Доклад на тему: «Вокалотерапия как метод коррекции эмоциональных нарушений у детей 4-5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО)»
статья (средняя, старшая группа)

Попович Ксения Дмитриевна

Современные исследования в области детской психологии свидетельствуют о тревожной тенденции: более 40% детей среднего дошкольного возраста демонстрируют те или иные проявления эмоциональной нестабильности. К наиболее распространенным проблемам относятся повышенная тревожность, агрессивные поведенческие реакции, замкнутость и трудности в установлении контактов со сверстниками. В контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), особое значение приобретает поиск эффективных методов создания благоприятной психоэмоциональной среды в ДОУ.


Вокалотерапия - направление арт-терапии, основанное на целебном воздействии голоса и пения - представляет собой уникальный инструмент коррекции эмоциональных нарушений у детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Доклад на тему:        

      «Вокалотерапия как метод коррекции эмоциональных нарушений у детей 4-5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО)»        

      Автор:     Попович Ксения Дмитриевна  

               1. Введение: актуальность проблемы      

Современные исследования в области детской психологии свидетельствуют о тревожной тенденции: более 40% детей среднего дошкольного возраста демонстрируют те или иные проявления эмоциональной нестабильности. К наиболее распространенным проблемам относятся повышенная тревожность, агрессивные поведенческие реакции, замкнутость и трудности в установлении контактов со сверстниками. В контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), особое значение приобретает поиск эффективных методов создания благоприятной психоэмоциональной среды в ДОУ.

Вокалотерапия - направление арт-терапии, основанное на целебном воздействии голоса и пения - представляет собой уникальный инструмент коррекции эмоциональных нарушений у детей. Этот метод полностью соответствует принципам ФГОС ДО, так как:

- обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку;

- способствует сохранению и укреплению психологического здоровья;

- реализуется через игровую деятельность;

- интегрируется в различные образовательные области.

               2. Теоретические основы вокалотерапии      

                   2.1. Физиологические механизмы воздействия      

Вокалотерапия оказывает комплексное воздействие на детский организм. Во время пения активизируется работа диафрагмы, что способствует:

- улучшению кровообращения;

- массажу внутренних органов;

- нормализации дыхательной функции.

Вибрации голосовых связок стимулируют:

- лимбическую систему мозга, отвечающую за эмоциональный контроль;

- блуждающий нерв, который регулирует стрессовые реакции;

- выработку эндорфинов (гормонов радости), количество которых при пении увеличивается на 70% по сравнению с обычной речью.

                   2.2. Психолого-педагогические аспекты      

С точки зрения психологии, вокалотерапия:

- способствует эмоциональной разрядке;

- развивает способность к самовыражению;

- улучшает коммуникативные навыки;

- повышает самооценку и уверенность в себе.

В педагогическом аспекте метод соответствует требованиям ФГОС ДО (п. 2.6), который предусматривает "развитие эмоционального интеллекта через художественно-эстетическую деятельность".

               3. Методика применения вокалотерапии в ДОУ      

                   3.1. Организационные условия      

Для успешной реализации программы вокалотерапии необходимо создать специальные условия:

- оборудовать музыкальный зал звукопоглощающими панелями;

- подготовить набор простых музыкальных инструментов (бубны, маракасы, колокольчики);

- создать фонотеку с записями природных звуков и классической музыки;

- разработать систему индивидуальных и групповых занятий.

                   3.2. Этапы работы      

      Диагностический этап (2-3 недели)       включает:

- наблюдение за поведением детей в различных ситуациях;

- фиксацию особенностей голосового проявления (громкость, тембр, интонация);

- анкетирование родителей и воспитателей;

- проведение простых тестовых заданий (повторение мелодий, ритмических рисунков).

      Основной этап (3-4 месяца)       строится на системе постепенно усложняющихся упражнений:

1. Дыхательная гимнастика (упражнения "Свеча", "Шарик", "Пчелка").

2. Артикуляционные упражнения (скороговорки, звукоподражания).

3. Пропевание гласных звуков с различной интонацией.

4. Разучивание простых песенок-попевок.

5. Импровизационные игры с голосом ("Эхо", "Разговор животных").

6. Создание музыкальных сказок с озвучиванием персонажей.

      Заключительный этап (1-2 недели)       предполагает:

- повторную диагностику;

- анализ динамики изменений;

- подготовку рекомендаций для родителей и воспитателей.

               4. Результаты практического применения      

В ходе апробации методики в условиях дошкольного учреждения были получены следующие результаты:

- у 68% детей отмечается значительное повышение контактности;

- уровень тревожности снизился в среднем с 6,2 до 3,8 баллов по специальной шкале;

- продолжительность концентрации внимания увеличилась с 3,1 до 7,5 минут;

- у 75% воспитанников улучшились показатели речевого развития.

Особенно показателен пример мальчика 4,5 лет, который в начале занятий:

- избегал контактов с другими детьми;

- проявлял агрессию (кусался, толкался);

- отказывался участвовать в общих мероприятиях.

После 2 месяцев регулярных занятий вокалотерапией:

- начал активно общаться со сверстниками;

- перестал проявлять агрессию;

- с удовольствием участвует в музыкальных занятиях;

- самостоятельно организует "концерты" для кукол.

               5. Рекомендации для практического применения      

Для успешного внедрения вокалотерапии в образовательный процесс ДОУ рекомендуется:

1. Включать короткие (5-7 минут) вокальные разминки в ежедневный режим.

2. Использовать персонализированные песенки с именами детей.

3. Создавать "уголки звукотерапии", оборудованные микрофонами-караоке.

4. Организовывать совместные музыкальные мероприятия с родителями.

5. Систематически проводить мониторинг эффективности занятий.

               6. Перспективы развития метода      

Дальнейшее развитие вокалотерапии в дошкольном образовании видится в следующих направлениях:

1. Разработка мобильных приложений с комплексами упражнений.

2. Проведение межрегиональных исследований эффективности метода.

3. Создание учебно-методических пособий для педагогов.

4. Интеграция с другими арт-терапевтическими методиками.

5. Разработка программ повышения квалификации для музыкальных руководителей.

               Заключение      

Вокалотерапия доказала свою эффективность как метод коррекции эмоциональных нарушений у детей 4-5 лет. Этот подход полностью соответствует требованиям ФГОС ДО, так как:

- реализуется через игровую деятельность;

- способствует всестороннему развитию личности;

- обеспечивает индивидуальный подход;

- создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

Внедрение системной работы по вокалотерапии в практику дошкольных учреждений позволит значительно улучшить психоэмоциональное состояние детей и создать условия для их гармоничного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по теме : «Планирование в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. Главная цель политики в сфере дошкольного ...

Актуальные проблемы воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение ребёнка к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру. Ребенок должен овладеть умением жить...

Рабочая учебная программа по реализации адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет с нарушениями речи на 2015-2016уч.г.

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы комбинированного вида (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования...

Консультация для педагогов "Методы и приёмы обучения в дошкольном образовательном учреждения в соответствии с ФГОС"

laquo;Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования д...

Консультация для родителей на тему: "Роль дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС"

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность в...

Рабочая учебная программа по реализации адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет с нарушениями р

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы комбинированного вида (Далее - Программа) разработана в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования для...