Актуальные проблемы воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО
консультация на тему

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение ребёнка к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnye_problemy_vospitaniya_i_obrazovaniya.docx159.93 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО

11.11.2015

Государственная образовательная политика

(ст.воспитатель: Чепыжная Н. В.)

Система дошкольного образования, подвергавшаяся модернизации с конца XX века, целенаправленно продолжила меняться и в XXI веке. Данные изменения нашли сначала своё отражение в федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009).

Следующий этап модернизации (реформирования) дошкольного образования - разработка федерального государственного образовательного стандарта (2013). О том, что дошкольное образование должно получить свой стандарт, по мнению А. Асмолова, было известно давно.

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, впервые признал дошкольное образование уровнем общего образования. Поэтому образовательные программы дошкольного образования должны разрабатываться в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, т.е. потребовался ФГОС — такой же, как и для трех ступеней школы, с тремя «Т», то есть требованиями к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и результатам ее освоения. Но с одним принципиальным ограничением: никаких аттестаций, экзаменов, оценок и прочих подобных манипуляций над детьми в рамках третьего «Т» быть не должно.

Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова. Он был утвержден приказом Минестерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155. В результате дошкольные образовательные организации получили документ, аналогов которому ещё не было – ФГОС ДО. Опираясь на фундаментальные закономерности развития ребёнка, ФГОС ДО вводит в деятельность детских садов ряд принципиально новых моментов.


Об ориентирах стандарта и о том, что он изменил в работе детских садов

Как председатель рабочей группы по разработке ФГОС Александр Григорьевич считал, что «нам как никогда нужно создать такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья, работники системы образования, люди, которые выступают как защитники детства. Есть шанс, что благодаря новому стандарту Конвенция прав ребенка не на словах, а на деле станет охранной грамотой, поддерживающей развитие детства».

ФГОС – это требование нового закона «Об образовании», в котором дошкольное образование признано уровнем образования и должно работать в соответствии со стандартами.

ФГОС обеспечивает:

  • единство образовательного пространства РФ;
  • преемственность основных образовательных программ;
  • вариативность содержания программ соответствующего уровня образования;
  • государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП и результатам их освоения.

Стратегия развития дошкольного образования:

детство ради детства

(воспитатель: Попова М. Я)

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение ребёнка к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться.

Поэтому технология стандарта это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Обучение должно входить в его жизнь через ворота детской игры. Стандарт должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству.

Основные тезисы

  • Детоцентризм (А. Вишневский) – ценность ребёнка на первом плане. Политический детоцентризм – когда большинство политических решений должно быть связано с миром детей, «в соответствии с принятой разработчиками идеологией … ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе …».
  • Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. Разработчики ФГОС утверждают, что не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку.

Стандарт дошкольного образования разработан в контексте социокультурной политики. «Культура – эта среда, взращивающая личность» (Павел Флоренский). Образование – не сфера услуг, не большая парикмахерская. Стандарт образования выстраивается как культура достоинства, а не культура полезности (человек как фактор, ресурс, когда надо выживать, а не жить). Культура достоинства – мотивация детства самое ценное, ребёнок как самое ценное; ребёнка ценят, а не оценивают. Развитие преобладает над контролем. Культура достоинства – переход от диагностики отбора к диагностике развития. Любят не за что-то, а просто так… Отсюда ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.

  • Основная образовательная программа ДО проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей. Волосовец Татьяна Владимировна: «Придётся в будущем переходить от общеразвивающих программ к индивидуальным программам образования (создание индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребёнка). Поддержка инициативы детей схема «воспитатель сказал – ребёнок сделал» уступает место схеме «ребёнок сказал – воспитатель прислушался».

Российская модель дошкольного образования, по мнению разработчиков ФГОС, до сих пор была основана на представлениях о детстве 40-летней давности, т. к. не проводились психолого-педагогические исследования современного детства. Эту ситуацию нужно менять, ориентируясь, в том числе, на зарубежный опыт.

Установлено, что современные дети гиперактивны, любознательны, у них повышена потребность к восприятию информации; объём долговременной памяти больше, а проходимость оперативной выше; они требовательны и настойчивы, не желают подчиняться требованиям взрослых, проявляют протест, вплоть до агрессии. Установлено, что современные дети обладают новым типом сознания: системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века. В сознании современных дошкольников доминирует смысловая сфера, которая определяет смысловую ориентацию на деятельность.

Иными словами, если ребёнок не понимает смысла деятельности, которую ему предлагают, то он отказывается её выполнять. Обладая повышенной потребностью к восприятию информации, современные дети стремятся к общению с близкими людьми и познанию окружающей действительности.

Чем отличаются современные дети?

  • Информированность - Требуется изменение содержания.
  • Раскованность - Требуется изменение методики (проблемно-диалогическая технология – дети участвуют в обсуждении).
  • Слабое здоровье - Требуется изменение методики (от интересного не устают)

Современные дети – это продукт эволюции Природы и Общества. Если раньше можно было сказать и показать ребёнку, что и как нужно делать, и он выполнял действия, подражая и доверяя взрослому, то современные дети будут готовы услышать взрослого только после того, как будет выстроена система отошений на основе доверия и понимания. У современных детей система отношений доминирует над знаниями и потребностью их приобрести.

Основными идеями государственного стандарта дошкольного образования являются:

  • гарантии полноценного развития ребенка;
  • защита его от некомпетентных взрослых;
  • регулирование и повышение качества педагогического процесса;
  • создание эффективного механизма управления и развития вариативной системы дошкольного образования.

ФГОС является основой для:

  1. разработки Программы (ООП);
  2. разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы);
  3. разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
  4. объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;
  5. формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
  6. оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Стандарт направлен на достижение следующих целей

  1. повышение социального статуса дошкольного образования;
  2. обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  3. обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  4. сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующих задач

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

ФГОС включает в себя требования к

  • структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения основных образовательных программ.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Мнение, что примерная программа должна быть одна – это шаг назад. Позиция разработчиков стандарта – вариативность программ даст возможность жить любой программе. ФГОС поддерживает не только вариативность программ, но и форм реализации дошкольного образования. Но сложность работы в настоящее время состоит в том, что проекты этих программ ещё не прошли проверку и пока не имеют соответствующего грифа.

Дошкольные образовательные учреждения разрабатывают самостоятельно ООП в следующем соотношении:

  • 60% - базовая часть – это ПООП, сделать ссылку и приложить книгу;
  • 40% - это региональный компонент, это творчество, педагогические находки, это парциальные программы.

Для написания ООП ДОУ создается специальная рабочая группа внутри организации, работа которой определяется Положением о разработке ООП.

ФГОС об оценке развития детей

Опасность того, что родителям и ребенку будет навязываться мониторинг оценки развития, сведена к минимуму нормативными положениями стандарта. «С точки зрения нормативно-правовых вещей он даже избыточен», - заметил директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.

Любой мониторинг, по его словам, должен будет служить двум целям – подбору и пониманию траектории развития ребенка и, второе, – коррекции и выбора парциальных программ. Таким образом, в отличие от других стандартов, контроль будет касаться контроля условий, в которых развивается ребенок. «Стандарт развития, по сути, сделан так, чтобы мы не вступили на скользкую и минную территорию, когда в дошкольных учреждениях появится человек с тестом в руках», (А. Асмолов).

ФГОС начального образования в качестве целевых ориетиров имеет формирование универсальных учебных действий, соответсвенно ФГОС дошкольного – фомирование предпосылок универсальных учебных действий.

Основные группы общеучебных умений:

  • интеллектуальные (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);
  • организационные (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);
  • коммуникативные (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли);
  • оценочные (учиться оценивать результаты своей работы).

Итак, можно выделить следующие важные моменты

(ст.воспитатель: Чепыжная Н. В.)

  • В ФГТ было выделено 4 основных направления деятельности ДОУ: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. В ФГОС их 5. Казалось бы отличие небольшое – познавательно-речевое направление разделилось на 2 отдельных. Но ФГТ можно было скорее определить как обучение области познания с помощью мышления, тогда как ФГОС – воспитание мышления в процессе познания. Принципиально важна замена социально-личностного направлнения на социально-коммуникативное (где предполагается работа по формированию у детей активной позиции, наличия собственного мнения, способности договариваться, обосновывать свою точку зрения, но осуществлять это в корректной форме).
  • ФГТ выделял 10 образовательных областей, ФГОС принимает 5 образовательных направлений развития детей за образовательные области, т.е. развитие физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
  • Основные формы работы с детьми, виды детской деятельности в ФГОС остались те же, что и ФГТ – это преемственность двух документов. Также сохраняется принцип комплексно-тематического построения программы и соответственно планирования.
  • Традиционно целью образовательной программы считалось «всестороннее развитие ребенка». ФГОС отказывается от этого расплывчатого термина и рекомендуе развитие детей в пределах основных выделенных пяти областей.
  • ФГОС ДО предполагает разумный подход к идее интеграции, не отрицает её, но и не принуждает интегрировать все во всем, подразумевая комплексный подход к взаимодополняющим 5 областям развития.
  • ФГТ предлагал реализацию программы в 3-х основных формах (НОД, св. деятельность, образование в режимных моментах). ФГОС дает больший простор для педагогического творчества: это формы игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, взаимодействия с родителями по вопросам образования ребенка, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей. Программа реализуется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ, причем ребенок не обязательно должен замечать, что его учат.
  • ФГОС ДО уделяет много внимания развитию детской самостоятельности, поддержке детской инициативы, возможности выбора детьми материалов для творчества, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Предпочтение отдается интерактивной модели образования, где процесс обучения ведется в условиях постоянного, активного взаимодействия воспитанников, где педагог и ребёнок – равноправные субъекты образовательного процесса. Такая модель предусматривает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, исследовательскую и проектную деятельность, совместное решение проблемных ситуаций.
  • При реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для:
  • индивидуализации образования, построения индивидуальной образовательной траектории ребёнка;
  • оптимизации работы с группой детей.
  • Конечной целью деятельности ДОУ выступает не приобретение детьми определенной суммы знаний (как это принято для школы и потом перенесено в ДОУ), а формирование определенных черт и свойств личности ребенка. Итоговые результаты, к которым обязан стремиться педагог ДОУ в своей работе, ФГОС формулирует как целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.
  • На основе ООП ДОО педагогом разрабатывается рабочая программа педагога. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения (решением педагогического совета).

Литература

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2013 г.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
  4. Реализация комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Екатеринбург, 2011.
  5. Белая К. Ю. Программы и планы в ДОО, 2014г.
  6. Сажина С. Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ: методические рекомендации, 2010г.
  7. Уманская Н.В. Иванова А. И. «Об инновациях ФГОС ДО», «Управление ДОУ» №7-2014
  8. Нечаев М.П., Романова Г.А. «Стратегия реализации целей и задач ФГОС ДО» «Управление ДОУ» №7-2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС по освоению детьми 5-7 лет образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа  по реализации основной общеобразовательной программы  дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС    по освоению детьми 5-7 лет  обра...

Рабочая учебная программа по реализации адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет с нарушениями речи на 2015-2016уч.г.

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы комбинированного вида (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования...

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС в группе компенсирующей направленности детей 6-7 лет с ОНР на 2016-2017уч.г.

В программе определены виды интеграций образовательных направлений и целевые ориентиры развития ребенка. Программа обеспечивает современное качество образования согласно потребностям личности, обществ...

Консультация для родителей на тему: "Роль дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС"

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность в...

Рабочая учебная программа по реализации адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет с нарушениями р

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы комбинированного вида (Далее - Программа) разработана в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования для...

«Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС»

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование,но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность вы...