Доклад на тему: «Вокалотерапия как метод коррекции эмоциональных нарушений у детей 4-5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО)»
статья (средняя, старшая группа)
Современные исследования в области детской психологии свидетельствуют о тревожной тенденции: более 40% детей среднего дошкольного возраста демонстрируют те или иные проявления эмоциональной нестабильности. К наиболее распространенным проблемам относятся повышенная тревожность, агрессивные поведенческие реакции, замкнутость и трудности в установлении контактов со сверстниками. В контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), особое значение приобретает поиск эффективных методов создания благоприятной психоэмоциональной среды в ДОУ.
Вокалотерапия - направление арт-терапии, основанное на целебном воздействии голоса и пения - представляет собой уникальный инструмент коррекции эмоциональных нарушений у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Вокалотерапия как метод коррекции эмоциональных нарушений у детей 4-5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО)»
Автор: Попович Ксения Дмитриевна
1. Введение: актуальность проблемы
Современные исследования в области детской психологии свидетельствуют о тревожной тенденции: более 40% детей среднего дошкольного возраста демонстрируют те или иные проявления эмоциональной нестабильности. К наиболее распространенным проблемам относятся повышенная тревожность, агрессивные поведенческие реакции, замкнутость и трудности в установлении контактов со сверстниками. В контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), особое значение приобретает поиск эффективных методов создания благоприятной психоэмоциональной среды в ДОУ.
Вокалотерапия - направление арт-терапии, основанное на целебном воздействии голоса и пения - представляет собой уникальный инструмент коррекции эмоциональных нарушений у детей. Этот метод полностью соответствует принципам ФГОС ДО, так как:
- обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку;
- способствует сохранению и укреплению психологического здоровья;
- реализуется через игровую деятельность;
- интегрируется в различные образовательные области.
2. Теоретические основы вокалотерапии
2.1. Физиологические механизмы воздействия
Вокалотерапия оказывает комплексное воздействие на детский организм. Во время пения активизируется работа диафрагмы, что способствует:
- улучшению кровообращения;
- массажу внутренних органов;
- нормализации дыхательной функции.
Вибрации голосовых связок стимулируют:
- лимбическую систему мозга, отвечающую за эмоциональный контроль;
- блуждающий нерв, который регулирует стрессовые реакции;
- выработку эндорфинов (гормонов радости), количество которых при пении увеличивается на 70% по сравнению с обычной речью.
2.2. Психолого-педагогические аспекты
С точки зрения психологии, вокалотерапия:
- способствует эмоциональной разрядке;
- развивает способность к самовыражению;
- улучшает коммуникативные навыки;
- повышает самооценку и уверенность в себе.
В педагогическом аспекте метод соответствует требованиям ФГОС ДО (п. 2.6), который предусматривает "развитие эмоционального интеллекта через художественно-эстетическую деятельность".
3. Методика применения вокалотерапии в ДОУ
3.1. Организационные условия
Для успешной реализации программы вокалотерапии необходимо создать специальные условия:
- оборудовать музыкальный зал звукопоглощающими панелями;
- подготовить набор простых музыкальных инструментов (бубны, маракасы, колокольчики);
- создать фонотеку с записями природных звуков и классической музыки;
- разработать систему индивидуальных и групповых занятий.
3.2. Этапы работы
Диагностический этап (2-3 недели) включает:
- наблюдение за поведением детей в различных ситуациях;
- фиксацию особенностей голосового проявления (громкость, тембр, интонация);
- анкетирование родителей и воспитателей;
- проведение простых тестовых заданий (повторение мелодий, ритмических рисунков).
Основной этап (3-4 месяца) строится на системе постепенно усложняющихся упражнений:
1. Дыхательная гимнастика (упражнения "Свеча", "Шарик", "Пчелка").
2. Артикуляционные упражнения (скороговорки, звукоподражания).
3. Пропевание гласных звуков с различной интонацией.
4. Разучивание простых песенок-попевок.
5. Импровизационные игры с голосом ("Эхо", "Разговор животных").
6. Создание музыкальных сказок с озвучиванием персонажей.
Заключительный этап (1-2 недели) предполагает:
- повторную диагностику;
- анализ динамики изменений;
- подготовку рекомендаций для родителей и воспитателей.
4. Результаты практического применения
В ходе апробации методики в условиях дошкольного учреждения были получены следующие результаты:
- у 68% детей отмечается значительное повышение контактности;
- уровень тревожности снизился в среднем с 6,2 до 3,8 баллов по специальной шкале;
- продолжительность концентрации внимания увеличилась с 3,1 до 7,5 минут;
- у 75% воспитанников улучшились показатели речевого развития.
Особенно показателен пример мальчика 4,5 лет, который в начале занятий:
- избегал контактов с другими детьми;
- проявлял агрессию (кусался, толкался);
- отказывался участвовать в общих мероприятиях.
После 2 месяцев регулярных занятий вокалотерапией:
- начал активно общаться со сверстниками;
- перестал проявлять агрессию;
- с удовольствием участвует в музыкальных занятиях;
- самостоятельно организует "концерты" для кукол.
5. Рекомендации для практического применения
Для успешного внедрения вокалотерапии в образовательный процесс ДОУ рекомендуется:
1. Включать короткие (5-7 минут) вокальные разминки в ежедневный режим.
2. Использовать персонализированные песенки с именами детей.
3. Создавать "уголки звукотерапии", оборудованные микрофонами-караоке.
4. Организовывать совместные музыкальные мероприятия с родителями.
5. Систематически проводить мониторинг эффективности занятий.
6. Перспективы развития метода
Дальнейшее развитие вокалотерапии в дошкольном образовании видится в следующих направлениях:
1. Разработка мобильных приложений с комплексами упражнений.
2. Проведение межрегиональных исследований эффективности метода.
3. Создание учебно-методических пособий для педагогов.
4. Интеграция с другими арт-терапевтическими методиками.
5. Разработка программ повышения квалификации для музыкальных руководителей.
Заключение
Вокалотерапия доказала свою эффективность как метод коррекции эмоциональных нарушений у детей 4-5 лет. Этот подход полностью соответствует требованиям ФГОС ДО, так как:
- реализуется через игровую деятельность;
- способствует всестороннему развитию личности;
- обеспечивает индивидуальный подход;
- создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
Внедрение системной работы по вокалотерапии в практику дошкольных учреждений позволит значительно улучшить психоэмоциональное состояние детей и создать условия для их гармоничного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по теме : «Планирование в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. Главная цель политики в сфере дошкольного ...
Актуальные проблемы воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО
Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение ребёнка к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру. Ребенок должен овладеть умением жить...

Рабочая учебная программа по реализации адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет с нарушениями речи на 2015-2016уч.г.
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы комбинированного вида (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования...

Статья на тему: « Патриотическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДОУ»
патриотическое воспитание в ДОУ....

Консультация для педагогов "Методы и приёмы обучения в дошкольном образовательном учреждения в соответствии с ФГОС"
laquo;Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования д...

Консультация для родителей на тему: "Роль дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС"
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность в...
Рабочая учебная программа по реализации адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет с нарушениями р
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы комбинированного вида (Далее - Программа) разработана в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования для...
