«Удивительный камень Кузбасса»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Беляева Наталья Георгиевна

 

Цель: развитие интереса к экспериментальной деятельности через ознакомление со свойствами неживой природы

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей со свойствами каменного угля.
2. Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности.

 3. Показать значение угля в жизни человека.

Развивающие:

1. Развивать у детей   мыслительные способности: анализ, сравнение, умение делать выводы.

2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи через экспериментальную деятельность.

Воспитательные:

1.Воспитывать любознательность, интерес к  неживой природе.
2. Прививать чувство гордости за свою малую Родину,

 

Предварительная работа: инструктаж с детьми по работе в лаборатории.

Оборудование для детей: на каждого ребёнка - 2 кусочка угля, банка с лупой – крышкой, стакан с чистой водой, колба с водой, ватные диски, измельчённый активированный уголь (2 таблетки), салфетки бумажные, салфетки влажные, палочки для размешивания, молоток, поднос, блокнотики; пипетка, щипцы, уголь, блюдце, спички, свечка, вода, пищевой краситель, молоток, салфетки бумажные, поднос пластмассовый, поднос железный; мультимедийное оборудование.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети заходят в группу, встают полукругом.

Воспитатель. Посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся глазками, поздороваемся руками.

2. Вступительная часть.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете как называется область, в которой мы живём? (ответы детей)

-А, ещё наш край называется Кузбасс. (Слайд)

-А, чем славится Кузбасс? (ответы детей)

(Это богатейший угольный край, у нас добывают уголь)

-Ребята, посмотрите, кто это? (Слайд)

(на экране появляется царь).

Воспитатель:

Но почему же он грустный? (ответы детей)

Хотите узнать? (ответы детей). Тогда давайте смотреть. (дети присаживаются на стулья)

(на экране появляются слайды, воспитатель начинает рассказывать сказку)

(Слайд) «В тридевятом царстве, тридесятом государстве жил был царь. (Слайд) Однажды приказал он принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его царстве.

 

(Слайд) И что только люди не несли царю: редкие цветы, мешки золота, камни самоцветные, необычных животных и птиц.

(Слайд) А, один бедный мужичок принёс царю простой чёрный уголь.

(Слайд) «Прочь отсюда, закричал царь, об этот уголь только руки марать!»

(Слайд)  Обиделся уголь, и пропал.

(Слайд) Стало во владениях царя темно и холодно. Света нет, и печи топить нечем.

(Слайд) Царское оружие пропало -железа то нет. А без него, да и меча не сковать.

(Слайд) Решил царь бежать из дворца. Хвать кафтан: «Батюшки, ни одной пуговицы и новых не пришьёшь». Оказывается, не только металлические, но и пластмассовые пуговицы с применением угля делают.

(Слайд) От всего этого разболелась у царя голова. Хотел он принять лекарство, а лекарства то пропали, ведь их тоже с применением угля делают.

(Слайд) Пожалел тогда царь о своём поступке, да как вернуть уголь в своё царство не знает.

Почему это произошло ребята? (ответы детей)

3. Основная часть

(На экране появляется уголёк)

«Я – чудесный уголёк,

Чёрный у меня бочок,

Ярко я в печи горю,

Людям пользу я несу!

А царь не знает обо мне ничего, и знать не хочет»

Воспитатель: уголёк, не расстраивайся. Ребята хотят знать много о тебе, правда ведь ребята?

Воспитатель: (имя ребёнка), а где можно узнать про уголь?» (ответы детей).

А, ещё где? (ответы детей)

Воспитатель: мы с вами отправимся в лабораторию, чтобы узнать про свойства угля.

Но перед этим мы немножечко отдохнём.

Физминутка.

Уголь в земле глубоко залегает. (Делают 2-3 приседания.) 
В шахтах шахтёры его добывают. (Поднимают руки вперёд, разводят в стороны.) 
На смену, на смену шахтёрам пора (Маршируют на месте) 
Уголь Кузбасса поднимать на верха. (Выполняют наклоны вправо-влево.) 
Шахтёры, шахтёры на смену идут (Маршируют на месте.) 
Нелёгкий, но очень почётный их труд. (Поднимают руки через стороны вверх.) 

Воспитатель: ребята, вот мы пришли в лабораторию. Подходим к столам. Вспоминаем правила работы в лаборатории (можно задавать вопросы; можно высказывать свои предположения и доказательства; можно помогать проводить опыты и эксперименты;

Нельзя брать предметы и проводить опыты без разрешения взрослого; нельзя шуметь и баловаться.)

Возьмите банки с лупой – крышкой, в которых находятся кусочки угля. И рассмотрите его. Что говорят ваши глазки? Какой он? (ответ детей)

Воспитатель: Верно. Посмотрите на карточки – подсказки. Они вам помогут запомнить, что уголь чёрного цвета, блестящий, неровный. (Слайд – радуга, кривая линия, и солнце из-за угля)

Давайте сильно нажмём на уголь пальцем. Изменил он форму? (ответ детей). Почему? (ответ детей). Ребята, обратите внимание на свои руки. Что вы видите? (ответ детей).

Верно. Посмотрите на карточки – подсказки. Они вам помогут запомнить, что твёрдый как камень и оставляет следы угольной пыли. (Слайд – камень и грязная рука).

Возьмите влажные салфетки и протрите руки.

Воспитатель: Но прочный ли он? (ответ детей) Проверим.

Делайте как я. Положите уголь на салфетку, прикройте сверху другой салфеткой. Возьмите молоток в руку, а другую уберите за спину. Почему мы убрали другую руку? (ответ детей) Верно, чтобы не травмироваться. А, теперь осторожно ударьте по кусочку угля. Что произошло? (ответ детей). Значит уголь какой? Посмотрите на карточку – подсказку. Она вам поможет запомнить, что уголь непрочный, хрупкий). (Слайд - уголь и молоток)

Воспитатель Присаживайтесь за столы.

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет с углём, если его опустим в воду? (ответ детей)

Возьмём кусочек угля, опустим его в стакан с водой. Что происходит? (ответы детей).

Воспитатель: А, почему? (ответ детей).

Верно, ребята, он тяжелый. Посмотрите на карточку-подсказку. (Слайд –  весы)

Воспитатель: Как вы думаете, он растворяется в воде или нет? Ответы детей. Как можно проверить? (ответы детей)

Помешайте его палочкой. Растворился уголь?  (ответ детей).

Воспитатель: Верно. Посмотрите на карточку – подсказку. (Слайд - перечёркнутая капелька воды)

Воспитатель:

Открою вам ещё один секрет: из каменного угля получают лаки, пластмассу, духи, лекарства и другие ценные материалы.

Вот, например, таблетки АКТИВИРОВАННЫЙ УГОЛЬ (показываю упаковку) помогают очищать организм от вредных веществ.

Представьте, что колба с водой –  это ваш организм, в который попали вредные вещества. (я при помощи пипетки капаю 5 капель раствора из пищевого красителя)

А, вы, насыпьте измельчённые таблетки (2шт.) в колбу и перемешайте. Нужно подождать несколько минут, чтобы ваш организм очистился.

Воспитатель: а, чтобы узнать ещё одно свойство угля, подойдём к другому столу.

Ребята, а как вы думаете, уголь горит? (ответ детей). Его же называют каменным углём. А, ведь камни не горят.  Проверим? (воспитатель демонстрирует опыт). Что происходит?

Почему уголь горит?  (ответы детей)

Воспитатель: Каменный уголь – это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения, т.е уголь образовался из древних растений и деревьев, которые росли на нашей планете в эпоху динозавров.

Пришло время проверить ребята– очистился ли наш организм. Подойдите к своим рабочим местам.  Что вы видите? (ответы детей)

4. Итог.

На экране появляется царь. (Слайд )

Воспитатель: Плохо царь тебе без угля? Послушай, что ребята узнали о нём. Ребята, давайте вспомним свойства угля. (спрашиваю детей по имени) (Слайд)

Вот как важен и нужен уголь!

Простил царя уголёк и вернулся назад. (Слайд)

Вот и сказочке конец.

5. Рефлексия

- А, что для вас было самым интересным?

За активную работу я хочу подарить вам блокнотики.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Красная книга Кузбасса». Приложение №1: "Красная книга Кузбасса"

Растет в светлых лесах и на вырубках по всей Восточной Сибири, но не часто. Растение очень декоративно, поэтому в период цветения его часто собирают в букеты, вырывая вместе с корневищем, что пр...

Конспект НОД для дошкольников «Этот удивительный камень — магнит»

Экспериментирование — эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, является одной из актуальнейшей проблем современности.Главное достоинство экспериментирования в том, ч...

«Удивительный мир растений и животных Кузбасса»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Удивительный мир растений и животных Кузбасса»Конспект НОД по окружающему миру в старшей группеЦель: расширить представления детей о животн...

Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.

Кузбасс – земля особенного рода,Ее не спутать ни с какой другой.И днем, и ночью жаркая работаКипит и на земле, и под землей....

Проект: "Удивительный камень-магнит"

Исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок начинае...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительный камень – магнит»

Данное занятие направлено на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование,формирование понятия детей о магните, расширение их представл...