ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОО В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
статья

Мингазова Айгуль Равилевна

Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы поликультурного образования и воспитания дошкольников, формирования языковой личности ребенка и освещению ключевых аспектов взаимодействия семьи и ДОО в данном процессе. В статье приводятся определения ключевых понятий, анализируются формы и методы организации данного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_yaz.docx99.54 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОО В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Мингазова Айгуль Равилевна,

магистрант первого года обучения

Института психологии и образования КФУ, г. Казань

LuckyBee@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы поликультурного образования и воспитания дошкольников, формирования языковой личности ребенка и освещению ключевых аспектов взаимодействия семьи и ДОО в данном процессе. В статье приводятся определения ключевых понятий, анализируются формы и методы организации данного взаимодействия.

Целью данного исследования было выявление проблемных областей организации взаимодействия семьи и ДОО в процессе формирования языковой личности ребенка. Чтобы восполнить данный пробел на базе дошкольных групп Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Татарская гимназия №2 имени Шигабутдина Марджани при Казанском Федеральном Университете» Московского района г.Казани Базового учреждения Центра национального образования было проведено экспериментальное исследование. Для достижения поставленной цели было проведено анкетирование педагогов (25 человек) данной образовательной организации посредством разработанной авторской анкеты.

Ключевые слова: языковая личность, дошкольник, взаимодействие семьи и детского сада, личность ребенка.

В настоящее время система дошкольного образования в Российской Федерации представляет собой поликультурное пространство, то одним из основных направлений организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО) является формирование языковой личности ребенка. Данный процесс является результатом социализации ребенка, а, соответственно, должен быть организован во взаимодействии семьи и детского сада.

В этой области имеет место серьезное противоречие: как констатирует С.С.Коренблит, сформулированные Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования принципы выдвигают сущностно новые требования к образовательному процессу. В центр внимания педагогики ставится ребенок, его личность (субъект), индивидуальность, применительно к развитию речи ребенка – языковую личность. Однако, проблема формирования языковой личности ребенка дошкольного возраста является относительно новой для педагогической науки и оттого исследованной в недостаточной степени. Проводимые исследования в этой области ограничены и не позволяют в должной мере ни уточнить понятийный аппарат проблемы, ни укрепить теоретическую и методическую базу взаимодействия семьи и ДОО в данном процессе, ни расширить методологию организации данного процесса. Указанное противоречие обуславливает актуальность проблемы изучения особенностей взаимодействия семьи и ДОО в процессе формирования языковой личности ребенка и определяет ее в качестве темы данной статьи [11, c.23].

Решение данной проблемы необходимо начать с уточнения понятийного аппарата. Итак, Е.А.Башмакова говорит о том, что анализируемое понятие «языковая личность» появилось в лингвистике в 80-х годах прошлого столетия и определяется как совокупность способностей человека, позволяющих общаться с другими людьми на основе знаний языка [2, c.22]. Несколько иная интерпретация данного понятия представлена в исследованиях С.С.Коренблит: «Языковая личность человека – это совокупность его способностей и характеристик, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов)» [11, c.18]. А.М.Шахнарович говорит о том, что «языковую личность составляет коммуникативная компетенция вместе с языковой способностью» [20, c.172].

Л.И.Божович описывается структура языковой личности:

1) нулевой – лингвокогнитивный уровень, отражающий степень владения обыденным языком;

2) второй уровень, более высокий по отношению к лингвокогнитивному уровню анализа языковой личности, включает выявление и характеристику мотивов и целей, движущих ее развитием, поведением, управляющих ее текстопроизводством и в итоге определяющих иерархию смыслов и целей в языковой модели мира;

3) высший, мотивационный – на этом уровне наблюдаемыми и анализируемыми оказываются не цели и мотивы, а порождаемые ими устойчивые коммуникативные потребности и коммуникативные черты или готовности, способные удовлетворять эти потребности, типологизирующие специфику речевого поведения и в конечном счете – информирующие о внутренних установках, целях и мотивах личности.

Е.А.Башмакова на основании результатов собственных исследований в этой области констатирует, что основным свойством языковой личности является способность к речевой деятельности. Процесс формирования языковой личности начинается с овладения ребенком родным языком, а в дальнейшем происходит совершенствование речевых навыков и умений. Несомненно, велика роль педагогов дошкольной образовательной организации в формировании языковой личности. Планирование образовательной деятельности должно учитывать интеграцию развивающих заданий, игр, событий [4б сю45ъ.

Для понимания сущности процесса формирования языковой личности ребенка в условиях ДОО необходимо обратить особое внимание на результаты диссертационного исследования Е.В.Ермаковой. Ученым указывается, что система дошкольного лингвориторического образования, реализуемая в условиях ДОО, направлена на формирование базисных подструктур языковой личности: мотивационно-рефлексивной, лингвокогнитивной, вербально-семантической [8].

По мнению Е.В. Ермаковой, специальными принципами проектирования процесса формирования языковой личности в системе дошкольного образования являются лингвориторический, социокультурно-перспективный, артистически-игровой, акциональный, мнемонический. Функциональной конкретизацией генеральной цели образовательного процесса, приоритетной в системе педагогических целей, является готовность дошкольника к воспитанию, обучению и развитию, которая проявляется в активном и творческом реагировании ребенка на воспитывающие и обучающие воздействия, обеспечивающем стойкий развивающий эффект в базисных подструктурах языковой личности [8].

Также ученым были выделены педагогические условия развития языковой личности воспитанников ДОО при организации образовательного процесса:

1) скоординированное формирование языковой личности ребенка педагогами ДОУ на концептуальной основе;

2) постановка дошкольника в позицию творческого самовыражения в речевых событиях разных типов;

3) организация интенсивного повседневного накопления ребенком разнообразного опыта речевых поступков с учетом требований лингвориторического идеала: хорошо/плохо (Благо - добро); содержательно/пусто, толково/бестолково, интересно/неинтересно (Мысль - истина); красиво/некрасиво (Красота - гармония);

4) стимулирование у ребенка потребности выражать мысли и чувства перед аудиторией, обдумывать свои и чужие речевые поступки, планировать речевое поведение (актуализация мотивационно-рефлексивной подструктуры языковой личности);

5) изоморфизм системы заданий и упражнений, диагностических процедур структуре лингвориторической компетенции (развитие лингвокогнитивной и вербально-семантической подструктур языковой личности) [8].

Результаты описанных исследований позволяют составить относительно системное и целостное представление о сущности, структуре и содержании понятия языковой личности ребенка. Однако, дальнейший анализ имеющихся исследований в этой области показал, что внимание ученых сосредоточено преимущественно на изучении отдельных аспектов таковой и процесса ее формирования, при этом проблема организации взаимодействия семьи и ДОО в этом процессе в поле научного интереса ученых преимущественно не попадает.

В соответствии с полученными в данной группе результатами анкетирования педагогов необходимо отметить, что самостоятельная оценка педагогами исследуемой группы своей методологической компетентности в области формирования языковой личности дошкольников позволила установить, что 16% педагогов этой группы определили ее, как соответствующую высокому уровню, еще 24% педагогов имеют средний уровень ее развития, а 60% педагогов имеют низкий уровень развития методологической компетентности в этой области.

Относительно уровня сформированности психолого-педагогической компетентности в области организации формирования языковой личности у детей дошкольного возраста  педагогов исследуемой группы необходимо отметить, что у 20% педагогов этой группы она развита на высоком уровне, еще 16% педагогов признают у себя наличие пробелов в теоретических знаниях при высоком уровне развития психолого-педагогической компетентности; еще 8% педагогов отмечает у себя средний уровень развития таковой, что они связывают с отсутствием у себя навыков самостоятельного проведения мониторинга развития языковой личности ребенка, оставшиеся 56% педагогов определили уровень сформированности у себя психолого-педагогической компетентности, как низкий.

52% педагогов исследуемой группы отметили высокий уровень развития у себя коммуникативных умений и навыков, необходимых для организации взаимодействия с родителями в области развития языковой личности ребенка; еще 24% педагогов отметили у себя средний уровень их развития, сославшись на неумение строить конструктивное коммуникативное взаимодействие с определенным типом участников образовательных отношений. Оставшиеся 24% педагогов отметили у себя низкий уровень развития коммуникативных навыков в этой области.

Исследовательская компетентность педагогов исследуемой группы в области формирования языковой личности дошкольников представлена в следующем процентном соотношении уровней ее развития (см. рис. 1):

Рис. 1. Процентное соотношение уровней развития исследовательской компетентности педагогов исследуемой группы в области формирования языковой личности дошкольников

В соответствии с данными, представленными на рисунке 1, можно говорить о том, что у 32% педагогов исследуемой группы диагностирован низкий уровень исследовательской компетентности в области формирования языковой личности дошкольников, еще у 44% педагогов исследуемой группы уровень ее развития соответствует среднему, а 24% педагогов этой группы диагностировали его, как высокий.

Изучение ИКТ-компетентности педагогов исследуемой группы в области организации взаимодействия с родителями по вопросам формирования языковой личности дошкольников показало, что только 36% педагогов исследуемой группы являются уверенными пользователями персонального компьютера и Интернета, еще 48% педагогов этой группы являются начинающими пользователями таковых, а 16% педагогов помогают выполнять работу, связанную с компьютером коллеги или их собственные дети.

Самооценка уровней развития методической культуры педагога в исследуемой группе в области формирования языковой личности дошкольников позволила получить следующее процентное соотношение (см. рис. 2):

Рис.2. Процентное соотношение уровней развития методической культуры педагогов исследуемой группы в области формирования языковой личности дошкольников по результатам самооценки

Как видно из рисунка 2, высокий уровень развития методической культуры в области формирования языковой личности дошкольников диагностирован у 18% педагогов исследуемой группы, еще 24% педагогов имеют средний уровень ее развития, а у 32% педагогов методическая культура развита на низком уровне, затруднились оценить уровень ее развития самостоятельно 32% педагогов.

В качестве основных проблемных областей организации взаимодействия ДОО и семьи в области организации формирования языковой личности дошкольника были выделены:

1) недостаточный уровень теоретических и методических компетенций у педагогов в этой области для организации взаимодействия с родителями – 88%;

2) отсутствие интереса со стороны родителей к данной проблеме – 72%;

3) отсутствие временных ресурсов на организацию взаимодействия с родителями в таком узкопрофильном контексте – 56%;

4) страх и неуверенность в собственной профессиональной состоятельности в этом вопросе – 16%.

Обобщая анализ результатов анкетирования педагогов исследуемой группы относительно проблемных областей организации взаимодействия семьи и ДОО в процессе формирования языковой личности ребенка, необходимо отметить, что их совокупность включает недостаточный уровень развития профессиональных компетенций в этой области (как в области непосредственной организации воспитательно-образовательного процесса в этом направлении, так и в области взаимодействия с родителями), отсутствие встречного интереса со стороны родителей, отсутствие времени на организацию данного процесса.

Следующим этапом работы над решением поставленной проблемы должно стать изучение потенциала цифровых технологий в области организации взаимодействия семьи и ДОО в процессе формирования языковой личности ребенка, а именно возможности их применения с целью устранения выявленных проблемных зон.

Список использованной литературы

  1.  Артамонова, Е.А. Язык и актуальные проблемы образования: Материалы Международной научно-практической конференции, 31 января 2018 г., Москва./ Под ред. Е.И. Артамоновой, О.С. Ушаковой.-М.: МАНПО, 2018. – 421 с.
  2. Башмакова, Е. А. Формирование языковой личности как фактор развития языковой способности у детей дошкольного возраста / Е. А. Башмакова, Л. Н. Фадеева, И. Н. Соколова.// Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 22-24.
  3. Богин, Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. ... дис. д-ра филол. наук./Г.И.Богин. –  Л., 1984. – 31 с.
  4. Божович, Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе/Л.И.Божович // Вопросы психологии. – 1976. – № 6. – С. 45–53.
  5. Воронцова, Ю. А. Билингвизм как социальное и языковое явление/Ю.А.Воронцова // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2017. – № 2 (75). – С. 97-100.
  6. Воскресенская, Т. Л. Особенности языковой картины мира ребенка / Т. Л. Воскресенская. // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 804-806.
  7.  Добря, М.Я. Специфика языковой личности ребенка/М.Я.Добря // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. — №29 (320). – С. 55-61.
  8. Ермакова, Е.В. Лингвориторические основы формирования языковой личности в системе дошкольного образования/Е.В.Ермакова. //Научная библиотека авторефератов и диссертаций «Диссеркэт». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/
  9.  Зыкин, А.В. Билингвизм как основа межкультурного и межэтнического взаимодействия: социально-философский анализ // Этносоциум и межнациональная культура. – 2016. – № 2 (92). – С. 55-61.
  10. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность. /Ю.Н.Караулов. – М.: Наука, 2010. -264 с.
  11. Коренблит, С.С. Развитие языковой личности дошкольника: теория, опыт. Программа и технология «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») : практико-ориентированная монография / С. С. Коренблит, А. Г. Арушанова, Е. С. Рычагова ; науч. ред. Е. А. Ямбург. – Краснодар : Издательский дом «ХОРС», 2015. – 274 с.
  12. Кусова, М.Л. Динамика языковой личности ребёнка в процессе непрерывного филологического образования/М.Л.Кусова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2013. – №6 (27). – С.274-279.
  13.  Маштакова Л.Ю., Маштакова Л.Ю., Сулима И.А. Некоторые аспекты проблемы лингвистической одаренности у детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.  – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20980
  14. Моргунова, Л.А. Особенности формирования языковой личности ребенка: социолингвистический аспект/Л.А.Моргунова. // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. – 2013. – №3 (175). – С.107-113.
  15. Теоретические основы и методика филологического образования в период детства // Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2012. - 427 с.
  16.  Уракова, Ф.К. Текст как продукт и результат речетворческого процесса/Ф.К.Уракова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2009. – Вып. 3. – С. 242-247.
  17.  Уракова, Ф.К., Хачмафова, З.Р. Формирование языковой личности в условиях модернизации школы: проблемы и перспективы/Ф.К.Уракова, З.Р.Хачмафова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. – №1. – С.217-223.
  18.  Черничкина, Е. К. Детское двуязычие как специфический вид билингвизма/Е.К.Черничкина. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 7 (25). – Ч. 2. – С. 199-201.
  19.  Шаталова, О. В. Синтаксическая характеристика языковой личности: Монография./О.В.Шаталова. – Санкт-Петербург: ЛГУ им. А.С, Пушкина, 2012. – 200 с.
  20. Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты: Материалы IV Международной научно-практической конференции (16–17 октября 2008 г.) / Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. — Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. — 352 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В данной публикации рассматривается вопрос о становлении личности ребенка, его детской компетентности. Старший дошкольный возраст благоприятен для появлений основных психологических новообразований (п...

опыт работы на тему "Взаимодействие семей и детских дошкольных учреждений в развитии личности ребенка"

Важность семейного воспитания в процессе развития личности детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного детского учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде вс...

Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Нравственное воспитание в процессе приобщения к искусству.

Актуальность  В ст.64 п.2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с уче...

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в формировании личности

Взаимодействие детского сада с родителями- достаточно сложный процесс, требующий специальной подготовки воспитателей. ДОУ должно помочь родителям в осознании их педагогической роли, создание необходим...

Концептуальное изложение своего педагогического опыта РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Концептуальное  изложение своего педагогического опыта «Авторская идея в моей педагогической практике» РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫ...

Статья на тему: "Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации личности ребенка-дошкольника".

Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учрежденияС самого рождения человека окружают люди. Это мама, папа, бабушки, дедушки, сестры, вр...

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА: ЧТО МЕШАЕТ НАЛАДИТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОО?

Актуальность данной статьи обусловлена противоречием между высокой значимостью формирования языковой личности ребенка, как результата реализации требований Федерального государственного образовательно...