« ДОКЛАД » На тему : «Познавательно-исследовательская деятельность, как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника» Составила воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
материал на тему

текст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

«Управление дошкольного образования»

 исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

 Республики Татарстан

« ДОКЛАД  »

 На тему :

 «Познавательно-исследовательская деятельность,

                как средство формирования интеллектуальной

личности дошкольника»

Составила воспитатель муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад общеразвивающего вида №19»

Бубнова Ольга Николаевна

                                                                                                                                         

 

Нижнекамск - 2012

Познавательно-исследовательская деятельность,

как средство формирования интеллектуальной

личности дошкольника.

(слайд№1)

 Теоретической базой моей работы являются исследования Н.Н. Поддьякова, который считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается (слайд№2).

Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я  решила адаптировать практический материал к условиям старшей  группы детского сада. Распределила подборку практического материала по разделам «живая природа», «неживая природа», с указанием развивающих задач, названия опыта, перечня необходимых материалов и оборудования. Это позволило мне  легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды. Разработала перспективный план, конспекты занятий по детскому экспериментированию для детей дошкольного возраста, обобщила и систематизировала  материал по опытнической деятельности.

Работая по экологическому развитию детей и понимая значение  детского экспериментирования для психологического развития ребенка, мы открыли в группе «Детскую лабораторию» (слайд№3).

 Оснастили ее материалами и специальным оборудованием, которое необходимо для реализации пространственных задач по познавательному развитию детей. В этой лаборатории мы  изучаем объекты и явления неживой природы: свет, тепло, воду, песок, глину, камни…

 Это дает возможность:

  • работать с детьми небольшими подгруппами,
  •  использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей.
  •  не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («прольешь», «испачкаешься»)

Для поддержания интереса к экспериментированию дети получали задания, в которых проблемные ситуации моделировались от имени сказочного героя-куклы «Почемучки» (слайд №4).На этих занятиях учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При организации исследовательской работы с детьми соблюдаю определённые правила (слайд №5).

Отношения с детьми я строю на основе партнерства. Большую радость удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем(слайд№6).

На первых этапах экспериментирования я  предлагала детям определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал. Например, при окрашивании воды гуашью сначала я  демонстрировала весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме, затем детям предлагала принять участие в эксперименте и только после этого позволяла им самим самостоятельно экспериментировать.

Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения. Детская любознательность, расширения словарного запаса, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах - это предпосылки для восприятия естественно-научных представлений - это направление работы второго этапа исследовательской деятельности.

В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т.к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества.

Для игр я  предлагаю  им песок, гипс, воду, пробки, жидкое мыло, снег, бросовый материал, камушки, бутылочки, поролон, трубочки, разные виды круп, т.е. самые доступные материалы. Важным мотивационным моментом для детей является то, что все предлагаемые материалы интересно обыгрываются. Так, например, в группу приходит веселый Петрушка и приносит волшебные разноцветные баночки с запахами, предлагает детям определить каждый из них: запах весны, лета, фруктов, или трав и т.д.

Игры с песком и водой показали, что они не только приносят детям радость и эмоциональное равновесие, но и развивают целый спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь и т.д(слайд№7).

Проводить опыты под руководством взрослого, конечно, интересно. Но иногда ребенку так хочется поработать в лаборатории самостоятельно! Взвесить все, что хочешь, не только с помощью гирьки, но и ракушки, выяснить, как выглядит мир через лупу и насколько точны песочные часы. К сожалению, мы крайне редко предоставляем детям возможность для таких самостоятельных исследований. А ведь именно в них проявляется любознательность ребенка, его интерес к исследованиям, умение самостоятельно проверить свои предположения и сделать выводы.

Нашим детям очень нравится работать с ящиком ощущений(слайд №8).Сделать его несложно. Возьмите коробку из-под обуви или любой другой картонный ящик, крышка которого легко открывается, таким образом вы будете помещать предметы внутрь. По бокам ящика проделайте два отверстия. Их диаметр должен позволять ребенку засунуть в ящик руку. К каждому отверстию с внешней стороны прикрепите рукав от старой детской кофты или верхнюю часть старого носка. Ящик можно украсить разными наклейками с изображениями воздушных шаров, птиц, насекомых и других предметов, связанных с темами блока. Время от времени вы будете класть в ящик различные предметы. Задача детей определить их на ощупь и объяснить, по каким признакам они это сделали. Такие упражнения на сенсорику я провожу в начале занятия, поместив в ящик предмет, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.  

Для выяснения отношения родителей к процессу экологического воспитания было проведено анкетирование( слайд №9).Ответы родителей помогли выявить увлечение взрослых и детей, отношение к объектам и явлениям неживой природы.

Чтобы полученные знания и способности у детей закреплялись и развивались, я предложила родителям информационный материал в родительском уголке, где предложены занятия для детей и родителей. На таких занятиях родители вместе с детьми могли рисовать картины из песка, изготавливать фигурки из гипса, украшать воздушные шарики с помощью красок, фантиков, скотча, блесток, цветной бумаги, превращая их в веселых человечков.

В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с    различными объектами дети перешли к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Я уверена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №13 «Родничок» КУЗНЕЦОВОЙ НАДЕЖДЫ ИЛЬИНИЧНЫ

Кузнецова Надежда Ильинична – воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад  № 13 «Родничок». Образование сре...

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №13 «Родничок» ИБРАГИМОВОЙ ПАТИМАТ ШАПИЕВНЫ

В настоящее время в детских садах совершенствуются формы, методы обучения правилам безопасного поведения на дорогах. Успешно реализуются разные  инновационные общеобразовательные программы.Целью ...