывать уважение к труду строителей, заботливое отношение к своему дому [4, c.82].

1

Всего

9

Вариативная часть программы модуля «Рисование» (по программе «Цветные ладошки»  под  редакцией И.А. Лыковой)

Месяц

Тема, задачи

К-во

занятий

Сентябрь

2нед.

Рисование предметное. Тема: «Картинки на песке» (педагогическая диагностика). 

Задачи:

- выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности; умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу;

- владение графическими навыками, уровень развития  творческого воображения и опыта эстетической деятельности;

- готовность к переносу способов одного вида художественной деятельности (рисование на песке) в другой вид (рисование на бумаге) [5, c.18]

1

Октябрь

2нед.

Тема: «Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки). Рисование декоративное по мотивам дымковской игрушки

Задачи:

- инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок – украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами;

- обратить внимание на зависимость узора от формы изделия;

- совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объемной форме, проворачивая и рассматривая ее со всех сторон;

- воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству [5, c.124].

1

Ноябрь

2нед.

Тема: «Разговорчивый родник»

Задачи:

- познакомить с новым художественным материалом – пастелью;

- показать приемы работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушевка);

- учить передавать движение воды: рисовать свободные динамические линии – «струйки» разного цвета;

- развивать чувство цвета;

- воспитывать смелость, уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними [5, 88].

1

Декабрь

3нед.

Тема: «Морозные узоры» (декоративное рисование по мотивам кружевоплетения)

Задачи:

- учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения;

- расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуация для свободного творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и пр.);

- совершенствовать технику рисования концом кисти;

- развивать чувство формы и композиции [5, 94].

1

Январь

2нед.

«Баба Яга и леший (лесная небылица)». Рисование по сюжетному замыслу.

Задачи:

- учить детей рисовать сказочные сюжеты: самостоятельно выбирать эпизод, обдумывать позы и характер взаимодействия  героев (например за столом в избушке баба  Яга угощает лешего оладушками);

- развивать способности к сюжетосложению и композиции;

- формировать умение представлять изображенный объект с разных точек зрения (вид на избушку снаружи – экстерьер и внутри –интерьер;

- воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве [5, 112].

1

Февраль

2нед.

Тема: «Кони-птицы» (рисование по мотивам Городейцкой росписи)

Задачи:

- создать условия для рисования детьми фантазийных коней-птиц по мотивам Городецкой росписи;

- развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции;

- воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном  декоративно-прикладном  искусстве [5, 118].

Март

3нед.

Тема: «Золотой петушок». Рисование по мотивам литературного произведения

Задачи:

- создать условия для изображения детьми сказочного петушка по мотивам литературного произведения;

- развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции;

- поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность, в поиске средств художественно-образной выразительности;

- воспитывать художественный вкус[5, c.166].

Апрель

1нед.

Тема: «Летающие тарелки или пришельцы из космоса».

Задачи:

- вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве;

- направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов;

- развивать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию [5, c.186]

Май

1нед.

Рисование по замыслу Тема: «Весенняя гроза»

Задачи:

- продолжать учить детей отражать в  рисунке свои представления о стихийных явлениях природы – таких, как буря, ураган, гроза;

- инициировать поиск средств художественно-образной выразительности;

- объяснить принцип ассиметрии, передающий движение (динамику картины);

- развивать чувство цвета, формы, композиции;

- воспитывать интерес к природе [5, c.196].

Всего

9

3.1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

№ п\п

Наименование

К-во

Оборудование

1.

Интерактивная доска

1

2.

Ноутбук

1

3.

Проектор

1

4.

Компактная стереосистема «Panasonic»

1

5.

Музыкальный центр

2

6.

Телевизор

1

7

Детский магнитный планшет для рисования

1

8.

Двухсторонний мольберт (магнитная и для написания мелом доски)

2

9.

Стеклянный мольберт для нетрадиционного рисования;  

1

10

Набор для творчества «Летающие краски»

1

11.

Световой стол для рисования песком

1

Средства обеспечения освоения программы

Аудио- и видео – пособия

9.

«Фантазеры, талантливый дизайнер»

1

10.

Обучающие раскраски» Дошкольник (диск)

1

Наглядный материал

11.

Картины, предметные картинки

Предметы народных промыслов: Игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская), из дерева (полхов-майданская, вологодская, загорская, богородская). Предметы быта из бересты (шкатулки, посуда, разделочные доски и т. п.). Роспись и резьба по дереву (Городец); роспись на подносах (Жостово), кружево (вологодское, вятское), вышивка и ткачество (расписные полотенца, рубахи), роспись посуды (новгородская, псковская), изделия из теста (поморские козули) и т. п.

Книжная графика: Иллюстрации художников Л. Владимирского, В. Конашевича, Н. Кочергина, В. Лебедева, Т. Мавриной, Л. Токмаковой, Е. и Н. Чарушиных, Т. Юфы и других.

Натюрморт. А. Головин «Купавки»; М. Кончаловский «Поднос и овощи»; П. Кончаловский «Сирень белая и розовая», «Персики»; И. Левитан «Белая сирень», «Одуванчики», «Васильки»; Э. Мане «Персики»; И. Машков «Редиска», «Малина», «Синие сливы», «Розы в хрустальной вазе»; И. Репин «Яблоки»; Ф. Толстой «Ветка крыжовника», «Клубника»; И.Хруцкий «Цветы и плоды».

Пейзаж. И. Айвазовский «Волна», «Черное море»; Ф. Васильев «Мокрый луг», «Болото», «Деревенский пейзаж»; Б. Коровин «Зимой», «Мостик», «Осень»; А. Куинджи «Березовая роща»; Б. Кустодиев «Масленица»; И. Левитан «Золотая осень», «Сумерки», «Март», «Весна - большая вода», «Березовая роща», «Сараи у лесной опушки», «Летний вечер»; Г. Нисский «Околица», «Ночка», «Зима», «Радуга», «Февраль», «Подмосковье»; В. Поленов «Московский дворик», «Золотая осень»; А. Саврасов «Грачи прилетели»; В. Серов «Октябрь,. «Домотканово»; И. Шишкин «Сосновый бор», «Сосны, освещенные солнцем», «Вечер. Дубы», «Цветы на опушке леса», «Рожь».

Портрет. И.Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме»; А. Архипов «Девушка с кувшином»; А. Венецианов «Захарка»; П. Кончаловский «Лизонька»; А. Мыльников «Верочка»; В. Поленов «Ванька с Окуловой горы»; Д. Рейнольде «Плутовка»; И. Репин «Стрекоза. Портрет дочери художника»; В. Серов «Портрет Микки Морозова»; В. Суриков «Смеющийся солдат (этюд к картине „Переход Суворова через Альпы")»; В. Тропинин «Портрет сына художника»; Ф.Хальс «Смеющийся мальчик», «Цыганочка», «Поющие мальчики», «Мальчик-рыбак», «Дети с кружкой».

Музыкальные диски

12.

Ритмическая мозаика 4

Развивающая музыка для детей от 0 до 7 лет

Новые детские песни «Пойте с нами»

Звуки, голоса и шумы окружающего мира

Развивающая музыка для детей от 0 до 7 лет

Новые детские песни «Пойте с нами»

Е Железнова «Игровая гимнастика».

п/п

Основное направление развития по

ФГОС

Наименование

Имеется

в наличии (шт)

1.

Художественно -эстетическое развитие

Наборы для художественного творчества для каждого ребенка

35

2.

Пальчиковый театр (заяц, волк, лиса, медведь, лягушка и др.)

1

3.

Кукольный перчаточный театр («Курочка Ряба», «По щучьему велению», «Красная шапочка»

1

4.

Набор театра «Репка» (деревянный)

1

5.

Набор театра «Красная шапочка» (резиновый)

1

6.

Театральная ширма «Домик»

1

Дидактический материал

№ п\

п

Наименование

Имеется в наличии

(шт)

1.

 «Времена года – демонстрационный материал

1

2.

«Дикие и домашние животные» - демонстрационный материал

1

3.

«Посуда» - демонстрационный материал

1

4.

«Деревья» - демонстрационный материал

1

5.

«Транспорт» - демонстрационный материал

1

6.

Альбомы «Роспись» - демонстрационный материал

1

7.

«Мебель» - демонстрационный материал

1

8.

«Птицы» - демонстрационный материал

1

9.

«Любимые сказки» - демонстрационный материал

1

10.

Декоративно-прикладное искусство (Павлово-Посадские платки, орнамент, палитра, основные и смешанные цвета, гжель, мозаика, цвет в геральдике, теплые цвета, хохломская роспись, деревянные игрушки)

1

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  -  утвержден  Приказом Министерства  образования и науки РФ  от 17 октября 2013 г.  №1155. Основан на ФЗ №273от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации». М.: Педагогическое общество России, 2014. 31 с.
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для детского сада с изменениями 2021 года. https://potrebitel-expert.ru/uslugi/sanpin-dlya-detskih-sadov/
  3. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». СПб.: Детство- Пресс, 2019.  352 с.
  4. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе  группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты (разработано в соответствии с ФГОС).  СПб.: Детство-Пресс, 2015. 240 с.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.  Подготовительная к школе группа (художественное образование): учебно-методическое пособие. М.: Цветной мир, 2017. 208 с
  6. Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). М.: Цветной мир, 2019.  136 с. 16-е издание, перераб. и доп.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа непосредственно-образовательной деятельности "Шахматы" в подготовительной к школе группе.

В соответствии с требованиями нашего современного общества, педагогу необходимо искать новые формы и средства обучения детей, вовлечения их в мир познания! Шахматы – это не...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа воспитателя по области "Познавательное развитие" (подготовительная к школе группа)

Рабочая программа воспитателя по области "Познавательное развитие" (подготовительная к школе группа)...

Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (подготовительная к школе группа)

Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (подготовительная к школе группа)...