Доклад по теме: «Актуальность проблемы интеграции дошкольного образования» в рамках семинара: «Теория и практика интегрированного обучения в дошкольном образовательном учреждении»
статья на тему

Мерзлякова Наталья Вячеславовна

Дошкольный возраст – это сензивный период для формирования фонематического восприятия детей, развитие всех сторон речи, расширение и обогащение детских представлений о разнообразии окружающего мира.  Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить читать и писать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть закономерности; научить свободно и грамотно строить свои высказывания, пробуждать познавательные интересы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 60 «Заинька»

Доклад по теме:

«Актуальность проблемы интеграции

дошкольного образования»

в рамках семинара: «Теория и практика интегрированного обучения в дошкольном образовательном учреждении»

Выполнила:

воспитатель Н.В. Мерзлякова

       Дошкольный возраст – это сензивный период для формирования фонематического восприятия детей, развитие всех сторон речи, расширение и обогащение детских представлений о разнообразии окружающего мира.  Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить читать и писать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть закономерности; научить свободно и грамотно строить свои высказывания, пробуждать познавательные интересы.

        Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.         Раскрыть их помогает учебная деятельность.

        Непосредственно – образовательная деятельность развивает самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями, мобилизирует нравственно-волевые усилия в достижении учебно-познавательных целей, формируются навыки самооценки.

         Существует мнение, что результатом деятельности ДОУ становится готовность к обучению в школе, которая может быть рассмотрена с разных позиций. Однако целью дошкольного образования следует назвать разностороннее развитие ребенка, формирование у него общей культуры, целостного представления о мире.  Одна из важнейших задач дошкольного воспитания – формирование кругозора видения целостной картины мира.

        Иначе говоря, задача дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, форсировании сроков перевода его школьные «рельсы», а в том, чтобы создать ему условия наиболее полного раскрытия неповторимого возрастного потенциала.

        Если рассматривать целостность и гармоничность в плане дошкольного питания, то новая Концепция дошкольного образования предложила изменить оценку самого дошкольного периода детства: в отличие от традиционной советской системы, где дошкольный возраст рассматривался в качестве подготовительной ступени к дальнейшему обучению в школе, она ориентирует педагогов на признание самооценки дошкольного детства как уникального периода жизни человека.

         Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция – системное образование, объединяющее:

  • интегративное целое, представляющее собой синтез процессуальных и результирующих составляющих интеграции;
  • интеграцию – процесс;
  • интеграцию – результат.

Интеграция ведет к обобщению и уплотнению, унификации и росту информационной емкости знания; использование интеграции знаний в образовании позволяет выделять компоненты содержания, соответствующие целостным представлениям о явлениях и процессах, происходящих в окружающей среде.  Интеграция  в образовании проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает позитивный результат обучения и воспитания.

Существует 3 уровня интеграции знаний, наиболее соответствующих дошкольному образованию:

  • на первом уровне интеграции устанавливаются связи между отдельными знаниями одной образовательной области со знаниями других образовательных областей, одного раздела программы со знаниями другого.
  • второй уровень интеграции достигается на основе знаний, при изучении образовательной области со всеми возможными элементами других дисциплин.
  • формирование интегрированной  системы знаний третьего уровня требует организации целостного процесса образования, включающего весь комплекс образовательных областей.

       Дошкольный  возраст определяется как период интенсивного интереса к составлению различных познавательных позиций по отношению к предмету деятельности, это время расцвета логического и образного мышления.

       К старшему дошкольному возрасту мозг детей перестраивается для усвоения новой информации и по всем функциональным характеристикам уже готов к усвоению большей по объему и сложной по качеству информации.

      Рассматривание основы интеграции определяют следующие стороны психологической науки, связанные с этой проблемой:

  • психология восприятия и воспроизведения эстетической культуры творческой личности;
  • гуманистическое направление как основа всех сторон человеческой жизни;
  • ассоциативность как психологическая основа интеграции.

Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ,  позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности - интегрированные занятия. На них объединяются различные области, знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада.

    В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используется в период предшкольного образования. Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу позволяет дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на областном семинаре: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

«Организация пространственно-предметной среды дошкольного учреждения как условия воспитания детей раннего возраста»...

Доклад на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста."

Со своим докладом на тему: "Актуальность проблемы речевого развития  детей дошкольного возраста" я выступила на педагогическом совете в  своём детском саду. Представила работу из своего опыт...

Представление практики по теме "Кейс-технология как элемент проблемно-ситуативного обучения в дошкольном образовательном учреждении"

Представление практики по теме "КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОБЛЕМНО - СИТУАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ  В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"...

Доклад на тему: «Актуальность проблемы взаимодействия с семьей дошкольника на современном этапе»

Семинар-практикум. Филиал АНДОО «Филипп» «Детский сад Щелково -1»...

Доклад на тему: «Актуальность проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста».

Речь – бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать  о своих чувствах, поделиться мыслям...