Доклад «ИК – технологии: практика, проблемы, перспективы».
статья

Аксененко Светлана Викторовна

В докладе представлен материал с презентацией об использовании ИКТ в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc52.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.55 МБ

Предварительный просмотр:

  Тема: «ИК – технологии: практика, проблемы, перспективы».

ИКТ-технологии являются инновационным ресурсом, который обеспечивает доступность и вариативность обучения детей дошкольного возраста. Компетентность педагогических работников в этой области – важнейшее условие эффективного развития ДОО.

Результат деятельности дошкольной образовательной организации зависит также от уровня профессионализма каждого педагога. Учитывая это, актуальными становятся задачи повышения квалификации, переподготовки педагогов, мотивация их к использованию инноваций, новых технологий, поиску ценного педагогического опыта.

Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования согласно профессиональному стандарту «Педагог (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, также отмечается владение педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Использование ИКТ в образовательном процессе ДОО расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями. Однако внедрение ИКТ в сиситему дошкольного образования становится возможным при повышении профессиональной информационной культуры самих педагогов.

ФГОС ДО предписывает педагогу, занимающему должность воспитателя, знать среди прочего основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, т.е. владение   ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

В связи с тем, что проблема повышения ИКТ-компетентности педагогов является наиболее актуальной на сегодняшний день, на базе нашего ДОУ начала работу творческая группа «Флешка».

Цель:

Освоение компьютерных технологий, использование цифрового образовательного ресурса в педагогическом процессе.

Задачи:

1. Содействовать освоению педагогами информационных образовательных технологий, способствующих повышению их профессиональной компетентности.

2. Разработать  и провести цикл консультаций и семинаров для педагогов ДОУ по использованию цифрового образовательного ресурса в воспитательно-образовательном процессе.

3. Формирование умения быстро перестраиваться в ходе педагогической деятельности.

4. Развитие способности к самостоятельности.  

5. Создание банка теоретических и практических материалов опыта работы педагогов.

Участниками группы стали педагоги, имеющие высокий уровень овладения и использования компьютерных и мультимедийных технологий, и педагоги, испытывающие затруднения при работе с компьютером, но имеющие потребность в непрерывном развитии информационной культуры.

Выявить уровень ИКТ-компетентности воспитателей нам помогли:

- диагностирование(анкетирование, составление диагностических карт, которые содержат проблемные вопросы темы);

- индивидуальные собеседования;

- изучение адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования и управления;

- систематизация и анализ выявленных проблем – запросов педагогов.

Нами был составлен тематический план занятий по совершенствованию базового уровня пользования ПК, который включает в себя лекционные занятия и практическую работу. Основные направления – это работа с Microsoft Word и Microsoft Power Point, поиск информации в Интернете.

Тематический план занятий

по совершенствованию базового уровня пользования ПК

Тема лекционного занятия

Тема практической работы

«Как устроен компьютер».

«Файлы и файловая система».

«Сбор компьютера».

«Путь к файлу».

«Форматирование документа: шрифт, размер, выравнивание. Выбор параметров страницы».

«Создание и форматирование текста. Создание страниц различного формата».

«Форматирование документа: создание и редактирование таблиц».

«Создание и редактирование таблиц».

«Форматирование документа: диаграммы, их виды».

«Создание условий для представления в диаграммах».

«Разработка презентации: создание презентации с помощью PowerPoint. Выбор дизайна презентации».

«Создание дополнительных слайдов презентации. Применение дизайна созданной презентации».

«Разработка презентации: рисунки и графические примитивы на слайдах».

«Вставка рисунков, картинок в презентацию».

«Разработка презентации: вставка звука из файла».

«Вставка звуковых слайдов в презентацию».

«Использование анимации в презентации».

«Установка на слайдах различных анимационных эффектов».

«Интерактивная презентация: переходы между слайдами».

«Создание управляющих кнопок перехода».

«Глобальная компьютерная сеть Интернет. Электронная почта».

«Поиск информации в Интернете. Регистрация собственной электронной почты».

Общественная признательность.

«Демонстрация созданной презентации для детей дошкольного возраста».

В рамках работы творческой группы педагоги-наставники (с высоким уровнем пользования ПК) проводят открытые показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми. Во время проведения обучающих семинаров наставники дают практические задания «обучающимся» педагогам и отслеживают их выполнение. Такой форме, как работа в паре, пару составляют педагог с высоким уровнем и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере.  Эффективность такой формы обучения заключается в возможности применения полученных навыков на практике, а также индивидуальном подходе к изучению затруднений педагогов в освоении тех или иных компьютерных программ. Тематические семинары по вопросам информатизации проводятся руководителем творческой группы. Они организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: «Создание мультимедийных презентаций», «Сеть Интернет», «Подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office» и др.

 Работа творческой группы «Флешка» дала свои результаты, а именно – педагоги:

  • умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т.д.);
  • умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
  • активно используют информационные технологии в образовательном процессе;
  • владеют навыками поиска информации в Интернете;
  • владеют программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;
  • умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;
  • владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.

Итогом работы творческой группы «Флешка»  стало начало создания банка электронных образовательных ресурсов, а именно, для реализации образовательной программы ДОУ  созданы тематические папки в виде мультимедийных презентаций: «Животные», «Растения», «Астрономия», «Веселая физкультура», «Медицина и здоровье», «Времена года», «Народные промыслы», «Музыка».

Каталог образовательных ресурсов будет пополнятся и расширятся, для этой работы планируется привлечь всех педагогов ДОУ. Тематика новых презентаций: «Морской мир», «Насекомые», «Птицы», «Дидактические игры», «Потешки», «Праздники», «Нравственное воспитание», «Экспериментирование», «Безопасность», «География для детей», «Игры с буквами», «Сказки», «История», «Краеведение», «Логопедия», «Математика», «Вода», «Опыты», «Геология», «Профессии», «Искусство», «Ранний возраст».

По окончании реализации проекта не исключена возможность продолжения обучения в зависимости от потребностей педагогов.

Важно отметить, что ИКТ могут использоваться как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и в методической работе ДОУ.

Таким образом, реализуя программу информатизации в ДОУ, можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.

Список использованной литературы

1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.

2. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6

3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

4. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ИК - технологии: практика, проблемы, перспективы». Выполнила: Аксененко С.В. воспитатель ВКК МК ДОУ Павловский д/с №11

Слайд 2

Информационно – коммуникационные технологии в образовании – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Слайд 3

В приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013г. № 544н предъявляются определенные требования к овладению ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

Слайд 4

ИКТ в образовательном процессе ДОО расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями.

Слайд 5

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе: привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной; формировать информационную культуру у детей; активизировать познавательный интерес; реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении; дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе; активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

Слайд 6

Повышение компьютерной грамотности педагогов - первостепенная и наиболее актуальная задача

Слайд 7

Творческая группа «Флешка». Цель: Освоение компьютерных технологий, использование цифрового образовательного ресурса в педагогическом процессе. Задачи: 1. Содействовать освоению педагогами информационных образовательных технологий, способствующих повышению их профессиональной компетентности. 2. Разработать и провести цикл консультаций и семинаров для педагогов ДОУ по использованию цифрового образовательного ресурса в воспитательно-образовательном процессе. 3. Формирование умения быстро перестраиваться в ходе педагогической деятельности. 4. Развитие способности к самостоятельности. 5. Создание банка теоретических и практических материалов опыта работы педагогов.

Слайд 8

Выявление уровня ИКТ-компетентности воспитателей - диагностирование(анкетирование, составление диагностических карт, которые содержат проблемные вопросы темы); - индивидуальные собеседования; - изучение адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования и управления; - систематизация и анализ выявленных проблем – запросов педагогов.

Слайд 9

Программа Microsoft Word поможет создавать и редактировать документы Программа Microsoft Power Point, для создания презентаций, позволит наглядно, доступно представлять любую информацию.

Слайд 10

Интернет – это массовый и оперативный источник информации и общения. .

Слайд 11

Работа творческой группы «Флешка» дала свои результаты, а именно – педагоги: умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т.д.); умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства; активно используют информационные технологии в образовательном процессе; владеют навыками поиска информации в Интернете; владеют программой Power Point для создания мультимедийных презентаций; умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий; владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.

Слайд 12

Банк презентаций

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовет "Как мы решаем на практике проблемы физического воспитания и оздоровления детей"

Состояние здоровья детей- одна из важных проблем. Главная цель коллектива МДОУ №1 "Березка"- охрана и укрепления здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма....

Доклад по теме: «Актуальность проблемы интеграции дошкольного образования» в рамках семинара: «Теория и практика интегрированного обучения в дошкольном образовательном учреждении»

Дошкольный возраст – это сензивный период для формирования фонематического восприятия детей, развитие всех сторон речи, расширение и обогащение детских представлений о разнообразии окружающего мира....

ДОКЛАД Тема: «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы»

С введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО наметился позитивный поворот к дошкольному детству как к периоду, в котором заложены значительные образова...

Проблемы перспективы использования музыкально-компьютерных технологий в дошкольном образовании

Компьютеризация образования в нашей стране уже имеет свою, хотя и небольшую историю. А вот использование компьютеров на занятиях в детских садах только начинается. Но это новшество требует тщательного...

икт- практика, проблемы, перспективы

икт- практика, проблемы, перспективы...

Современные образовательные технологии в ДОУ: опыт, проблемы, перспективы.

В даннаой статье описанны  применения различных  педагогических технологий, которые способствуют значительному повышению качества воспитания....