Деловая игра для педагогов ДОУ "Опыты и эксперименты для дошкольников"
опыты и эксперименты

Мельник Анастасия Константиновна

Материал может быть полезен педагогам ДОУ, старшим воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_eksperimenty_dlya_detey.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста»

для педагогов

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Закрепить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского экспериментирования.

- Добрый день, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашей деловой игре «Опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста»

    «Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать».

                                                                                             Антуан де Сент-Экзюпери.

   Вот так и мы с вами не должны оставаться в стороне, когда в ребенке бурлит жажда познания. «Хочу все познать», говорит ребенок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.

    Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день, выделяет экспериментирование как основной вид познавательно-исследовательской (поисковой) деятельности. Ученый считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается».

   Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

   Все мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Познавательная активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Это объясняется тем, что детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

   В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установленных закономерностях.

    Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

-  дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

   В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Слайд №11. Опыты, эксперименты проводятся в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так же элементарные опыты включаются в занятия по познавательному развитию, опыты можно использовать на прогулке как часть наблюдения.

    Мы с вами выслушали теоретическую часть. А теперь закрепим наши знания через деловую игру. Для этого вам необходимо разделиться на две команды. Я буду задавать вам вопросы, а вы стараться правильно и быстро на них отвечать. За каждый правильный ответ команда получит фишку. По итогам игры побеждает команда, набравшая наибольшее количество фишек.

 Но для начала давайте разберемся, что такое опыт, а что такое эксперимент.

     Эксперимент – это проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач. Опыт – компонент познавательной деятельности, посредством которого обеспечивается непосредственная связь системы знания с познаваемым объектом.

 По каким принципам можно классифицировать эксперименты?

       Педагогам зачитывается признак, по которому классифицируются  эксперименты, а они должны назвать какие из экспериментов относятся к данному виду.

А) По характеру объектов, используемых в эксперименте:

Опыты с растениями

Опыты с объектами неживой природы

Опыты, объектом которых является человек

Б) По месту проведения опытов:

В групповой комнате

На участке

В лесу, в поле

В) По количеству детей:

Индивидуальные  (1-4 ребенка)

Групповые (5-10 детей)

Коллективные (вся группа)

Г) По причине их проведения:

Случайные

Запланированные

Поставленные в ответ на вопрос ребенка

Д) По характеру включения в педагогический процесс:

Эпизодические (проводимые от случая к случаю)

Систематические

Е) По продолжительности:

Кратковременные (от 5 до 15 минут)

Длительные (свыше 15 минут)

Ж) По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

Однократные

Многократные, или циклические

И) По характеру мыслительных операций:

Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)

Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта)

Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

   По каким пяти взаимосвязанным направлениям организуется экспериментальная деятельность с детьми:       (на обдумывание 30сек).

«Живая природа» (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.). «Неживая природа» (воздух, вода, почва и др.). «Физические явления» (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.). «Человек» (функционирование организма и др.). «Рукотворный мир» (материалы и их свойства).
Назовите этапы экспериментальной деятельности в ДОО

1. Постановка  проблемы.

2. Высказывание предположения.

3. Проверка предположения в процессе проведения опыта на практике.

4. Выводы.

Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

Ответ: самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.

Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.

Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.

Какие интегративные качества личности развиваются у ребёнка в процессе экспериментирования?

Ответ: любознательный, активный, способный решать интеллектуальные задачи, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми сверстниками.

Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Ответ: любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.

Постройте верную структуру занятия-экспериментирования.

Педагогам раздаются карточки с написанными этапами занятия. Они должны расположить их на магнитной доске в правильном порядке

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Уточнение правил  безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

3. Уточнение плана исследования.

4. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

5. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Назовите особенности детского экспериментирования.

Детское экспериментирование свободно от обязательности. Не следует жестоко регламентировать продолжительность опыта. Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. Дети не могут работать, не разговаривая. Право ребенка на ошибку.

Объяснялки. 

Каждой команде предлагается объяснить заданное слово  так, чтобы другая команда догадалась, о чем идет речь.

Предложенные слова: лаборатория, эксперимент.

Например, - Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).

- Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

        «Узнай опыт по предметам».

Педагогам предлагается рассмотреть картинки, на которых изображены различные предметы, и придумать с ними опыт для детей старшего дошкольного возраста:

1. 2 банки с чистой водой и 1 пустая литровая банки, 3 сырых яйца.

Поваренная соль, ложка для размешивания. (Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы).

2. Стакан с водой и соломка для коктейля.

3. Картофель (клубни) и соломка для коктейля.

4. 3 стакана (1 пустой, во втором жёлтая вода, в 3 красная вода), 2 салфетки.

Подведение итогов игры:

       - Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Уважаемые коллеги, проведем рефлексию:

Все ли вам было понятно в содержании деловой игры. Полезна ли была вам информация, которую вы сегодня узнали? Появился ли у вас интерес к детскому экспериментированию?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»

Деловая игра для педагогов по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»Цель: закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста.Задачи:1.Вызвать ...

Деловая игра для педагогов ДОО «Конструктивно-модельная деятельность дошкольников"

Цель: систематизация знаний педагогов о развитии ребенка в конструктивной деятельности....

Деловая игра для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Мы - граждане России»

Цель: расширить уровень знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой ...

Деловая игра для педагогов ДОУ «Грамотная речь педагога – залог грамотной речи дошкольников»

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятел...

Деловая игра для педагогов по теме «Речевое развитие дошкольников»

Деловая игра направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач речевого развития детей дошкольного возраста.Цель: повышение уровня ...