Главные вкладки

    Доклад на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста."
    статья (средняя группа) на тему

    Сестренская Ирина Федоровна

    Со своим докладом на тему: "Актуальность проблемы речевого развития  детей дошкольного возраста" я выступила на педагогическом совете в  своём детском саду. Представила работу из своего опыта.  Большая проблема - речь ребёнка в средней группе, где я работаю. В своём выступлении я отразила какую работу я провожу  с детьми  по развитию  речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл akt._problemy_rech_raz.docx20.91 КБ

    Предварительный просмотр:

     Дошкольное СП МБОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области – Детский сад «Почемучка»

                                            Доклад  на тему:

                           «Актуальность проблемы   речевого

                       развития  детей    дошкольного  возраста».

                                       (из опыта работы)

                                                             Подготовил  воспитатель: Сестренская И.Ф.

                                            Февраль  2015.

    Актуальность проблемы речевого развития  детей                                  дошкольного  возраста.

    Речь – удивительно сильное средство, но нужно  иметь много   ума, чтобы пользоваться им.                                                                             Г. Гегель

     Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя как личность.
              Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из  актуальных .

     Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами  языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
               Желание ребенка вступать в диалог, уметь высказывать свое мнение, поддерживать эмоциональный тон- всему этому ребенок должен научиться в дошкольном возрасте. Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления  любой деятельности. С помощью речи дети приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг друга, обмениваются накопленным опытом и знаниями, своими впечатлениями, интересами. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Даже у детей с нормальным интеллектом, часто наблюдается простая конструкция предложений, односложность ответов, нежелание отвечать, т. е. снижена его речевая активность.

         Развитие речевой активности может проходить не только на специально- подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Утром, когда ребенок приходит в группу, можно  побеседовать с ним на разные бытовые темы. Дети охотнее сообщают о тех событиях,    в которых сами участвовали. Они часто рассказывают о том, какой новый фильм смотрели вместе с мамой или папой,  удачным будет вопрос, о чем этот фильм, кто главные герои, чем закончился фильм.  

          Беседуя с ребенком, можно не только спросить с кем он живет, как  зовут, где  работают, но и уточнить степень родства его к другим членам семьи: сын, дочь, внук, брат, сестра, племянник, дядя.  

    Непринужденный разговор поможет   закрепить знание ребенка и о своем  домашнем адресе. Ведь очень часто дети запоминают домашний адрес механически, не понимая, что конкретно обозначают слова,  что обозначают цифры в его адресе. Многие дети из моей  группы знают свой адрес.

         После выходных дней  интересуюсь у ребенка, чем их родные и близкие  занимались в выходные дни, кто приходил к ним в гости, как отдыхали; прошу  рассказать о своих играх, занятиях и развлечениях. Такие индивидуальные  беседы хорошо использовать для развития произносительных и грамматических навыков (склонение существительных, согласование  прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий, деепричастий).
          Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, включаю  игры, способствующие расширению  словарного запаса детей,  их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка. Например: «Какое дерево я загадала?  Название этого дерева начинается со звука «к», а заканчивается на звук «н»,  «Подбери «родные» слова к слову «снег» (снежинки, снеговик, снегурочка). 

        Дети любят задания соревновательного характера: «Найди на участке предметы на определенный звук», «Кто больше назовет прилагательных к слову «горка» (трава, березка, дом, небо); «На что похожа тучка?», «Кто самый внимательный?»; «Напечатай палочкой на снегу, песке,  букву или  фигуру», « Кто первым назовет слово на данный звук, или составит предложение».  На прогулке дети с удовольствием играют, сопровождая игру речью.

    На занятиях по аппликации, рисованию, эффективно использование приема комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребенком своих действий. Детям, которые затрудняются, я задаю наводящие вопросы: «Что сейчас делаешь?», «Что будешь делать потом?», «Что тебе для этого необходимо взять?», «Зачем?», «Как можно исправить?»; а также учит  грамотно  формулировать свой вопрос к товарищу, взрослому, словесно оформить просьбу.

    Речевую активность у дошкольников также  развивает  и занятие по конструированию, которое   не только развивает мелкую моторику, но и способствует развитию планирующей функции речи,   дает возможность познавать  цвет, форму, величину предметов, усваивать многие правильные названия, совершенствовать восприятие пространственных отношений.
           Особое место в речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые  являются жанрами  устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки  точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество  расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову.  В свободной игровой деятельности полезно использовать инсценировки пословиц, такие игры, как «Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др. Эти и  игры можно использовать и  на прогулке. Особенно дети любят малые фольклорные формы, которые доступны в любом возрасте: народные сказки,  заклички, дразнилки, загадки; в старшем дошкольном возрасте можно познакомить с небылицами, частушками, былинами. 

          Работая над данной проблемой, целесообразно  использовать и  детское дежурство (по столовой, в уголке природы, при подготовке к занятиям). Мы со второго полугодия начали дежурство. Во время сервировки стола можно уточнить названия столовых  приборов, для чего они нужны, из чего сделаны. Дети  называют  обобщающее слово «посуда», вспомнить  с ними  профессии «повар», «кондитер».  

    Активность детских высказываний возрастет, если задавать им вопросы, требующие рассуждений, развернутых предложений: «Что произойдет, если не поливать растения? Почему?», «Можно ли поливать растения чаем, молоком?», «Что произойдет, если все растения исчезнут?», «Чем одно растение отличается от другого?» и т.д.
         Взаимодействие ребенка  с другими людьми  требует от него особых социально-речевых умений: правильное понимание мысли собеседника, грамотно сформулированное собственное суждение,  уместное употребление слов, выражений, умение быть доброжелательным собеседником, всё это, в свою очередь, послужит  хорошей базой для его успешного  развития.

           Для речевого развития надо так же приобщать детей к культуре чтения художественной литературы. Дети с удовольствием слушают сказки и разбирают ее по вопросам.

         Не последняя роль в речевом развитии отводится и родителям. Можно составить для родителей памятку.

     

                        Факторы успешного речевого развития

                                 (памятка для родителей)

     

     *Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.

      *Создавать условия для общения с другими детьми.

      *Речь взрослого – пример для подражания.

      *Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.

     *Совместные игры взрослого и ребёнка.

      *Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

      Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему».

      *Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

                                         Список литературы.

    1.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 Ушакова О.С.

    2.Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008 Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995

    3.  Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

      4.  Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь           дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. Малетина Н.С.,          

    5.  Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание.2004.№6. С.64-68.

      6. Интернет – ресурсы:  nsportal.ru

                                                   Maam/ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов на тему: «Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

    В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников - важнейшей стороне воспитания ребёнка....

    Доклад по теме: «Актуальность проблемы интеграции дошкольного образования» в рамках семинара: «Теория и практика интегрированного обучения в дошкольном образовательном учреждении»

    Дошкольный возраст – это сензивный период для формирования фонематического восприятия детей, развитие всех сторон речи, расширение и обогащение детских представлений о разнообразии окружающего мира....

    Семинар на тему: Актуальные проблемы музыкального воспитания детей.

    Музыкальное воспитание – это развитие и формирование личности ребёнка различными средствами музыки, имеющее важное значение в его эстетическом и нравственном становлении....

    ДОКЛАД ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Актуальные проблемы инклюзивного дошкольного образования в свете ФГОС ДО».

    «Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах....

    Презентация для родителей на тему: "Особенности речевого развитиядетей старшего дошкольного возраста"

    Материал подойдет для использования на первом родительском собрании в группе для детей с ОНР....

    Презентация к выступлению на педагогическом совете на тему: «Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»

    Педагогический совет ДОО «Особенности современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников» Тема: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

    Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.

    Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога....