Игры и упражнения по формированию правильного звукопроизношения, совершенствованию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
статья по развитию речи (старшая группа)

Кузнецова Ирина Владимировна

Воспитание правильной речи не ограничивается формированием лишь правильного произношения звуков, а предусматривает комплексное развитие всех компонентов родного языка при правильной организации речевой функции, что является обязательной составляющей формирования личности ребенка в целом. Полноценное и гармоничное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.

 

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx13.43 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения  по формированию правильного звукопроизношения, совершенствованию

лексико-грамматического строя речи

и развитию связной речи

         Воспитание правильной речи не ограничивается формированием лишь правильного произношения звуков, а предусматривает комплексное развитие всех компонентов родного языка при правильной организации речевой функции, что является обязательной составляющей формирования личности ребенка в целом. Полноценное и гармоничное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.

           Работая  воспитателем  в группе  для детей с нарушениями зрения и речи, я пришла к выводу, что совершенствование речи этих детей имеет специфику. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у детей проявляется своеобразие речевого развития, которое выражается в большинстве случаев в нарушении всех структурных компонентов языка. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением. Поражение зрительного анализатора вызывает изменение тех или иных зрительных функций, что отрицательно влияет на восприятие и связанные с ним другие психические процессы.

         Занятия провожу в форме дидактических игр, упражнений, занимательных заданий, посвященных одной лексической теме. На каждом занятии стараюсь давать задания на развитие коммуникативных, социально значимых, эмоционально окрашенных навыков. Эти задания могут иметь различные формы: игры-драматизации; пальчиковые игры; игры на развитие мимической мускулатуры, речевого дыхания, голоса; сюжетно-ролевые игры (элементы); рассказывание; пересказывание; составление диалогов; решение проблемных ситуаций; штриховка и раскрашивание.

         На своих занятиях я стараюсь, чтобы дети были постоянно активны, чтобы они любыми средствами проявляли свое понимание ситуации, свое к ней отношение, чувства и эмоции, вызываемые данным событием. Вопросы, которые я задаю детям, заставляют их обдумывать, осмысливать ситуацию и самостоятельно делать выбор движений, действий, цвета, слов. Стараюсь, чтобы на занятии моя роль состояла не в передаче детям готовых мыслей, слов, грамматических конструкций, а в создании обстановки поиска, творчества, эмоционального обмена.

      Примеры   игр  и упражнения, используемых мною на занятиях по формированию правильного звукопроизношения, совершенствованию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи на разных этапах коррекционного обучения, которые помимо решения основных речевых задач, служат развитию эмоциональности детей с нарушениями зрения и речи.

1. Игра "Комплименты".

Цель: - расширение активного словаря детей словами-признаками, обозначающими моральные качества человека;

- совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе,  падеже.

Ход игры:

Описать внешний вид и характер своего друга, используя только  слова-признаки.        

2. Чтение стихотворения "Поздняя осень".

Цель: - побуждение детей к высказыванию, сравнению признаков в устной речи;

- расширение и углубление представлений детей об изменениях, происходящих в неживой природе;

- совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

3. Игра "Отражение".

Цель: - уточнение правильного произношения гласного звука О;

- формирование артикуляционно-фонетических и просодических навыков в речи.

Ход игры:

Пропеть гласный звук с заданной интонацией, визуально контролируя соответствующую  мимическую позу перед зеркалом.

4. Игра "Раскрась дракончика".

Цель:  - расширение активного словаря словами - названиями эмоций;

- формирование умения рассуждать, аргументировать своё мнение;

- развитие мелкой моторики, внимания.

Ход упражнения:

На листе бумаги изображение дракончика, имеющего головы с разными эмоциями и настроением. Цветными карандашами раскрасить каждую голову тем цветом, каким видится это настроение. Объяснить свой выбор.

 

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №951        ГОРОДА МОСКВЫ, СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №2 «Солнышко» Консультация для воспитателей:«Речевые и...

Автоматизация звуков, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи. Памятка для родителей по дороге домой.

Автор- составитель Светлана Константиновна Лаура.Эта "памятка" для родителей поможет автоматизировать звуки по дороге домой от детского сада до дома, в магазине, в машине. А также расширять словарный ...

Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является ...

Конспект индивидуального занятия учителя -дефектолога по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи.Тема: "Что нам осень принесла?" (старшая группа)

Конспект индивидуального занятия учителя -дефектолога по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речиТема: "Что нам осень принесла?" (старшая группа)...

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи 1 часть

     Вашему вниманию предлагаю цикл статей практического характера, написанный в виде домашних заданий, которые помогут вам в развитии речи вашего малыша.  Предлагаемые зада...

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи 2 часть

  Вашему вниманию предлагаю цикл статей практического характера, написанный в виде домашних заданий, которые помогут вам в развитии речи вашего малыша.  Предлагаемые задания помогут р...