Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Нравственное воспитание в процессе приобщения к искусству.
консультация на тему

Чистякова Надежда Валерьевна

Актуальность

 

В ст.64 п.2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей». Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается такая образовательная область, как художественно-эстетическое развитие, которая «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Нравственное воспитание в процессе приобщения к искусству . Подготовила: Чистякова Надежда Валерьевна

Слайд 2

2 Актуальность В ст.64 п.2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей». Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается такая образовательная область, как художественно-эстетическое развитие, которая «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»

Слайд 3

3 2 Актуальность Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы будущего развития человека. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Условием и средством нравственно-эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная.

Слайд 4

4 3 Основные понятия Искусство – это одна из форм духовной культуры человека, имеющая целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

Слайд 5

5 4 Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств. Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, зрелищные искусства можно объединить в группу художественных средств, которые способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.

Слайд 6

6 На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств. Особое значение приобретает приобщение дошкольников к богатейшим традициям мировой и отечественной культуры, постоянное использование в системе художественно-эстетических дисциплин творческого потенциала произведений изобразительного искусства. В воспитательном процессе изобразительная наглядность традиционно оценивается как одно из действенных средств, призванных позитивно повлиять на развитие детей, на формирование их нравственно-эстетических взглядов.

Слайд 7

7 13 Язык изобразительного искусства многообразен. С младшего дошкольного возраста надо формировать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства (какие чувства передает художник в картине, скульптуре) затем обратить внимание детей на средства образной выразительности.

Слайд 8

Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми. Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события. 8

Слайд 9

9 При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя и крестьянским мальчиком и неунывающим веселым солдатом, и озорной девчонкой… Способность поставить себя на место другого, испытать радость, удивление, или огорчение порождает чувство заинтересованности, сопричастности, ответственности, освобождает ребенка от замкнутости. Благодаря знакомству с портретом ребенок приобщается к истории и культуре общества, приобретает знания об известных деятелях науки и искусства, о сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.

Слайд 10

10 Особые чувства (покоя, торжественности, таинственности и т.п.) способны выразить пейзажи и натюрморты. Они передают красоту природы, эстетические представления о ее красоте, возникшие у художника. Натюрморты вызывают у ребят чувство удивления, интерес к красоте простых окружающих предметов.

Слайд 11

11 Вывод: В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, педагог воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса, умение самостоятельно оценивать произведения искусства. Основной задачей воспитания и обучения в процессе изобразительной деятельности является приобретение детьми умений передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов. Приобщая детей к художественному творчеству, педагог должен способствовать накоплению эмоциональных впечатлений, формировать индивидуальные интересы, склонности, способности.

Слайд 12

12 17 Список литературы 1. Об образовании в РФ: [ федер . закон: принят Гос. Думой 29 декабря 2012] // Собрание законодательства РФ. – 2012. - №53 (ч.1). – ст. 7598. 2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: [приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155] // Российская газета. – 2013. - 25 ноября. 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?catalogId=985 4. Воспитание и обучение в детском саду / под ред. А.В. Запорожца, Т.А Марковой. – М.: Педагогика, 1976. – 560 с. 5. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. – М.: Академия, 2000. – 416 с. 6. Никитич, Л.А. Эстетика: учебник для вузов / Л.А. Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 439 с. 7. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детского сада / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М: Просвещение, 1985. – 207 с.

Слайд 13

Спасибо за внимание. 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Формирование творческой личности ребенка и развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.

Консультация для воспитателейФормирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности.Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – эт...

Формирование творческой личности ребенка через изобразительную деятельность

Как развивать личность  ребенка в процессе лепки, рисования, аппликации....

Влияние нетрадиционных техник в изобразительной деятельности на формирование творческой личности

Данную статью можно использовать как материал для консультации педагогов ДОУ...

Творческая работа «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»

«Формирование творческой личности ребенка средствамитеатральной деятельности» Содержание:1. Актуальность данной проблемы.2. Цели и задачи работы по формированию творческой личности ребёнка ...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании творческой личности

В презентаци раскрыты: цель, специфика, принципы, виды и некоторые примеры  сюжетно-ролевых игр....

Поддержка формирования культуры личности ребенка через организацию образовательного процесса на основе культурных практик через сюжетно-ролевую игру

Формирования культуры личности ребенка - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято...