Игры и упражнения по формированию правильного звукопроизношения, совершенствованию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
статья по развитию речи (старшая группа)
Воспитание правильной речи не ограничивается формированием лишь правильного произношения звуков, а предусматривает комплексное развитие всех компонентов родного языка при правильной организации речевой функции, что является обязательной составляющей формирования личности ребенка в целом. Полноценное и гармоничное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.docx | 13.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения по формированию правильного звукопроизношения, совершенствованию
лексико-грамматического строя речи
и развитию связной речи
Воспитание правильной речи не ограничивается формированием лишь правильного произношения звуков, а предусматривает комплексное развитие всех компонентов родного языка при правильной организации речевой функции, что является обязательной составляющей формирования личности ребенка в целом. Полноценное и гармоничное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.
Работая воспитателем в группе для детей с нарушениями зрения и речи, я пришла к выводу, что совершенствование речи этих детей имеет специфику. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у детей проявляется своеобразие речевого развития, которое выражается в большинстве случаев в нарушении всех структурных компонентов языка. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением. Поражение зрительного анализатора вызывает изменение тех или иных зрительных функций, что отрицательно влияет на восприятие и связанные с ним другие психические процессы.
Занятия провожу в форме дидактических игр, упражнений, занимательных заданий, посвященных одной лексической теме. На каждом занятии стараюсь давать задания на развитие коммуникативных, социально значимых, эмоционально окрашенных навыков. Эти задания могут иметь различные формы: игры-драматизации; пальчиковые игры; игры на развитие мимической мускулатуры, речевого дыхания, голоса; сюжетно-ролевые игры (элементы); рассказывание; пересказывание; составление диалогов; решение проблемных ситуаций; штриховка и раскрашивание.
На своих занятиях я стараюсь, чтобы дети были постоянно активны, чтобы они любыми средствами проявляли свое понимание ситуации, свое к ней отношение, чувства и эмоции, вызываемые данным событием. Вопросы, которые я задаю детям, заставляют их обдумывать, осмысливать ситуацию и самостоятельно делать выбор движений, действий, цвета, слов. Стараюсь, чтобы на занятии моя роль состояла не в передаче детям готовых мыслей, слов, грамматических конструкций, а в создании обстановки поиска, творчества, эмоционального обмена.
Примеры игр и упражнения, используемых мною на занятиях по формированию правильного звукопроизношения, совершенствованию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи на разных этапах коррекционного обучения, которые помимо решения основных речевых задач, служат развитию эмоциональности детей с нарушениями зрения и речи.
1. Игра "Комплименты".
Цель: - расширение активного словаря детей словами-признаками, обозначающими моральные качества человека;
- совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Ход игры:
Описать внешний вид и характер своего друга, используя только слова-признаки.
2. Чтение стихотворения "Поздняя осень".
Цель: - побуждение детей к высказыванию, сравнению признаков в устной речи;
- расширение и углубление представлений детей об изменениях, происходящих в неживой природе;
- совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
3. Игра "Отражение".
Цель: - уточнение правильного произношения гласного звука О;
- формирование артикуляционно-фонетических и просодических навыков в речи.
Ход игры:
Пропеть гласный звук с заданной интонацией, визуально контролируя соответствующую мимическую позу перед зеркалом.
4. Игра "Раскрась дракончика".
Цель: - расширение активного словаря словами - названиями эмоций;
- формирование умения рассуждать, аргументировать своё мнение;
- развитие мелкой моторики, внимания.
Ход упражнения:
На листе бумаги изображение дракончика, имеющего головы с разными эмоциями и настроением. Цветными карандашами раскрасить каждую голову тем цветом, каким видится это настроение. Объяснить свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: «Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №951 ГОРОДА МОСКВЫ, СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №2 «Солнышко» Консультация для воспитателей:«Речевые и...
Автоматизация звуков, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи. Памятка для родителей по дороге домой.
Автор- составитель Светлана Константиновна Лаура.Эта "памятка" для родителей поможет автоматизировать звуки по дороге домой от детского сада до дома, в магазине, в машине. А также расширять словарный ...
Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико - грамматического строя речи и развитию связной речи.
Дидактические игры по ознакомлению детей с городом Санкт - Петербург....
Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является ...
Конспект индивидуального занятия учителя -дефектолога по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи.Тема: "Что нам осень принесла?" (старшая группа)
Конспект индивидуального занятия учителя -дефектолога по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речиТема: "Что нам осень принесла?" (старшая группа)...
Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи 1 часть
Вашему вниманию предлагаю цикл статей практического характера, написанный в виде домашних заданий, которые помогут вам в развитии речи вашего малыша. Предлагаемые зада...
Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи 2 часть
Вашему вниманию предлагаю цикл статей практического характера, написанный в виде домашних заданий, которые помогут вам в развитии речи вашего малыша. Предлагаемые задания помогут р...